Столле
последние из могикан?


Кажется, еще совсем недавно лидский рок шумел и играл всеми своими красками. Но, как и в свое время в далеком Ливерпуле, туман рассеялся, высветив лишь самую солидную свою фигуру - СТОЛЛЕ. Сегодня группа собирает приличные залы, интерес к лидскому року не ослабевает. Так что интервью с лидером группы гитаристом Лебедевичем под ублажение обещанным им шампанским весьма кстати.

- Виктор, дайте, пожалуйста, оценку прошедшему в Лиде со своей колокольни.
- Оценки - это прерогатива критиков. Я - музыкант, могу лишь интерпретировать события. А не произошло-то ровным счетом ничего. Шелуха рассеялась, естественный отбор состоялся. СТОЛЛЕ вступили в новое тысячелетие уже как профессиональная группа, с солидным лейблом, с контрактом и неэфемерным будущим. В свое время мощь лидского рока достигла своего апогея и это должно было к чему-то привести. Музыкантами город славится, еще недавно в концертных хит-парадах "Лидского мерси-бита" каждый месяц участвовало до 40 групп. Но вся эволюция состоит в менеджменте. Есть у тебя "атомный" продюсер - ты на плаву, нет - будешь толочь воду в ступе. Равным образом от этого зависит и предприимчивость любого предприятия. Лида здесь не исключение и время все расставило по своим местам. Своим взлетом она обязана была одному человеку и стоило ему на время выйти из игры, как все опять превратилось в "авгиевы конюшни".
- Вы можете назвать того "заслуженного виновника"?
- По причинам своей лояльности нет - он сейчас наш продюсер.
- Не намекаете ли Вы здесь на всесильность феномена Брайана Эпштейна?
- Как бы не так! Во всем существуют свои каноны. Играть можно хоть тыщу лет. А толку с этого? Мы долго шли в никуда. Под флагом БЕЛОЙ РЕСПУБЛИКИ с польской группой СВОБОДА исколесили на гастролях всю Польшу. Писали альбомы, собирали аппарат, совершенствовали состав. А без менеджмента - все в ноль. Продюсер - 90% успеха.
- Значит, у Вас сейчас "ливерпульские" амбиции?
- Опустите вопрос.
- Так что же, все проблемы наших музыкантов в непрофессиональном менеджменте?
- Если Вы уже успели от меня "заразиться" и в обобщении апеллируете к року, я буду с Вами общаться именно на эту тему.
-...Да-да, конечно, я уже "больна": мы будем говорить только о роке.
- Все понял. Приятно встречаться с "коллегой". Возвращаюсь к доминанте вопроса. Хочу чтобы Вы представили: перед Вами солидная строительная фирма, а рядом с нею - крохотный домик. На чем, Вы думаете, он стоит?
- М-да... На фундаменте, если около внушающей доверие фирмы...
- А белорусская рок-музыка стоит на курьих ножках. И рядом нет никакого "внушающего доверия" шоу-бизнеса, нет никакой музыкальной инфраструктуры. Все музыканты с "поехавшей крышей" - с этого они начинают "строить" свои рок-хибары. О фундаменте даже не подозревая. А надо бы наоборот. С эффективного менеджмента, если есть музыкальный проблеск. Ведь может же Шульман собрать настоящий райдер для DEEP PURPLE, а "райдер" наших "министров" в лучшем случае составляет "три колонки, два струны". Отсюда и надо плясать. С фундамента. И все изначально ставить на профессиональную основу. Для этого и нужны лейблы. Тогда появится и авторитет, и престиж. А всю жизнь дергать струны и чесать затылок, зачем - это просто дилетанство. Кое-кто скоро поседеет, сидя на коне задом наперед. Так где смысл такого пути? Успех любого проекта в его материализации.
- Роль музыканта здесь не принижается?
- Поищите продюсера не "немузыканта" и Вы получите ответ на свой вопрос.
- СТОЛЛЕ уже намытарствовало и Вы не хотите наступать на грабли вчерашние?
- Вчерашняя наша группа - это предтеча сегодняшней. У нас продюсерская ниша уже занята! И мы благословляем судьбу за это.
- Так Вы, может, имеете формулы или догмы раскрутки?
- Это Вы их имеете!
-?..
- Напишите: Лебедевич заявил, что самая совершенная в жизни - морда свиньи. И к нему тут же появится интерес! Среди таких же.
- Собственно Вы считаете, нет аксиомы?
- Есть только "темный лес". И он для всех индивидуален.
- Многие считают, что достаточно получить приглашение на эпохальный тусач и все в порядке...
