NEO Группа старая, название - НЕО
Герои сегодняшних дней, сегодняшней музыки - минская группа НЕО. Не слыхали про такую? Не верю! Ведь до недавнего времени коллектив этот был известен как...
Вадим Косолапов (ВК), вокал;
Андрей Маркуц (АМ), гитара.
FLAMMABLE
- Для тех, кто не в курсе: корни группы НЕО принадлежат другой минской команде - FLAMMABLE. Повспоминаем те времена?
АМ: - FLAMMABLE было бы сегодня пять лет (Вадим с нами с 97-го года), группа образовалась в 95-м. Из того состава осталось на сегодня в НЕО только два человека, я и Тофик, барабанщик. А в FLAMMABLE тогда еще играли Олег Пастухов, клавишные, Андрей Кравцевич, вокал, и Кирилл Сенин на басу.
ВК: - Кравцевич и Сенин сейчас играют в группе THE STOKES.
АМ: - ...Выступали во всяких клубах, типа "Три поросенка", "Аддис-Абеба", наверное, во всех минских клубах мы поиграли. Потом, по непонятным мне причинам, из группы ушли Кирилл и Андрей. (Объяснили это тем, что им хотелось поиграть что полегче, а по концовке получилось, что они ушли в THE STOKES, и начали играть музыку, по сравнению с FLAMMABLE, гораздо тяжелее.) А Тофик ушел в группу АКЦЕНТ, и мы остались с Олегом. Так мы с ним просуществовали полгода, все время звонили Тофику, хотели вытянуть его обратно; прослушали целую кучу народа в поисках басиста. А потом в клубе "Риф" я услышал на концерте группу BLUESGROUND, в которой пел Вадим. Мне очень понравилось, и тут я узнал, что его собираются из группы выгнать, что-то такое. Ну я и подумал, что это как раз момент подходящий для переговоров, позвонил Вадиму, мы с ним поговорили, все нормально, и, по-моему, сразу же позвонили Юре Федюку, бас-гитаристу. И вот в этот момент и Тофик как раз нашелся...
ВК: - Но Тофик с нами продержался с пару месяцев и снова ушел, правда, дав телефон барабанщика, хорошего парня (он сейчас в оркестре у Финберга работает).
АМ: - С Андреем Славинским мы так проработали больше года.
В это время у нас были спонсоры, дали нам немножко пожить хорошо. Да и мы тогда сыгрались, куча песен появилась, все, конечно, на английском языке.
- Я своими ощущениями поделюсь. Для меня группа FLAMMABLE была довольно-таки странной группой. Она мне всегда нравилась, но все эти ее исчезновения и появления шли команде, конечно же, не на пользу. То она на слуху, то ее нет, про нее начинали забывать...
АМ: - Это как раз было связано с изменениями в составе.
ВК: - На самом деле, что и говорить, все упиралось в финансы. Люди в ней играли взрослые, естественно, они хотели зарабатывать деньги музыкой. В какой-то момент у нас такая возможность была, потом - нет. И сразу группа стала распадаться. Для меня же, Андрея Маркуца, Олега было по-любому - зарабатываем мы деньги музыкой или нет, потому что иначе, без музыки, мы не могли.
- Знаю, что Вадим был не согласен с определением, которое кто-то дал музыке FLAMMABLE, но для себя я тоже определял ее как гитарную, однако, ближе к альтернативной, нежели к той, что сейчас играет масса так называемых гитарных групп.
АМ: - Тогда мы не сортировали песни на хиты и не хиты, тогда мы играли все, что сочинялось, и не было рядом с нами человека, который бы говорил, что делайте так вот, в этом направлении.
ВК: - И сейчас, в общем-то, так же. Просто у Андрея скопилось много материала, и мы выбираем то, что будем делать сегодня. А тогда мы пели все подряд, были и не очень сильные песни, всякие.
АМ: - А в конце существования FLAMMABLE мы подняли те песни, которые я сочинял без группы, лет десять назад, и они оказались очень даже кстати.
- Если говорить о высшей точке в развитии группы, то стоит вспомнить награждение...
ВК: - ...На "Музыкальной обойме", да, мы получили номинацию за клип.
- Вадим, а чем ты занимался до того, как пришел в FLAMMABLE?
ВК: - Начинал я с небезызвестным Романом Орловым, мы вместе учились в лицее БГУ и сколотили тогда свою первую команду, она называлась по-разному, но на первое публичное выступление, на одном из фестивалей, мы вышли как BESIDES и заняли там второе место. Играли мы англоязычный хард-н-хэви.
Из BESIDES я ушел в группу TRANSFUSION, мы очень мало выступали, больше репетировали, поэтому ее никто почти не знал. А ее участники в то время кто заканчивал институт, кто уже закончил, и надо было определяться в жизни, и однажды я так вопрос и поставил: или мы продолжаем играть или каждый идет своей дорогой туда, куда он хочет. Решать действительно было что-то надо, потому что люди перестали ходить на репетиции - работа, еще что-то. И мы решили, что группа больше существовать не будет. (Хотя, как мне кажется, команда была очень перспективная.) И тогда мы со Славой Чернухой организовали группу BLUESGROUND. Играли блюзы. Строили планы большие, хотели пробиться даже на клубный московский рынок. И в группе я пробыл, наверное, с год, может быть чуть больше того, но потом начались разлады. В основном из-за того, что у нас была постоянная проблема с музыкальным материалом (сам я музыки не писал). Какие-то междоусобицы внутренние пошли, каждый друг друга стал не то что бы ненавидеть, но отношения испортились. Я, например, приходил на репетицию и просто ждал, когда же она закончится.
И как только я оттуда ушел, то буквально на следующий день мне позвонил Андрей. И для меня начался FLAMMABLE. С тех пор мы с Андреем практически не расставались.
НЕО
- Давайте поговорим теперь вот о чем: "зачем Володька сбрил усы?". Как вы дошли до жизни такой, что сменили название группы?
ВК: - Все началось с песни "Не волшебный", первой нашей песней на русском языке. Мы ее записали за Андрюхины деньги - Андрей у нас живет только от музыки, он вообще не имеет никаких других заработков. И где-то он сессионно прописывал гитару...
АМ: - ...записывал альбом Татьяне Марченко...
ВК: - ...заработал денег, и мы на них записали эту песню. Отдали ее на радио, и она тут же попала в ротации. С песней, кстати, связан интересный случай. Когда Рома Орлов, с которым мы друзья, начинал работать с BULBA RECORDS (тогда еще был FLAMMABLE), мы с ним как-то стояли в коридоре, курили, он мне рассказывал о своих новых делах, о том, как у них все закручивается, и предложил мне помогать ему - не хочешь ли ты тоже этим заниматься? И вообще меня (его) интересуют новые проекты. Я говорю: "А что FLAMMABLE?" - "Ну, понимаешь, FLAMMABLE - это уже состоявшийся проект, навряд ли нам это будет интересно..." А с выходом песни "Не волшебный" Роман с меня и с моего телефона просто не слазил, он постоянно интересовался, куда мы дальше отдаем свою запись, с кем мы контактируем. Понятно, почему он так на меня насел, потому что это, наверное, самая коммерческая наша песня. И с тех пор нам было несколько предложений о сотрудничестве, и тендер выиграла BULBA RECORDS.
- Что они вам предложили?
ВК: - Продвижение группы на белорусском и российском рынках. У нас есть жесткий контракт, согласно которому BULBA оплачивает записать нашего альбома - студию, работу саундпродюсера и так далее. Кроме того, в контракте оговорен ряд других моментов.
- Директор группы, Андрей Крупский, у вас появился в этот же период?
ВК: - До недавнего времени директора у нас не было, но теперь вот, с возникновением множества административных вопросов, возникла такая необходимость. К BULBA RECORDS он не имеет никакого отношения, Андрей - человек нанятый нами. Общались мы давно, мы с ним соседи, живем в одном районе. Он человек от шоу-бизнеса был далекий, никогда этим не занимался, и как-то в прошлом декабре нам надо было ехать на концерт в Речицу, и нам был нужен человек, который хоть как-то бы похлопотал, чтобы нас нормально встретили, разместили. И я ему предложил: "Ты сейчас сидишь дома, тебе делать нечего, давай, съезди с нами, если тебе понравится, будешь этим заниматься. Просто прокатись". Андрей с удовольствием откликнулся, поехал и с тех пор начал заниматься этой работой, оставив свою прежнюю. Он очень коммуникабельный человек.
Это может вызвать улыбку, но мы начинаем обрастать людьми, не музыкантами: сейчас у нас появился еще один человек, персон-менеджер. Андрей занимается административной работой, а на персон-менеджере будет пи-ар и организация концертов. Он тоже не будет зависеть от BULBA RECORDS.
В Москве у нас есть человек, Слава Чернуха (он в августе перебрался в Москву, играет на барабанах в трех-четырех коллективах, "с нуля" прорываясь все в более и более перспективные группы. Одна из групп разогревала МАСТЕР, это уже о чем-то говорит) - все личные контакты, которые у нас там появились, будут контролироваться им. И еще у нас будет свой звукорежиссер.
- А зачем запели-то по-русски?
ВК: - Случайно, честно, случайно. Андрей меня давно просил написать текст на русском.
АМ: - Нам многие говорили, у вас классная музыка, но зачем петь по-английски? На фестивале "Люби настоящее" мы пели "Не волшебный", но песня тогда была на английском языке и аранжировка была другая, и Боря Штерн подошел и говорит: "Пацаны, если бы вы пели на русском, то были бы самой модной группой". Но я не видел в Минске поэтов, которые могли бы к такой музыке, западной по сути, прогрессивной, написать русскоязычные тексты.
Мы поменяли в песне ритм-секцию, рисунок баса. Получилась конкретно танцевальная песня, как стеб какой-то, и прямо на репетиции у Вадима родились слова припева. И полетело.
- Кто сейчас входит в группу?
ВК: - Андрей Маркуц, гитарист. Пишет музыку. Я пою и пишу тексты. У нас с ним такой творческий тандем: первому, кому я показываю тексты, это Андрей. И он мне первому показывает музыку.
Юра Федюк, бас-гитара. Барабаны - Анатолий Коляда, он же - Тофик. И недавно появился новый клавишник, вместо Олега Пастухова, Валентин Метельский.
- И все же, почему НЕО?
ВК: - Как только мы стали петь на русском языке, то решили поменять название. Естественно, оказывалось давление и со стороны: ребята, неплохо бы переименоваться. Но, обрати внимание, оно не было столь сильным, в сборник "Белорусская двадцатка" мы вошли с песней "Не волшебный" под названием FLAMMABLE.
АМ: - Нам нравился смысл этого слова, но и неудобство возникало, нас многие раз по пять переспрашивали, как произносится название группы. На меня это постоянно давило.
ВК: - Про НЕО сейчас никто не спрашивает. Хотя мы долго искали новое название, вариантов десять перебрали.
- Я тоже долго тренировался проговаривать FLAMMABLE без запинки...
ВК: - Орлов рассказывал случай, как он на московском лейбле Монолит произнес название FLAMMABLE, и в ответ последовало: "Как, как?" - "FLAMMABLE" - "Что?.."
АМ: - Хотелось найти название емкое и одновременно короткое. Как OASIS, например.
- Чем вы занимаетесь сейчас?
ВК: - Заканчиваем работу над альбомом. Будем, наверное, делать каверок ВЕРАСОВ для планируемого трибьюта, еще, правда, не знаем на что.
АМ: - А наш альбом, мне кажется, будет очень хитовым. Не знаю, плохо это или хорошо.
ВК: - Процентов сорок пять песен будет выдержано в среднем ритме, я их очень люблю, это основная часть альбома, а остальные песни будут очень отличаться. Будет совершенно полнейший медляк, будет несколько очень энергичных вещей.
- Лично у меня отношение к тому, что вы сейчас делаете довольно-таки противоречивое. В нашем с вами разговоре уже мелькнуло слово "модный", модной я вашу музыку и называю. Но это модность не московская, это не... поп-рок последней пары лет прошлого века, так это назову. Из того же, что я слушал у вас, можно сделать вывод, что, придерживаясь схожего с российским "модным" звучанием, оно не выглядит у вас искусственным, вы - естественны.
ВК: - Когда началась вся эта история с BULBA RECORDS, нам сказали - пишите то, что хотите. И, например, моя любимая песня, "Слышишь, земля", про которую только мы знали, что это хит, а остальные нам не верили, она хитанула.
- ...Я недавно пытался определить для себя, какая же рок-музыка мне все-таки нравится. И получилось вот что: это песни с яркой, запоминающейся мелодией, и какое-нибудь законченное "мясо". Поэтому, когда я в альбоме слышу целый ряд композиций, достаточно схожих между собой мелодически, выдержанных в среднем темпе, то мне это становится неинтересным. Пусть даже с инструментальной точки зрения все сыграно высше. Мне показалось, что нечто похожее есть и у вас.
ВК: - Еще год назад мы не знали, каким может выйти наш альбом, потому что у нас были настолько разноплановые песни, что мы даже не могли определиться, в каком стиле нам надо дальше играть. Нам нравилось и одно, и другое, и сейчас есть много задумок, которые не войдут в первый альбом. Естественно, в него попадут наиболее сочетающиеся между собой песни, но это не будет однообразным, я надеюсь, ты это прочувствуешь.
- Вадим говорил, что от BULBA вам поступило предложение написать еще несколько песен в духе "Не волшебный"...
ВК: - Это нам говорилось не только на BULBA. Но сознательно мы этого делать не хотим. Если что-то получится не сознательно, то так тому и быть. По музыке же нам ближе другое, не "Не волшебный".
АМ: - На альбоме она будет в другом варианте.
ВК: - ...Еще более хитовом!..
- На "Рок-коронации", когда мы стояли за кулисами с известными белорусскими музыкантами и делились впечатлениями от прозвучавших групп, один из них довольно резко и негативно высказался по поводу вашего творчества, мол, - попса. Я переиначил его слова: если бы в "Слышишь, земля" добавить в проигрыше саксофон, то песня выиграла бы, ну, по крайней мере, слушалась бы она совсем иначе... А еще довелось услышать мнение, что ваше выступление на фесте было одним из лучших...
ВК: - Для начала мы будем больше использовать клавишных.
АМ: - В "Слышишь, земля" мы умышленно не делали никакого соло, а оставили чисто задумчивый проигрыш, только, может, нужно будет чуть-чуть поменять его характер.
ВК: - А мне нравится! ТАМ: - такое место, которое не грузит инструментальностью, вот есть такая тема и все.
АМ: - Мне говорили люди из консерватории, что там могло бы быть клавишное джазовое соло... Что-то туда просится, но мы умышленно оставили все как есть.
Москва и Беларусь
- Вы недавно вернулись из Москвы, где проходила музыкальная выставка "Рекорд", и где вы представляли белорусский лейбл BULBA RECORDS...
ВК: - Мы эту поездку считаем суперудачной, сразу попасть в эту музыкальную обойму...
- Но если у вас получится воткнуться в этот московский шоу-бизнес, то вам будет тяжелее, чем прочим белорусским музыкантам. "Ляписы" сами создали свою нишу и в Беларуси и за ее пределами. Потом туда же ухнули ЛЕПРИКОНСЫ, "детсадовский вариант" ТРУБЕЦКОГО. ПАЛАЦ покажет россиянам современный белорусский фолк-рок. Вы же будете играть на поле, на котором и так тесно среди ТАНЦЕВ МИНУС, ОКЕАНА ЕЛЬЗИ, ЧИЧЕРИНОЙ и прочих...
ВК: - А никто и не говорит, что будет легко. Но после поездки уверенности в нас, кстати, прибавилось.
АМ: - Мы будем брать в первую очередь общим мелодизмом, а не текстами про "три слова". Музыка всегда держится в душе дольше, чем слова. Об этом нами говорили в Москве, именно музыку выделяли у нас.
- Еще чем вы выгодно отличаетесь от российских гитарных команд, на мой взгляд, и показательными в этом отношении служат концерты "КИНОпробы", - целый ряд общепризнанных, так скажем, групп-лидеров не умеют играть "вживую"! К вам же у меня лично претензий нет...
АМ: - Это, конечно, приятно слышать.
ВК: - FLAMMABLE был колоссальным опытом для нас всех, сколько бы кто в нем по времени не играл. Это была школа, очень неплохая, с традициями, с учителями, где люди в профессиональном отношении прогрессировали довольно быстро.
А в России среди нынешнего поколения музыкантов талантливых-то много, но они ведь молодые еще, им сыграться надо. А пока идет какое-то общее лабство.
- Музыканты неровные по классу внутри групп собраны...
ВК: - Да, я тоже это для себя отметил.
Я абсолютно уверен, что российский музыкальный рынок сейчас нуждается в свежей крови. Получится ли у нас?.. С одной стороны, в России так все просто, если ты туда попал, а с другой, там существует такое лобби, назовем его шоу-бизнес, увидев который мы поняли: для того, чтобы в него попасть, нужно учитывать самую мелочь.
АМ: - Вряд ли они хотят конкуренции со стороны белорусских команд, но люди эти понимают, что наша музыка может быть востребованной.
ВК: - Мне многое не нравится в российском шоу-бизнесе, но не признать того, что он пусть даже маленькими шажками приближается к шоу-бизнесу мировому было бы неправильным. Но там и столько откровенного отстоя, что даже Бритни Спирс - звезда рок-н-ролла.
- А в Беларуси?
ВК: - А кто у нас звезды? Афанасьева, Дорофеева - среди поп-исполнителей? Так это еще "продукты" старой раскрутки. Я не скажу, что и N.R.M. в масштабах Беларуси - это безоговорочная звезда. Они популярны там, где их фэны хоть как-то "организованы". "Ляписы"? Сколько они здесь делали то же самое, с чем уехали в Россию?
В Беларуси всегда была мощная поп-тусовка, а рок-музыканты вырваться за пределы республики, по существу, никогда не могли, в то время как вовсю гремел питерский "Рок-клуб", московский.
- Вот и вырветесь...
АМ: - Я знаю людей, которым не нравится то, что мы запели на русском, что мы якобы стремимся попасть в ту же Москву.
ВК: - Мы не ориентируемся на Россию, отнюдь!..
АМ: - Эти люди не могут понять простой вещи, что наступает момент, когда музыканту надо решать: или он хочет жить музыкой, или он хочет где-то подрабатывать, а музыка для него будет хобби. К сожалению, в Беларуси зарабатывать только музыкой пока нельзя. Спрашивается: и что нам тогда делать?
ВК: - Не думаю, что и московская мэйнстримовская музыкальная тусовка зарабатывает сегодня столько, что может позволить себе покупать коттеджи. Но, по крайней мере, музыкой она обеспечивает себе более или менее достойную жизнь Мы хотим того же.
Хочется, чтобы все у нас там получилось (если мы действительно начнем там когда-либо работать). Думаю, что, как только будет доделан проект, обязательно покатит и БУРЖУАЗИЯ... ЧЕХОFF...
- НЕЙРО ДЮБЕЛЬ?
АМ: - В Москве - нет. Скорее, в Питере.
ВК: - Из подобного рода музыки в России в памяти остался только Мамонов. НЕЙРО ДЮБЕЛЬ - это, конечно, не Мамонов. Это все-таки попсовей (если к "дюбелям" можно употребить это слово, это более популярная музыка). Сегодня в России с такой музыкой пробиться очень сложно. Дело в том, что НЕЙРО ДЮБЕЛЬ - это музыка с претензией на культовость. Нуждается ли сейчас Россия в новом музыкальном культе?.. Не знаю, не уверен... Но у "дюбелей" может получиться.
- ЛЮБОВЬ И СПОРТ?
ВК: - Сложно сказать... У них есть вполне реальные вещи, которые могут зацепить.
АМ: - ПО ГЛАЗАМ, наверное, пойдет проект.
ВК: - Но TOTAL сейчас им конкретную конкуренцию составит. Если бы ПО ГЛАЗАМ вылезли пораньше, чем TOTAL, им больше бы повезло. N.R.M. вполне могут покатить... UR'IA...
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 10 за 2001 год в рубрике музыкальная газета