Стиль-Ликбез
Хип-хоп -- от улицы до Интернета


В 1964 году Paul Simon написал такую часто вспоминаемую фразу: "Слова проповедников написаны в подъездах и на стенах подземки...". Он даже и не предполагал, что через 10 лет подземки по всему Бронксу будут украшать граффити, содержащие еще одни пророческие слова: "Хип-хоп жив"...
Эта музыка и жизненный стиль были порождены нищетой и необходимостью и двигались при помощи умения их создателей, черных и ямайцев, выживающих в самых забытых Богом кварталах. Но никто не думал о том, что все может так далеко зайти. Основатели хип-хоп-культуры не могли даже в своих самых смелых и наглых мечтах представить, что их ребенок превратиться в юношу, а затем в зрелого мужчину...
"Мы берем это на улицах..."
В 1974 году в Бронксе на одной из уличных вечеринок один МС по прозвищу Love Bug Starski кинул такую фразу, которая впоследствии стала крылатой в хип-хопе, а именно: "Hip-hop, you don\\\\\\\\\'t stop". Это было вначале, это и есть корни хип-хопа...
Появились первые ди-джеи, появились люди, которые начали танцевать под их музыку и которых начали называть би-боями...
Van Silk, школьный товарищ легендарного Grandmaster\\\\\\\\\'a Flash\\\\\\\\\'a, который стал продюсировать хип-хоп еще в 1980 году, вспоминает те дни: "Таких, как мы, тогда было очень мало и все мы были друзьями. Людей, занимавшихся хип-хопом, тогда можно было пересчитать по пальцам. Мы были как одна большая семья и никто из нас не думал о том, что хип-хоп может оказаться на таком уровне, на каком он находится сейчас... Никто даже не мог себе представить, что хип-хоп, как экспонат, попадет в музеи и что его будут изучать в колледжах. Если бы нам тогда кто-нибудь об этом сказал, мы бы, наверное, долго прикалывались над этим человеком... ".
Но это произошло. Наравне с обычными экзаменами в некоторых американских университетах студенты сдают экзамены на предмет истории развития ди-джеинга, а также непосредственно на предмет мастерства владения вертушками. Периодически проходят лекции и семинары, на которых в качестве преподавателей выступают многие известные личности из мира хип-хопа. Изучается поэзия наиболее интересных исполнителей рэпа. Разрабатываются различные проекты по изучению влияния хип-хопа на мировую культуру в целом. Открываются различные музеи, цель которых - наиболее подробно и доступно рассказать и показать историю развития хип-хопа, тенденции, заслуги, выделить лучшую его составляющую, показать правильный ход вещей и прочее. Так, например, в Сиэтле недавно открывшаяся организация "Experience Music Project", занялась тем, что провела ряд различных акций и сборов с целью увековечивания истории хип-хопа. Silk оценивает оборот этих мероприятий в районе 2-3 миллионов долларов, которые пошли на приобретение личных предметов многих звезд хип-хопа: начиная от жилеток от Dapper Dan, до биографий, фото, проигрывателей от Grandmaster Flash, COLD CRUSH BROTHERS, Busy Bee и многих других представителей хип-хопа, вошедших в историю...
Silk, работающий теперь в Judgment Records, говорит об этом так: "Возвращаясь в те дни. Тогда не было такого изощренного маркетинга. Все, что тогда было - это флайера и плакаты для наших шоу". Его звукозаписывающий магазин "Fat Flava" стал домом для множества флайеров и постеров с гарлемских и не только мероприятий того времени. Неожиданно, как говорит сам Silk, они стали представлять из себя историческую ценность, выраженную, к тому же, еще и довольно высокой стоимостью на них...
Принимая во внимание вышенаписанное и учитывая некоторые другие факторы, становится вполне объяснимым тот факт, что основные четыре составляющие хип-хопа (музыка, танцы, искусство МС и граффити) имеются не только в Америке, но они стали неотъемлемой частью мировой культуры. Составляющие хип-хопа пропитали вокруг себя все, что можно, захватив весь возрастной спектр. Взять хотя бы для примера детей, которые только-только начали ходить в начальные классы школы, но уже с важным видом расхаживают по улице в бейсболке с кепкой, повернутой назад; или детей постарше, которые после прослушивания гангстерских рэп-альбомов при встрече со своими корешами еще не оформившимся голосом обращаются к ним: "whassup". Или посмотреть на гораздо более старших по возрасту людей, которые одеваются в широкую, просторную одежду - они не имеют с хип-хопом ничего общего, однако эта одежда является лишним подтверждением тому, что хип-хоп пропитал различные отрасли культурной, социально-общественной жизни почти каждого человека. Просто об этом редко и мало кто задумывается...
К сожалению, в Беларуси еще мало взрослых людей, имеющих какое-либо отношение не только к развитию хип-хопа, но и просто имеющих с ним что-то общее. И в этом беда белорусского хип-хопа. Нет поколения людей, которые вложили бы в него капитал. В основном им занимаются молодые люди, не имеющие достаточного профессионализма (и средств) в этой области, и которым приходится учиться на собственных ошибках...
Достаточно упомянуть тот факт, что в связи с относительной юностью русскоязычного хип-хопа у нас нет ни одного профессионального хип-хоп-продюсера. Есть люди, которые двигают хип-хоп, у них даже может все получаться довольно грамотно, но это даже не европейский уровень. Остается только ждать и надеяться на то, что кто-нибудь вырастет и решит посвятить себя этому делу от начала до конца...
"...и несем сюда, в ожидании, что скажут города..."
Пока хип-хоп оказывал влияние на моду, кино и другие музыкальные жанры, рэп развивался как выбор и голос целого поколения, постепенно распространяющийся далеко за пределы черных гетто. RIAA ("Записывающая промышленность Америки") "разоблачает" рэп как лучший по продажам жанр музыки за 1999 год, что случилось второй год подряд. Несомненно, что и 2000 год также остался за ним...
"Основная часть поклонников рэпа - белые", - говорит финансовый король и легенда хип-хопа Russell Simmons. "Почти 80% покупателей хип-хопа - не черные". Russell Simmons - первый и один из лучших продюсеров в хип-хопе - начинал как концертный промоутер. Основатель, председатель и вице-президент "Rush Communications" превратил свой университетский лейбл Def Jam в разностороннюю мультимедийную компанию, охватившую интересы музыки, телевидения, кино, рекламу и моду, и многое другое...
Когда Russell Simmons говорит, улицы его слушают. Он делится своим мнением: "Хип-хоп-индустрия построила свою собственную марку. Черный фольклор - лучший в мире создатель культуры как марки: у нас есть своя музыка, своя одежда, мы создаем новые течения и стили в хип-хопе. В глобализации своей культуры я вижу свою миссию".
Глобализация хип-хопа относится и к кино. Например, Will Smith, ставший "парнем на постерах", начал зарабатывать большие деньги после того, как покинул свое пригретое на телевидении место в сериале "Fresh Prince Of Bel-Air" ради того, чтобы попасть на большой экран. Так мы увидели "Men In Black" (у нас - "Люди в черном"), "Independence Day" ("День независимости") и "Wild Wild West" ("Дикий, дикий Запад"). При этом он не перестал заниматься рэпом. Просто его рэп вышел на новый уровень - он стал работать с более модными и дорогими продюсерами, успех в кино помог ему достичь славы в рэпе... Вообще, многие рэпперы сегодня рассматривают участие в фильмах как полуторачасовой рекламный ролик для их альбома. И временем доказано, что чаще всего это так и есть.
Или взять Ice Cube. В самом начале своей карьеры рэп-исполнителя, когда он вместе со своими парнями из N.W.A. нагонял страх на родителей и полицейских, и потом, в не менее злобный период своего творчества, мог ли он предполагать, что достигнет успеха в большом кино и получит известность во всем мире как комедийный актер благодаря "Friday" ("Пятница")? Он и подумать не мог, что рэп сможет эволюционировать до такой степени: "Я оглядываюсь назад сегодня и вижу, что мы были пионерами. Мы не думали о том, что наша музыка покинет когда-нибудь пределы кварталов черных. Мы думали, что наши альбомы мы будем продавать на улице, или обмениваться ими с такими же, как мы...". Но, как известно, Ice Cube и его собратья по бизнесу продали (и продолжают продавать) свой продукт в местах, довольно отдаленных от их родного района. Порой их записи можно встретить в довольно странных местах...


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 13 за 2001 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета