Закон Подлости
Жизнь по Закону Подлости

В одном из своих номеров "МГ" опубликовала рецензию на альбом российской группы ЗАКОН ПОДЛОСТИ, который назывался "По ту сторону себя". Меня лично заинтересовала данная работа, презентованная мне музыкантами юрьевецкой группы. Прежде всего своей какой-то внутренней чистотой, искренностью, и мне ничего не оставалось, как поехать в этот городок и пообщаться с музыкантами, так сказать, тет-а-тет. Результатом поездки и стало данное интервью, но прежде мне хотелось бы кратко представить данный коллектив.

ЗАКОН ПОДЛОСТИ - это: Алексей Потемкин (А) - ударные, Дмитрий Стрежнев (Д) - бас, Константин Золотов (К) - гитара и Михаил Белов (М) - клавиши. Место дислокации: РФ, г. Юрьевец Ивановской области. Направление: инструментальная музыка.
...Дорога в город лежала через ночной заснеженный лес. Казалось, что из этой глухомани мне уже никогда не выбраться. Но вот фары осветили указатель, и я понял - это Юрьевец. А еще через некоторое время я сидел возле теплой печки, потягивал кока-колу, и вел неспешный разговор...

- Однако почему кока-кола? Обычно люди рокерской профессии предпочитают пиво.
А: Дело в том, что у нас было трудное детство. В те далекие времена все мои знания об этом напитке укладывались в строчку, напеваемую моим отцом: "Не ходите, дети, в школу, пейте, дети, кока-колу". Прошло детство, прошла юность, а неудовлетворенное желание отведать загадочного напитка осталось. Теперь наверстываем упущенное.
Д: К тому же это очень удобный напиток. После его употребления можно смело репетировать без потери в качестве исполнения, а наутро не болит голова и память светлая. Кроме того, улучшается сон, аппетит, потенция. В общем, хорошего много, больше, чем плохого.
- Ну что же, теперь, после такого вступления, "плавно" перейдем к вопросам по существу. Коротко расскажите о своей группе, что явилось предпосылкой ее создания?
А: Четкой даты рождения группы не существует. Состав участников в течение какого-то времени менялся, и вместе с ним менялся характер исполняемой музыки. В составе того или иного коллектива удавалось до очередной трансформации чего-то успеть сделать, опять же, в большей или меньшей степени. Например, группа ЛУКА И ВЕТРЫ БУРЛАЦКОЙ СТОЛИЦЫ смогла даже дать концерт в Москве в 1993 году, который прошел с успехом, а также записать свое творчество на магнитную ленту. А вот группа ЗАКОН ПОДЛОСТИ образца 1995 года успела только сделать концертную программу, так и не представив ее публике. Наверное, это естественный путь развития музыкального творчества. Не зря же существует термин "музыкальный проект". Все течет, все изменяется. Где-то в 1997 году сложился нынешний состав, и примерно с этого времени началась работа над альбомами, которых на сегодняшний день у нас два, это "Смех последнего" и "По ту сторону себя". Ну, а если заглянуть в самое начало, то, конечно же, в основе всего лежит огромное желание заниматься или, точнее, делать музыку.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее о названии группы. Не кажется ли вам, что название не соответствует той музыке, которую вы играете?..
А: Название досталось нам по наследству. Мы решили сохранить преемственность, но не только. Нам нравится это название, потому что оно оригинально по форме и очень точно, с точки зрения содержания, характеризует отношения человека с окружающим миром. По такому закону делается наша музыкальная карьера, если это можно назвать карьерой. И в этом смысле никакого несоответствия нет.
Д: Посмотрите, как мало групп с названиями, претендующими на оригинальность. Чаще всего это что-то невнятное и почему-то на иностранном языке.
К: Ладно бы только названия, а то еще петь начнут на ломаном английском, как будто нет у нас своего языка. Что есть песня? Это выражение мыслей, верно? А мыслим-то мы на том языке, на котором говорим. Поэтому если мыслить на русском, а петь на английском, то получается не совсем искренне. Не так ли?
М: Соответствие - вещь спорная. Разве название РУКИ ВВЕРХ! соответствует той музыке, которую они исполняют? После этой музыки не то что руки вверх не поднимаются, но и другие не менее важные органы перестают работать.
- Я много слышал о красоте города, в котором вы живете. Повлиял ли на творчество этот город, ведь, как известно, Юрьевец связан с такими именами, как А. Тарковский, В. Леонтьев, М. Ромм?
А: Думаю, да, но одной красоты недостаточно. Художник способен создать Нечто не в комфортных условиях, а совсем наоборот. Это аксиома. И в этом смысле влияние города на творчество трудно переоценить. Условия идеальные, отсюда и соответствующий результат. А что касается вышеназванных имен, то эти люди стали известными не потому, что жили когда-то в Юрьевце, а потому, что вовремя уехали из этого города. В России много талантливых людей, прозябающих в глухой провинции, и в этом отношении наш город ничем не отличается от остальных.
- В таком случае как же вам удалось и удается в такой глуши заниматься музыкой? Как бы там ни было, но без инструментов, проводов, помещения и многого другого в этом деле не обойтись. Без этого невозможно выразить все, что "на душе накипело"?
А: Вы думаете, удается? Иногда начинаешь поддаваться (в "минуты слабости жестокой") пагубному влиянию окружающих. Когда тебе постоянно говорят, что все это бесперспективно, что все это пустая трата времени, что пора, мол, одуматься и начинать зарабатывать деньги, как все, то поневоле начинаешь думать так же. Но, слава Богу, разум побеждает. До тех пор, пока у человека есть какие-никакие мозги, после хлеба ему обязательно будут нужны зрелища. Или Ницше, Шопенгауэр и иже с ними полные идиоты?
Д: У нас всех одна перспектива - однокомнатная квартира в березовой роще на седьмом километре. И никакие деньги не помогут...
- Что-то совсем все мрачно стало. Вы упомянули Ницше и Шопенгауэра, похоже, эти философы как-то повлияли на ваше мировоззрение. Скажите, что вас связывает?
А: Лично я нашел у этих философов подтверждение своим мыслям по поводу тех или иных явлений. Мне все это близко и поэтому понятно. Наверное, и на творчестве это как-то отражается. В свое время, играя метал, мы даже создали концертную программу с использованием стихов Ницше. И, вы знаете, очень хорошо сочетаются эти вещи. Гораздо лучше, чем рассказы под "злые" риффы о гное, вампирах, гробах, черепах и прочей дряни. Мне кажется, что металлическая музыка достойна лучшего применения, а экзистенциальная тема неисчерпаема.
- Заурядный вопрос, но тем не менее, где и когда вас можно услышать?
А: Ну, вопрос, канечно, интересный...
Д: И архисложный...
А: Это проблема всех нераскрученных групп. Вот здесь и нужен дядя по имени Продюсер или как там еще. Организация концертов - дело хлопотное, и самим нам не потянуть. Желание выступать есть, но когда дело доходит до практической реализации этого желания, то выясняется, что для этого у нас самих нет технических возможностей. Таких возможностей нет и в нашем городе. Были "приглашения" из других городов, но все они носили характер пожелания, поскольку кроме приглашения надо четко знать, где жить, как добираться, на каких условиях выступать и т. п. Но об этом все как-то умалчивают. В итоге ничего не получается с "живыми" выступлениями. Пока не получается, я надеюсь.
Д: Мы уже давно решили сделать акцент на студийной работе, и, похоже, не ошиблись. По сравнению с концертной деятельностью она обладает целым рядом преимуществ. Одно из них - это возможность сделать так, что при минимальных затратах о твоем творчестве могут узнать на другом конце Земли и аудитория при этом несравненно шире, чем на концерте. Кроме того, студия быстро дает понять, что ты собой представляешь как музыкант в плане техники игры. Так что очень полезно поработать в студии и в этом отношении. Существует множество групп, которые ограничиваются только студийной работой и ничего от этого не теряют.
- Получается, что с концертами напряженка?
А: Получается. Но если будут конкретные предложения, мы всегда "за". Надо же когда-то начинать (смеется).
- Как получилось, что вы стали заниматься инструментальной музыкой? Мне известно, что вы ранее работали в разных направлениях, от trash и death-метала до романтического рока.
А: Хотелось бы начать: я всегда мечтал играть только инструментальную музыку... На самом деле все было иначе. Просто в один прекрасный день, когда мы в очередной раз остались "у разбитого корыта", т. е. группу покинул в том числе и вокалист, и все, что было сделано, было брошено псу под хвост, возник знаменитый русский вопрос: что делать? Нового вокалиста в нашей деревне можно было бы искать всю оставшуюся жизнь. Поиски ответа были мучительными и, как теперь стало ясным, очень полезными. Дело в том, что никто из нас не представлял, как сочиняется музыка. (И сейчас тоже. Шутка.) Как делать песни - ясно: куплет, припев, проигрыш, т. е. были бы слова. А что делать, когда их нет? Вот тут-то и выяснилось, что передать свои мысли и чувства именно музыкальными средствами куда сложнее, чем словами, положенными на музыку. И еще одно "открытие" мы для себя сделали. Оказалось, что далеко не все люди, слушающие музыку, способны воспринимать саму музыку. Воспринимаются, как правило, тексты, а музыка вообще никак не воспринимается.
Д: Но думать, что мы стали делать музыку от нечего делать, тоже не стоит. Каждый человек обладает определенной энергетической вибрацией, настроен на определенную частоту, если хотите. Видимо, в нынешнем составе наши частоты вошли в резонанс, и мы смогли что-то "родить". Иначе ничего бы не получилось. Подобным образом происходило и тогда, когда мы играли другую музыку.
А: Наверное, слишком громко звучит "работали в разных направлениях". Все происходило и происходит интуитивно. Надо хорошо знать особенности хотя бы одного направления, причем с точки зрения теории музыки, а не слушателя, чтобы утверждать, что ты играешь в таком-то направлении. В противном случае получается пародия, как совершенно справедливо замечено в одном учебнике музыки. А все, что играли раньше, превратилось в понятие "опыт", без которого, как известно, трудно сотворить что-либо стоящее. Есть с чем сравнить, что-то взять полезного или, наоборот, что-то отбросить.
- Алексей, вы обладаете очень хорошей техникой игры. Что влияет на ваше творчество? Какому коллективу вы отдаете предпочтение?
А: Вас неправильно информировали. Если вы хотите узнать о том, какая у меня на самом деле техника, то спросите об этом моих коллег.
Д: У него есть кикимора (разновидность автомобиля. - Прим. автора).
А: Ну, да. Так вот, иногда, в минуты откровения, они такое говорят, что другой человек на моем месте давно бы кончился. Но я учитываю все критические замечания, и в результате...
К: У одного из нас случается инфаркт (показывает пальцем на Д).
А: Сами понимаете, творческий процесс - дело тонкое, требующее жертв. Что касается предпочтений, то, занимаясь барабанами, слушаешь в записях других групп прежде всего барабанные партии. Когда слышишь нечто "вкусное", то перед такой игрой трудно устоять, и уже не имеет значения, какой это стиль. Талант исполнителя везде себя проявит.
- Ранее у вас была своя студия, но вследствие некоторых радикальных перемен вы оказались на улице. Расскажите подробнее, что случилось? Кому могли помешать музыканты?
А: Студия, слава Богу, осталась при нас, а вот помещения мы лишились действительно. Почему это произошло? Начнем с того, что вся культура делится на официальную и неофициальную. Каждая из этих культур живет по своим неписаным законам. Для первой важна "галочка", результат, для второй важен процесс. Процесс этот далеко не всегда может привести к желаемому результату, а официальной культуре важно в час "икс" любой ценой провести мероприятие. И это понятно, работа такая. Но, мало того, официальная очень хочет, чтобы неофициальная культура была стерта с лица земли. Почему? Антагонистическое противоречие между ними. Поскольку силы неравные, побеждает дружба.
Д: Да, ты завернул. Скажу проще. В течение многих лет помещение бывшей библиотеки переделывалось под студию силами и средствами участников группы. Беда подкралась незаметно: решив поставить жирный плюсик в графу "что я сделал хорошего для родного города", глава местной администрации распорядился передать здание, в котором мы работали, детской музыкальной школе (абсурд, но тем не менее). И его можно понять: подошли очередные выборы, и чего не сделаешь ради того, чтобы остаться у власти. Но не помогло, на выборах он с треском провалился.
М: Из-за таких вот "парней" Валерий Яковлевич (Леонтьев) до сих пор знать не хочет наш город, хотя жил в нем продолжительное время. Натерпелся, бедолага, в свое время. А теперь они кичатся тем, что лично знали его. Стыдно должно быть. Поэта может обидеть каждый.
Д: Как-то в одной передаче Валера сказал, что детства у него не было, так все местные в обморок попадали - как, видите ли, он так мог сказать?! Еще как мог!
- Вы предпочитаете хорошую технику и инструменты различного рода "самопалам", какие технологии в создании музыки вы используете? Поделитесь своими секретами.
Д: Благодаря немецкой компании "SEK`D", выпустившей прекрасный по своим функциональным возможностям виртуальный многодорожечник "Samplitude Studio", и отечественным хакерам - мы можем писать нашу музыку на жесткий диск. Эта программа - поистине подарок для музыкантов, она сможет удовлетворить любые творческие амбиции. Секретов у меня нет, просто пользуюсь опытом других людей, добившихся на этом поприще определенных успехов, черпаю знания из книг. Еще мне кажется, в этом деле надо знать, что ты хочешь получить в результате, в противном случае настройка одного только эквалайзера может занять недели и даже месяцы.
К: А что касается инструментов, то попробуйте помузицировать на гитарах отечественного производства, которые античеловечны по своей природе и смогут с легкостью убить любые добрые начинания. Целые поколения музыкантов с честью выдержали это


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 13 за 2001 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета