Powell, Andy Рок-н-ролльный Феникс
Не так давно я рассказал вам историю одного из интереснейших британских коллективов WISHBONE ASH и пообещал опубликовать интервью с бессменным членом группы на протяжении всех тридцати лет ее существования - гитаристом Энди Пауэллом. Оно оказалось настолько интересным, что Энди попросил у меня разрешения использовать оригинальную, английскую версию на официальном сайте ансамбля. Вниманию же читателей "МГ" предоставляется русский вариант нашего разговора.
- Энди, время от времени, говоря об использовании ASH сдвоенных гитар, ты упоминаешь довольно-таки неизвестную группу BLOSSOM TOES. А как насчет FLEETWOOD MAC с их тремя гитарами? Разве дуэты Питера Грина и Дэнни Керуана вас не вдохновляли?
- FLEETWOOD MAC меня вдохновляли - здесь никаких вопросов и быть не может! - но в ином аспекте. Смотри, тогда я знал их как блюзовую команду - я был на самом первом их концерте и нескольких последующих - еще до того, как к группе присоединился Дэнни. Я считал их ритм-секцию, Мика Флитвуда и Джона МакВи, просто потрясающей - и считаю так до сих пор! Однако когда они стали использовать сдвоенные гитары, мы сами использовали тот же прием - независимо от них. Будучи и по сей день большим поклонником Питера Грина и считая Дэнни блестящим музыкантом, я не могу сказать, что они сильно повлияли на нас на той, поздней стадии своего развития. Полагаю, мы были слишком заняты разработкой своего собственного стиля.
- А какая музыка тогда доставляла тебе больше удовольствия - фолк или соул/блюз?
- Я слушал совершенно разнообразные звуки. В частности, мне нравилось то, что делали PENTANGLE с их двумя гитаристами, Джоном Ренбурном и Бертом Джаншем. Также я был большим поклонником FAIRPORT CONVENTION. Мне нравился английский фолк-рок в целом. Хотя до того, как присоединиться к WISHBONE, я играл в нескольких чисто соул-ритм-энд-блюзовых командах, где по большей части изображал Стива Кроппера!
- Ответив на объявление Мартина Тернера и Стива Аптона в "Melody Maker", ты попал на прослушивание. Был ли там уже Тед Тернер или ты вошел в состав раньше него?
- На тот момент Мартин и Стив уже сыграли с Тедом на прослушивании. За него на объявление ответила его матушка, и Тед, как маленький ребенок, отправился на встречу со Стивом и Мартином. Мне кажется, они не были в нем до конца уверены - несмотря на то, что он был очень эмоциональным музыкантом. Так что для подстраховки пригласили меня. Не думаю, что Тед присутствовал на том прослушивании. Насколько я помню, я его встретил через пару дней, мы все вместе поджемовали и рванули с места в карьер, так сказать.
- Не было ли между тобой и Тедом какого-нибудь соперничества или ревности?
- Нет, не думаю. Мне кажется, мы были очень рады играть в профессиональной команде, в будущем которой были уверены. Нам хватало чем заняться по части написания песен и так далее. В то время в группе была очень здоровая, положительная атмосфера.
- Как вы решали, кому петь определенную вокальную партию и играть определенное соло?
- Все было очень по-джентльменски. Что касается пения, то Мартин брался за более роковые песни, вроде "Lady Whisky", так как у него в то время был роковый голос с поразительным высоким регистром, но мы обнаружили, что его голос вместе с моим очень хорошо звучал в фолковых вещах - когда мы пели в гармонии всю ведущую партию целиком. Это было почти так же узнаваемо, как и сдвоенные гитары. Теду очень естественно удавались блюзовые композиции - такие, как "Blind Eye" и "Jailbait". То же самое стало очевидно по части гитарных соло. Мы просто играли то, что было нам по силам. Я стремился исполнять более быстрый материал в духе "Sometime World" и "Vas Dis", в то время как Тед добивался отличного результата в блюзовых фрагментах - как, например, во вступлении к "The Pilgrim", хотя он мог давать жару и в композициях типа "Phoenix" и "The King Will Come".
- Ты, похоже, был одним из первых, кто начал играть на гитаре модели "Flying V". Почему ты выбрал именно такую форму?
- Ну, до того, как появилась "Flying V", самой крутой электрогитарой был, судя по всему, "Fender Stratocaster". Конечно, существовал еще и "Les Paul", который считался в основном гитарой блюзовых пуристов. Так было, пока я не увидел фотографию Альберта Кинга с "V" в руках. Дэйв Дэвис и Кит Ричардс также фотографировались с этой гитарой, но ее редко можно было встретить даже на фото - я уж не говорю про то, чтобы встретить на самом деле. Когда я нашел такую себе, это было совершенно естественно. Я просто сросся с ней. В то время я был очень худым и просто приноравливался к инструменту, надевая его очень низко и зачастую пристраивая на сцене на одно колено так, что я протер на этом колене несколько пар брюк. Меня совершенно не волновало, что на этой гитаре невозможно играть сидя и так далее. То была любовь с первого взгляда!
- У каждого из первых альбомов ASH была определенная тема. Не мог бы ты описать эти концепции?
- На самом деле, не совсем так, хотя мы тогда и были очень тесной компанией и проводили вместе столько времени, что и думали практически одинаково - воистину в командном духе. Мы вместе открывали для себя мир, обменивались книгами и на гастролях частенько обсуждали всякие "философские" темы. Полагаю, именно из всего этого и родились темы наших текстов и музыки. Все это достигло своей вершины на альбоме "Argus", объединившем присущую нам "английскость" с не ограничивающей нас концепцией. Музыка также была очень чувственной, подчеркивающей текстовую нагрузку, как, к примеру, в антивоенной песне "Throw Down The Sword".
- Вы не боялись не включать чужие композиции в свои первые пластинки?
- Нет, не боялись, так как в те дни было практически обязательным, чтобы мы как молодая группа полагались на собственный материал. Самое большое наше приближение к исполнению чужого творения - забытая мелодия Джека МакДаффа "Vas Dis".
- Как получилось так, что ты сыграл в композиции RENAISSANCE "Ashes Are Burning"? Участие клавишника RENAISSANCE Джона Таута в "Argus" было своего рода благодарностью?
- Возможно. Хотя, насколько я помню, альбом "Ashes Are Burning" вышел после "Argus". Обеими нашими группами занимался один и тот же менеджмент, и я знал Джона Таута с того времени, когда он играл в группе RUPERTS PEOPLE. На самом деле Джон был знаком с Майлзом Коплендом (менеджер WISHBONE ASH. - DME) задолго до любого из нас, так как RUPERTS PEOPLE были первой группой, с которой работал Майлз. Вот это нас и связывало. Мы постоянно наталкивались друг на друга то в репетиционных залах, то на вечеринках и, таким образом, познакомились с игрой Джона. Так что, совершенно естественно, когда нам понадобился звук органа "Hammond", наш выбор пал на Джона.
Ну, а что касается песни RENAISSANCE "Ashes Are Burning", то с самого начала было очевидно, что они используют для соло мою гитару, - название композиции и так далее. Идея была прикольной и сработала отлично.
- С кем из музыкантов вы дружили? Может, поведаешь какие-нибудь интересные истории?
- В то время в Лондоне царила очень здоровая атмосфера, и мы частенько встречались с другими музыкантами на вечеринках. Майлз Копленд нередко устраивал гулянки в честь разных своих подопечных - таких, как CLIMAX BLUES BAND или RENAISSANCE. С музыкой LITTLE FEAT меня познакомил Роберт Палмер - я помню, как повстречал его на вечеринке в Хэмпстеде году эдак в 1972-м. С ребятами из AVERAGE WHITE BAND мы подружились, когда они еще под названием GLENCOE выступали перед нами в одном из британских туров. Я действительно помню, как продавал Хамишу Стюарту черный "Fender Telecaster", на котором он играет и по сей день. Еще были MOTT THE HOOPLE и, конечно же, THE BEATLES. У нас с ними был общий дорожный менеджер, Кевин Харрингтон, и человек, отвечавший за публикацию песен, по имени Род Линтон. Через этих двух парней Тед и я заполучили кое-какую сессионную работенку в студии "Apple". Я работал с Джорджем Харрисоном (с Клаусом Форманом на басу и Ринго на барабанах), а Тед умудрился сыграть на классическом альбоме Джона Леннона "Imagine". То было отличное время, чтобы быть молодым и свободным и жить в Лондон-тауне.
- Ты общался (или общаешься) все эти годы с Ричи Блэкмором?
- Нет, я не могу сказать, что мы поддерживаем или поддерживали контакт - за исключением того странного совпадения, что мы оба осели в США, в одном и том же городке в штате Коннектикут. Мы с сыном любили немного поиграть в футбол и прослышали о команде покинувших родину англичан, повадившихся гонять мяч на местной площадке. Оказалось, что это Ричи и его персонал. Так что мы отлично провели день, играя в футбол. Но на этом все и закончилось. Прикольно!
- А что это за история с гитарной дуэлью между тобой и Ричи?
- Все очень просто. Я хохмы ради начал пристраиваться к нему, когда он настраивался в зале под названием "Dunstable Civic Center" - мы тогда открывали концерт DEEP PURPLE. Ричи был очень уважаемым гитаристом, а я - новичком в этих кругах. Мы обменялись парочкой гитарных ходов, и он впечатлился до такой степени, что поинтересовался, есть ли у нас контракт на запись. Когда я ответил: "Нет", он предложил свою помощь. Остальное - история!
- Что символизировала сломанная грудинная косточка (wishbone) на обложке вашего первого альбома?
- Я полагаю, что расшифровка зависит от того, кто смотрит на обложку. На самом деле это просто буквальная интерпретация нашего названия. Вообще-то, сначала я был не в восторге от дизайна, полагая, что он слишком прямолинеен и довольно туп. Как бы то ни было, он сослужил нам хорошую службу. Некоторые говорят, что он символизирует "мечты, обратившиеся в прах". Может быть.
- Похоже, ASH относится к тем немногим группам, которые никогда не были замешаны ни в каких скандалах. Вы на самом деле были настолько трезвыми и серьезными людьми?
- Серьезных скандалов действительно не было, за исключением парочки обысков на предмет наркотиков - одного в Шотландии и одного в Штатах, который закончился депортацией нашего обслуживающего персонала. Мне кажется, Тед как-то раз угодил под суд. Хотя секса, наркотиков и рок-н-ролла было полно - особенно во время наших первых гастролей по Штатам. На самом деле все это было неизбежно - такова была эта деятельность. И я только благодарен судьбе, что мы не закончили так, как FLEETWOOD MAC, Джими и многие другие. Хотя временами и звучал тревожный звонок. Я счастлив, что у меня была очень сильная партнерша, которая держала меня в узде.
- Аргус - многоглазый мифологический персонаж. Почему для своей лучшей пластинки вы решили использовать именно это имя?
- То была идея Стива Аптона, и, похоже, она очень хорошо вписалась в концепцию песен, придав им больше веса и некоей отдаленной объективности; гениальный ход со стороны Стива, который отлично уловили дизайнеры "Hipgnosis".
- ASH всегда была присуща определенная "английскость", которая намного ярче проявилась на "Argus". Чем была вызвана последовавшая перемена в стиле?
- Мне кажется, мы считали, что лучше всех знаем, что и как делать с созданным нами стилем, и стали излишне самоуверенными. С коммерческой точки зрения, менять его было ошибкой. Нам стоило чуть дольше идти в этом направлении. Людям это нравилось.
- На "Argus" такие отличные тексты! Кто был в группе основным текстовиком?
- Тексты в основном в то время писал Мартин Тернер, заставляя нас гордиться собой.
- Что послужило основой для названия композиции "F.U.B.B."? "Fucked Up Beyond Belief" - это ведь так расшифровывается?
- Ну, записываясь во Флориде в семидесятых, было довольно трудно удержаться от наркотиков, так что, можно сказать, название отражает наше общее умственное состояние во время сессий записи.
- А что означает название альбома "There\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'s The Rub"?
- Это фраза из одной из шекспировских пьес, она означает "Вот в чем загвоздка" или "Получайте".
- Этот альбом продюсировал Билл Шимчик, позже прославившийся по работе с THE EAGLES, а следующий, "Locked In", - другой мастер, Том Дауд. Почему вы перестали продюсировать свои пластинки самостоятельно и почему позднее вернулись к услугам Дерека Лоуренса?
- Ну, мы всегда стремились достичь большего успеха, и можно сказать, что возвращение к Дереку было попыткой возродить звучание наших ранних альбомов, более прямолинейное и коммерчески выгодное, нежели то, к которому мы пришли позже. Быть может, мы стали чересчур себе потакать. Когда у тебя есть независимый продюсер, это существенно уменьшает количество споров и так далее.
- Можно ли сказать, что именно на WISHBONE ASH Майлз Копленд наострил зубы как великий менеджер?
- Несомненно. Майлз занимался тем, что позже сделало его знаменитым, используя нас и наши предприятия в качестве испытательного полигона - касалось ли это раскрутки фестивалей, создания империй, создания образа, рекламных трюков или проталкивания новых артистов в средства массовой информации. К примеру, я заметил великое множество событий, параллельных нашим, на раннем этапе карьеры POLICE.
- Ты был знаком со Стюартом, братом Майкла, до его участия в POLICE?
- Да, мы знали его в качестве младшего братишки Майлза, когда он еще учился в школе, а потом вошел в состав CURVED AIR.
- Поведай немного, пожалуйста, о своих сессиях для бывших членов THE BEATLES.
- Ну, я играл только на двух сессиях: одной - с Джорджем, Ринго и Силлой Блэк и одной - с Ринго, когда он занимался австралийским песенником, у которого в то время был контракт с "Apple". Было очень здорово встретить людей, так сильно на нас тогда влиявших. Должен сказать, что Джордж с Ринго относились ко мне весьма тепло.
- Почему ты отказался играть с Джоном Ленноном? Как он узнал о WISHBONE ASH?
- Я не отказывался играть с Ленноном. Это было в конце длинного дня, и я очень устал, как мне кажется. Оглядываясь назад, я считаю, что с моей стороны это было очень глупо. Но тогда все было как-то неясно... Настроение и все такое прочее. Звучит тупо, но это правда. Как бы то ни было, Теду предложили сыграть на той сессии, и это было здорово.
- В 1972 году с RENAISSANCE гастролировал Джон Уэттон. Ты с ним тогда и познакомился?
- Нет, думается мне, что впервые мы встретились, когда он играл с группой под названием MOGUL THRASH или, быть может, с COLISEUM.
- Как Джон появился в составе ASH?
- По предложению нашего тогдашнего менеджера Джона Шерри.
- Почему Уэттон спел только композицию "That\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'s That" и какие песни, предложенные Джоном и отвергнутые вами, появились впоследствии на альбомах ASIA?
- На мой взгляд, в "That\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'s That" Джон высказал то, что в то время чувствовал. Он был сильно задерган - как в личностном плане, так и наоборот. Сказать по правде, я не припомню, чтобы мы "отвергли" какие-то из его песен. Так прямо ничего не говорилось. Это опять-таки касается общего настроя. Просто на тот момент эти песни нам не подходили. Здесь нет ничего личного. Возможно, для него это было более важно, так как касалось его чаяний. Как бы то ни было, позже, когда Джон записал их с ASIA, эти песни принесли ему миллионы.
- Тревор Болдер должен был стать постоянным членом ASH или же он просто хотел отдохнуть от URIAH HEEP?
- Да - насколько что-то в то время могло быть постоянным. Мне кажется, что мы думали именно так. Однако, на мой взгляд, в отношении HEEP Тревор впоследствии осознал, что повстречал своих настоящих единомышленников. Хотя мы с ним отлично ладили. Трев - "соль земли" и великолепный басист!
- Ты был с ним знаком до того, как пригласил в группу?
- До того, как он присоединился к ASH, я не знал его лично, но, разумеется, знал о нем по THE SPIDERS, группе Боуи на "Hunky Dory" и так далее. Что за группа была!
- "Noveau Calls" был чисто инструментальным альбомом, записанным оригинальным составом. Почему инструментальным?
- Потому что такова была идея Майлза. Не забывай, что музыка нью-эйдж на тот момент была очень модной, и все стремились каким-то образом внести в нее свою лепту.
- На твой взгляд, WISHBONE ASH - хард-роковый коллектив, ансамбль, играющий блюз и буги, или... какой?
- О, это серьезный вопрос, не правда ли?..
Да, в нашей музыке есть все эти слагаемые, но мы в некотором роде, можно сказать, эклектичны. Мне кажется, это - одна из причин, по которой на нас сложно навешивать ярлыки, и, возможно, именно поэтому мы столь долго просуществовали как команда. Быть может, эта смена музыкальных одежд и есть причина того, что мы не добились по-настоящему громкого успеха, как некоторые из наших современников. Впрочем, если говорить о музыке, мы прошли интереснейший путь. И сдвоенные гитары были константой.
- WISHBONE ASH был одним из первых западных коллективов, выступавших в СССР. Что ты почувствовал, когда вас пригласили сыграть?
- Ну, мы проходили через эпоху гласности, и это было сбывшейся мечтой. Естественно, мы слегка нервничали - и не без причины. Мы были очень взволнованы возможностью встретиться с простыми русскими людьми и немного посмотреть страну. Бедность была очень ощутимой. Сильно поражала масштабность всего. Санкт-Петербург меня просто ошеломил - в отличие от Москвы, которая не свела меня с ума. В Литве было круто. Пища - дерьмовая. Это самое холодное из всех мест, где я когда-либо был. В стране чувствовалась атмосфера борьбы, и у нас по-настоящему открылись глаза.
- Можно подробнее о том, что такое "Night Of The Guitars"?
- Тур "Nights Of The Guitars" - одно из наиболее любопытных предприятий, в которых я принимал участие. Теду и мне предоставилась возможность посиять в плеяде разных великих музыкантов. Ритм-секция Клайва Маюю и Ливингстона Брауна была великолепной, и каждый день был очень интересным - как по части разных европейских городов, в которых мы играли, так и по части развлечений в гастрольном автобусе. Для остроты ощущений у нас имелись такие невероятные персонажи, как Майлз и Лесли Уэст. Могло ли что-то не сработать? Публике это было по душе, музыкантам - тоже. То было событие!
- Я до сих пор не послушал ваш альбом "Bare Bones", но его содержание вызывает несколько вопросов, и первый из них: почему ASH так долго тянули с записью акустического альбома? Я имею в виду, что такой альбом просто должен был быть записан ЭТОЙ группой!
- Ты прав - поскольку многие наши ранние песни начинались именно таким образом.
Иногда совершенно очевидным кажется заглянуть себе прямо в лицо, чересчур очевидным. Однако я рад, что в конце концов мы воплотили эту идею в жизнь, и мы на самом деле получили удовольствие от записи этого альбома.
- Поклонники ожидали на "Bare Bones" большего количества классических песен. Почему вы решили сосредоточиться на позднем периоде - не на семидесятых?
- Хороший вопрос. Просто это казалось более уместным. Возможно, мы придержим "Throw Down The Sword" и "The King Will Come" до следующей пластинки!
- Ты сейчас - единственный из участников оригинального состава. Часто ли ты встречаешься с остальными тремя?
- Ответ таков: крайне редко - если вообще встречаемся. Я часто думаю, что мы прожили вместе много жизней, и, несмотря на то, что наши воспоминания не сотрутся, истина состоит в том, что все мы должны были заняться своей личной жизнью. Мы отдали друг другу огромную часть себя и, вполне возможно, больше дать не в силах. Так случается со многими ансамблями - это очень интенсивная жизнь, зачастую не оставляющая места ни для чего иного.
- В этом году группа отмечает свою тридцатую годовщину. Какие мероприятия приурочены к юбилейной дате?
- Концерт в Лондоне, в "Shepherd\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'s Bush Empire". Пишется книга по истории ансамбля. Выходит книга с табулатурой нашей музыки. На основе юбилейного концерта мы выпустим новый "живой" альбом - одновременно также и на видео, и на DVD. Это для начала... и, да, мы отправляемся на гастроли по Европе и Штатам!
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 07 за 2001 год в рубрике музыкальная газета