Пилот
«От МУМИЙ ТРОЛЛЯ до Валерия Меладзе - один шаг»


Питерская группа ПИЛОТ наконец-то выпустила свой новый альбом "Сказка о Прыгуне и Скользящем", который издала московская компания Extraphone. То есть "повод" для общения с лидером "военлетов" Ильей "Чертом" был найден...

- В конце прошлого года мы с тобой уже говорили о готовящемся к выходу альбоме, и все-таки давай напомним читателям и слушателям о чем, собственно, речь...
- Идеей для построения альбома так, как он выстроен, послужило то, как в свое время издавали детские пластинки, музыкальные сказки, когда в них за определенных героев говорили определенные актеры и в промежутках шли какие-то песни. Саундтрек мне помогал записывать Костя "Кот" Смирнов, с которым мы когда-то работали вместе в индустриальной команде TOXIC WASTE. И на эту музыку наговаривались слова. Плюс песни.
Сама сказка сделана на основе семи основных религий мира, но хотя она имеет под собой такую вот психологическую базу, такую серьезную подоплеку, слушать ее сможет любой: и пятилетние дети, и взрослые люди.
- Как тебе пришла мысль именно таким образом записать новую работу группы?
- Мое увлечение религиями не соприкасается с тем, что я делаю в музыке. Это побочное занятие - изучение практических приемов. А именно так построить пластинку придумал, честно говоря, наш гитарист. И мне это понравилось.
- Уже пошли сравнения вашего альбома, его структуры, о чем ты сказал, с альбомом группы КРАДЕНОЕ СОЛНЦЕ, что был выпущен несколько лет назад...
- Дело в том, что я не слышал той их работы. Я знаю, что она сделана по Корнею Чуковскому, и все. А здесь сказку написал я сам. Кстати говоря, она будет представлена на нашем сайте в Интернете в разделе "Альбомы", и там будет объясняться каждая фраза, что она означает. И само это практическое приложение можно будет использовать как систему тренировок для отдельно взятого человека, и ему не будут нужны в этом случае никакие другие учителя и гуру для собственного самосовершенствования.
- ...М-да, прочитает это кто-нибудь и решит для себя: а ну ее в баню, оказывается, втыкаться куда-то там надо...
- Да нет! Сказка вовсе не завернутая! Сложным к восприятию будет как раз таки приложение, а не сам альбом, потому что оно написано более техническим языком для тех, кто понимает какие-то вещи из философии, психологии. А так... это, безусловно, детская музыкальная сказка... и обычные песни группы ПИЛОТ!..
- В общих словах: о чем сказка-то, конкретно?
- Она рассказывает о принципе построения мироздания, о пути нисхождения души в тело, скажем так. О рождении человека на земле.
- Ага, не завернутая... Что за герои в ней действуют?
- Не скажу!.. Сам послушай альбом!.. Два героя заявлены в названии альбома, и это два самых главных его героя.
- Текст начитывали Юрий Шевчук и Маша Нефедова, скрипачка из КОРОЛЯ И ШУТА...
- Да, все верно. Они читали текст от автора, это как бы "голос за кадром", о чем-то повествующий. А актерами были сами музыканты группы плюс к нам еще добавились разные люди, саундтрек среди прочих прописывал клавишник GREAT SORROW; Андрей Костин, очень известный человек, работающий в Ленконцерте, нам помог.
- Риторический вопрос: как отнеслись Юра и Маша к твоему предложению поучаствовать в записи альбома?
- С Машкой я вообще дружу очень давно. И с Юрой я в хороших, дружеских отношениях. Я ему позвонил и, в общем-то, даже не пришлось упрашивать, он сказал: "Хорошо, я приеду". Правда, сначала взял сказку, почитал, говорит: "О'кей, хорошо".
- Ты планировал выход диска в прошлом году...
- В Москве люди очень тугие на это дело. Мы же группа молодая... Extraphone'у, конечно, спасибо, но они тоже опасаются, будет ли на нас спрос, то есть это нормальный коммерческий интерес: сколько на нас можно заработать? Мы собираем, конечно, народ на концерты, но мы не такого ведь масштаба группа, как, скажем, КАЛИНОВ МОСТ.
- А лейбл Нокс Мьюзик вас не захотел выпускать? Первоначально ведь с ним велись переговоры?
- Мы очень долго с ними вели переговоры, но Нокс нам предложил слишком кабальные условия, слишком кабальный контракт, вот и все. А на Extraphone'е оказались более лояльные люди. Мы не заключали с ним долгосрочный договор, а только продали им эту пластинку.
Плохо, что альбом выходит с полугодовым опозданием. Мы уже практически закончили работу над следующим. Причем он будет выдержан совсем в другом ключе, это будет такой жесткий альбом: мы решили, что на сей момент "Сказка" будет последним альбомом с таким мягким звучанием, дальше все будет намного... экстремальнее.
- А с чем это связано?
- У нас в группе никто особо не любит акустику. Ребята все-таки тяготеют к тяжелому концертному звучанию, а у людей, слышавших "Войну" и теперь послушавших "Сказку", может сложиться ложное впечатление, что мы играем какую-то такую акустическую музыку. Нам и сейчас говорят, что мы играем легкую музыку, на что мы отвечаем: "Да вы придите на концерт, послушайте, что мы играем "вживую"!" Так что с легким альбомным саундом мы будем завязывать.
- Не знаю, нравится тебе или нет, как я о отзывался о вашем творчестве, но что меня всегда поражало в группе ПИЛОТ, так это то, как легко у команды пишутся хиты...
- В "Сказке" тоже такое есть! Наш гитарист даже придумал девиз для группы - меньше слов, больше хитов!
- Отлично! Ну тогда представь нашим читателям музыкантов группы... и... дай им, пожалуйста, свои характеристики!..
- Макс "Йорик" Юрак, самый молодой участник группы, скрипач, он учится на звукорежиссера (у нас в коллективе три звукорежиссера!). Человек энергичный, в группе все время задает движение вперед, очень... позитивный. Но... упрямый!.. потому что молодой...
Стас Марков, бас-гитарист, наш второй звукорежиссер, работает в клубе. У него подход к музыке такой: пришел, увидел и сыграл - он не любит долгой работы, это чисто концертный человек.
Гитарист Рома Чуйков. Единственный человек в нынешнем составе, который вместе со мной стоял у истоков ее создания. Это самый близкий мне по идеологии человек. Всеми руками и ногами за то, что я делаю.
Николай Лысов, барабанщик. У него есть собственный девиз - ни ноты без банкноты! Известный музыкант, долгое время играл в СПЛИНЕ...
- ...Из БЕГЕМОТА он совсем ушел?
- Я так понимаю, что да. Он еще работает с Наташей Пивоваровой. Настоящий профи. Этим все сказано...
- ...И Илья...
- Я песни пою. Я даже не считаю, что я музыку играю. Когда мне говорят, что у вас музыка на то-то и то-то похожа, что вы в таком-то стиле играете, я всегда отвечаю, что не разбираюсь в музыке.
- В связи с тем, что с этой вот пластинкой вы - еще одна питерская группа - "уходите" в Москву, ты предполагаешь негативную реакцию со стороны своих фэнов, памятуя об извечном "противостоянии" питерского и московского рока?
- Да думаю, что нет. Терки остаются между Питером и Москвой, и понятно, почему: музыка-то в этих городах совершенно разная, подход к музыке абсолютно разный. Но ситуация такова, и все это признают, что, к сожалению, Москва - это ворота на всю страну. В Питере пока нет ни одной компании, которая могла бы достойным образом конкурировать с московскими лейблами, даже с мелкими. Питерские конторы ну никак не распространяют свою продукцию по стране. Она уходит какими-то ручейками, через частные руки, то есть система распространения и продажи не налажена. А Москва своей большой лапой покрывает всю страну.
Но с другой стороны, я считаю, что в Москве практически нет интересных музыкальных коллективов.
- Ты вспомнил КАЛИНОВ МОСТ, а я тут недавно в одной из газет прочитал интервью с Ревякиным, в котором он говорит что-то типа такого, что не видит среди нынешнего поколения российских музыкантов тех, кто придет на смену поколению рокеров, к которому причисляет себя Дмитрий...
- ...Я понимаю, почему так говорят взрослые музыканты вроде Ревякина. У них очень ограниченное... зрение на этот вопрос, они же видят коллективы, которые сейчас вылезают, которые на виду. А их самих (МОСТ, других старичков) подтянули вверх звукозаписывающие компании, потому что они были первыми, и кроме них тогда никого не было. А сейчас группы, подобные КАЛИНОВУ МОСТУ, АЛИСЕ, ДДТ, которые играют такой настоящий рок, идейный, все сидят в подвалах абсолютно невостребованные. И лейблы не позволяют таким группам выйти наверх, потому что они портят коммерческий рынок. Я объясню "почему?". Существует такое "положение", что музыкальная группа должна развлекать людей, веселить. В таком случае, какое же веселье, например, от КАЛИНОВА МОСТА? Да никакого! И еще гражданин Ревякин, сидя высоко, далеко и видит, а то, что происходит внизу - нет. Он не видит, как бьются все эти идейные молодые роковые группы, как им не дают выйти, а групп таких очень много. Неформатных и неугодных ни радиостанциям, ни телевидению, ни звукозаписывающим компаниям.
- Это все ты про ПИЛОТ говорил?
- Нет, ну нам-то еще хоть как-то повезло, хоть как-то. Единственный, кто смог пробить брешь в этой системе, это КОРОЛЬ И ШУТ. Но и до сих пор их не особо жалуют. По радио они нигде не звучат, по телевидению их не показывают, они чисто своим лбом пробивают эту стену, слава Богу, что удачно. Я боюсь, что нам придется делать абсолютно то же самое. Хорошо, что нам Миша Козырев помог: мы безмерно благодарны "Нашему радио" за то, что они нам как-то помогают. Но, понимаешь, какая фигня происходит: радиостанции-то гоняют наши акустические песни! И мы опять возвращаемся к тому, о чем я тебе говорил! А ударные песни они не берут, типа по звуку им не подходят. Абсолютно дурацкое положение в стране - попсярность, которая создает ложное представление о группах, которые и хотят играть и играют по-другому!
- Года два назад мне показалось, что в российском шоу-бизнесе произошел некий перелом, я ждал, что вот-вот в электронных СМИ станут востребованы именно рок-группы, а получили мы FM- и ТВ-засилье так называемых "гитарных групп"...
- ...И очень классно воспользовались этим моментом, причем, искусственно созданным: всех громко вякающих и тявкающих засунули куда подальше. Лейблам выгодно обозвать словом "рок" всю эту попсеющую тусовку, весь этот "MTV'шный" рока-попс, предназначенный для людей среднего класса, желающих развлечься и "приобщиться" при этом к "настоящему року". И молодое поколение, в своей общей массе, решило, что вот это есть рок, за который бились их отцы в 70-80-х. И мне странно, что музыканты, старые рокеры, смотрят на это сквозь пальцы: мы успели, а после нас пусть все сгорит. А ведь это ужасная тенденция: если раньше какой-нибудь паренек в косухе, экстремал, слушал там ОБЪЕКТ НАСМЕШЕК, АУКЦЫОН, АЛИСУ, то сейчас он слушает МУМИЙ ТРОЛЛЬ и считает, что это офигенный рок-н-ролл. А нас самом деле, я считаю, от МУМИЙ ТРОЛЛЯ до Валерия Меладзе - один шаг, и то и другое к року никакого отношения практически не имеет.
- Не так давно я по одному из российских каналов услышал, как Константин Кинчев констан... констатировал как-то так "Меня сегодня не слушают... Я - не модный..."... с грустью, мне послышалось...
- Мы тоже так все время говорим: мы не модная группа... Я тебе на конкретном примере покажу, как подобная машина, о которой я говорил, погубила такую хорошую группу, как ZDOB SI ZDUB. Изначально это была группа, игравшая тяжелую музыку. В Питере с каждым выступлением она собирала все больше и больше народу, а потом их хорошенько в Москве "проинформировали", погладили по голове и они стали попсеть, все больше и больше. Набрали духовую секцию, цыган, трали-вали и превратились в такой фолковый коллектив, который исполняет цыганские песни. И соответственно получили результат: от тысячи, полутора тысяч человек, что они имели в Питере, осталось в зале человек двести пятьдесят. Все. Интерес к ним упал, и кому они теперь нужны? Никому, так как группа превратилась в такую же попсу, как и все остальное. ZDOB SI ZDUB был интересен тогда, когда играл хардкор, а той фигни, что они играют сегодня, в каждом ресторане полно.
- KOЯN, RED HOT CHILI PEPPERS, LIMP BIZKIT, прочие рэпкоры - "MTV'шные" группы...
- В принципе, я принимаю такой "MTV'шный" формат, западный, не наш. Из того, что я вижу периодически, я делаю вывод, что, по крайней мере, американское "MTV" является неким актом извинения перед черным населением страны, это такое одно большое чувство собственной неполноценности у белых людей, которые теперь будут извиняться по гроб жизни перед неграми. И мне кажется, что с рэп-музыкой на "MTV" перебор большой. С другой стороны, рамки их формата намного шире, чем у нас, конечно. Мне кажется, что в американском "MTV" коммерческий успех группы не ставится на первое место, вот в чем дело. Хотя, может быть, это неплохо созданный визуальный миф - мы же видим только то, что нам показывают. Это точно так же, как если бы иностранец стал судить о музыке в России по проекту ТАТУ.
- Напоследок, несколько оптимистических слов о будущем группы ПИЛОТ...
- Да я не пессимист, нет, я не собираюсь мир перевернуть, я понимаю, что из себя представляют эта машина, эти большие и серьезные дяди, зарабатывающие очень серьезные деньги на музыке, управляя ей. Мне хотелось бы каким-либо определенным образом минимально соприкасаться с ними, да и не всем я угоден, прямо скажем, поэтому я не хочу заключать никаких контрактов на группу ни с каким лейблом, а просто хочу продавать пластинки и все. Оставаясь при этом свободным...


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 13 за 2001 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета