Закон Подлости Жизнь по Закону Подлости

ЗАКОН ПОДЛОСТИ - это: Алексей Потемкин (А) - ударные, Дмитрий Стрежнев (Д) - бас, Константин Золотов (К) - гитара и Михаил Белов (М) - клавиши. Место дислокации: РФ, г. Юрьевец Ивановской области. Направление: инструментальная музыка.
...Дорога в город лежала через ночной заснеженный лес. Казалось, что из этой глухомани мне уже никогда не выбраться. Но вот фары осветили указатель, и я понял - это Юрьевец. А еще через некоторое время я сидел возле теплой печки, потягивал кока-колу, и вел неспешный разговор...
- Однако почему кока-кола? Обычно люди рокерской профессии предпочитают пиво.
А: Дело в том, что у нас было трудное детство. В те далекие времена все мои знания об этом напитке укладывались в строчку, напеваемую моим отцом: "Не ходите, дети, в школу, пейте, дети, кока-колу". Прошло детство, прошла юность, а неудовлетворенное желание отведать загадочного напитка осталось. Теперь наверстываем упущенное.
Д: К тому же это очень удобный напиток. После его употребления можно смело репетировать без потери в качестве исполнения, а наутро не болит голова и память светлая. Кроме того, улучшается сон, аппетит, потенция. В общем, хорошего много, больше, чем плохого.
- Ну что же, теперь, после такого вступления, "плавно" перейдем к вопросам по существу. Коротко расскажите о своей группе, что явилось предпосылкой ее создания?
А: Четкой даты рождения группы не существует. Состав участников в течение какого-то времени менялся, и вместе с ним менялся характер исполняемой музыки. В составе того или иного коллектива удавалось до очередной трансформации чего-то успеть сделать, опять же, в большей или меньшей степени. Например, группа ЛУКА И ВЕТРЫ БУРЛАЦКОЙ СТОЛИЦЫ смогла даже дать концерт в Москве в 1993 году, который прошел с успехом, а также записать свое творчество на магнитную ленту. А вот группа ЗАКОН ПОДЛОСТИ образца 1995 года успела только сделать концертную программу, так и не представив ее публике. Наверное, это естественный путь развития музыкального творчества. Не зря же существует термин "музыкальный проект". Все течет, все изменяется. Где-то в 1997 году сложился нынешний состав, и примерно с этого времени началась работа над альбомами, которых на сегодняшний день у нас два, это "Смех последнего" и "По ту сторону себя". Ну, а если заглянуть в самое начало, то, конечно же, в основе всего лежит огромное желание заниматься или, точнее, делать музыку.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее о названии группы. Не кажется ли вам, что название не соответствует той музыке, которую вы играете?..
А: Название досталось нам по наследству. Мы решили сохранить преемственность, но не только. Нам нравится это название, потому что оно оригинально по форме и очень точно, с точки зрения содержания, характеризует отношения человека с окружающим миром. По такому закону делается наша музыкальная карьера, если это можно назвать карьерой. И в этом смысле никакого несоответствия нет.
Д: Посмотрите, как мало групп с названиями, претендующими на оригинальность. Чаще всего это что-то невнятное и почему-то на иностранном языке.
К: Ладно бы только названия, а то еще петь начнут на ломаном английском, как будто нет у нас своего языка. Что есть песня? Это выражение мыслей, верно? А мыслим-то мы на том языке, на котором говорим. Поэтому если мыслить на русском, а петь на английском, то получается не совсем искренне. Не так ли?
М: Соответствие - вещь спорная. Разве название РУКИ ВВЕРХ! соответствует той музыке, которую они исполняют? После этой музыки не то что руки вверх не поднимаются, но и другие не менее важные органы перестают работать.
- Я много слышал о красоте города, в котором вы живете. Повлиял ли на творчество этот город, ведь, как известно, Юрьевец связан с такими именами, как А. Тарковский, В. Леонтьев, М. Ромм?
А: Думаю, да, но одной красоты недостаточно. Художник способен создать Нечто не в комфортных условиях, а совсем наоборот. Это аксиома. И в этом смысле влияние города на творчество трудно переоценить. Условия идеальные, отсюда и соответствующий результат. А что касается вышеназванных имен, то эти люди стали известными не потому, что жили когда-то в Юрьевце, а потому, что вовремя уехали из этого города. В России много талантливых людей, прозябающих в глухой провинции, и в этом отношении наш город ничем не отличается от остальных.
- В таком случае как же вам удалось и удается в такой глуши заниматься музыкой? Как бы там ни было, но без инструментов, проводов, помещения и многого другого в этом деле не обойтись. Без этого невозможно выразить все, что "на душе накипело"?
А: Вы думаете, удается? Иногда начинаешь поддаваться (в "минуты слабости жестокой") пагубному влиянию окружающих. Когда тебе постоянно говорят, что все это бесперспективно, что все это пустая трата времени, что пора, мол, одуматься и начинать зарабатывать деньги, как все, то поневоле начинаешь думать так же. Но, слава Богу, разум побеждает. До тех пор, пока у человека есть какие-никакие мозги, после хлеба ему обязательно будут нужны зрелища. Или Ницше, Шопенгауэр и иже с ними полные идиоты?
Д: У нас всех одна перспектива - однокомнатная квартира в березовой роще на седьмом километре. И никакие деньги не помогут...
- Что-то совсем все мрачно стало. Вы упомянули Ницше и Шопенгауэра, похоже, эти философы как-то повлияли на ваше мировоззрение. Скажите, что вас связывает?
А: Лично я нашел у этих философов подтверждение своим мыслям по поводу тех или иных явлений. Мне все это близко и поэтому понятно. Наверное, и на творчестве это как-то отражается. В свое время, играя метал, мы даже создали концертную программу с использованием стихов Ницше. И, вы знаете, очень хорошо сочетаются эти вещи. Гораздо лучше, чем рассказы под "злые" риффы о гное, вампирах, гробах, черепах и прочей дряни. Мне кажется, что металлическая музыка достойна лучшего применения, а экзистенциальная тема неисчерпаема.
- Заурядный вопрос, но тем не менее, где и когда вас можно услышать?
А: Ну, вопрос, канечно, интересный...
Д: И архисложный...
А: Это проблема всех нераскрученных групп. Вот здесь и нужен дядя по имени Продюсер или как там еще. Организация концертов - дело хлопотное, и самим нам не потянуть. Желание выступать есть, но когда дело доходит до практической реализации этого желания, то выясняется, что для этого у нас самих нет технических возможностей. Таких возможностей нет и в нашем городе. Были "приглашения" из других городов, но все они носили характер пожелания, поскольку кроме приглашения надо четко знать, где жить, как добираться, на каких условиях выступать и т. п. Но об этом все как-то умалчивают. В итоге ничего не получается с "живыми" выступлениями. Пока не получается, я надеюсь.
Д: Мы уже давно решили сделать акцент на студийной работе, и, похоже, не ошиблись. По сравнению с концертной деятельностью она обладает целым рядом преимуществ. Одно из них - это возможность сделать так, что при минимальных затратах о твоем творчестве могут узнать на другом конце Земли и аудитория при этом несравненно шире, чем на концерте. Кроме того, студия быстро дает понять, что ты собой представляешь как музыкант в плане техники игры. Так что очень полезно поработать в студии и в этом отношении. Существует множество групп, которые ограничиваются только студийной работой и ничего от этого не теряют.
- Получается, что с концертами напряженка?
А: Получается. Но если будут конкретные предложения, мы всегда "за". Надо же когда-то начинать (смеется).
- Как получилось, что вы стали заниматься инструментальной музыкой? Мне известно, что вы ранее работали в разных направлениях, от trash и death-метала до романтического рока.
А: Хотелось бы начать: я всегда мечтал играть только инструментальную музыку... На самом деле все было иначе. Просто в один прекрасный день, когда мы в очередной раз остались "у разбитого корыта", т. е. группу покинул в том числе и вокалист, и все, что было сделано, было брошено псу под хвост, возник знаменитый русский вопрос: что делать? Нового вокалиста в нашей деревне можно было бы искать всю оставшуюся жизнь. Поиски ответа были мучительными и, как теперь стало ясным, очень полезными. Дело в том, что никто из нас не представлял, как сочиняется музыка. (И сейчас тоже. Шутка.) Как делать песни - ясно: куплет, припев, проигрыш, т. е. были бы слова. А что делать, когда их нет? Вот тут-то и выяснилось, что передать свои мысли и чувства именно музыкальными средствами куда сложнее, чем словами, положенными на музыку. И еще одно "открытие" мы для себя сделали. Оказалось, что далеко не все люди, слушающие музыку, способны воспринимать саму музыку. Воспринимаются, как правило, тексты, а музыка вообще никак не воспринимается.
Д: Но думать, что мы стали делать музыку от нечего делать, тоже не стоит. Каждый человек обладает определенной энергетической вибрацией, настроен на определенную частоту, если хотите. Видимо, в нынешнем составе наши частоты вошли в резонанс, и мы смогли что-то "родить". Иначе ничего бы не получилось. Подобным образом происходило и тогда, когда мы играли другую музыку.
А: Наверное, слишком громко звучит "работали в разных направлениях". Все происходило и происходит интуитивно. Надо хорошо знать особенности хотя бы одного направления, причем с точки зрения теории музыки, а не слушателя, чтобы утверждать, что ты играешь в таком-то направлении. В противном случае получается пародия, как совершенно справедливо замечено в одном учебнике музыки. А все, что играли раньше, превратилось в понятие "опыт", без которого, как известно, трудно сотворить что-либо стоящее. Есть с чем сравнить, что-то взять полезного или, наоборот, что-то отбросить.
- Алексей, вы обладаете очень хорошей техникой игры. Что влияет на ваше творчество? Какому коллективу вы отдаете предпочтение?
А: Вас неправильно информировали. Если вы хотите узнать о том, какая у меня на самом деле техника, то спросите об этом моих коллег.
Д: У него есть кикимора (разновидность автомобиля. - Прим. автора).
А: Ну, да. Так вот, иногда, в минуты откровения, они такое говорят, что другой человек на моем месте давно бы кончился. Но я учитываю все критические замечания, и в результате...
К: У одного из нас случается инфаркт (показывает пальцем на Д).
А: Сами понимаете, творческий процесс - дело тонкое, требующее жертв. Что касается предпочтений, то, занимаясь барабанами, слушаешь в записях других групп прежде всего барабанные партии. Когда слышишь нечто "вкусное", то перед такой игрой трудно устоять, и уже не имеет значения, какой это стиль. Талант исполнителя везде себя проявит.
- Ранее у вас была своя студия, но вследствие некоторых радикальных перемен вы оказались на улице. Расскажите подробнее, что случилось? Кому могли помешать музыканты?
А: Студия, слава Богу, осталась при нас, а вот помещения мы лишились действительно. Почему это произошло? Начнем с того, что вся культура делится на официальную и неофициальную. Каждая из этих культур живет по своим неписаным законам. Для первой важна "галочка", результат, для второй важен процесс. Процесс этот далеко не всегда может привести к желаемому результату, а официальной культуре важно в час "икс" любой ценой провести мероприятие. И это понятно, работа такая. Но, мало того, официальная очень хочет, чтобы неофициальная культура была стерта с лица земли. Почему? Антагонистическое противоречие между ними. Поскольку силы неравные, побеждает дружба.
Д: Да, ты завернул. Скажу проще. В течение многих лет помещение бывшей библиотеки переделывалось под студию силами и средствами участников группы. Беда подкралась незаметно: решив поставить жирный плюсик в графу "что я сделал хорошего для родного города", глава местной администрации распорядился передать здание, в котором мы работали, детской музыкальной школе (абсурд, но тем не менее). И его можно понять: подошли очередные выборы, и чего не сделаешь ради того, чтобы остаться у власти. Но не помогло, на выборах он с треском провалился.
М: Из-за таких вот "парней" Валерий Яковлевич (Леонтьев) до сих пор знать не хочет наш город, хотя жил в нем продолжительное время. Натерпелся, бедолага, в свое время. А теперь они кичатся тем, что лично знали его. Стыдно должно быть. Поэта может обидеть каждый.
Д: Как-то в одной передаче Валера сказал, что детства у него не было, так все местные в обморок попадали - как, видите ли, он так мог сказать?! Еще как мог!
- Вы предпочитаете хорошую технику и инструменты различного рода "самопалам", какие технологии в создании музыки вы используете? Поделитесь своими секретами.
Д: Благодаря немецкой компании "SEK`D", выпустившей прекрасный по своим функциональным возможностям виртуальный многодорожечник "Samplitude Studio", и отечественным хакерам - мы можем писать нашу музыку на жесткий диск. Эта программа - поистине подарок для музыкантов, она сможет удовлетворить любые творческие амбиции. Секретов у меня нет, просто пользуюсь опытом других людей, добившихся на этом поприще определенных успехов, черпаю знания из книг. Еще мне кажется, в этом деле надо знать, что ты хочешь получить в результате, в противном случае настройка одного только эквалайзера может занять недели и даже месяцы.
К: А что касается инструментов, то попробуйте помузицировать на гитарах отечественного производства, которые античеловечны по своей природе и смогут с легкостью убить любые добрые начинания. Целые поколения музыкантов с честью выдержали это
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 13 за 2001 год в рубрике музыкальная газета