Leeb, Bill
о «Poem» и Quake III


Три года прошло с того момента, когда ванкуверский проект DELERIUM предложил миру свой альбом "Karma", породивший мегапопулярный сингл "Silence" с Sarah McLachlan на вокалах, который, в свою очередь, занял первые строчки в хит-парадах Англии, Бельгии, Австралии и Ирландии. CD "Karma" продался в одной только Америке в количестве 200 000 экземпляров и получил платиновый статус в Канаде. В конце прошлого года на лейбле Nettwerk вышел новый альбом "Poem" матерых индустриальщиков Bill Leeb и Cris Peterson, на время переквалифицировавшихся в композиторов гениальной электронной поп-музыки с элементами worldbeat/new age, фламенко, фолка, классики, рока с теплыми акустическими гитарами, масштабными оркестровками и гипнотизирующими танцевальными бит-последовательностями, а также целой галереей замечательных женских вокалов. Пока что все складывается таким образом, что огромный успех "Poem" должен перекрыть достижения "Karma". Кроме того, те из вас, кто играл(ет) в Quake III (или Quake III: Team Arena), наверняка узнали в музыкальном оформлении игры фирменные звуки пионеров электро-индастриэла FRONT LINE ASSEMBLY. Вслед за KMFDM и NIN, сочинившими музыку для двух первых версий популярного баттла, Bill Leeb и Chris Peterson материализовали в аудиоформе свое видение мрачной и полной адреналина компьютерной high-tech-резни и не останавливаются на достигнутом! Сегодня у нас в гостях культовый Bill Leeb, который приоткроет тайну создания последнего альбома DELERIUM и поделится своими мыслями насчет саундтрека к Quake III. Встречайте!

- Примите мои поздравления, вы даже умудрились попасть в британскую передачу "Top of the Pops". Каковы ваши ощущения после такого успеха?
Bill Leeb: Я знаю, знаю, я действительно становлюсь знаменитым! (Смеется.) Это фантастическое ощущение - быть приглашенным из-за океана в Англию, чтобы поучаствовать в "TOTP", потому что, скажите мне, какая остановка может быть следующей?
- Э-э-эээ... Церемония награждений MTV?
B: Да, правильно!
- В связи с вашей сегодняшней славой меня интересует ваше мнение о фразе, которую вы бросили в 1997 году: "Музыка больше не стоит на первом месте, теперь важнее то, сколько альбомов вы продаете". Итак... говоря о вашей нынешней аудитории, мы должны подразумевать ее качество или количество?
B: (Смеется.) Вещи могут меняться, и знаете, всегда есть надежда, что новый альбом будет продаваться лучше. Каждая альтернативная группа хочет в конце концов получить признание у огромной аудитории, какими бы альтернативными ни были ее музыканты. Я также заметил, что после того, как DELERIUM стал мейджор-актом музыкальной сцены, передо мной открылись многие двери. Я надеюсь, что все это поможет мне установить контакт с нужными людьми и привлечь дополнительное внимание к моему старому материалу, все еще очень хорошему и не подвластному времени.
- Кажется, фильм "Пляж" также сыграл в этом свою роль.
B: Да, конечно.
- Если бы альбом "Karma" не был так хорошо принят аудиторией, существовал бы сегодня проект DELERIUM?
B: Все началось несколько раньше. Уже c "Semantic Spaces" мы добились большого успеха. Этот альбом был более коммерческим, нежели предыдущие работы. А что касается сингла "Silence" из альбома "Karma", то это был еще один шаг в верном направлении.
- Давайте поговорим о вашем последнем релизе "Poem". Он уже целиком доступен через Napster...
B: Я знаю, это происходит со всеми записями. Даже не знаю, что об этом думать, вы ничего не можете с этим поделать, это рядом. С другой стороны, замечательно, что люди имеют доступ к вашему материалу, но... я уверен, что однажды они найдут более совершенную систему.
- Когда нужно выбирать guest-музыкантов, то ваш выбор часто неочевиден, особенно в случае с "Poem"...
B: Я хотел записаться с Nina Persson, вокалисткой THE CARDIGANS, и она хотела этого, но из-за простуды она некоторое время не могла петь. У нас же были жесткие сроки работы, и поэтому это сотрудничество не состоялось, но я на самом деле очень хотел поработать с ней. Помимо нее я также хотел привлечь к записи Sharleen Spiteri, вокалистку TEXAS. Мне нравится такой тип певиц. Еще я был заинтересован в голосе Elisabeth Frazer из COCTEAU TWINS, но она как раз работала с Peter Gabriel над его альбомом, и ее приоритеты были там.
- Чье пение еще не попало на альбом?
B: Я думаю, что слушатели заметили отсутствие на "Poem" Kristy Thirks, которая исполняла песни на "Semantic Spaces" и "Karma". Она записала несколько демо для нового альбома, но они никого сильно не впечатлили, и поэтому мы решили не использовать ее голос. Для некоторых слушателей это будет большим сюрпризом, потому что они успели привыкнуть к ее пению.
- Успех "Semantic Spaces" способствовал установлению лучших коллабораций?
B: Определенно. В действительности сегодня, когда "Silence" занимает первую строчку в чартах многих стран, мне легче заполучить согласие на совместную работу от более известных певиц. Чем крупнее становится DELERIUM, тем больше становятся его потребности. Чем больше звезда, тем труднее ее достичь, но такова жизнь. (Смеется.)
- Очевидно, что вы предпочитаете женские вокалы. Как же получилось, что на альбоме звучит голос Matthew Sweet? По-моему, вы разделяете мнение о том, что в мужских голосах недостаточно эротических, экзотических элементов...
B: Вы абсолютно правы. Лично я никогда не рассматривал возможность использования мужских вокалов на альбоме, но руководство Nettwerk некоторым образом предложило мне это. Таким образом, я пошел на маленький эксперимент, и в результате получился трек, ставший для многих очень большим сюрпризом. Для меня все это было немножко странно, потому что я не знал, был ли он для DELERIUM слишком попсовым или нет. Однако всегда хорошо попробовать какие-то новые вещи, иначе можно скатиться к самоповтору. Как в живописи: вы не можете постоянно использовать одни и те же цвета. Мне очень любопытно, как люди отреагируют на эту песню...
- Вы спродюсировали новый альбом французской группы AUDE. Я еще не слышал эту запись, но до меня дошла информация, что он звучит в точности как материал DELERIUM...
B: Он действительно содержит некоторые "фирменные" моменты, как, например, наше узнаваемое качество. Мы также разместили в нем много роскошной электроники. Однако для меня этот альбом звучит несколько прямолинейно, потому что музыканты решили отказаться от некоторых наших бит-последовательностей. Возможно, они стремятся к более мейнстримовому саунду, и наши предложения показались им слишком альтернативными. Как бы то ни было, во всех песнях на диске используется французский язык, и поэтому вряд ли их будут транслировать канадские или американские радиостанции. Так что альбом скорее всего не выйдет за границы франкоговорящего рынка. Я бы хотел внести больший вклад в его создание, но он действительно звучит как DELERIUM meets Tori Amos meets ENIGMA. С профессиональной точки зрения все получилось хорошо... Продюсирование целого альбома - это огромная работа, которая становится очень персональным опытом. Если мне когда-нибудь выпадет снова повторить это, то для начала я должен быть уверен, что это именно то, чего я хочу.
- Вы упомянули ENIGMA. Я знаю, что они вам нравятся, но их последний альбом был не очень хорош, верно?
B: В этом есть ирония, но я думаю, что на каждом их диске есть две-три великолепные композиции. Остальные песни часто имеют все эти длинные гитарные соло и мне совершенно не нравятся... Если бы он скомпилировал лучшие песни, то получился бы классный альбом.
- Забудьте ENIGMA и давайте вернемся к DELERIUM. Некоторые люди, с которыми вы сотрудничали, наверное, никогда не слышали ваш старый материал?
B: Да, я вышел из 80-х с целой кучей индустриального материала. Для меня это было очень альтернативное прошлое, но что является альтернативой сегодня? Она становится мейнстримом. Это естественная эволюция. Я не думаю, что как музыканты мы изменились так же сильно, как остальные люди. NIN и MARILYN MANSON сегодня крутятся на мейджор-станциях, но в 80-х с такой музыкой невозможно было пробиться ни на одну из радиостанций.
- Ваш лейбл планирует выпустить ограниченным тиражом второе издание "Poem" с ремиксом "Silence". Вам не кажется, что это уже слишком?
B: Забавно, что вы говорите об этом. Мне вчера как раз позвонили с Nettwerk и спросили, не хочу ли я поместить Airscape-ремикс песни "Silence" в конце альбома, потому что они чувствуют, что этот трек еще является крупным хитом и что люди будут покупать больше дисков, когда увидят на них "Silence". Однако я испытываю те же чувства, что и вы. Песня уже содержится на "Karma" и была издана в виде сингла. Я даже впадаю в связи с этим в отчаяние... Прошлой ночью я разговаривал об этом с женой, и она сказала, что хитовый сингл может быть настоящим проклятием, потому что люди хотят слушать только эту песню и игнорируют все остальные.
- Может быть, DELERIUM стоит вернуться к нормальным пропорциям?
B: Да. (Смеется.) Я уже вижу людей, кричащих "Silence", "Silence", когда поднимаюсь на сцену. Может быть, мне стоит сделать альбом с 12-ю различными версиями "Silence"? (Смеется.) Я в самом деле не знаю, что с этим делать... Я бы предпочел, чтобы люди покупали новый альбом, потому что он им нравится.
- Все это можно сравнить с проституцией...
B: Точно! Именно это я чувствовал прошлой ночью, и поэтому мы звучим все более отчаянно. Возможно, вам стоит поговорить об этом с лейблом!
- Ваш приятель Fulber больше не участвует в проекте. Это повлекло какие-то изменения?
B: Да, мы работали вместе почти двенадцать лет. Все выглядело словно брак, в котором вы можете полностью положиться друг на друга и не волноваться по поводу различных вещей.
- Сегодня вы просто живете раздельно, сохранив отношения, или все более похоже на развод?
B: Я думаю, что фифти-фифти. Я никогда не знаю, что произойдет дальше... Rhys решил заняться сольной карьерой как раз в тот момент, когда на нас свалился самый крупный успех. У меня было ощущение, что вот он собирается делать соло-альбом, и я буду записывать свой диск, но ни одна из этих работ не сможет повторить успех "Karma". Когда стало ясно, что "Karma" очень хорошо пошла среди слушателей, я предложил ему заморозить работу над соло-альбомом и сделать еще один диск DELERIUM вместе со мной, потому что нам действительно классно работалось в паре. Но во все это было вовлечено уже много людей, менеджеров и т. п., что очень усложняло наше объединение. Rhys хорошо отозвался о новом альбоме, и я получил большое удовлетворение, но мне нравится сотрудничество, потому что имеется больше разных идей...
- Полагаю, в настоящий момент вы работаете над треками для группы BALLIGO MINGO или пишете новый альбом FRONT LINE ASSEMBLY, верно?
B: Да, мы сделали пару треков для ребят из BALLIGO MINGO, но сейчас работаем над альбомом FRONT LINE ASSEMBLY. Я думаю, что у нас еще осталось несколько фанатов (смеется). Следующая запись будет более танцевальной, и мы посмотрим, что произойдет...
- И если эта запись будет плохо продаваться, то что произойдет с FRONT LINE ASSEMBLY?
B: Понимаете, FRONT LINE ASSEMBLY уже достигли всего, что могли. Мы просто посмотрим, что произойдет дальше. В этом бизнесе все обычно проявляется довольно быстро, и вы настолько хороши, насколько хороша ваша последняя запись.
- Еще один вопрос насчет BALLIGO MINGO... будете ли вы использовать новые подходы к продюсированию "Waiting"?
B: Группа пытается выбить большой бюджет, чтобы получить крутые миксы. Это все, что я знаю... Им нужно попасть в большую студию и обеспечить серьезный продакшн.
- Когда к вам впервые обратились с предложением написать музыку для Quake III, это выглядело как обращение к группе FLA или как к индивидуалам? Когда материал был создан, вы сразу поняли, что саундтрек звучит как музыка FLA, а не как DELERIUM?
B: Я думаю, что им понравился последний альбом FLA "Implode", и полагаю, что наша группа была лучшим выбором для этой работы, хотя они также являются фанатами DELERIUM. Изначально мы должны были сделать лишь половину саундтрека для Quake III, но создатели игры остались недовольны материалом, написанным другими музыкантами, и решили использовать все, что мы им предоставили. Поэтому нам предложили сделать музыку и для всех последующих дополнений игры.
- Вы собираетесь включить музыку из Quake III и его дополнений в какой-нибудь из релизов FLA?
B: Нам этого нельзя делать. Мы подписали эксклюзивный контракт, по которому наша музыка принадлежит им. Мы получили деньги, а они владеют всем звуковым материалом.
- А вы сами играете в видеоигры?
B: Раньше я много играл, но сегодня я лишь наблюдаю игру Chris через его плечо. Просто я очень занят.
- Как насчет музыки для Quake и Quake II - вы слышали саундтреки к этим играм?
B: Музыка к Quake была довольно хороша, она работала действительно эффективно. Думаю, что все эти мрачные тарелочки и эмбиентные звуки способствовали более глубокому погружению в игру. Однако Quake II? Слишком гитарный. Когда я действительно играю, то ничто так сильно не раздражает, как гиперскоростные техно-треки, под звуки которых вы врезаетесь в стены. То же самое в тур-автобусе: когда все играют в игры нон-стоп, то в конце концов музыку вообще выключают, потому что она слишком глупая. Когда мы делали музыку для Quake III, то стремились создать нечто, что будет звучать постоянно, но не бить при этом в лицо.
- Помимо FRONT LINE ASSEMBLY и DELERIUM, вы записывали альбомы под названиями INTERMIX, NOISE UNIT, EQUINOX. Вы еще делаете это?
B: Все это были проекты, которыми мы занимались, когда у нас было время и мы хотели делать музыку постоянно, вместо того чтобы искать нормальную работу. Однако сегодня мы очень заняты и вынуждены отправить все сайд-проекты на полку, за исключением FRONT LINE ASSEMBLY и DELERIUM.
- Кто-нибудь подходил к вам и говорил: "Нам нравится музыка, которую вы сочинили для Quake III"?
B: Да, нам даже предложили сделать музыку для другой игры. Нам собираются выделить крупный бюджет, потому что мы должны на эксклюзивной основе написать три часа музыки. Мы еще не реализовали себя в этой области лучшим образом. Я бы хотел сочинить такую музыку, которая бы воздействовала на игроков так же сильно, как видеооформление. Я надеюсь, что наступит день, когда мы сможем работать с проектировщиками игры бок о бок и создавать музыку, имея перед собой разрабатываемые уровни игры. Я знаю, что мы можем сделать это...
- Не могли бы вы поделиться с нами вашими надеждами и мечтами насчет 2001 года?
B: Мои мечты... это мир во всем мире, как бы банально это ни звучало. Сегодня имеется слишком много насилия, особенно в Европе. А также хотелось бы, чтобы DELERIUM перешел на более высокий уровень, но без выпуска еще одного ремикса "Silence". (Смеется.)

P.S. В природе существуют три версии альбома "Poem". Собственно альбом с 11-ю новыми песнями и два лимитированных издания с различными бонус-треками. Так, например, известная мне 2CD-версия содержит неплохой Deepsky-ремикс "Flowers Become Screens" с Kristy Thirks на вокалах и Airscape-микс хита "Silence". Если сравнивать последний номер с красивым и мелодичным оригиналом, впервые зазвучавшим на альбоме "Karma", то новая танцевальная техно-интерпретация видится мне как самый настоящий "тихий ужас" - этот глупый и сладкий евродэнсовый трек и рядом не стоял ни с одной другой песней из "Poem". Поэтому эйфория западной аудитории по поводу этой песни мне совершенно не понятна. Те же "Nature's Kingdom" и "Innocente" больше подходят на роль блокбастер-хитов...


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 07 за 2001 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета