Милун, Владимир «Я хочу, чтобы мои гитары приносили музыкантам радость»
Интересная тенденция наблюдается в музыкальном мире. Известные музыканты, в частности, гитаристы, постоянно на слуху, а о тех людях, которые для этих самых гитаристов инструменты делают, не известно практически ничего. Чтобы восполнить этот пробел, я отправился взять интервью у Владимира Милуна, одного из лучших гитарных мастеров Беларуси.
- Профессию гитарного мастера можно назвать редкой. Как Вы пришли к ней?
- Гитары я начал делать двадцать пять лет назад. Был такой журнал "Моделист-конструктор", при помощи его я сделал первую гитару для друга, который играл в школьном ансамбле. Потом пришло желание научиться играть самому. Так появился второй, третий инструмент, сделанный мною, а дальше все пошло по накатанной. Можно сказать, что возрастное увлечение переросло в профессию. Но это не просто профессия, а любимое дело.
- Но у нас делать гитары нигде не учат. Как Вы постигали азы гитарного дела?
- Конечно же, путем личных проб и ошибок. Были какие-то книги по ремонту музыкальных инструментов. Да и отзывы самих музыкантов играли не последнюю роль.
- А какие музыканты у Вас обслуживаются?
- Ко мне приходит очень много гитаристов. Почти все музыканты, которые дорожат своими хорошими гитарами, приходят сюда. Это тот же Владимир Угольник, Пит Павлов, ребята из оркестра Финберга - Калиновский и Антишин, всех и не упомнишь.
- А с чьей гитарой Вам пришлось дольше всего повозиться?
- Есть такой гитарист Олег Яцкевич, он играет в минском трактире "Семь пятниц". Как-то он купил старую гитару, которая довольно неплохо звучала, но была очень старой и очень разбитой. Он мне сказал, что обошел весь Минск и не нашел человека, которому мог бы доверить починку этого инструмента. Но штука в том, что классические гитары я никогда не чинил, а старое поколение мастеров, которое занималось этим, ушло и никого после себя не оставило. Пришлось с нуля осваивать незнакомое мне дело. Я потратил на эту гитару очень много времени, потому что нужно было с первого раза попасть "в десятку", то есть нельзя было что-то в ней испортить, а потом переделывать заново. В конце концов, когда все было готово, Олег принес гитару известного советского мастера Ещенко, и по звучанию починенный инструмент ничем не отличался от принесенного.
- А у Вас есть ученики?
- Да, у меня сейчас два ученика. Самое интересное, что в свое время они пришли ко мне по одному и тому же вопросу: надо было установить флойд-роуз на гитару.
...Нельзя сказать, что я не доволен своими учениками, они стараются, хотя без крика не обходится. Днем, во время работы, они меня боятся, потому что знают, что если что-то плохо сделано, то я очень сержусь. Моя основная задача - научить ребят сейчас работать самостоятельно, потому что есть потребность заняться изготовлением новых инструментов. Честно говоря, в Беларуси для себя я конкурентов не вижу, а хочется выйти на Москву, в Европу. Ведь наши гитары не хуже японских и в два раза дешевле.
Кстати, мой самый первый ученик, Юра Василевский, сейчас живет в Брюсселе, в Бельгии, работает при одном из бельгийских мастеров и по ремонту гитар считается одним из лучших.
- Сейчас в газете очень часто можно встретить объявления типа "Продаю мастеровую гитару. Цена 200 долларов". А что на самом деле представляют собой эти инструменты?
- Ну, прежде всего скажу, что у нас за такие деньги можно купить мастеровые электрогитары, но ни в коем случае не акустические или тем более скрипки. Как правило, для таких инструментов берется в лучшем случае гриф от какой-нибудь старой гитары, чешской или немецкой, вырезают из доски корпус, вставляют какие-нибудь датчики, пишут надпись известной фирмы. Я, кстати, заметил, что это очень сильно действует на молодежь.
- А как простой человек может отличить фирменную гитару от мастеровой и в чем прелесть того или иного инструмента?
- Если честно, то здесь каких-то общих рекомендаций я давать не берусь. Просто нужно брать человека, хорошо разбирающегося в инструментах, и уже с ним идти смотреть инструмент.
Если говорить о дешевых гитарах в пределах до двухсот долларов, то я бы отдал предпочтение фирменным инструментам, мне кажется, что они будут понадежнее мастеровых. А если говорить о дорогих гитарах, то здесь на выбор влияют личные пристрастия музыканта. Ведь мастеровая гитара делается под конкретного человека, с учетом его индивидуальных запросов.
- А есть у Вас такая гитара, которую Вы бы ни за что не продали?
- Пока еще нет. Я считаю, что каждая гитара должна играть. Даже если бы у меня и был такой инструмент, то он бы дома без дела не лежал. Когда я делаю гитару для какого-нибудь человека, я хочу, чтобы она приносила ему радость, это для меня главное.
- А какие материалы Вы используете для изготовления своих инструментов?
- Для корпуса я использую дерево разных пород: ольха, ясень, клен, красное дерево. Часть материала мной привозится из Европы, часть берется в Беларуси. У меня есть связь с некоторыми европейскими гитарными производителями. Фурнитуру, например, я приобретаю на немецкой фирме "Shaler", которая работает на производство большинства американских гитар.
- Владимир, у вас за спиной огромный трудовой стаж, есть связи в Европе, исходя из этого возникает вопрос: не было ли желания уехать работать за границу?
- Честно говоря, нет, хотя у меня была возможность уехать к своему ученику в Бельгию, в Польшу меня приглашали... Но меня туда ничего не привлекает. Образ жизни у них совершенно другой. Да и зачем мне это? Если я уеду, то на кого здесь останутся наши музыканты?
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 14 за 2001 год в рубрике музыкальная газета