- Здесь Вы проявляете уже профессиональную интуицию.
- Как Вы попали на европейский форум во Францию?
- В качестве лидской рок-короны. Мы сейчас "президентствуем" 5 лет и надо же было дать бой европейцам!
- Музыкой конечно?
- Да. В заявке так значилось. Наш конек - укомплектованность стоящими музыкантами. По большому счету мы и играем добротный, зажигательный рок. Причем не связываем себя узкими рамками, не опускаемся на ритмическое дно.
- Но во Франции были коррективы?
- Должен Вас разочаровать. Мы нагленько сыграли свой репертуар, и заставили европейцев считаться с "чуждым" им течением. Конечно, фаворитами там были совсем другие, но в финал-то номинации "Рок-музыки" пробились мы! И сразу появилась масса единомышленников, друзей, которым пришлось-таки "терпеть" нашу восточность - в отличие от других, мы не работали инглиш, не гнали каверы.
- Почему?
- Чтобы ткнуть их носом в себя. Когда-то же они навязывали нам свои стандарты. Ты едешь на Запад, у них своя культура и свои традиции. И вдруг выходит на сцену менее всего зависимая от них группа и берет публику в свои тиски. В первом отборочном туре жюри еще колебалось: для них подобная наглость и продажное признание аудитории были слегка шокируемыми. Во втором туре на выступлении СТОЛЛЕ публика уже скандировала "Финал! Финал!", как нам потом объяснили. Что оставалось жюри? Поздравить нас с победой! В этом и есть поучительность нашей независимости.
- Вы что, свои корни специально навязывали французам или считали, что они в английском все равно профаны?
- Всему должно быть присуще свое "я": очень важно быть самим собой и следовать той культуре, пласт которой тебя окружает. Без своего ареала не стоит что-то навязывать. Ко всей вторичности там давно привыкли. А мы ведь доморощенные музыканты, белорусы, а не какие-то там имяреки. Ну вспомните еще раз добрым словом ПЕСНЯРОВ! Они не под кого не подстраивались.
- А как в таком случае Вы относитесь к белорусскому конкретно?
- С любовью. Но мы не ставим себя в зависимость от предпочтений. Хорошей и понятной другим будет вещь и на украинском. Кстати, к сказанному: нашему человеку из LSD Сергею Карпенко в свое время рiдна Украiна была и рiдной батькiвщiной, пока он не прибыл в Лиду создавать свое LSD.
- Из Лиды Вы сейчас одни из могикан?
- Единственные из могикан.
- Куда растворилось все остальное?
- Осталось в своих пенатах. LSD заблудилось в "мировом господстве". BLEEDING великолепны и сейчас, только в своей лиге. А вот панков СКАРЛЕТТ жалко, их лидер-вокалист сел надолго. ДЕГРАДАЦИЯ деградировала. Все остальное на профи и не претендовало. Хотя есть еще порох в пороховницах: ШКЛЯРЫ, АВЕНЮ, БРОВЕР. Поживем - увидим.
- У вашей группы стремления на Запад больше нет?
- И не было никогда. Я же ответил: у нас свое кредо и мутить воду там просто ни к чему. Выступления, гастроли - это обычные ангажементы, из которых не проистекает необходимость застревать там. Не надо витать в облаках. Нужно достойно творить у себя.
- Однако кто-то же стремился туда...
- Чтобы понять, зачем они нам нужны. У нас LSD, например. Их вокалист Сергей Карпенко раньше так постигал отборный американский слэнг, что в СТОЛЛЕ сейчас вполне обходится и без него.
- О, так СТОЛЛЕ, никак, уже супергруппа?
- По белорусским меркам. ASIA.
- И вы чувствуете себя звездами?
- Сумасшедшими.
- Какая-то стратегия "вылазок" за пределы у вас есть?
- Безусловно. На то и необъятен российско-украинский рынок. У нас и репертуар соответствующий. К тому же после победного карт-бланша во Франции группа одержима желанием "наказать" и свои фестивали. Прямо сейчас отрабатываются варианты Польши, Чехии, Словакии, но речь идет только о фестивалях. На гастроли, знаете, какой промоушен нужно сделать?
- А значится ли в ваших планах Белокаменная, Северная Пальмира?
- Пока нет. Хотя нам приятен антураж рок-музыки и Москвы и Питера. Дело за тендером приглашений.
- И в ночные клубы?
- В стоящие.
- Я заметила, ваши афиши фальшивенько выдают и ваше "дистанционирование" от благополучной Европы.
- Написанием названия, что ли? Но STOLLE - это же выездной вариант. Во всем остальном мы белорусская группа, и никакого иностранизма здесь нет: в основу названия положено имя польского инженера, основавшего нашу вотчину - стеклозавод "Неман".
- Вопрос на засыпку. Коль уж вы белорусская группа, то почему не стремитесь попасть на белорусскую "Рок-коронацию"?
- Юра Цыбин так запросто не пожалует свой именной рыцарский титул каким-то зарвавшимся пришельцам. Это его минская "цитадель".
- Чем же СТОЛЛЕ поглощено сейчас?
- Работаем. Во-первых, готовим совершенно новый материал, для него группа перебазировалась сейчас в лидский музыкальный центр "Панорама". Во-вторых, совместно с "Арт-студией" готовимся к большому турне по Беларуси в рамках фестиваля "Эх, rockнем!", где мы будем представлять и фестиваль, и себя в качестве его хэдлайнера. Играть будем свою коронную программу "Сумасшедшая звезда". Начиная с мая, переключаемся исключительно на работу на стадионах. Это будет настоящее шоу, впервые готовящееся белорусской рок-группой. Мощнейший фирменный звук, более 60кВт, великолепный фирменный свет, пиротехника, впечатляющие проекционные экраны, лучшая в Беларуси сцена - все это будет сопровождать СТОЛЛЕ в беспрецедентном по наметившемуся масштабу турне. Мы отталкиваемся от самых что ни на есть мировых стандартов. Это будет лицо нашей "Арт-студии" - самого искреннего в Беларуси рок-королевства.
- Одолевает любопытство: что связывает вас, западных (или прозападных) лидчан, с "Арт-студией" в Мозыре за три девять земель?
- При чем здесь расстояние? Это наш лейбл. Мы подписали контракт сразу по возвращении из Франции. Они выбрали - мы тоже. Их заинтересовал наш профессионализм, нас - их возможности. "Арт-студия" в Беларуси на сегодня - что-то вроде EMI в Англии 60-х. Провидчество наше в том, что "Арт-студия" станет наиболее последовательным в Беларуси рок-лейблом. Это действительно самое оснащенное у нас предприятие. И теперь ведется строительство уникальной по своим характеристикам студии звукозаписи в Калинковичах. За базовую основу взят выкупленный ранее Дом культуры. Только студийные площади составят там порядка тысячи квадратных метров. Предусматривается аж 3 гостиничных номера, кухня, охраняемая автостоянка. Музыканты забудут о всех своих бытовых проблемах и направят свою энергию только на запись. Потому что в студии все будет соответствовать уровню голливудских стандартов: будет новейшее студийное оборудование, студийные микрофоны "Neumann", "Sennheiser", джибиэлевские мониторы... Цифровая или аналоговая запись - тоже по желанию музыкантов. Причем предусматривается законченный процесс записи - со сведением и мастерингом.
- А квалификационный уровень?
- Важно то, что руководит "Арт-студией" лидер-гитарист легендарной белорусской хард-группы ОТРАЖЕНИЕ Владимир Клименко. Он давно уже солидный бизнесмен, но в душе по-прежнему остается рок-музыкантом. И даже хаер носит соответствующий! "Арт-студия" - официальный дилер ведущих мировых производителей в области электронных технологий, звуко- и светотехники, осуществляет прямые поставки на белорусский рынок музыкальных инструментов, аппаратуры, звукозаписывающего оборудования, например, "Tascam", "Lexicon", "Drawmer", "Aphex" и т.д. И цены, как понимаете, самые первые, самые низкие. Кроме того, фирма ведет поставки бытовой и профессиональной аудиотехники для дома, офисов, баров, дискотек, концертных залов и выполняет под ключ монтаж всего поставленного оборудования, с гарантией и полным сервисом.
- Так вы "сидите" на музыкальных инструментах?
- И в этом смысле наше сотрудничество имеет место. Любой музыкант на гастролях может подойти к СТОЛЛЕ, проконсультироваться, изучить рекламные проспекты и при желании заключить договор или даже прямо на месте купить многое. Ведь музыканты в каждом городе быстро находят друг друга и решают свои проблемы.
- Какие еще лейблы в Беларуси Вы отметили бы?
- А их просто нет. У нас развита сеть прокатных организаций, но это не лейблы. С некоторыми из них у "Арт-студии" даже тесные партнерские связи, как, например, с "Класс-Клуб ДжасКрафт" - это хорошая, профессиональная организация. Лейбл - в первую голову, универсальное предприятие, с полным производственным циклом, продюсированием и менеджментом.
- А где же задевался ваш третий альбом?
- Еще в пути. Но вот-вот появится в продаже. Мы его окончательно переписали и в "Арт-студии" уже наличествует готовая мастер-кассета. Альбом выйдет на компактных и магнитных носителях. Название его символическое - "Река-любовь". Вся задержка с выходом была на совести нашего неугомонного гитариста Юрия Иванова. Он никогда не останавливается на достигнутом и, дай ему возможность, издал бы самый изысканный в своей жизни опус, но случилось бы это дня так за два до его последнего местожительства. Юра у нас гений, но не может сдерживать свой потенциал. Я не сомневаюсь, что и после мастеринга он готов был что-то еще "улучшать".
- Судя по просочившимся слухам, для Беларуси по части саунда это будет нечто продвинутое?
- По части саунда - да. Это наша этапная работа, за которой последует резкое изменение стилистики. Мы сейчас над этим работаем.
- Достижением гласности этот альбом станет?
- Безусловно. Будет достаточный тираж. И на гастролях будет распродаваться широко.
- И вы заработаете капитал?
- Успокойтесь, на наших могилах не будет надписей, типа "Они были миллионерами". Таков "этногенез" всех родственных нам рок-душ.
- СТОЛЛЕ - группа обеспеченная? Считаете ли вы себя устроенными в жизни?
- Мы - обычные рок-музыканты. А жизнь - это бедлам. Попробуйте в нем устроиться.
- Но что-то же есть в ней притягательное?
- Для нас только рок-музыка. Она и заряжает, и обламывает. Весь комплекс удовольствий!
- С рок-музыкантами, такими же, как вы, дружите?
- Наивное сомнение. И со своими, и с западными. Порой это не только "деловые отношения", а нечто большее. Самые прекрасные у нас отношения с ребятами из ОТРАЖЕНИЯ. Мы - две группы одного лейбла, но представляем собой единое целое. И даже совместные проекты готовим. Отношения рок-музыкантов, я считаю, самые высокородные. Этим они, трудяги, и отличаются от всяких там снобов в попсе, у которых чем круче "фанера", тем выше башка.
- Что подкупает Вас в творчестве: вдохновение или прагматизм?
- Их идиллия, конечно. Ибо не трожь того - завопит это. Выходит, Бетховен не сочинял по пути в закусочную? Или на Ньютона валились только заказные яблоки? Мелодия стучится там, где ей вздумается. И даже в не совсем подходящих местах. Прагматизм в палитре, в гармонии. Во всем остальном - только спонтанность.
- Виктор, а Вы могли бы привести какие-либо аналоги свой музыки, сравнить ее с чем-то?
- Аналоги... Наивно как-то вперяется в суть. Мы не индивидуумы заморские и не ортодоксы заплечные, чтобы шугаться от того, что создавалось не с нами. А сравнивать музыку с музыкой, группу с группой - не велик ли искус? На Западе давным-давно в классификацию чарта вложен эксклюзивный коммерческий баланс, т.е. отражение интереса почитателя, потребительское начало. Там нет закулисных "голосований" и замшелых "избирательских" технологий. Там во главу угла положена покупательская способность, которая и формирует интерес. У нас же - "выборы на кухне"! Разве это объективность?! В искусстве элемент "любви" всегда схоластичен. Степенью совершенства может быть только квалифицированное признание. Поэтому, независимо от мнения своих функционеров, музыка не бывает "плохой" или "хорошей". Она может быть только талантливой или бездарной. Приводить какие-то аналоги, сопутствующие СТОЛЛЕ, я не хочу. Пусть в этом разбираются критики. Каждый волен выбирать то, что ему ближе, и судить обо всем на свой аршин.
- Рок - это музыка борьбы. С кем вы боретесь?
- С дураками. Для нас вполне достаточно быть независимыми в своем внутреннем творческом мире и не уподобляться пафосу неких там "зомби". Рок и так всему противостоит, и так со всеми борется.
- Я польщена Вашей неординарностью. А как же насчет обещанного шампанского?
- Сей момент. Позвольте тост: за самых стойких рокеров, рьяных поклонников и трезвомыслящих критиков!
- Браво! Присоединяюсь.. Пора бы и закруглиться. Ваши необозримые планы на будущее? Кем Вы себя видите много лет спустя?
- Если необозримые, то когда-то умереть с чувством выполненного долга. И если Шекспир тоже был прав, то "нам известно, что мы такое, но не ведаем, чем будем". Давайте подождем.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 14 за 2001 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета