Палац
«В Беларуси мы все делали первыми»


Несмотря на провокационную реплику, вынесенную в заглавие этого интервью, в самой пластинке, о которой вы прочитаете ниже, на мой взгляд, ничего провокационного нет. А вот у "палацевцев" на этот счет собственное мнение. Поэтому и наш разговор, начавшись достаточно мирно, закончился на повышенных тонах. Хотя теперь я действительно не знаю: а было ли о чем спорить? Альбом-то этот для белорусского шоу-бизнеса (который "шоу без нас" - копирайт на идею у Хоменко) действительно первый, и только за это ПАЛАЦУ можно памятник ставить...

О других достоинствах сборника "Танцующий ПАЛАЦ" читайте ниже.

- На презентации пластинки "The Best" ты вскользь упомянул о том, что группа уже практически подписала контракт с одним из московских лейблов на выпуск альбома "Чужыя дзеукi". Кроме того, насколько я знаю, буквально на днях выходит еще один ваш диск - ремиксы DJ Ray на композиции ПАЛАЦА. Не слишком ли много у вас релизов за такой короткий срок? У меня создалось впечатление, что последние полгода вы только и делаете, что что-то подписываете...
Олег Хоменко (лидер, фронтмен группы): - А ведь это правда. В последнее время мы действительно все подписываем и подписываем какие-то контракты. Я уже даже и не знаю, когда это все кончится!..
- (С улыбкой.) Сочувствую.
-...Вот, мы подписали контракт с "Ковчегом" на выпуск альбома "The Best". Кстати, продается он очень хорошо, несмотря на то, что рекламная кампания в его поддержку начнется только в ближайшее время.
Также мы заключили еще один контракт - на выход альбома ремиксов на наши песни. Это, кстати, один из первых грамотно составленных контрактов, который когда-либо подписывался на Беларуси. В нем обговариваются все детали, касающиеся выпуска диска - и промоушн, и рекламная кампания, и концертная деятельность, и количество компактов. Насколько я знаю, такого рода контракты до сего дня белорусские музыканты могли подписать только в Москве.
- А почему альбом ремиксов вы решили выпускать на белорусском лейбле BULBA RECORDS, тогда как "Чужых дзевак" везете в Москву?
- В первую очередь, потому, что в Москве мы просто не успели найти покупателя на этот диск. Поэтому когда мы узнали, что BULBA очень хотела бы выпустить эту работу и могла гарантировать, что пластинка будет продаваться и в России, и на Украине, то есть когда мы поняли, что эта компания могла гарантировать промоушн диска в близких славянских странах, то сразу решили, что нам стоит попробовать выпустить его на родине.
- Мне кажется, что в последнее время выпуск ремиксов стал весьма модной затеей...
- Да вообще, идея сделать такой сборник была у нас очень давно! Знаешь, я ведь, на самом деле, очень слабо разбираюсь в компьютерах. То есть если вся секвенсорная программированная работа, которую требовали аранжировки ПАЛАЦА, не представляет для меня никакой сложности, то новые компьютерные технологии, это движение, происходящее сейчас во всем мире... Я просто не мог все это грамотно применять - а тут появляется Андрей, который спокойно во всем этом разбирается... Именно поэтому, кстати, и произошло наше первое знакомство, которое потом переросло...
DJ Ray (Андрей Хвисевич): -...в плодотворное сотрудничество.
- Ди-джей Ram в свое время сказал, что ему было достаточно сложно уговорить некоторых музыкантов отдать свои треки на ремиксы...
О. Х. (Смеется.): - Андрея эта участь минула.
R.: - Нет, ну дело в том, что в данной ситуации...
О. Х.: - Только не говори штампами!
- Ха-ха.
R.: - Просто так исторически сложилось, что...
- Ха-ха!!!
R.: - Дело в том, что действительно...
О. Х.: - Ну, вот - "дело-в-том-что-действительно". (Смеется.) М-да. Заштампованно как-то это звучит. Лучше ты напиши, что думаешь, на компьютере!
- Дай человеку сказать!
R.: - Я потерял уже суть.
О. Х.: - Про то, легко ли было тебе взять у нас песню.
R.: - А! Ну, собственно, да, потому что...
О. Х.: - "Собственно"!
R.: -...мне было это дико интересно, и Олег тоже был не против.
- Все?
R.: - Ну, да.
- Знаешь, ремиксы, наверное, могут делать трек более танцевальным или, наоборот, более навороченным в музыкальном плане. Ты сделал вариант... более танцевальный?
R.: - В принципе, да. Мне вообще кажется, что у ПАЛАЦА есть темы, которые уже заведомо подразумевают под собой танцевальность. И мне как ди-джею нужно было просто ее подчеркнуть... Проблема ведь заключается просто в том, что если раньше инструменты, ритмы и звуки, используемые ПАЛАЦЕМ, гармонически вписывались в аранжировки группы и были АКТУАЛЬНЫ, но сейчас они воспринимаются не совсем так, как, например, пять лет назад. То есть они уже не настолько современны...
О. Х.: - Хотя я с такой постановкой не согласен. Музыка, которую мы делали даже десять лет назад, на сегодняшний день так же востребована и так же хорошо идет на различных сценах.
Отвечая на твой вопрос, скорее всего, следует говорить вот о чем: если раньше мы музыку писали под песню, то есть бралась настоящая фольклорная песня, и под эти звуки, под эту музыку, под этот текст, под это все писалась аранжировка, то сейчас, в этой работе над ремиксами, мы шли от обратного: то есть искали, под какие ритмические структуры какая наша песня ложится. То есть в этом сборнике был изначален ритм, а не песня. И исходя из этого, кстати, можно говорить, что этот альбом продуман - продуман под клубные танцы, для которых не нужен какой-то особый смысл, не нужны особенные навороты и сменные размеры. Это музыка, под которую легко отдыхать...
Знаешь, ведь до этого мы в основном играли музыку, которая подразумевала под собой не только отдых, но и осмысление, вдумывание, вслушивание. Это была по определению неклубная музыка. А теперь... Хотя наши старые песни и теперь имеют большой успех в клубах, но даже я уже чувствую: под музыку старого ПАЛАЦА в обычных клубах, с их молотящими супернизкими и супервысокими, танцевать неинтересно. В клубах должен звучать новый ПАЛАЦ - ПАЛАЦ в ремиксах.
- Мне кажется, что в данном случае, "танцевальность", привнесенная DJ Ray в музыку ПАЛАЦА, слишком чужеродна, агрессивна что ли...
О. Х.: - Агрессивна?.. Да нет, нисколько. Ведь старобелорусские аутентичные тексты, звучащие в наших песнях, бывают такими, что даже употребленное тобой слово "агрессия" кажется слишком мягким...
Чего стоят, например, такие слова (это мог ли кто-нибудь в агрессивной музыке сейчас петь такое?): "Яна, шэльма, яго атравiла, а потым пачала пытаць: дзе яго пахаваць"?!
- Я говорю немного не об этом. Я имела ввиду гармонию между оригинальным треком и тем, что к нему добавляет ди-джей. Мне показалось, что ритм, выбранный Ray, слишком жесток для вашей музыки... Кроме того, меня смутило то, что большинство его ремиксов просто представляют собой оригинальные треки ПАЛАЦА, положенные на "танцевальный" ритм...
R.: - Но ведь на этом альбоме есть разные ремиксы: та же самая "Конюшня" - в ней великолепный текст, поэтому я подумал, а почему бы не включить его в ремикс целиком?
О. Х.: -...А в ремиксе на "Розгары" Ray использует только одно слово со всей песни, и все! Одну попевку...
- Итак, в этом диске больше музыки...
О. Х.: -...в диске вся музыка танцевальная!
- Тыц-тыц-тыц?
R.: - Да. За исключением, может быть, одной "наркоманской" песни.
- Это ты решил на ней оттянуться?
О. Х.: - Нет, это поступил от нас конкретный заказ: мы сказали - хватит этих 140, давай, нормальные 80 Bpm... То есть в этом альбоме есть главенство темпа. Да, это точно.
- Андрей, насколько свободно ты обращался с материалом?
R.: - Очень свободно.
О. Х.: - Я могу сказать, что, принимая участие в работе над сборником, мы постоянно отслушивали весь материал, который делал Андрей, но позволяли себе отвергать только те его идеи, которые категорически нельзя было реализовывать. Отметали, например, те предлагаемые им звуки, которые казались нам слишком "советскими"... Остальное же оставляли, так как считали, что это просто взгляд Андрея на нашу музыку.
- Музыканты группы ИВАН КУПАЛА как-то в интервью сказали: "Мы играем с ПАЛАЦЕМ одну и ту же музыку, но мы - танцевальный проект, а они - нет, и это так здорово, что мы разные..."
О. Х.: - Музыка, которая получилась у нас в этом альбоме, хотя и танцевальная, но также не похожа на ИВАНА КУПАЛУ. Можно послушать и сравнить.
- Да дело даже не в КУПАЛЕ, а просто в том, что вы делаете: насколько это оригинально?
О. Х.: - Может, это грубо сказано или я сейчас начну себя хвалить, но я считаю так: высокопрофессиональные музыканты интересны в любой стилистике - и в роке, и в блюзе, и в джазе... Просто такой объем стилистически разных идей, конечно, ни один музыкант не может реализовать. И поэтому если у нас с этими ремиксами что-то и получается, то просто потому, что мы используем чужие мозги. Или чужие мозги используют наши... В этом, кстати, и есть польза всех новых проектов, новых движений.
А на самом деле, то, что в итоге получилось в этой работе, мне лично нравится... Вообще, главное, что это понравилось моим друзьям. А если это понравилось им, значит, это понравится и слушателям. А в итоге, наверное, и журналистам.
- Ты можешь назвать этот альбом музыкальным экспериментом или его смысл заключается в чем-то другом?
О. Х. (Подумав.): - знаешь, в чем заключается самая большая проблема Беларуси? Здесь практически нет национальной, белорусской клубной музыки. То есть практически все ремикшеры, которые работают у нас в стране (хотя, мне кажется, вообще можно лишь с натяжкой называть их "ремикшерами"), используют или русскоязычный, или англоязычный, или просто музыкальный материал. А вот того, что делают в музыкальном плане немцы со своим языком, того, что делает тот же ди-джей Грув в Москве с русскоязычными песнями, вот этого в Беларуси практически нет.
И поэтому смысл альбома "Танцующий ПАЛАЦ" заключается в том, что он первый в своем роде... Да, мы всегда все делали первые, и этот диск не исключение (через несколько дней после интервью Олег в приватной беседе пояснил, что его последнюю фразу не стоит воспринимать слишком серьезно. - Прим. К. Н.).
Дмитрий Коробач (лира, баян, вокал): - Кстати, недавно мы были в Москве, и я сравнил то, что играют москвичи, и то, что играем мы.... Мы совершенно ни на кого не похожи.
О. Х.: - И наша музыка востребована в России. Такой музыки у них нет и поэтому она им чрезвычайно интересна (а вот это уже всерьез. - Прим. К. Н.).
- А с этим никто и не спорит! Просто, знаешь, вдруг представила себе, как в каком-нибудь московском клубе ваши "ремикшированные" треки звучат после композиций той же Бритни Спирс...
О. Х.: - А Бритни Спирс в настоящих дэнсовых клубах практически не звучит. Для таких песен есть клубы, которые занимаются такими "мягкими" танцами, где можно с девушкой потанцевать, можно Алену Апину послушать...
Д. К.: - И вообще, если ты заметила, наш альбом - не попса.
О. Х.: - Да, это танцевальная музыка, но не попса...
R.: - Да, это просто совершенно другое направление.
Д. К.: (Внезапно.) - Да чего мы тут объясняем?! Дайте ей альбом послушать!
О. Х.: (Устало.) - Да слышала она его, и ей он не нравится категорически!
- (Продолжая отстаивать собственное мнение.) Нет, просто я считаю, что ритмовая основа, на которую положены ваши темы, - это попса от "танцевальной музыки", как вы ее все тут называете.
R.: - Транс - это попса? Да?!! Ну, тогда можно сказать, что Жан-Мишель Жарр тоже попса.
О. Х.: - Нет, попса - это Бритни Спирс.
- (Заинтересованно.) Почему?
О. Х.: - Потому что там галимо вычислены все гармонии, и музыка сделана в нужном ритме, темпе и голосе... Продюсер Спирс точно знает: эта музыка должна нравиться мальчикам и девочкам, которые ощущают сладкий момент влюбленности. Они отрываются и хотят получить от музыки такое хаотическое ощущение. Тот же, кто хочет открывать новую стенку в музыке, тот слушает непопсу. И вообще, есть элементарные понятия, критерии того, чем попса отличается от непопсы.
Д. К. (Немного недовольно.): - И вообще, "что такое попса" - какой-то у нас непрофессиональный разговор!
О. Х. (Не слыша.): - ...Есть художник и есть ремесленник. Если человек подтягивает слушателя, потребителя к своему мышлению, уровню, то это художник, и это непопса. А вот если человек в неимоверном количестве лепит очень качественные горшки только потому, что они клево продаются... То есть платит за музыку тот, кто музыку заказывает, а исполняет ее тот, кому за это платят: вот он - момент ремесленничества. Вот это и есть попса.
- (Медленно, в растерянности, но еще с надеждой на примирение.) Может, пойдем покурим?
О. Х.: - Да. Только я скажу еще вот что: нужно всем рокерам, всем попсовикам понять, что вся эта музыка, которая сейчас звучит в наших клубах, должна быть такой же интересной и востребованной, такой же хорошей, и что ей надо заниматься, а не смотреть на нее.
- "Такой же" как что?
О. Х.: - Такой же, как рок, который у нас уже имеет сильные корни. Наши роковые команды на данный момент сравнимы с русскими, литовскими или украинскими по своему уровню, текстовой значимости и профессионализму музыкантов. А вот наши так называемые "попсовики", наши ремикшеры, так отстают от всего мира, что это просто ну... неприлично.
- Ремикшеры на этих словах начинают медленно закипать...
О. Х.: - На каких? Что они отстают? Но ведь это правда. Я это утверждаю и это можно написать большими буквами. Наша попса страшно отстает от русской и украинской поп-музыки, и вот это положение нужно срочно менять. И это самое главное, что мы хотели сказать и этим альбомом, и этим интервью.
- Несогласных просим удалиться!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 10 за 2001 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета