НЭП «У нас нет ни одного концептуального альбома...»
Группа НЭП в этом году активизирует свою деятельность, готовятся к выпуску новый альбом "Вот она, любовь", сборник хитов и видеоматериал.Выходцы из самого андерграундного ленинградско-питерского рока НЭП за более чем десятилетнюю историю переживали различные перипетии судьбы, и эта история продолжается...
Группа НЭП в этом году активизирует свою деятельность, готовятся к выпуску новый альбом "Вот она, любовь", сборник хитов и видеоматериал.
Выходцы из самого андерграундного ленинградско-питерского рока НЭП за более чем десятилетнюю историю переживали различные перипетии судьбы, и эта история продолжается...
- Вы много успели сделать на репетиционной базе на "Леннаучфильме"?
- Успели кое-что. Эта база у нас же уже с лета 99-го года. Успели наконец-то как следует сыграться, сделать мощный, энергичный, хорошо сыгранный, профессиональный коллектив. Два человека новых появилось у нас, нужно было какое-то время для того, чтобы все "зацементировалось", чтобы снова все пришло в хорошую форму. Теперь у нас нормальная форма и это самое главное. Есть новые песни, правда, пока еще записаны. С тех пор как появились Игорь Романов (гитарист) и Андрей Удовиченко (барабаны) этот состав меня очень устраивает, можно уже горы с ним сворачивать.
- Вышли два старых альбома НЭПА...
- Да. Один - "Диссонанс", записанный одиннадцать лет назад, и второй - "Про", он выходил уже на виниловых пластинках, но тираж был небольшой и он быстро исчез. Теперь он вышел на кассетах. Сейчас в течение нескольких месяцев мы готовим к выходу последний альбом, который еще никак не выходил, и хотим сделать сборник вроде "Greatest Hits\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'.. Новый альбом называется "Вот она, любовь", его еще нигде не было, ни на каких носителях. Мы играем оттуда песни на концертах, а целиком его никто не слышал. Там двенадцать песен, он уже записан полностью. Но я пока крайне не согласен с теми предложениями, которые поступают. Мне не нравится то, что я получу взамен, что получит взамен группа. Просто было бы нелепо отдать его просто так, потому что то, что в Питере предлагают выпускающие фирмы, нас не устраивает. Не даются деньги ни на клип, ни на какую-то рекламу, информацию. Будут кассеты, будут они каким-то образом расходиться, но этого недостаточно, в этом нет смысла. Потому что альбом сделан очень профессионально, в него вложены довольно приличные материальные средства и совершенно глупо и нелепо отдать его просто так. Сейчас поступило несколько предложений из Москвы, и мы будем их рассматривать, поедем в Москву. К сожалению, Москва захватила все. Мне обидно это говорить как питерцу, но, к сожалению, это так.
Три альбома на кассетах - "Ветер вагонов", "Диссонанс" и "Про" - выпускали в Питере Caravan Records. С первым вообще история замечательная. Как только он был записан, он вышел на компактах довольно большим тиражом. Через несколько недель после этого я видел пять вариантов его на кассетах, понятно - пиратских. Я представляю, сколько его было продано, если через шесть лет мы его все-таки выпустили на кассетах, и он снова покупается. Видимо хороший альбом получился в свое время.
Сейчас у нас три важные вехи, осуществлением которых мы занимаемся: это выпустить новый альбом, выпустить сборник, в который войдет песня "Зенит" - чемпион", и выпустить видеокассету. Все мои знакомые и знакомые моих знакомых задушили меня с просьбами записать им эту песню, просто нет никакой возможности ни времени записывать всем новый альбом и песню "Зенит" - чемпион". И это катастрофически большое количество людей. Тем более обещали ее уже к новому сезону футбольному выпустить.
- Песня "Зенит" - чемпион" относится к какому-то альбому или она будет сама по себе?
- Нет, она будет сама по себе. Но она будет в сборнике и, наверное, бонус-треком в последнем альбоме: в самом конце будет пауза секунд двадцать и потом эта песня, так многие делают. Хорошо, что мы сделали видеоклип на эту песню. Не скажу, что супер - нормальный, динамичный, простой и, что самое важное, малобюджетный клип.
- Кто его вам снимал?
- Снимал нам его человек, который уже делал для нас одну работу, это клип "Слезы" на песню из альбома "Ветер вагонов", Александр Розумов. Он профессиональный человек, поэтому у меня не было никаких разногласий, кто это будет делать. Он нормально все сделал, с ним приятно работать, я рад. Это вторая с ним работа и, я надеюсь, не последняя. Думаю, что в ближайшее время опять будем с ним работать. Но снимать-то можно все что угодно, главное - пока не знаем, где деньги взять.
- НЭП в полном составе является поклонником футбольной команды "Зенит"?
- Да. А какой команды мы можем быть поклонниками? Если мы родились и выросли в Питере и интересуемся футболом, за какую команду нам болеть? Не за "Спартак" же московский. В принципе, во всем мире так, интерес местечковый, каждый человек болеет за ту команду, которая из его города. Так как в Питере только одна команда, естественно, все болеют за эту команду, за свой город. Так везде. Только есть города, где много команд, и тогда люди разделяются, каждый болеет за ту команду, которая ему больше нравится. А у нас выбора нет и нам другие и не надо.
- Вы больше болеете за команду или за город?
- Сначала я больше болел за команду, но это было давно. Наверное, года до 83-го. Потом у меня был длительный перерыв, я не ходил на футбол, было не до этого. А три года назад я сошел с ума, не пропускаю не одного матча, даже иногда еду на выезды в другие города, что характерно. И тут уже стало поровну, я болею за город и за команду, для меня это уже неразделимо. Если люди говорят "Зенит", подразумевают Питер, если говорят Питер, подразумевают "Зенит". Но это что касается спорта. Это супер на самом деле, стоит только один раз сходить. Я столько людей подсадил на это дело. Это как хороший рок-концерт, как наркотик, такой заряд получаешь, такой адреналин!
- Новый альбом будет традиционным для НЭПА?
- Он достаточно сильно отличается, довольно жесткий, не тяжелый, а именно жесткий по музыке. По тексту более серьезный. Музыка стала более насыщенной и сложной. Сначала кому-то из наших любителей, я думаю, будет даже непривычно. Но я уверен, что все будет хорошо, так уже было. Потому что когда в новом альбоме идет уже что-то другое, идет какое-то развитие, то людям сначала непривычно. Потом они привыкают и через какое-то время воспринимают это совершенно нормально, и потом уже будут к следующему привыкать какое-то время. Так и должно быть. Неинтересно же клепать альбомы один за другим, которые похожи: получилась, например, в альбоме хитом дурацкая песня под названием "Спичек нет". Нормальный человек тут же накропает альбом с похожими песнями, начнет зарабатывать деньги, петь эти песни. Мне это не интересно, хотя денег заработать хочется, потому что они нужны для работы в первую очередь, для новых записей, съемки клипов. Но в каждом новом альбоме хочется сделать какой-то шаг вперед или может влево, вправо, но все равно какой-то шаг еще один хочется сделать. И пытаешься его делать, всегда интересно развиваться вместе с коллективом, расти самому как музыканту и заражать этим людей. Если люди говорят, что они делают это исключительно для себя, говорят, что они такие альтернативщики, как многие говорят, нам все равно, кто это будет слушать - это вранье. Потому что если кого-то не интересует, кто это будет слушать и будут ли слушать вообще, зачем тогда эти люди идут на телевидение, дают интервью. Они могут запросто сидеть у себя на репетиционной точке, играть для себя и балдеть. Зачем тогда лезть концерты давать, нести свою музыку в массы, если им все равно. Это все рисовка только. Поэтому мне будет очень приятно, если то, что нравится мне и нашему коллективу музыкантов, будет нравится еще какому-то количеству народа. Это значит, что у нас биение сердца одинаковое, какие-то чувства одинаковые, значит это все единомышленники твои. Их надо любить. И чем их будет больше, тем лучше.
- По инструментальной части альбом сильно будет отличаться от других?
- Да. По звуку он уже другой. Главное, запись сделана, надо признать, намного профессиональнее, чем до этого было, более фирменно. Более приближенно к "живому" звучанию и одновременно более приближенно к западному. Опыт работы на студиях у нас очень большой. Мы посмотрели как в Европе работают коллективы со звукорежиссерами, до Америки добрались, там посмотрели. И мы хотели этот опыт как-то воплотить. Потому что большая разница, когда ставишь российской компакт и западный какой-нибудь, чувствуется. Не в игре, не в исполнительстве, а именно в самой системе записи, микшировании звука, как это сведено, какие эффекты при этом используются. Хотелось сделать это немного приближенно к Европе. И я думаю, что это более или менее получилось, не на сто процентов, естественно, но прилично. Мне эта запись нравится.
- Не было желания у вас чего-нибудь другого внести в вашу музыку, других инструментов, может быть, электроники... чего угодно?
- Нет. У нас был в самом начале клавишник, мы с ним играли. Но со временем поняли, что это по большому счету нам не нужно, что две гитары это вполне достаточно. При современном развитии техники, различных гитарных примочек, которые могут делать эти клавишные и синтезаторные звуки, этого не нужно. Время шло, и мы поняли, что музыка у нас гитарная, не нужно нам этих всех подкладок, это можно и гитарой сделать, соло можно на гитаре сыграть. Тем более, что есть саксофон, флейта, жалейки, дудочки какие-то у нашего бессменного саксофониста Евгения Жданова, он в АВИА когда-то играл. Смысла нет никакого. На студии можно поэкспериментировать со всеми этими эффектами. И опять получается, что клавишник на фиг не нужен. Мы экспериментировали в "Ветре вагонов", например, просили Андрея Муратова нам подыграть. Он тогда как раз из ДДТ ушел, был у нас звукорежиссером. Просили его - здесь Элтона Джона такого дай. Он с первого раза все выдавал, он же профессионал.
У нас нет ни одного концептуального альбома, потому что я ненавижу это слово с детства. У нас каждая песня самодостаточна, в альбоме настроение может меняться много раз. Может быть одна песня такая, а следующая абсолютно другая. Потому что мы никогда не выстраиваем какую-то концепцию, чтобы был альбом в каком-то одном настроении. Поставил его и сидишь сорок минут как будто одна какая-то длинная-длинная песня, или веселая, или скучная, или вообще непонятно какая. И один всплеск - один хит типа, обычно на третьем месте стоит. И как только проходит десять минут, ты понимаешь, что это все занудно, что это было в предыдущей песне. У нас песня сама по себе есть и живет. И мы их все вместе составляем - те, которые всем нам кажутся наиболее удачными, и формируем в какой-то альбомчик. Все песни абсолютно разные, какие-то лирические, какие-то веселые, какие-то немножко злобные. И никогда мы не пытаемся собрать их по раздельности, по-моему, это скучно слушать. Мне всегда нравилось то, что всегда любой человек может найти на пластинке одну песню, которая ему понравится. Хотя ему, может быть, не очень интересен этот коллектив, но хоть одну песню он там найдет, которая ему нравится. Это классно. Из наших альбомов разным людям нравятся разные песни. Может, конечно, одна-две песни нравятся многим, на все равно - одному очень нравится одна, другому - другая и т. д. И это здорово, я от этого самый кайф получаю.
- Фильм о группе НЭП есть?
- Был фильм, но его давно еще в 91-м году сняли. Это делала французская телекомпания FR-3. Это известная компания, как Антен 2. Они снимали документальный фильм, туда вошло пять, кажется, песен. И плюс какие-то жутко грандиозные интервью со мной и гитаристом. Потом разные съемки на репетициях, разные там тусовки. И у меня что-то дома снимали, за моей мамой по улице по магазинам ходили. В общем, так довольно смешно получилось. Потом еще было много просто документальных фильмов (куда входили наши песни, с интервью и без). Тот же "Наполним небо добротой", "Рок против танков" году в 93-м. И много других фильмов, я уже сейчас не помню. А здесь в России фильма про нас не было. Были какие-то передачи, которые можно как фильмы смотреть. Например, передача "Зебра" была одна, которая была полностью посвящена нам. Потом еще было несколько передач про нас, названий уже не помню. Была частная вечеринка группы НЭП, куда были приглашены всякие знакомые, и оттягивались там, смешили народ. Там играли приглашенные люди: БРИГАДА С, Юра Шевчук, АВИА, группа НОЛЬ еще тогда была, много народа там было.
Вот сейчас мы хотим еще видеокассету выпустить. Туда войдет порядка десяти, может, чуть больше, песен. И клипы и концертные записи, и еще разные заставки-связки, будем там что-нибудь рассказывать, что как было. Как маленькая такая история, экскурс. И это мы уже скорей всего в Питере сделаем. Здесь тираж большой не нужен, это только для любителей.
- У Вас есть любимая питерская группа?
- Мне последние много лет больше всего нравился АУКЦЫОН. Он мне был интересен довольно необычной музыкой, мелодизмом. В последнее время там какие-то проблемы возникли, как я понимаю, с репертуаром... или я не знаю с чем. Потому что давно нету ничего нового у них. Альбом "Птица" это был такой всплеск, он практически весь из хитов и настолько сильный и по музыке очень интересный. Этот коллектив всегда мне импонировал, а больше, я даже не знаю, кто еще... Сложно сказать, просто со многими дружишь и иногда не понимаешь, ты уважаешь их просто как друзей или как музыкантов. Приходишь на концерт и понять сложно чего здесь больше, или это уважение и любовь к ним как к людям, твоим друзьям, или уважение к тому, что они делают. И не всегда можешь сам понять, нравится тебе это или не нравится. Я с большим уважением отношусь ко многим питерским коллективам, всех и не перечислишь. И это опять же те люди, с которыми я общаюсь, с которыми я дружу. Но по-другому и никак, понятно, что ты же не будешь общаться с человеком, который занимается чем-то отвратительным, то, что тебе абсолютно не нравится, совершенно тебе не близко. Так в любой работе.
- Где заграницей больше всего было концертов у вас?
- В Германии, не меньше ста. Во Франции было много концертов, в Дании были, В Бельгии. Где-то с 92-го были потеряны все связи, потому что разошлись с предыдущим менеджером. У нас были потеряны все связи по стране, осталась только заграница, мы вынуждены были играть много там. Мы играли, конечно, в Питере. И это очень хорошо оттачивает мастерство, когда мы уезжали в большой тур. Ни на одной репетиции такого не добьешься, как на концерте, тем более, если это тур. У нас были довольно тяжелые туры, например, мы уезжали дней на сорок, и за этот период у нас было тридцать и больше концертов. Ночь едешь до следующего города, приезжаешь и там опять концерт. Но зато профессионализм растет очень сильно. После тура мы приезжали в такой могучей форме. И когда мы выступали там на каких-то фестивалях с западными группами, нам говорили, и сами мы видели по приему, что мы были лучше. А на концертах в основном были местные, русских на наших концертах было мало, может процентов десять. Они были довольны. Из всех питерских больше всех известны на Западе, пожалуй, АУКЦЫОН. Мы несколько раз там с ними сталкивались, встречались на одном концерте. Мы видели как их принимали - очень хорошо. Там люди четко отслеживают, интересно - не интересно. Не хотят слушать то, что они уже слышали и видели сто и тысячу раз, хочется чего-то нового, необычного, чтобы пробило энергетикой.
- Когда мы разговаривали в последний раз, Вы говорили, что есть такие планы собрать опять, хотя бы только для концертного тура, ДУБЫ-КОЛДУНЫ...
- Была такая задумка, точнее поступило такое предложение: давайте, соберитесь, мы вам заплатим. И на разовые какие-то концерты приглашали. Но в свое время мы точно договорились, что мы играем только этим составом, и никого больше со стороны брать уже не будем. Хотя я, конечно, имею право это сделать, так как название придумал я, и в принципе никто против особо не будет. Вадик Курылев не очень хочет это делать. В принципе, все это и уперлось в Вадика. И мне вместо него не хочется брать басиста, чтобы от пел таким же жалостливым голосом, как он пел "Алешкину любовь" и т. д. Это все было очень интересно, мы это делали весело, отвязано и стебно. Но потом начали в Москве все это делать, при чем в том варианте, который мне, например, очень не нравится. Все эти "Старые песни о главном", которые никак не заканчиваются, и люди начали на этом просто шинковать деньги. И на каком-то нашем концерте, к нам на сцену вышел кто-то из ПОЮЩИХ ГИТАР и спел с нами одну их песню, у нас много было песен этого коллектива. И тогда уже и они собрались, и кто-то там еще, и все начали петь опять эти песни, которые мы вспомнили первые. И групп этих стало миллион, все это потеряло всякий интерес для нас. Они это делают супер-круто-серьезно. Мы-то это делали с таким легким цинизмом, легким юмором питерским. Когда люди уже конкретно стали стараться просто выжать как можно больше денег из этих песен, стало как-то противно и неинтересно этим заниматься. И мы самоликвидировались. Я бы уже, конечно, раз такое дело, согласился бы, например, раз в году собраться, и в каком-нибудь месте за хорошие деньги сыграть. Почему бы и нет... Но с другой стороны все это претило уже. Когда мы были первыми, это было интересно и смешно, и в этом был свой прикол. А когда это все уже переиграли в десяти или двадцати вариантах... Пусть этим занимаются москвичи, если это им нравится.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 10 за 2001 год в рубрике музыкальная газета