Orb, The
безумие доктора Патерсона


THE ORB уже вошли в историю. Хотя бы тем, что породили новый жанр электронной музыки - эмбиент-хаус (ambient-house). Его медленный, душевный ритм служит хорошим саундтреком жизни заядлого рэйвера ранним утром, когда клубы уже закрываются... Эмбиент-хаус быстро занял свое место в нише современной музыки, будучи популяризованным с подачи тех же THE ORB. Они вовремя появились со своей музыкой в передаче "Top Of The Pops", посвященной лидерам британских чартов (в 1992 году альбом THE ORB "U.F.Orb" занял первое место в Великобритании). Впрочем, это лишь вершина айсберга. Не столь бросаются в глаза потрясающая креативность и работоспособность Алекса Патерсона, мозгового центра THE ORB, плюс его востребованность и, как следствие, некий культовый статус. Его формула кажется простой: он замедлил ритм классического чикагского хауса и добавил синтезаторные коллажи в духе пионеров эмбиента 70-х, Брайена Ино и TANGERINE DREAM. Хотя в результате получается музыка недостаточно танцевальная, это компенсируется добавлением любопытных вокальных сэмплов в инструментальные треки. И все же присутствует еще нечто, что делает саунд THE ORB исключительным. То ли специфический юмор, то ли цветасто-карнавальная звуковая атмосфера, то ли еще что-то...

Патерсон работал техником по ударным инструментам на турне с KILLING JOKE в 80-е годы, и был под впечатлением от настоящего взрыва чикагского хауса в Англии во второй половине 80-х. Стоит отметить, что путешествия по миру дали Алексу Патерсону много. Как минимум, так он встретил многих, с кем сотрудничали THE ORB, в том числе будущих участников группы Кристиана Уэстона, и авторитетного немецкого электронщика Томаса Фельманна, участвовавшего в проектах TEUTONIC BEATS, MARATHON (экс-TIME UNLIMITED), и FISCHERMAN\\\\\\\\\\'S FRIEND (экс-SUN ELECTRIC). Алекс Патерсон стал работать в отделении "A & R" фирмы EG Records, принадлежащей самому Брайену Ино. Тут и родился THE ORB, лабораторное дитя доктора Патерсона и Джими Коти (Jimi Cauty), который играл в сайд-проекте KILLING JOKE под названием BRILLIANT и позже приобрел всемирную известность под флагом THE KLF. Что касается названия, то его, недолго думая, придумал Патерсон, посмотрев фильм Вуди Аллена "Sleeper", в котором люди кричали в оргазматрон: "The orb, the orb, give me the orb! I want the orb!". Джими и Алекс занимались импровизацией в студии "Trancentral", обычно это происходило по воскресеньям, после вечеринок в пятницу и субботу. В их распоряжении были восьмитрековый консоль "Akai", клавиши "OBX", и 303-я ритм-машина. Во время этих сессий родились три оригинальных версии треков, которые позже стали танцевальными суперхитами в исполнении THE KLF: "What Time Is Love?", "3 A.M. Eternal", и "Last Train To Trancentral" (вместе они называются \\\\\\\\\\'Stadium House Trilogy\\\\\\\\\\'). Первым релизом дуэта THE ORB стал трек "Tripping On Sunshine" в стиле эйсид-хаус, изданный на компиляции "Eternity Project One" в 1988 году. Вслед за тем появилась четырехтрековая "Kiss EP", посвященная и много сэмплированная с известной нью-йоркской радиостанции "Kiss-FM". Интересно, что серия сэмплов в композиции "Kiss Your Love" объединена мелодией песни "Prepare To Energize" раннего проекта Вильяма Орбита TORCH SONG. В это же время Патерсон стал ди-джеить в Лондоне, и Пол Оукенфолд поставил его во главе "Land Of Oz", чилл-аута в собственном (оукенфолдовском) клубе "Heaven". Эмбиентные сеты Патерсона включали в себя широкий спектр сэмплов и звуковых эффектов, от записей "живой природы" компании BBC до космических трансляций NASA. На фоне звучала ранняя эмбиентная музыка, например, братья Ино (Брайен и Роджер), Michael Brook, Phillip Glass, а также Steve Hillage (легенда прогрессивного рока, основатель группы GONG, продюсер). Однажды в "Land Of Oz" побывал Hillage, и как раз тогда, когда Патерсон сэмплировал его альбом "Rainbow Dome Music". Музыканты познакомились, подружились, и впоследствии не раз записывались вместе. В частности, Steve Hillage сыграл на гитарах на сингле THE ORB "Blue Room", а Патерсон участвовал в проекте Стива SYSTEM 7 (или 777 в Штатах, в связи с проблемой с авторскими правами фирмы "Macintosh"). С 1991 года в этот проект входили, кроме их двоих, Miquette Giraudy (GONG), Youth, Kris Weston, Steve Waddington (BELOVED), и Paul Oakenfold.
Первый дальний заплыв в темные воды эмбиент-хауса Алекс Патерсон осуществил в октябре 1989 года, когда на своем лейбле WAU!/Mr. Modo выпустил 22-минутный сингл "A Huge Ever Growing Pulsating Brain That Rules From The Centre Of The Ultraworld". На этой вещи были засэмплированы линии аналогового синтезатора, шум океана, хор из "Slave To The Rhythm" Grace Jones и песня Minnie Riperton "Loving You", старая добрая баллада в стиле соул. Сингл понравился и "альтернативной" молодежи, и клубным ди-джеям. Патерсон и Коти записали новую версию этого трека в декабре того же 1989 года на сессии у Джона Пила. Она была выпущена два года спустя, вместе с записями их второй сессии, на альбоме "Orb\\\\\\\\\\'s Peel Sessions".
В начале 1990 года Дэйв Стюарт предложил Патерсону и Коти сделать ремикс его сингла "Lily Was Here". Оригинальный трек вошел в "U.K.\\\\\\\\\\'s Top 20", но ремикс ORB вскоре стал не менее популярным. ERASURE, DEPECHE MODE, YELLO, PRIMAL SCREAM и еще более 20 известных групп впоследствии предоставляли свою музыку для ремикширования Патерсону, так что уже в 1992 году стало возможным выпустить часть этого материала. С другой стороны, в то время никто из посторонних музыкантов не брался ремикшировать композиции ORB, кроме брейкбит-пионеров COLDCUT (ремикс "Kiss EP" для сингла, вышедшего только в США).
В 89-90 гг. Патерсон и Джими Коти записывали альбом, но в апреле 1990-го творческий союз развалился. Основной причиной стала боязнь Патерсона, что ORB набирает известность скорее как сайд-проект KLF, чем оригинальная группа. В свою очередь, Коти забрал музыкальный материал, немного переработал его, убрав партии Патерсона, и выпустил под простой вывеской "Space". В том же 1990 году Коти выпустил еще один альбом в стиле эмбиент, "Chill Out", на этот раз со своим партнером по KLF Биллом Драммондом. Правда, мелодия "Madrugada Eterna" (основная тема альбома) по структуре аккордов напоминает обработанную ORB "Loving You".
Не теряя времени, Алекс Патерсон начал работать с Youth\\\\\\\\\\'ом из KILLING JOKE (с ним он был знаком еще со школы), и они сделали новый трек ORB "Little Fluffy Clouds", с мелодией, заимствованной у композитора Стива Райха. Сингл вышел в ноябре 1990 года. Наверняка тем, кто слышал эту красивую вещь (она служит как бы визитной карточкой раннего творчества ORB), любопытно будет узнать, что женский голос принадлежит Rickie Lee Jones, рассказывающей о своих детских впечатлениях Левару Бертону, ведущему детской программы "Reading Rainbow" на канале PBS-TV. ORB также засэмплировали тут гармошку из саундтрека Эннио Морриконе к "Once Upon A Time In The West" и "12 Guitars" Пэта Метэни. "Little Fluffy Clouds" прилично покрутилась на танцполах, хотя и не входила в сколь-нибудь значительные чарты.
Youth, занятый многими проектами, не стал постоянным участником ORB. Вместо него Патерсон взял в группу Криса Уэстона (Kris Weston), по прозвищу Thrash (из-за его увлечений панком и металлом). Это был молодой студийный инженер, который тоже работал над "Little Fluffy Clouds" и к этому моменту покинул свою группу FORTRAN 5. С ним в составе и со Стивом Хиллиджем на гитарах ORB дали первый публичный концерт в начале 1991 года, в "London\\\\\\\\\\'s Town & Country 2". Их "живые" выступления вскоре стали притчей во языцех, ведь ORB разрушили стандартное представление о рок-концерте исполнением действительно современной электронной музыки. Шоу ORB сочетает элементы специфически клубного выступления и концерта в зале, с яркими визуальными эффектами и проходит в расслабенно-позитивном ключе.
Все бы было просто замечательно, но ORB до сих пор не выпустили альбома, того краеугольного камня в терминологии современной музыки, который виртуально утверждает статус артиста. Наконец, в апреле 1991 года в Англии был издан "The Orb\\\\\\\\\\'s Adventures Beyond The Ultraworld". Двойной альбом, чья обложка изображает электростанцию Battersea (также побывавшую на обложке "Animals" PINK FLOYD), быстро стал популярным и вошел в Top 30 альбомов в Великобритании. Вторым синглом к нему (после "Little Fluffy Clouds") стал "Perpetual Dawn", трек, популярный у широкой аудитории благодаря ремиксу, который сделал Youth. Хотя большая часть фэнов ORB этот ремикс, мягко говоря, ругает. Это самая непопулярная вещь в их хит-параде, а пальму первенства держит "Towers Of Dub" со второго альбома ORB, о котором чуть позже.
В середине 1991 года ORB подписали контракт, благодаря которому выпустили "The Orb\\\\\\\\\\'s Adventures Beyond The Ultraworld" в Штатах, но в "усеченном" виде на одном диске. Полная, двойная версия, позже вышла в США в издании фирмы Island. Патерсон и Thrash в течение 1991 года ездили с концертами по Европе. В ноябре этого года они скомпилировали "Peel Sessions". Спустя месяц дуэт выпустил специально к Рождеству ремиксовую компиляцию "The Aubrey Mixes" (на этом альбоме поработали ORB, Steve Hillage, Youth и Jimi Cauty). Хотя "The Aubrey Mixes" официально продавалась только один день и на настоящий момент представляет собой мечту коллекционера, она вошла в U.K. Top 50. В названии заложена шутка над британским произношением: \\\\\\\\\\'orb remixes\\\\\\\\\\', произносимое как \\\\\\\\\\'aubremixes\\\\\\\\\\'.
В июне 1992 года новый сингл ORB "Blue Room" попал в британский Top 10. Это самый длинный сингл в истории чартов, он длится около 40 минут. С трехминутным "экстрактом" этой вещи ORB появились в передаче "Top Of The Pops", где глубокомысленно размышляли над шахматной доской. Впечатления от участия в этой программе Патерсон описал так: "Шоу было похоже на фильм "This Is Spinal Tap". Посмотрите этот фильм (это пародия на документальное кино о рок-группе) и оцените иронию Доктора. В общем, ORB позабавились изрядно, но поп-звезды из них, конечно, никакие. А "Blue Room" - это помещение, более известное как "Ангар-18". В нем якобы хранятся останки инопланетян, разбившихся при крушении НЛО возле американского городка Розуэлл. В июле был выпущен альбом "U.F.Orb", который на этот раз был посвящен не пространству, а существам, живущим в нем. "Towers Of Dub" показал, что эскапизм не свойствен ORB, чей саунд "приземлился" и потеплел. А заключительный трек альбома, 49-секундный "Sticky End", представляет собой записанный Алексом в Непале звук, сопровождающий дефекацию слона. "U.F.Orb" добрался до первого места альбомных чартов Британии, да и критикам понравился. После этого, в октябре, вышел неальбомный сингл "Assassin", на котором, как планировалось, партию вокала должен исполнить Bobby Gillespie из PRIMAL SCREAM. Звуковой ландшафт композиции украсили резвящиеся кролики и луп "Kling Klang" KRAFTWERK. К слову сказать, какие только сэмплы не выискивали Патерсон и Уэстон: однажды они даже специально подрались в студии на шпагах, и Патерсон чуть не убил своего молодого напарника. "Assassin" оказался на 12-м месте хит-парада. Два месяца спустя вышло американское издание "Blue Room", первые копии которого включали второй диск. Это была полная версия "Blue Room" плюс миксы "Assassin". Лимитированное английское издание "U.F.Orb" включало в себя "живое" выступление ORB в лондонской "Brixton Academy" в 1991 году. Концерт был позже выпущен на видео с дополнительным CD-саундтреком "Adventures Beyond The Ultraworld: Patterns And Textures". Что же касается видеоклипов ORB, от "Little Fluffy Clouds" до "Toxygene", то участники группы предпочитают в них не появляться, оставляя место причудам фантазии режиссера.
Хотя ORB в течение первых трех лет существования выпускали новые записи и ремиксы с завидным постоянством, с начала 1993 года наступила пауза длиной в полтора года. Проблема была не в недостатке материала. Патерсон и Thrash продолжали записываться, но Big Life Records начали довольно спорную кампанию по выпуску ранних композиций ORB. Музыканты пригрозили не выпускать нового материала, пока лейбл не пообещает бросить свою затею. Начались переговоры, и, пока они продолжались, ORB искали пути избавления от контракта, а Big Life в течение 1993-94 годов перевыпустили 5 CD-синглов и два других 12-дюймовых релиза, в том числе "Little Fluffy Clouds" (которая вошла в британский Тор 10), "Huge Ever Growing Pulsating Brain" и "Perpetual Dawn" (второй сингл из "Ultraworld").
Наконец Патерсон в 1993 году заключил контракт с фирмой Island и выпустил "Orb Live 93" (также известный как "Evil Bro 93"), хоть как-то заполнивший брешь в дискографии ORB. Двойной диск оказался на 23-м месте хит-парада альбомов. Он включал в себя записи с концертов по Европе и Японии. Обложка этого диска опять имела явную, теперь уже пародийную, перекличку с "Animals" PINK FLOYD. Также в 1993 году ORB сделали ряд ремиксов для таких исполнителей, как YELLOW MAGIC ORCHESTRA (Ryuichi Sakamoto и другие), FRONT 242, MATERIAL (даб-группа Билла Ласвелла), и U2.
В июне 1994 года появился новый альбом ORB, на этот раз уже на Island. "Маленький альбом" "Pomme Fritz" не был выдержан в стилистике эмбиент-хауса, он представляет собой шизофренический экскурс в новые для ORB области. Это как бы мостик между ранним даб-эмбиентом и жесткими ритмическими элементами из индустриальной области. "Pomme Fritz" достиг шестого места в британском хит-параде, но критики его возненавидели. Патерсона сравнивали с Сидом Барреттом из PINK FLOYD, который руководил созданием их психоделического шедевра "Piper At The Gates Of Dawn", но никогда больше не поднялся до этого уровня.
"Pomme Fritz" стал также последней работой для Криса Уэстона в ORB. Обозначенный на вкладыше мини-альбома "Pomme Fritz" только как инженер, он еще появился в августе 1994 года с Патерсоном на сайд-проекте FFWD. Это сотрудничество Роберта Фриппа, Патерсона, Уэстона и присоединившегося к ORB Томаса Фельманна (FFWD, по именам: Fripp, Fehlmann, Weston, и Doctor). В начале 1995 года Уэстон окончательно покинул ORB, чтобы заняться своими собственными проектами. До сих пор от него ничего не слышно... Но перед этим ORB дали свой едва ли не самый известный концерт: на рэйве во время второго "Вудстока", где также приняли участие ORBITAL, APHEX TWIN и DEEE-LITE.
После ухода Уэстона партнером доктора Патерсона стал Томас Фельманн. ORB раньше уже ремикшировал сингл его проекта SUN ELECTRIC, и большая часть "Pomme Fritz" записывалась в его берлинской студии. Наконец, почти три года спустя после "U.F.Orb" группа выпустила свой третий полноценный студийный альбом, "Orbus Terrarum". Концепция и саунд альбома были отмечены фирменным стилем THE ORB, но сгущение ритма и возврат к естественным сэмплам говорили, что группа уже не путешествует в глубинах космоса (а это ощущение так или иначе присутствовало на "Ultraworld" и "U.F.Orb"). В течение 1995 года Патерсон и Фельманн предприняли амбициозное мировое турне, а после выпуска двойной компиляции ремиксов THE ORB вернулись в 1997 году с отличным альбомом "Orblivion". В 1998 году последовал ретроспективный сборник "U.F.Off", и, хотя доктор Патерсон и компания вскоре подготовили свой пятый альбом "Cydonia", компания Island по каким-то причинам отложила его выпуск до нового тысячелетия, чем весьма разозлила многих фэнов.
И вот, наконец "дождались-дождались, повезло-повезло"! Сначала вышел мелодичный поп-сингл "Once More", клип к которому можно увидеть в программах типа "MTV: New", и вот уже издан и сам долгожданный альбом "Cydonia". Песню "Once More" исполняет японская певица Аки (бывшая участница FREAKY REALISTIC), а один из ремиксов на эту вещь сделал Джими Коти. Следующим синглом будет, возможно, "Ghostdancing", с вокалом Нины Уолш (SABRETTES), но это не известно наверняка.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 10 за 2001 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета