Кук, Мария «Валькирия»: сага о войне и любви
Когда слышишь легенду, создается впечатление, что это действительно было. Только очень давно, когда не было нас. Нельзя сказать, что этого не было, нельзя и утверждать, что это было. Жить в столь мрачные и безнадежные времена, как наши, без какой-либо веры во что-то хорошее и светлое глупо и бессмысленно. Каждый человек верит. Одна из немногих, пермячка Мария Кук, предпочитает веру в вечно живущую любовь. И этой верой она готова поделиться со всеми. Вот и мне посчастливилось взять частичку любви и счастья. Хотя Марию знаю довольно-таки давно и все это время она радовала меня своими стихами. И вот в один прекрасный день она мне сказала, что очень бы хотела когда-нибудь написать рок-оперу. Идея действительно стоит того, чтобы быть. И вот мечта начинает превращаться в реальность. Передо мною лежит распечатка либретто "Валькирии" (Саги о войне и любви) и рядом - аудиокассета с записью оперы.
Когда мечты превращаются в реальность, в народе это называется чудом. Хотя люди сами совершают чудеса, при этом не замечая их. Так в жизни Марии Кук появилась ее первая сага.
- О чем ты мечтала с ранних лет?
- Когда детей спрашивают: "Кем ты хочешь быть?", дети отвечают: врачом, учителем, милиционером и так далее. Когда мне задавали этот вопрос, я отвечала - королевой. Потом я хотела быть космонавтом, актрисой... и все же я решила стать поэтом. Мне было чуть меньше 10 лет. Я прочитала у Андерсена рассуждение о поэтах. И почему-то тогда стала уверена, что это относится ко мне. Кроме этого я мечтала о любви. С детства очень любила книжку "Алые паруса". Была довольно романтическим ребенком.
- Как давно ты пишешь стихи?
- 9 лет.
- Почему твой выбор пал на стихи?
- Вообще, по сути, я была воспитана на стихах. Моя мама очень любила стихи. Сколько себя помню, она все время читала стихи, мы с ней сочиняли, все время что-то рифмовали. Причем с маленьких лет она читала не только детские стихи. Мне трудно выражать себя прозой.
- Ты замечала, как рождаются стихи?
- По-разному бывает. Иногда стихи рождаются от головы. То есть у меня появляется идея, и я начинаю ее как-то зарифмовывать, обличать в слова. Порой просто идет текст.
- Что чувствуешь при этом?
- По отношению к внешнему миру ничего. Меня можно о чем-то спрашивать, и я отвечу, но этого не замечаю. Это идет вне сознания.
- О чем ты думаешь, когда пишешь?
- Я думаю... как бы не забыть. Особенно если записать негде, то начинаю судорожно собственный стих учить наизусть.
- Почему именно скандинавская мифология?
- Скандинавия - это моя давняя любовь. Потому что это культура сильных людей - и физически, и духовно.
- Чем близки тебе викинги? Что привлекает?
- Эта культура очень живая. У них очень живая мифология, очень живые "человекообразные" образы богов. Боги как люди, они также смертны. По сути, нет понятия рока. То есть человек может изменить судьбу.
- Но ведь ты сама вводишь в оперу рок.
- Отчасти. Но ведь там герои тоже меняют судьбу и противостоят этому року. В этом все и дело. Да и к тому же викинги никогда не скрывали своих чувств. Есть такие культуры, которые учат определенной модели поведения. Викинги естественны.
- У каждой монеты есть две стороны. Что у викингов тебе не нравится? С чем ты не согласна?
- Это цивилизация воинов. Мне кажется, что они не совсем верно понимали честь. Больше придавали значение войне.
- Тогда как же другие цивилизации? Многие предпочитают Египет, Грецию, Вавилон и так далее...
- Мы вообще любим экзотику. Какие-то египетские мифы, Иран, Междуречье и так далее. Хотя культура северной Европы гораздо к нам ближе. Но мы их плохо знаем. К скандинавской культуре я пришла через славянскую. Отчасти на меня повлияли книги Марии Семеновой. У викингов своеобразная культура. Если сравнивать с греческой, она казалась примитивной. У них были другие рисунки, фигуры идолов. У греков был материал мрамор или глина, а у викингов - дерево. Деревянная скульптура всегда будет такой. Скажем, это не примитив, а другой стиль. Они по-другому себя выражали. Из-за изображений рисунка, из-за звериного стиля их называли варварами. У египтян тоже был звериный стиль, но их варварами никто не называл.
- Расскажи о "Валькирии".
- Мне очень нравятся валькирии, которые являются персонажами мифологии. Их обычно неправильно понимают. Валькирий считают аналогом греческих амазонок. На самом деле они не сражаются против мужчин, они выбирают самых достойных. То есть делают то, что делает каждая женщина в жизни. Но выбирают не для себя, а для войска Одина.
- Образ воина. Вкладывала ли ты в него свой идеал мужчины?
- Отчасти. Для меня этот воин был тот, который верен одной женщине, который может контролировать свои эмоции. В результате работы с первым режиссером воин немного "пострадал". Получился какой-то буриданов осел, который сидит между двумя женщинами и не знает, кого выбрать, что делать, как жить... В конечном итоге он выбрал, но сколько крови всем попортил. Ха-ха!!
- Какова роль жены?
- На самом деле это очень сильный характер. С одной стороны, ей ничего не надо. Вот сидит дома и больше ничего. С другой стороны, у нее есть своя правда, и ей она следует до конца. А именно - любовь и дом.
- Не думаешь ли ты, что удел земной жены должен быть для каждой женщины?
- Может быть. Женщина сама вольна выбирать.
- Является ли Скальд предсказателем саги?
- Не совсем. Он ставит воина перед выбором. Но у воина все по-другому. Он выбирает между Валькирией и женой. И с их помощью показывается выбор между войной и любовью.
- Что в опере есть "смерть" и "война"? Какая разница между ними?
- Война - это разрушительное начало, то есть это может быть какая-то попытка добиться власти, положения в обществе. Результатом общественного сознания является то, что мужчина должен быть воином, а воин должен погибнуть в бою. А человеку нужно жить и заботиться о своих близких. Смерть тоже разрушительное начало. Но смерть неизбежна, а войны можно избежать.
- Как родилась идея оперы?
- Рождалось много сюжетов в этой мифологии: Валькирия влюбляется в воина, нарушает волю Одина. Меня же интересовало другое. Валькирия влюбляется в воина, нарушает волю Одина, а воину этого не нужно. Ха-ха!! Мне пришла идея этого треугольника. Через этот треугольник вылезла еще и война. Я хотела писать о любви, а война все-таки выползла! Отчасти это связано с моей первой потерей в жизни. Дело в том, что в 1996 году в Чечне был убит друг нашей семьи. И эта травма сильно засела во мне и в моем творчестве... Любовь в саге побеждает войну. Поэтому - сага о войне и любви.
- Расскажи о появлении сюжета.
- Трудно сказать... Сначала появился треугольник, потом придумывались сюжетные ходы, какой-то конфликт. Вот так все и родилось. На самом деле конфликт возникает между войной, как роком, и любовью.
- Ты веришь в вечную любовь?
- Любая любовь вечна, и она очень важна. Из любви каждого отдельного человека складывается одна великая вечная любовь.
- Как родилась легенда саги?
- Когда писала это либретто, я создавала свой мир. На основе разных сюжетов создавала один.
- Видишь ли ты себя одним из героев саги? Например, Валькирией?
- Отождествлять меня и моих героев не стоит. Был толчок извне, который выстроил в моей душе ситуацию. Мне кажется, что в наше время жить как викинги - это бутафория, театр. То есть - всему свое время.
- По какому принципу подбирались актеры? Были ли какие-то критерии?
- Для рок-оперы нужно выбирать актеров с голосом, драматическими способностями, и желательно, чтобы они умели танцевать. Мы пытались выбирать и для записи, и для сценической постановки. И все же большую роль играли вокальные данные, их отбирал композитор.
- Расскажи немного о музыке и вокале.
- Музыку написал пермский композитор Владимир Прокопчук. Когда-то я у него училась играть на гитаре. Потом он писал несколько песен на мои стихи. И вот однажды к нам приехал на гастроли питерский театр "Рок-опера". Я посмотрела их постановку рок-оперы "Иисус Христос", сам фильм мне не очень понравился и хотелось чего-то большего. Тогда я окончательно приняла решение написать либретто. Написала несколько текстов. Позже позвонила Владимиру Прокопчуку и спросила его: "Хотите рок-оперу написать?". Он с радостью согласился. В это время он работал с театром-студией "Прозус" - над мюзиклом "Снежная королева" на его музыку. Мне повезло, что я вовремя попала в студию. Что касается вокала, то "Прозус" - это театр любителей. То есть с музыкальным образованием людей там немного. Только Оксана, исполняющая роль Валькирии, закончила музыкальное педагогическое училище и поступила в Институт культуры на вокал. Елена Михайловна, исполняющая роль Фрейн, профессиональный исполнитель. Остальные - любители. Мы делали запись при отсутствии денег и времени. Делалось все в радиорубке звукорежиссера, то есть - без студии. Исполняющий выходил, в зрительный зал ставили микрофоны, говорили всем:" Чшь-чшь" и начинали записывать, буквально в военно-полевых условиях. Ха-ха!!
- Как дела обстояли с постановкой?
- Когда я узнала о постановке, было уже поздно. Мне казалось, все проще. Я написала либретто, и на этом моя работа закончилась. Конечно, с моей стороны это было наивно. На самом деле все по-другому. Особенно когда пытаются вытащить не то, что тебе нужно. Сначала мы хотели делать это в театре "Прозус". Потом не сошлись характерами с режиссером, эстетическими взглядами. Первый хотел вытащить любовный треугольник, мучительный выбор воина. В результате из него сделали буриданова осла! Ха-ха!!
Второй хотел переделать весь сюжет. Его требования были таковы: "Мне нравится. Но я хочу другую пьесу!". Он хотел, чтобы я вообще убрала жену, а Валькирия должна оживить воина, и он бы в нее влюбился, то есть - счастливый конец. Все жили долго и счастливо и умерли в один день.
Третий настаивал вытащить политический подтекст. А я считаю, что искусство должно быть вне политики. Когда оно начинает пропагандировать политические или религиозные взгляды автора, то это уже публицистика.
- Давай заглянем немного в будущее. Твоя опера поставлена, прошла премьера. Что ты ждешь от зрителя?
- Мне кажется, что им станет легко на душе. Это должно быть что-то вроде катарсиса. Кульминация оперы - погребальный костер, боль и отчаяние. И все-таки в финале есть чувство того, что на самом деле ничего не закончилось, все продолжается и все в наших руках. Мне хотелось, чтобы каждый зритель, сидя в зале, смотрел на сцену, слушая песню о вечной любви, почувствовал ее. Если каждый будет думать о тех людях, которые ему дороги, то тогда в этом зале появится ощущение вечной любви.
- Каковы твои планы на будущее? Что произойдет после либретто?
- Сейчас для меня самое главное - не останавливаться на достигнутом, а идти дальше и становиться лучше. У меня есть две идеи. Одна из них - "Гадалка", поднимающая проблему выбора. Я считаю, что свобода связана с выбором и необходимостью. Эта проблема для меня важна. Поэтому я поднимаю ее и в этом произведении. Вторая идея - "Любовь к Магдалине, или Дорога к храму". Здесь хотелось бы осветить проблему человека искусства.
Но все это лежит в глубинах подсознания. А пока буду писать стихи, жить и совершенствоваться.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 15 за 2001 год в рубрике музыкальная газета