Фестиваль "Рок-коронация"
Откуда у хлопца рок-н-ролльная грусть 2, или "любители" отвечают "профессионалам"


Иногда так бывает, что новое - это хорошо забытое старое, но в нашем случае мы надеемся, что статью шеф-редактора "Джаз-квадрата" Е. Долгих "Откуда у хлопца..." вы еще не забыли. Более того, вырезали или законспектировали (отреферировали), ибо подобные шедевры попадают на страницы "МГ" не чаще чем раз в три года. Главный предмет статьи - искренняя попытка выяснить, кто более заслуживает в Беларуси рок-корону и сопутствующие ей атрибуты - внимание и любовь журналистов, девушек, бабок (на выбор) - Шедько или N.R.M. Господина Долгих до глубины души потрясла абсурдность ситуации, при которой организаторы "Коронации" "втюхали" недалекой публике под видом рока откровенную (или как выражаются в данной среде "галимую") "попсу", N.R.M. то бишь. Как же так? Где справедливость и здравый смысл? Почему возводят на пьедестал не профессионалов, посвятивших себя служению искусству, а ловких коммерсантов, весь профессионализм которых заключается в том, чтобы вовремя сориентироваться в рыночной конъюнктуре и подсунуть неразборчивой публике очередной симулякр вместо оригинала?

Давайте отбросим эмоции и попробуем максимально беспристрастно разобраться во всем этом. А собственно в чем здесь разбираться? Человек высказал с максимальной прямотой все, что наболело, и не его вина в том, что сделанные им выводы породили большие сомнения в его способностях адекватно описывать происходящие в современной музыке процессы. Но каких других выводов можно ожидать от человека, выросшего на DEEP PURPLE, BEATLES, ROLLING STONES, JETHRO TULL, NAZARETH, YES - золотом суповом наборе 60-70-х? Правда, в последние 10 лет он обслушался "сложного джаза", что, казалось бы, должно было несколько изменить его доисторические представления, в том числе и о рок-музыке (кстати, существует ли таковая, не журналистский ли это штамп?). Но, то ли слушал как-то формально (по долгу службы), то ли слушал не "тот джаз", а результат налицо: SLY & ROBBY нынче самая модная ритм-группа с Ямайки, Bill Laswell - суперпопулярный басист-электронщик, а Мамонов - панк! SEX PISTOLS же молодцы, настоящие "профи", не побоявшиеся научиться играть, в особенности Сид Вишес (бедняга уморил себя до смерти игрой на басу).
К музыке мы еще вернемся, а пока поговорим о поэзии, тем более, что Е. Долгих специалист широкого профиля (джаз, рок, поэзия, лит. переводы и лит. критика). Мы вынуждены согласиться с тем, что в поп-газете не место лит. анализу. Но это тот самый случай, когда и без анализа диагноз может поставить даже непрофессионал. "Элементарной поэзии"(?) в опусах N.R.M. нет - муза испугалась Пита Павлова и убежала к Шедько. Нет у них и высокого слога типа "Когда вообще где-нибудь что-нибудь говорят" или "не вовремя, незачем, не за что, нечем..." Наоборот, все как-то слишком прозрачно, недвусмысленно, в рифму. А где же аллюзии, параллели, гиперболы, метафоры (да "фига в кармане" наконец!)? А впрочем, чего ожидать от групповой (писали скопом, да еще поди на пьяную голову) мужской поэзии. То ли дело, одинокий романтик, эзотерик-визионер А. Шедько! Сколько тумана, воды, вторых и третьих смыслов и надсмыслов (не говоря уже о подсмыслах), междометий, местоимений, вводных, обводных и выводных слов-паразитов (не дают, паразиты, выразить всю глубину, бездну чувств и переживаний измученной души поэта). А если серьезно, то тексты N.R.M. лучше не потому, что они на белорусском языке, а потому, что они - лучше. Только не подумайте, что мы внешне наивно (но с кирпичом за пазухой) издеваемся над профессионалами. Отнюдь. Мы просто слушали не то, не там, не с теми, всякие GONG, CAN, FAUST, GODZ, VELVET UNDERGROUND, HENRY COW, CABARET VOLTAIRE, RESIDENTS, Sun Ra, Frank Zappa, John Cage, Yoko Ono, Brian Eno, Nico, Philip Glass, Bill Laswell, KRAFTWERK, CAPTAIN BEEFHEART, Курехина и других панков-любителей, так и не достигших уровня SEX PISTOLS, а тем более музыкантов (без дураков) группы СЕСТРА. Но исходя из того, что "на культурном поле нонче демократия более-менее" и "можно слушать и говорить почти все", мы и решили слегка пополемизировать с уважаемым шеф-редактором. Свои замечания и комментарии мы постарались систематизировать и вот что из этого получилось.

1) Нам не кажется, что N.R.M. и А. Шедько образуют некую оппозицию (одни другому не мешают, ибо "работают" на разные аудитории). Следовательно, некорректно сталкивать артистов и их поклонников лбами (проводить разборки типа "хто тут кручэ?"). В этом свете нехождение Алексея на "Рок-Коронацию" демонстрирует лучшее понимание им ситуации в сравнении с его "защитником" господином Долгих.
2) Попытка поставить творчество Шедько в один ряд с "нашим" русскоязычным роком (ЗООПАРК, АКВАРИУМ) также не кажется нам убедительной. При всей абстрактности и метафоричности текстов Шклярского, Борзыкина, Гуницкого, Мамонова и Гребенщикова мы всегда понимаем, что они нам говорят, на что намекают (или умалчивают). А тексты Майка Науменко, если руководствоваться логикой Евгения Долгих до конца, в большей степени отдают "коммунальностью" N.R.M., чем "элитарностью" Шедько.

3) Мы категорически возражаем против использования таких терминов (которые не более чем клише) как "джаз", "рок", "попса", "настоящее Искусство". Абсурдно противопоставлять друг другу то, что не имеет никакого конкретного содержания. Что позволяет объединять в "джаз" такие разные явления как Sun Ra и Chick Corea, ЕСМ и Knitting Factory, А. Козлова и В. Чекасина? Аналогично и даже более трагично обстоят дела с "роком", особенно последние 20 лет. На самом деле никогда не существовало четких границ между жанрами, стилями и направлениями, особенно в музыке, предназначенной для массовой аудитории. То, что принято называть джазом и роком, изначально было коммерческим продуктом, поэтому некорректно причислять их к элитарной культуре, это культура массовая, это поп-культура. И совсем глупо придавать слову "pop" (в русско-совковой фене - "попса") уничижительный оттенок. В большинстве случаев за этим стоит снобизм и зависть к успеху коллег по цеху. Таким образом ВСЯ современная музыка (и культура) - это поп-музыка по преимуществу. К этому предрасполагает ситуация постмодерна. Современное общество потребления не имеет непреодолимой социальной стратификации (нет четких иерархий, характерных для доиндустриального и индустриального общества), это социально мобильное общество. Соответственно не может быть деления на элитарную и вульгарную культуры. А значит, потреблять "элитарные" культтовары могут как "престижные", так и "маргинальные" социальные группы, что никак не отражается на эстетических достоинствах (недостатках) продуктов. Сантехник может серьезно увлекаться "авангардным джазом", а редактор музыкального журнала "для умных" вполне может обходиться стандартным набором из классиков хард-рока.

4) Очень нас повеселило утверждение господина редактора о том, что "современный рок так и не пережил последствий панк-революции". Да современный рок и существует-то исключительно благодаря последствиям этой революции, вдохнувшей жизнь в умиравший рок 70-х. А иначе слушали бы и по сей день профессиональную мертвячину а-ля Ричи Блэкмор и Ингви Мальмстин и молились на NAZARETH. Не менее комично выглядит обвинение "повылазивших на сцену немузыкальных людей" в банальном желании вые...нуться". Возможно, мы заблуждаемся, но что как не это "нехорошее" желание стоит почти за всеми поступками если не всех homo sapiens, то, по крайней мере, людей творческих? И ничего предосудительного в этом нет.

5) Ошибочным нам представляется рефреном звучащее противопоставление "профессионализма" "любительству", а в особенности ничем не обоснованное отождествление профессионализма с высоким качеством и эстетической ценностью культурного продукта. Не следует путать промышленное серийное производство с индивидуальным творческим процессом. Если профессиональный слесарь заслуживает всяческого уважения, то профессиональный музыкант, в течение 20 лет пытающийся приблизиться к уровню NAZARETH не заслуживает ничего, кроме сожаления. Вы уж извините нас, дилетантов, но мы скорее отдадим предпочтение "самодеятельности" Кустова, Бубна, Худякова, НАИЗНАНКУ, NITKIE, AUTISM, ENERGUN 22, RABBIT EGGS, ZYGIMONT VAZA, ANGRY ROSE 2000, КУКОЛ и других "любителей", чем "профессионалам" из СЕСТРЫ, КАЛИ ЮГИ, и прочих звезд "Стар-Клуба".
И последнее, уже немного в сторону. Мы не претендуем на то, что знаем истину или можем ее познать. Мы всего лишь протестуем против пугающей серьезности здравого смысла, с его тоталитарной установкой на то, что "истина-одна" (а именно это и пытается навязать читателям редактор "Джаз-квадрата"). Каждый человек имеет право на свою истину, поскольку это позволяет ему ориентироваться в мире, отличать хороших людей от плохих, хорошие образцы поп-культуры от посредственных. Единственное требование, которое может иметь значение - это необходимость самореализации и творчества, которые позволяют человеку быть тем, что он есть, без оглядки на диктат прошлого или претензии настоящего. Быть собой, быть уникально особенным, означает быть поэтом, то есть ценить свободу метафоры превыше истины, воспроизводить жизнь не такой, какой она была, а такой, какой ты хочешь ее видеть.
В этой связи советуем господину Долгих и всем читателям "МГ" снисходительнее относиться к себе и другим. В эпоху постмодерна без самоиронии - как без автомата в Чечне. А еще неплохо бы избавиться от провинциального мышления. Минск действительно является пупом земли. В том смысле, что времена двухполюсного мира прошли. Центров теперь, слава Богу, много (читайте Делеза, Эко, Бодрийяра, Дерриду). Сегодня можно жить в деревне и быть при этом "в центре", а можно жить в Минске (Варшаве, Москве, Нью-Йорке) и оставаться провинциалом. Центр - понятие скорее субьективно-психологическое, чем объективно-географическое. Перефразируя группу HIS NAME IS ALIVE - Center is in your head.
P.S. Если "рок" все-таки существует, то ПЕСНЯРЫ и А. Пугачева, несомненно, рок.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 11 за 2001 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета