Rap Vs. Rock Это не война, это сотрудничество…
История объединения хип-хопа и рока берет свое начало еще со времен зарождения хип-хоп-культуры. Кажется, еще совсем недавно хип-хоп ходил пешком под стол, а уже сегодня он прочно утвердился как одна из составляющих современной музыкальной культуры, и не только ее. И весь этот путь от местных вечеринок до крупномасштабных представлений и концертов он проделал бок о бок с таким направлением в музыке, как рок. Еще первые ди-джеи зачастую брали за основу рок-записи и смешивали их с сэмплами соул- и фанк-музыки (или наоборот).
Подтверждением тому, что данный коллаборейт имел место с самого рождения рэпа, является Grandmaster Flash с его "The Adventures On The Weels Of Steel" (1981), в котором присутствуют сэмплы BLONDIE и QUEEN. С другой стороны, скажем прямо, довольно-таки подозрительно выглядит басовая линия в "Another One Bites The Dust" (1980) у QUEEN, которая как-то смутно напоминает партию баса первого рэпперского сингла "Rapper\\\\\\\\\\\'s Delight" (1979) SUGARHILL GANG. А вспомнить, как рэпперы вначале одевались! Было в их облике что-то такое, что отдаленно напоминало прикид рокеров, вспомнить хотя бы Grandmaster Flash и то, в каком образе он предстал в "The Message"...
Говоря о слиянии рэпа с роком, невозможно не упомянуть еще одно имя, имя гениального продюсера Rick\\\\\\\\\\\'а Rubin\\\\\\\\\\\'а, который, как никто другой, приложил свои усилия и талант к совмещению двух музыкальных культур. Именно ему принадлежит коммерческий ход, который впоследствии будет использоваться многими в музыкальной индустрии. В то время он продюсировал BEASTIE BOYS и, в частности, их сингл "No Sleep Till Brooklyn" (1986). Rick пригласил для прописания гитарной партии Kerry King\\\\\\\\\\\'a из группы SLAYER. Это означало начало новой эпохи - "живое" участие рокеров и рэпперов друг у друга...
Огромный вклад в налаживании добрых отношений между двумя стилями сделали и RUN DMC, у которых, начиная с их первого альбома "RUN DMC" (1984), в музыке присутствовали гитарные сэмплы. А вспомнить их альбом "King Of Rock" (1985), в котором преобладали роковые гитары! А вспомнить их совместную с AEROSMITH работу "Walk This Way" (1986), которая стала классикой не только рэп-музыки. А вспомнить раннего L.L. Cool J...
В общем, многие пионеры хип-хопа не сторонились рока, а наоборот, способствовали его симбиозу с рэпом. Естественно, как само собой разумеющееся надо воспринимать тот факт, что в те времена были модными названия песен, в которые входило слово "rock" и все, что с ним связано...
Одной из самых скандальных работ на роково-рэповом фронте стал дебютный альбом PUBLIC ENEMY "Yo! Bum Rush The Show" (1987), к работе над которым они привлекли гитариста Vernon Reid из роковой группы LIVING COLOUR, состоящей из чернокожих. PUBLIC ENEMY сами по себе являлись бомбой, нацеленной на общественность, добавление же к острой лирике модного тогда рокового звучания только усилило эффект взрывной волны после того, как эта бомба взорвалась. Кроме всего прочего стоит вспомнить, что позже PUBLIC ENEMY дали ряд концертов совместно с SISTERS OF MERCY и ANTRAX, а также что итогом плодотворного сотрудничества между рэпперами из PE и рокерами из ANTRAX стал их совместный трек, который вошел в альбом рэпперов "Apocalypse 91... The Enemy Strikes Black" (1991). Композиция представляла собой ремикс на "Bring The Noise"...
Естественно, что постоянное сотрудничество между двумя этими музыкальными направлениями и невооруженным взглядом видный интерес со стороны публики к такому вида коллаборейта повлекли за собой формирование нового музыкального стиля, известного теперь как рэпкор. В основу стиля лег речитатив, совмещенный с тяжелой гитарной музыкой. Появились люди (преимущественно белые), которым нравился агрессивный заряд и поток энергии, сплетенный из эмоций и информации, исходящих от МС к публике, но которых не устраивала "черная" музыка - они предпочитали музыку, основанную на гитарах. Таким образом, путем симбиоза речитатива с гитарами они создали стиль, который отвечал их собственным музыкальным вкусам. Не думаю, что стиль этот случайно с такой легкостью вошел в массы...
Одним из первых серьезных экспериментов по воссоединению рэпа и гитар со стороны рока стал проект FAITH NO MORE и их "Epic" (1989). Но конкретный сдвиг в сторону массовости в освоении рэпкора произошел благодаря опять-таки Rick\\\\\\\\\\\'у Rubin\\\\\\\\\\\'у, который спродюсировал альбом RED HOT CHILI PEPPERS "Blood Sugar Sex Magik" (1991). Также нельзя забывать тот факт, что в 1992 году о себе заявил на весь мир Zack De La Rocha, солист группы RAGE AGAINST THE MACHINE, которого однажды Chuck D причислил к десяти лучшим МС планеты.
Со стороны хип-хопа первым значимым шагом в сторону ассимилирования рэпа с роком скорее всего можно считать Ice-T с его "чернокожей" группой BODY COUNT. Многие делали коллаборейты с рокерами, Ice-T же сделал сам гитарный проект.
Таким образом, дружба микрофона с гитарой стал неотъемлемой частью музыкальной индустрии: HOUSE OF PAIN, DURAN DURAN, BOO-YAA T.R.I.B.E., SONIC YOUTH, INSANE CLOWN POSSE и многие другие ощутили на себе дыхание нового течения...
Кульминацией рэпово-рокового бума стал саундтрек к фильму "Judgment Night" (1993), который включил в себя такие коллаборейты, как: HELMET & HOUSE OF PAIN, TEENAGE FANLUB & DE LA SOUL, LIVING COLOUR & RUN DMC, BIOHAZARD & ONYX, SLAYER & Ice-T, FAITH NO MORE & BOO-YAA T.R.I.B.E., SONIC YOUTH & CYPRESS HILL, MUDHONEY & Sir-Mix-A-Lot, DINOSAUR JR. & Del The Funky Homosapien, THERAPY? & FATAL, PEARL JAM & CYPRESS HILL.
После этого на фронте объединения рэпперов и рокеров последовало некоторое затишье, связанное в основном с тем, что соединение "речитатив плюс гитары" перестало быть гремучим, так как появилось достаточно команд, работающих в этом стиле, и они полностью утоляли жажду поклонников жанра. Я имею в виду тот факт, что все стало на свои места. Возник новый стиль, у него появилось множество поклонников, и это перестало быть чем-то новаторским. Я хочу сказать, что если раньше здесь не было закономерности - оба стиля на время сходились, затем расходились, но их совместная деятельность в связи с недостатком данного вида продукта почти всегда оставалась замеченной, - то после того, как все это вылилось в отдельный стиль (который, по идее, должен перелиться в культуру), это перестало быть чем-то экстраординарным. Появились команды, работающие только в этом стиле, развивающиеся в этом стиле, и, естественно, людям со стороны стало довольно-таки сложно создавать то, что могло бы удивить людей, искушенных в этом стиле. Это стало машиной с хорошо отлаженным механизмом, и теперь формула "МС плюс гитара" перестала удивлять, она стала такой же естественной, как рэп и рок по раздельности. В новом стиле появилось много хороших команд, которые полностью заменили собой старую формулу (тут достаточно вспомнить RAGE AGAINST THE MACHINE). Хотя, конечно, иногда проскальзывали совместные темы, но они не создавали вокруг себя должного ажиотажа, так как воспринимались как само собой разумеющееся. Вряд ли это можно назвать кризисом в отношениях между роком и рэпом, но то, что удивить кого-то стало намного сложнее, это точно (вся статья рассматривается с точки зрения "рэп плюс рок", а не с точки зрения новообразовавшегося стиля, т. е. рассматривается, насколько интересны SLAYER & Ice-T, а не DOG EAT DOG или RAGE AGAINST THE MACHINE)...
Следующий этап развития отношений между этими двумя музыкальными стилями можно связать с приходом в сольное творчество Puff Daddy, который поставил взаимоотношения между стилями на более коммерческую основу. За два года он довольно неплохо продвинулся в этом отношении, создав "I\\\\\\\\\\\'ll Be Missing You" (1997) в честь своего ушедшего друга Biggie Smalls. Композиция является ремиксом на песню легендарных THE POLICE. Затем последовало сотрудничество с еще одной легендой рока - Jimmy Page из LED ZEPPELIN\\\\\\\\\\\'. Вместе Jimmy и Puffy осуществили ремикс на композицию 1975 года "Kashmir", которая в 1998 году стала более известна как "Come With Me" и вошла в саундтрек к фильму "Godzilla". Наконец, в том же 1998 году благодаря совместным усилиям Puffy и Trent Reznor из NINE INCH NAILS свет увидела композиция "Victory"...
Совместные композиции рэпперов и рокеров опять вошли в моду. Вспомнить хотя бы Busta Rhymes и его совместную с Ozzy Osbourne из BLACK SABBATH композицию "This Means War!!" (1998). На этом фоне не удивительно смотрятся Will Smith и Ice Cube, сэмплирующие THE CLASH. Ice Cube также записал для своего альбома "War & Peace Vol. 1 (The War Disc)" (1998) совместный трек с KOЯN "Fuck Dying".
На этой волне поднялись METHODS OF MAYHEM, Kid Rock, KOЯN, LIMP BIZKIT и др. Стоит вспомнить возвращение BLONDIE, которые поставили на "No Exit" (1999) вместе с MOBB DEEP и WU-TANG CLAN...
На просторах бывшего СССР следует вспомнить I.F.K. - одних из прародителей данного жанра у нас. КИРПИЧИ, ДАЙ ПИСТОЛЕТ!, Дельфин, стоит вспомнить BAD BALANCE с их "Выше закона" (1992) и "Чисто про..." (1997), ТАНОК НА МАЙДАНI КОНГО, наконец, ДеЦла и его совместный с MAD DOG трек "Слезы" и др. Все они в той или иной степени воплощают в себе историю дружбы рока и рэпа, рэпа и рока.
В Беларуси первые эксперименты были замечены в 1996-1997 годах. Сегодня одними из основных представителей хардкора у нас являются КУКЛЫ, ПАПЕНКИНZ БЭНД и СОНЦА МАО.
В целом, поставим в один ряд вечно гитарных BEASTIE BOYS, CYPRESS HILL с их "Skull & Bones" (2000) и недавно вышедшим концертником (2001), RUN DMC с их последним "Crown Royal" (2001), последний альбом RAGE AGAINST THE MACHINE, который представляет собой ремиксы на классические рэпперские вещи, сборник Loud Records аналогичного направления, проанализируем ход истории развития различных музыкальных направлений и сделаем соответствующие выводы о том, что Rap vs. Rock - это не война, а сотрудничество, что, кстати, лишний раз является подтверждением тому, что хип-хоп взял многое из других культур и в то же время другие культуры нашли что почерпнуть у хип-хопа...
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 08 за 2001 год в рубрике музыкальная газета