Geb.El сердце и душа трип-хопа
Geb.el - это творческий псевдоним австрийского эмигранта, ныне проживающего в Лондоне. Его дебютный полноформатный альбом "From A Distant Point Of View", изданный в конце прошлого года на германском лейбле Mole Listening Pearls, описывается последним как "сердце и душа трип-хопа". Артист вынес на суд широкой аудитории свое видение урбанистической меланхолии, выраженное с помощью красивой и чувственной музыки. Данная запись стилистически не ограничена какими-то рамками и является скорее психологическим профилем индивидуала, который решил поделиться с нами своей грустью, счастливыми переживаниями, прошлым опытом и взглядом на мир. Полученный музыкальный портрет характеризуется глубокими, задумчивыми мелодиями, смешанными с атмосферой чистого одиночества, и позволяет слушателю лучше понять Geb.el и его "удаленную точку зрения" на различные вещи. Среди основных культурных влияний Geb.el можно назвать футуризм, джаз и соул. Следы последних легко можно обнаружить в музыке артиста, которая звучит довольно современно и независимо.
В начале 80-х годов Geb.el начал интенсивно слушать пластинки в стилях соул, джаз и хип-хоп. Параллельно на его глазах происходило зарождение хаус- и техно-музыки. В те ранние дни названные жанры не всегда имели теплый прием у публики, однако Geb.el считал хаус и техно логической эволюцией так называемой "черной музыки". Добившись определенного успеха и заработав деньги на поприще ди-джеинга в 1991 году, он получил возможность записывать собственную музыку. Его первый трек под названием "Escape" был включен на компиляцию "Danube Dance" и попал в танцевальные чарты итальянских радиостанций. В том же году наш герой сформировал проект VERSCHAFT и записал клубную композицию "Blue Moon". Последующие хаус-релизы он издавал под именем CAYPYRYNHA на итальянских лейблах New Music и Mantra. И снова ему удалось попасть в местные чарты, а также привлечь к себе внимание Helmut Lang и его империи моды. Войдя в мир моды, Geb.el написал музыку для нескольких парижских показов и его талант был оценен по достоинству - имя артиста было даже упомянуто в респектабельной "The New York Times". В 1994 году Geb.el начал играть drum-n-bass и заключил контракт с лейблом Uptight. Здесь музыкант продолжил издавать свои пластинки и сделал несколько ремиксов для проекта BLACKWING и американской джаз-легенды Mark Murphy.
Текущий альбом Geb.el "From A Distant Point Of View" является планетой самых разных звуков, идущих из глубины сердца и имеющих как релаксационную, так и неуютную человеческую природу. Переживания, жизненный опыт и впечатления музыканта выражены на диске преимущественно в спокойной саундтрековой форме. Песни "Love From the Sun" и "I\\\\'m not in Love" представляют собой коллаборации с нью-йоркскими джазовыми вокалистами Dian Sorrell и Cleveland Watkiss. Открывающая альбом композиция "I\\\\'m not in Love" представлена на диске в двух версиях (deepnobeat и ремикс). Первый электронный вариант звучит очень плавно, мелодично и по-мужски романтично - именно на фоне таких песен происходят самые лирические сцены в американских телевизионных мыльных операх вроде "Санта-Барбары". Однако мне такая "масштабная" романтика кажется несколько пафосной и ненатуральной. Гораздо приятнее слушаются красивый и густой саундтрековый drum-n-bass-перфоманс "The Killer And The Chicken", а также длинный и грустный ностальгический nu lounge номер "Blue" с меланхолическими синтезаторами, джазовыми тарелочками, щеточками и барабанами, стилизованными под ретро воздушными двуполыми хорами и импровизирующей гитарой. Один из редких танцевальных треков на диске - это, конечно же, солнечный босса-хаус хит "Love From The Sun". Теплые соблазнительные диско-вокалы Dian Sorrell и глубокие, подвижные биты, легкий синтезаторный шарм и мечтательно-романтическая аура клубных 80-х делают эту песню чуть ли не самым ярким моментом на всем альбоме. Второй вариант "I\\\\'m Not In Love" еще глубже забрался в постельные гармонии и благодаря некоторым мелким деталям вроде женского бэк-шепота или "скрипучих" синтезаторных звуков слушается лучше и звучит действительно модно. В чисто саундтрековой и искусственной вещи "Schulfernsehen 3 (a new science)" проявились экспериментализм Geb.el и его пассивное видение современного метрополиса, построенного из стекла и бетона. Трек "Moon Over Nightwaves" также имеет саундтрековую атмосферу, но так как здесь речь идет о космических природных гармониях, то и музыка звучит более органично, объемно и плавно. По аналогичному рецепту сделан и другой киногеничный номер "Spacewaltz". Красиво, конечно же, но уж слишком размытая и атмосферная получается музыка. Таинственно мерцает и переливается себе, а меня вот согреть своим теплом не может. Наверное, нас разделяет очень большое расстояние, заполненное вакуумом... Еще более удаленными показались мне перемигивающиеся электронные звуки "Raindance And Windscreenwipers". Справедливости ради замечу, что на последнем треке "Twilight Cruising" музыкант из области заоблачных гармоний спустился на Землю и заиграл более понятную, подвижную и человечную музыку с большим количеством духовых.
Вот такие разные мысли и чувства навеял мне CD "From A Distant Point Of View" стильного и утонченного меланхолика Geb.el, внешне похожего на Сергея Челобанова. Что-то подсказывает мне, что его музыкальная "прет-a-порте"-смесь будет неоднозначно воспринята поклонниками drum-n-bass/nu lounge материала, издаваемого на лейбле Mole Listening Perls.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 09 за 2001 год в рубрике музыкальная газета