Morgenstern
Холод


Гамбургский проект MORGENSTERN был основан в 1993 году участницей нойз-индустриального консорциума ARS MORIENDI (1990-1995) Andrea Borner, которая, помимо своего увлечения экспериментальной электронной музыкой (сегодня она также входит в состав дарк-эмбиентной группы TEMPLEGARDEN'S), занята в театральных постановках, преимущественно в сказках для детей и взрослых. Коллеги по музыкально-театральному цеху отзываются о ней как о натуре исключительно остроумной и творческой, хотя некоторые фанаты в своих письмах к Andrea подвергают сомнению "нормальность" ее психики. Что ж, я допускаю, что подобные мысли могут запросто поселиться в голове любого слушателя, который осмелиться послушать два последних альбома MORGENSTERN "Zyklen" (1999) и "Cold" (2001, Ant-Zen) и таким образом приобщится к изоляционистской, шизофренической музыке артистки.

Однако понаблюдав за немкой на прошлогоднем фестивале "Wave Gotik Treffen", я увидел в ней всего лишь очень молчаливую и редко улыбающуюся, серьезную и сосредоточенную на чем-то своем девушку. Я думаю, что за ее спокойной внешней оболочкой бушует настоящий ураган эмоций и страстей, потому что контраст между обликом Andrea и ее музыкой просто огромен! Этими скупыми строчками я, пожалуй, и ограничусь, так как доступ к файлам MORGENSTERN оказался засекреченным. Посему я сразу перехожу к описанию последнего альбома "Cold" нойз-амазонки из инновативной "матрицы" Ant-Zen.
Новый диск германской артистки имеет внутри себя довольно страшные атмосферу и звуки, которые, в отличие от субтильного предшественника "Zyklen", вырываются здесь наружу и на некоторое время реально способны подчинить себе волю и внимание слушателя. Действительно, очень легко потеряться в вибрирующих и громыхающих лабиринтах массивной трибальной power electronics или провалиться в трясину мрачного и промозглого, населенного лишь страдающими духами и злобными привидениями freaky-эмбиента. Тяжелые и монотонные, изъеденные коррозией death-индустриальные образцы, которые сильно напомнили мне последние "танцевальные" эксперименты CONVERTER, пропущены здесь через мясорубку вместе с монстрообразными вокалами и завываниями, неуютными хоррор-шепотами, скоростными машинными битами и дистортированным "каллигари"-сюрреализмом. Открывает диск очень выразительная атмосферная композиция "Cold", которая грозно и медленно приближается в наушниках... как некий смерч... к счастью, стихия пройдет мимо, но внутреннее напряжение и комок в горле останутся еще надолго, а волосы замрут в вертикальном положении. Пока вы будете приходить в себя от такого "ненавязчивого" 6-минутного интро, следующий номер "Horny Being" практически завершиться и плавно перейдет в агрессивное и трескучее перкуссионное инферно "Hypnotized". Любители тяжеленького, костедробильного ритмического нойза не будут разочарованы. Влияние Philipp Munch (SYNAPSCAPE), как говорится, налицо, однако это не тот "экстрим", который мне сегодня импонирует. Гораздо умнее и интереснее звучит другой ритмичный "артефакт" - мой первый фаворит "Blow Away My Reason" - вздрагивающие перкусионные ритмы на нем очень удачно переплетены с клаустрофобной эмбиентной alien-мистерией, холодной статической металликой, далекими сиреноподобными голосами и "попавшим в переделку" мужским речитативом. А вот к созданию жесточайшего трека "Insight" явно приложил руку Andreas Schramm (ASCHE), потому что именно так звучат самые суровые дистортированные death-нойз вещицы на его последнем альбоме. Однако не они делали там погоду, и здесь я воспринял подобный саунд как "бонус на любителя". Совсем другое дело - психоделический коллаж "Interlude" - приготовьтесь ко встрече с удивительной и многокомпонентной, сочной звуковой мимикрией. Это не песня, это диагноз! Композиция "Hinrichtung Durch Raum Und Zeit (re-edit)" такая же длинная, как и ее название (но в отношении музыки MORGENSTERN временные границы не имеют особого значения). Это нарастающий, жесткий и размытый, монотонно-хаотический поток яростного ритмического нойза и не более того. Эпицентр тектонического деструктивизма "Combat Zone" с его кричащим и рвущим барабанные перепонки вихрем электроники находится в зоне активных военных действий или стихийного бедствия. Не для слабонервных, но есть крайне любопытные звуки. В конце пластинки содержится еще один замечательный intelligent electronics номер с клубным потенциалом - это вещь "Eye", которая привлекает не мощью, а драйвом и настроением, красивыми звуками (используется хороший сэмпл PASSARANI) и вокальными эффектами. В финальной композиции "Over" индустриальная электроника MORGENSTERN от души повоет и порычит вам на прощание.
Итак, расширение звукового спектра, композиционное разнообразие, увеличение динамических характеристик и еще более жуткая атмосфера делают CD "Cold" однозначно более зрелым релизом, нежели "Zyklen", а ценителям сумеречного и жесткого экспериментального нойз-индастриэла предоставляется еще одна прекрасная возможность совершить небезопасный "аудиотрип" по отравленным и пугающим саунд-ландшафтам, на которых периодически происходят выбросы брутального адреналина.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 15 за 2001 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета