Lesser
Эксгибиционизм LESSER


Американец Jay Lesser ака LESSER (а также LSR, 157, BACKFIRE, DJ 40 Year Old Woman) утверждает, что его новый альбом "Gearhound" (2001 Matador Records) на музыкальном уровне отражает сложные процессы, происходящие в его голове. Что ж, если вы прослушаете этот в высшей мере странный и "трудноперевариваемый" диск, то увидите в таком высказывании довольно смелый и честный поступок. Действительно, вместо того, чтобы бросаться популярными фразами на тему новаторского, экспериментального подхода к созданию электронной музыки, наш герой фактически ставит себе диагноз, подписывает приговор. Лучшим способом лечения его затянувшейся болезни, по-моему, является лоботомия... (Шутка.) Кажется, новый год на Matador решили начать под девизом "Эксперименты в массы!", о чем свидетельствуют свежие релизы MATMOS, LESSER и неотвратимо приближающиеся полноформатники TECHNO ANIMAL и VOID. Я по мере сил постараюсь освещать на страницах газеты все "матадоровские" метаморфозы и сегодня вы узнаете практически все о Jay Lesser и его многочисленных коллаборациях и проектах. Также мне удалось "раскрутить" очень занятого артиста на виртуальную беседу, полная версия которой представлена ниже.

Jay Lesser начал делать музыку в 1989 году и быстро превратился в одного из активистов альтернативной сцены Сан-Диего (играл в группах вместе с музыкантами A MINOR FOREST, CRASH WORSHIP, OPTIGANALLY YOURS, PINBACK, PHYSICS и др.). Однако он не верил в потенциал концертирующих проектов и вскоре изолировал себя в гараже мамочки, где продолжил сочинять "пьяные", "контуженые" треки. Ранние записи LESSER представляли собой транзисторные эксперименты, попытки смешивать рок-влияния BIG BLACK и SEBADOH с электронными элементами в духе MEAT BEAT MANIFESTO, PUBLIC ENEMY, NEGATIVLAND и интенсивными собственными вокалами. Сырые и внезапно обрывающиеся песни были похожи скорее на тестирование машин, нежели на рок-н-ролл. Многие часы Jay проводил в своей студии, записывая неуверенные биты, крики, тишину и стены нойза, которые впоследствии были изданы на упакованных вместе с лезвиями и таблетками ЛСД кассетах соло-проекта I HATE ME. Устав от альтернативного рока, американец полностью ушел в электронику, взяв с собой лишь панк-эстетику прошлого. Спустя некоторое время он нашел единомышленников в лице людей с Vinyl Communication. Однако Jay сознательно разрушал карьеру и тем самым создавал своеобразный культ самого себя: он много пил, пугал аудиторию своими выходками и оформлением пластинок, неаккуратно вел себя с журналистами, экспериментировал с музыкальными стилями.
Музыкант делал музыку в стилях drum-n-bass (правда, это был довольно агрессивный подход, обусловленный юношеским увлечением метал-музыкой), хип-хоп, musique concrete, имел контакты с Thrill Jockey, много сотрудничал(ет) с Miguel Depedro ака KID606 (кстати, большой фэн LESSER), записывался с японцем KK NULL, сегодня является live-участником MATMOS и известен под маркой LESSER и DISC. В данный момент LESSER заканчивает 11-часовой ретроспективный MP3 CD и работает над новым материалом. В планах также значатся свежие релизы его сайд-проектов DISC, THE SEX PIXELS, FLEETWOOD MACINTOSH. А еще Jay очень хочет написать музыку для детского мультфильма...

vAlien: Как бы Вы описали Ваше музыкальное кредо? Вы являетесь представителем так называемых авангардных музыкальных сил, цель которых - разрушать различные клише, исследовать возможности электронных приборов, использовать новые рецепты и формулы для извлечения звуков... или Ваша артистическая миссия заключается в другом?
Jay Lesser: Хмм, думаю, что Вы преувеличиваете. Меня интересуют эксперименты с новыми звуками и я пытаюсь "давать жару" настолько, насколько это возможно, и в наименее клишированной манере. В основном я делаю музыку ради забавы или отдыха. Я не считаю себя авангардистом... скорее, я источник проблем для окружающих.
v: Вы известны под несколькими именами (LSR, 157, Backfire, DJ 40 Year Old Women)? Список довольно длинный... Зачем Вам такое множество музыкальных "масок"?
J: Просто мне нравится выходить на публику с новыми бандами и названиями... Полагаю, что я бы мог записывать все в рамках одного проекта, но разве это весело? Кроме того, мне нравится круто менять собственную карьеру, а частая смена названий является прекрасным способом сделать это.
v: Какие инструменты/машины Вы использовали при записи "Gearhound"? Это чисто электронный альбом или некоторые звуки имеют акустическую природу? У Вас есть собственная студия?
J: "Gearhound" в основном записан с помощью электроники. Я добавил в него лишь немножко звуков акустической гитары. Несколько сэмплов я записывал сам с использованием спрятанных микрофонов. У меня имеется личная студия (компьютер и микшерный пульт) в моей квартире, где и была проведена вся работа.
v: Вы сами придумали оформление альбома? Этот парень в белом, общающийся с приборами, является Вашим отражением? Чьи лица расположены справа?
J: Да, идея обложки принадлежит мне, а реализовал ее мой друг J.F. Coad. Мы оба разделяем увлечение техническими фотографиями с изображениями работающих ученых... конечно же, на обложке диска изображен я... Я или любой другой электронный музыкант, безумно вовлеченный в некий дикий эксперимент. Фотографии я взял из списков людей, разыскиваемых ФБР - таким образом я представляю электронных музыкантов, "Gearhounds" и прочее... своего рода андерграунд... а также предупреждаю о том зле, которое таится в машинах. Кстати, моя фотография также расположена среди физиономий преступников.
v: Какими Вы представляете потенциальных слушателей "Gearhound"? Вам не кажется, что они должны быть немножко "фриками", сумасшедшими ребятами?
J: Да, я думаю, что Вы правы. Это точно альбом "не для вечеринок". Он может заинтересовать тех людей, которые действительно будут сидеть и слушать музыку. Таких людей очень мало. Я также думаю, что большинство ребят, которым понравиться альбом, скорее всего имеют что-то общее со мной. Знаете, я ведь также считаю себя немножко странным парнем...
v: "Gearhound" работает с различными нойзами, странными звуками и кривыми, абстрактными ритмами. Как насчет мелодического аспекта и гармоний? Или Вы предпочитаете оставить все это для поп-девчонок?
J: Думаю, что мне недостает музыкальной зрелости, чтобы создавать мудреные мелодии... Я могу сочинить мелодию из 2 или 3 нот, но мне это неинтересно. У меня лучше получаются вещи, которые я действительно умею делать. Пусть другие придумывают красивые мелодии. Я не имею ничего против мелодий, просто я не тот парень, который их сочиняет. Мне бы хотелось найти артиста, который бы стремился написать мелодию для этого стиля музыки, но такие ребята встречаются крайне редко.
v: Один уважаемый и хорошо известный российский музыкальный критик недавно написал, что "современная нойз-музыка является финальной точкой в общем развитии музыки" и сравнил ее с "Черным квадратом" Малевича. Вы согласны с тем, что после нойза в музыке не может быть ничего нового?
J: Раньше я так думал... Очень пессимистично. Однако сегодня я считаю, что перед музыкантами открыто как никогда много направлений для дальнейших исследований. Вы можете сказать, что на все музыкальные территории уже ступала нога человека и остается только придумывать что-то более удачное в известных стилях, но это неверно... Я постоянно слышу новые звуки и вижу новые возможности... Вызов заключается в том, чтобы работать над чем-то новым, а не просто расслабляться и плыть по течению. Я думаю, что это вопрос отношения к предмету. Необходимо задавать себе вопрос: "Разве это не замечательно, что вся основная работа уже проделана другими людьми? Ведь было перелопачено столько всего, что теперь не нужно заниматься скучными делами". Лично я очень рад, что мне не нужно "открывать" рок-н-ролл, но я использую все хорошие вещи, которые предлагает этот стиль музыки и синтезирую нечто новое.
v: Концепция "Gearhound" строится вокруг sci-fi тематики или каких-то других объектов? Откуда Вы понабирали всех этих разговорных сэмплов, которые помогли создать очень специфическую и определенно не очень "здоровую" атмосферу альбома?
J: "Gearhound" вообще не соприкасается со sci-fi... Он посвящен фетишу музыкальных машин и неправильному толкованию стиля "Intelligent Dance Music", который якобы сильно отличается от хэви-метала. Много звуков для альбома было записано в "Guitar Center", на верхнем этаже американского музыкального магазина, где вы всегда встретите какого-либо парня, мастурбирующего с гитарой... играющего "Stairway To Heaven" или что-то подобное. Есть такие же люди, которые делают IDM, но почему-то думающие, что они умнее и лучше других музыкантов... меня это просто бесит. Однако я согласен, что альбом получился очень шизофреническим, что можно объяснить повышенной самокритикой, сопровождавшей меня на протяжении всей работы... но эта запись звучит действительно так, как процессы, происходящие в моей голове, как ни пугающе это звучит.
v: Каковы Ваши главные музыкальные достижения на текущий момент? Как много дверей открыто для вас сегодня в шоу-бизнесе? Вы живете только за счет музыкальной активности?
J: Хм-м-м, мне действительно доставляет удовольствие путешествовать и встречаться со многими людьми. Думаю, что это главное. Нынешними летом/осенью я отправляюсь в турне вместе с MATMOS и Bjork, что очень круто... я по-прежнему имею работу, потому что музыка приносит мне очень маленькие деньги, но, возможно, я пошлю ее ко всем чертям, если уеду в это длинное турне... посмотрим, смогу ли я прожить в таких условиях до моего возвращения.
v: Вы когда-нибудь выступали в роли DJ в американских или европейских клубах? Если да, то какой материал Вы играли и легко ли было установить хороший контакт с публикой? Дело в том, что в последнее время я слышал немало жалоб от "экспериментальных" DJ-ев по поводу того, что их видение DJ-сета часто отличается от представлений клубберов на сей счет. Ваш комментарий?
J: На самом деле я недолго занимался ди-джеингом. Я развлекал публику с помощью установки, проигрывающей SID-файлы. Все звучало весело и в стиле ретро... людям нравилось это, так как музыка была действительно веселой... однако я скорее всего соглашусь с ди-джеями, чьи сеты идут вразрез с потребностями толпы. Когда я составляю собственные сеты, то стараюсь смягчить свой любимый материал и сделать его более или менее доступным для аудитории. Простая мастурбация не для меня :)
v: Мне известно, что Вы плотно сотрудничаете с Miguel Depedro ака KID606 и даже издали split-CD в 1998 году. Что Вы думаете о его теперешнем статусе электронной суперзвезды? Планируете ли Вы в ближайшем будущем записать что-нибудь новенькое вместе с ним?
J: Здорово, что Miguel получил признание!!!! Он классный парень и способен справится со звездной болезнью. Думаю, что я еще не готов к такой популярности. Если бы так много людей пришло в восторг по поводу моего материала, то я бы подумал, что делаю что-то неправильно. Мы работаем сейчас над кое-какими проектами... новым диском и группой с названием THE SEX PIXELS. Он будет Sid Vicious, а я - J Rotten.... Я еще не знаю, какую музыку мы будем исполнять, но, надеюсь, что-то захватывающее.
v: Как Вы попали в лагерь Matador? Вам нравится музыка, издаваемая на этом лейбле: какие группы в частности? В буклете к диску Вы написали, что Matador платит Вам деньги. Вы начали делать музыку в конце 80-х и с тех пор выпустили много работ на различных лейблах. Неужели на современной андерграундной электронной сцене широко распространена болезнь, когда лейблы не платят своим артистам?
J: Шеф Matador Gerard Cosloy был фэном LESSER в течение долгого времени (по крайней мере, он так мне сказал), и когда я приехал вместе с MATMOS в Европу, то встретился с ним лично. С ним было приятно общаться и он сказал мне: "Если захочешь сделать пластинку, звони мне в любое время". Я это сделал. Он знал, какую музыку я играю, что это некоммерческий материал, но заключил сделку, потому что любит музыку, а не только деньги. Мне нравятся не все группы на Matador, но мне близок вкус Cosloy... Понимаете, этот парень издает FROGS и играл на гитаре вместе с GG Allin (помимо всего прочего), и поэтому он не может не ошибаться. Я пришел на Matador, потому что он был таким классным парнем и к тому же мой старый лейбл развалился... В прошлом меня никогда особенно не волновали гонорары. Я просто хотел сохранить музыку в чистоте... не загрязнять ее деньгами... делал так, потому что мне так нравилось. Я по-прежнему верю во все это, но все-таки замечательно, что я могу получить немножко денег и оплатить затраты на техническое обновление.
v: Давайте вспомним один забавный факт из Вашей биографии. Создание группы CREEPING DEATH, исполняющей каверы METALLICA, было шуткой? Наверное Вам пришлось столкнуться и с такими фанатами METALLICA, которые готовы были убить Вас за это дурачество?
J: Мы сформировали кавер-банду METALLICA как ироничный проект. Я люблю METALLICA... ну хорошо, пусть старых METALLICA. Мы впервые появились на публике на вечеринке в честь Хэллоуина и некоторое время продолжали в том же духе. Это было весело - тусоваться с друзьями и играть музыку, которую я слушал, будучи тинейджером. Людям очень нравились наши концерты. Мы исполняли только песни с первых 3 альбомов и большинство наших посетителей, возможно, никогда не видели ранних METALLICA "вживую". Поэтому на наших концертах всегда царило полное безумие. Люди прыгали со сцены и орали... Было круто.
v: Кто выступает в роли самого важного критика Вашей музыки? Не могли бы Вы вспомнить наиболее приятный комплимент и самое критическое замечание в адрес Ваших песен?
J: Мой самый злобный критик - это я, но наиболее важный - возможно, мой друг Ross Van Horn. Он очень суров и редко говорит не по существу. Самые приятные и критические замечания насчет моей музыки были высказаны как раз им. А еще недавно газета "The Stanford Arts" обозвала "Gearhound" "вредным для общества". Это довольно жесткое определение, но я воспринял его как комплимент... многие артисты тратят целую жизнь, чтобы найти такие слова.
v: Как Вы считаете, в каких местах лучше всего слушать/играть "Gearhound"?
J: Возможно, в относительной безопасности у себя дома.
v: Когда Вы начинаете записывать новую песню, то не боитесь повторить других музыкантов? Что Вы делаете, чтобы избежать возможных сравнений? Вы, например, стараетесь прослушивать все важные релизы других электронных артистов?
J: Я слушаю немного электронной музыки, потому что не хочу повторить кого-то другого... Я обнаружил, что у меня больше шансов увернуться от тренда, если я зарою голову в песок. Я делаю то, что делаю, но это не желание во что бы то ни стало не звучать как другие... или быть ""the weirdest musician on the block", я на самом деле просто пытаюсь трансформировать то, что творится у меня в голове, на CD... Полагаю, я немножко эксгибиционист.
v: Большое спасибо за ответы. Напоследок мой последний вопрос: Вам нравится порно???
У меня кровь красного цвета, я американский мужчина в возрасте между 13 и 40 годами. Да, мне нравится порно... никакой одержимости... просто здоровый интерес.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 14 за 2001 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета