Betax & Bepac Тэмпаральнасць
(с) 2000 Betax
27tks/55mins
Этот проект еще только ищет серьезного издателя, но демонстрационный CD-R разошелся уже сотнями копий среди любителей раритетов. Признаться, чем больше появляется на белорусском рынке альбомов с фольклорным уклоном, тем сильнее душу бередят предостережения: а не будет ли очередная новинка очередным вариантом ПАЛАЦА, новым перепевом UR\\\\\\\'IA, еще одним эпигонством с ТРОIЦЫ, пусть даже неожиданным, но повтором ЛIЦВIНОУ... Ведь даже классические обработки фольклора, оставленные нам М. Забэйдой-Сумицким и Г. Селехом-Качанским, ценны своей уникльностью.
И вот этот проект, возникший в стенах Национального центра творчества детей и молодежи. Сможет ли он блеснуть той самой уникальностью в столь богатом спектре белорусских фолк-экспериментов? Пожалуй, здесь можно ответить однозначно - да!
Начнем с самого неповторимого: еще никому до этого не удавалось создать в фольклорной стихии завершенный концепт альбома. Ведь "Ой, у лузе-лузе..." группы ЛIЦВIНЫ - это пока лишь ударная сборка фольклорных хитов, да и известный "супольный" проект "Сьвяты вечар 2000" тоже по сути сборка, хоть уже и тематическая - колядная. Вот разве что "Весначуха" группы UR\\\\\\\'IA претендует взмыть над заурядной компилятивностью, беря в помощники работы блестящего художника-космогониста Язепа Дроздовича, открывая космос белорусского фольклора.
Концептуальность "Тэмпаральнасцi" еще более крутая, ибо ей даже помощники не нужны. Концепция альбома формируется в самих его составных частях-песнях, в структуре их размещения. Минимально помогает еще и цитатник буклета, да чуть-чуть (как бы оттеночный мазок) - его художественное оформление.
Темпоральность - это очерченность временных циклов. А вот тут вам и цитата: "Жили тут и перед вами, будут жить и после вас. Вокруг - мир. Вы можете не обращать на него внимания, но вы - в нем, а он - в вас" (Дж. Р.Толкин).
Так вот, календарь как воплощение временных циклов дает осмысленную систему традиционных ритуалов, сложившихся за тысячелетия до нас в фольклорные мифы. И эти мифы сохранили нам наши песни, которые останутся и после нас.
Надеюсь, читателю уже понятно, что речь идет не о позднем поп-фольклоре типа "Цячэ вада у ярок" или "Дзеукi гуляюць, i мне весяло". Правда, некоторые сбои есть, да и авторы "Тэмпаральнасцi" делают оговорку: "Это один из первых опытов постфольклора в Беларуси, когда молодежь, коснувшись традиции, стремится продолжить ее в своей урбанистической жизни".
Симбиоз ВЕТАХ & ВЕРАС - это детский ансамбль Татьяны Гладуновой ВЕРАС и младшая группа ансамбля Вячеслава Калацея ВЕТАХ плюс сам ВЕТАХ, где находим того же Славу (вокал, волынка, окарина), ту же Татьяну (вокал, перкуссия), а также Вольгу Тараненку (скрипка) и вокалисток Илону Андрушку, Марию Плащеву, Татьяну Якимову.
27tks/55mins
Этот проект еще только ищет серьезного издателя, но демонстрационный CD-R разошелся уже сотнями копий среди любителей раритетов. Признаться, чем больше появляется на белорусском рынке альбомов с фольклорным уклоном, тем сильнее душу бередят предостережения: а не будет ли очередная новинка очередным вариантом ПАЛАЦА, новым перепевом UR\\\\\\\'IA, еще одним эпигонством с ТРОIЦЫ, пусть даже неожиданным, но повтором ЛIЦВIНОУ... Ведь даже классические обработки фольклора, оставленные нам М. Забэйдой-Сумицким и Г. Селехом-Качанским, ценны своей уникльностью.
И вот этот проект, возникший в стенах Национального центра творчества детей и молодежи. Сможет ли он блеснуть той самой уникальностью в столь богатом спектре белорусских фолк-экспериментов? Пожалуй, здесь можно ответить однозначно - да!
Начнем с самого неповторимого: еще никому до этого не удавалось создать в фольклорной стихии завершенный концепт альбома. Ведь "Ой, у лузе-лузе..." группы ЛIЦВIНЫ - это пока лишь ударная сборка фольклорных хитов, да и известный "супольный" проект "Сьвяты вечар 2000" тоже по сути сборка, хоть уже и тематическая - колядная. Вот разве что "Весначуха" группы UR\\\\\\\'IA претендует взмыть над заурядной компилятивностью, беря в помощники работы блестящего художника-космогониста Язепа Дроздовича, открывая космос белорусского фольклора.
Концептуальность "Тэмпаральнасцi" еще более крутая, ибо ей даже помощники не нужны. Концепция альбома формируется в самих его составных частях-песнях, в структуре их размещения. Минимально помогает еще и цитатник буклета, да чуть-чуть (как бы оттеночный мазок) - его художественное оформление.
Темпоральность - это очерченность временных циклов. А вот тут вам и цитата: "Жили тут и перед вами, будут жить и после вас. Вокруг - мир. Вы можете не обращать на него внимания, но вы - в нем, а он - в вас" (Дж. Р.Толкин).
Так вот, календарь как воплощение временных циклов дает осмысленную систему традиционных ритуалов, сложившихся за тысячелетия до нас в фольклорные мифы. И эти мифы сохранили нам наши песни, которые останутся и после нас.
Надеюсь, читателю уже понятно, что речь идет не о позднем поп-фольклоре типа "Цячэ вада у ярок" или "Дзеукi гуляюць, i мне весяло". Правда, некоторые сбои есть, да и авторы "Тэмпаральнасцi" делают оговорку: "Это один из первых опытов постфольклора в Беларуси, когда молодежь, коснувшись традиции, стремится продолжить ее в своей урбанистической жизни".
Симбиоз ВЕТАХ & ВЕРАС - это детский ансамбль Татьяны Гладуновой ВЕРАС и младшая группа ансамбля Вячеслава Калацея ВЕТАХ плюс сам ВЕТАХ, где находим того же Славу (вокал, волынка, окарина), ту же Татьяну (вокал, перкуссия), а также Вольгу Тараненку (скрипка) и вокалисток Илону Андрушку, Марию Плащеву, Татьяну Якимову.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 07 за 2001 год в рубрике музыкальная газета