IQ Поумнее
Арт-рок, или рок прогрессивный, всегда считался формой сложной, с корнями, уходящими в глубины музыки классической, джаза и фольклора. То есть, как ни кинь, а штука выходит умная. Коллективы, взявшие на себя смелость заняться арт-роком, какие только себе только названия не сочиняли - тут вам и GENESIS, и PINK FLOYD, и KING CRIMSON. Но это - в конце шестидесятых и первой половине семидесятых, а что потом, когда пришли панк, диско, новая волна и, казалось, погубили прогрессив безвозвратно? Ну, жив оказался курилка - это ясно. Зато вот с названиями дело стало худо: фантазия истощилась, Толкиена растаскали по крупицам - короче, сейчас только лишь при взгляде на "вывеску" понимаешь, что именно играет данный коллектив. Однако появились граждане более остроумные, решившие не извращаться, но показать-таки свою образованность и количество серых клеточек. Один из наиболее заметных британских арт-роковых коллективов постклассического периода нарек себя просто и со вкусом: IQ.
Не то чтобы кто-то из музыкантов коллектива страдал ярко выраженной гениальностью, но в 1981-м году, когда вопрос о названии загнал всех в тупик, гитарист Майкл Холмс, изучавший в то время психологию, раскрыл один из учебников и ткнул пальцем вслепую. Перст уперся в две прописные буквы, каковые польстили каждому. Да, дело было в 1981-м, однако все завертелось пятью годами ранее, после встречи на концерте GENESIS Холмса и - нет не Ватсона! - студиозуса-актера Питера Николса. На GENESIS кто попало не ходил, так что общая база для дружбы у ребят была априори. Вот они и стали общаться, и решили собрать собственный коллектив THE LENS. Играл ансамбль музыку своих кумиров - по большей части инструментальную, разве что Питер пытался петь. В основном же Николс на сцене играл - играл, как Питер Гэбриэл, меняя маски, костюмы, грим - и представлял композиции. Персонал THE LENS, как водится, частенько менялся, но почти во всех его вариантах присутствовали басист Лес Маршалл и пианист Мартин Орфорд, который по ходу дела овладел в совершенстве игрой на флейте, да и гитарой орудовал неплохо.
Временами группа слегка подраспадалась - когда часть ее участников решала поразвлечься на стороне. К примеру, в 1977-м году Майка, Пита и тогдашних клавишника с барабанщиком осенила идея поиграть в панк, и они собрали команду THE HAWAII SPACERS. Впрочем, стоит заметить, что практически все музыканты IQ и сегодня работают не только на свой основной коллектив, но и участвуют в иных проектах. Скажем, Орфорд наличествует в составе JADIS и выступает с Джоном Уэттоном - не говоря уже о том, что в прошлом году он сподобился выпустить сольную пластинку "Classical Music And Popular Songs"...
В конце концов Николсу обрыдло дурью маяться, и он удалился. Остальные же выступали и сочиняли - фрагменты своих ранних творений в переработанном виде музыканты позже использовали в записях IQ. Однако что-то пошло вкривь и вкось, и в 1981-м году THE LENS приказали долго жить. Но Холмс и Орфорд к тому моменту обнаружили, насколько хорошо им пишется на пару, и решили продолжать начатое дело. Так и родилась новая группа. Найти барабанщика и басиста особых проблем не составляло, с вокалистами же на свободном рынке было похуже. На нескольких концертах Мартин пел сам - голос у него весьма неплох, - но потом Майкл принес свежую идею: пригласить Пита Николса. Холмсу очень пришлось по душе то, что их былой соратник вытворял на сцене с группой THE SAME CURTAIN. Вытворял же он многое, научившись не только петь и писать тексты, но и играть на нескольких инструментах. Поколебавшись, Пит согласился на предложение друзей, решив, что IQ, пожалуй, грозит более светлое будущее.
Концерты в Лондоне сделали свое дело и привлекли внимание нужных людей. Во-первых, место за барабанной установкой занял Пол Кук, не покинувший свою позицию и по сей день. Во-вторых, на группу положили глаз журналисты из "Melody Maker", попросившие одну из композиций для пластинки, придававшейся к еженедельнику. IQ не сплоховали и втюхали составителям диска композицию "Beef In Box" со своего первого альбома "Seven Stories Into Eight", вышедшего только на кассете. Шаг был хитрый, так как песня представляла из себя чистую танцевальщину и исполнялась Орфордом и Холмсом в сопровождении женского рэпа. На дворе стоял 1982-й год, и танцевальная музыка могла привлечь к группе внимание широких масс. И привлекла. Команда стала регулярно украшать собой сцену легендарного клуба "Marquee". Гастроли на разогреве у THE ENID тоже дали о себе знать. Изголодавшиеся по чистому арт-року меломаны моментально влюблялись в сценическое шоу IQ и их эпические произведения вроде "The Enemy Smacks" - эта вещь выделяется в репертуаре ансамбля и сегодня. Подобные опусы и составили дебютную пластинку коллектива "Tales From The Lush Attic", записанную летом 1983-го всего за пять дней. Выступления на телевидении породили слухи о том, что команда вот-вот рванет за океан, но - пока еще не вся Британия лежала у ног. Не вся - но частично. Помаленьку стали расцветать фан-клубы коллектива, который оценил порывы поклонников регулярным выпуском специальных коллекционных синглов. Причем, стоит заметить, что обложки пластинок оформлял - и продолжает оформлять - сам Николс. Бесконечные концерты на родине увенчались новогодним - с 1984-го на 1985-й - выступлением на уже привычной сцене "Marquee". Правда, репертуар обычным назвать никак нельзя было, так как квинтет удивил зрителей не только и не столько собственными творениями, сколько исполнением классики GENESIS, MOTORHEAD и даже SEX PISTOLS! Конечно, "бесконечные" - это громко сказано. Конец гастролям был положен волевым решением сосредоточиться на сочинении свежего материала, который вылился в альбом "The Wake". Зрелая работа, что ни говори - для того, чтобы согласиться с этим утверждением, достаточно послушать "The Magic Roundabout". Название композиции, кстати, выдумал один из зрителей в "Marquee", когда IQ впервые представили публике новый опус и пожаловались на затруднения с заголовком. Поклонник, очевидно, был большим любителем YES... Обкатав свежую программу в компании с WISHBONE ASH, ансамбль продолжил турне сольно и в мае записал концерт для телевидения - через год нечистый на руку менеджер коллектива умудрился выпустить аудио- и видеоварианты выступления под названием "Living Proof" (WISHBONE ASH, видать, наслушался). Только в 1993-м группа переиздала диск "в свою пользу".
Пока альбом добирался до первого места в хит-параде коллективов, не имеющих контрактов с крупными фирмами грамзаписи, отношения в составе накалились - и в результате постоянных склок с басистом Тимом Эсоу Пит Николс ушел. Заменили его оперативно: говорят, что Пол Менел попросту был единственным, кто явился на прослушивание. Певец был хорош - но без харизмы Николса. Его боевое крещение состоялось - где бы вы думали? - в "Marquee", естественно. Публика приняла замену. И не только публика - команда наконец подписала соглашение с одним из отделений концерна PolyGram и выпустила большим тиражом очередной диск - "Nomzamo". Странное название является первым из нескольких имен дамы, известной всему миру как Винни Мандела. То бишь, парни проявили политическую сознательность. Точнее, они пошли на поводу у Менела, который, в отличие от Николса, не слишком заморачивался философией и фантастикой, предпочитая социальную тематику. А поклонники этого ой как не любят, так что успехом пластинка особым не пользовалась. На родине. А за границей все было в порядке - тепло группу принимали во Франции и Германии, а швейцарцы и вовсе пригласили IQ поиграть вместе с GENESIS на легендарном фестивале в Монтре.
Не заставили себя ждать и новые песни, особенно посетителям концертов запомнилась "Wurensh" - во многом благодаря мудреному названию, которое попросту было анаграммой слов "new RUSH", так как по стилю композиция напоминала работы канадского трио RUSH. Однако работа над очередным альбомом шла тяжело, и после выхода в 1989-м году долгожданной пластинки "Are You Sitting Comfortably?" музыканты IQ пришли к выводу о необходимости каникул. Мартин Орфорд, не долго думая, присоединился к JADIS, Менел и Эсоу отправились по своим делам...
Впрочем, 6 января 1990-го группа решила уважить администрацию "Marquee" и выступить одноразово, так сказать. Бас по такому случаю взял старина Лес Маршалл, а петь пришлось Мартину - но когда очередь дошла до двух последних песен, к микрофону вышел... Питер Николс. Публика обезумела. Гранд-финал, казалось бы, да вот только один из французских поклонников решил организовать концерт IQ у себя на родине, попросив группу явиться в классическом составе. Подумали-подумали - и явились. И до того ж хорошо им было играть вместе, что парни стали размышлять о воссоединении. Неизвестно, до чего бы додумались, если б не случилось несчастье: неожиданно умер Маршалл. И именно в его память было решено продолжать общее дело.
Логичной заменой стал Джон Джовитт из JADIS, хорошо знакомый с репертуаром IQ. В это же время Орфорд, дабы больше не напрягаться с изданием собственной продукции учредил совместно с коллегами фирму Giant Electric Pea, которая заключила контракты еще с несколькими коллективами прогрессивного жанра. Первым же диском предприятия стала новая программа IQ "Ever", увидевшая свет в 1993-м году. С этого момента начался настоящий взлет ансамбля - популярности же его среди более широкой аудитории способствовало участие Джовитта и Орфорда в группе Джона Уэттона: ветеран - он ветеран и есть. Отчет о проделанной работе IQ предъявили в 1996-м, выпустив "Forever Live", отличную видео- и аудиозапись своего концерта в Германии. Можно было открывать новую главу в истории команды. И ее открыли год спустя: в 1997-м был издан двойной концептуальный альбом "Subterranea", собравший восторженные рецензии во всем мире. Более того, одарив поклонников двумя сборниками редких студийных и "живых" записей в 1999-м году, в 2000-м квинтет выпустил концертную версию "Subterranea": до них целиком и полностью концептуальные программы со сцены представляли только неоднократно уже упомянутые PINK FLOYD ("The Wall") и GENESIS ("The Lamb Lies Down On Broadway"). Время почивать на лаврах? Ха! Не скажите! Несколько недель назад появилась новая работа IQ - "The Seventh House", отличная работа. Ребята-то - поумнее многих.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 13 за 2001 год в рубрике музыкальная газета