Нарушевич, Леонид
«Ничего более локального, чем “Рок-коронация”. А “Перец” - это просто такой андерграунд»


27 февраля в минском клубе "4 апельсина" в рамках "Трактор-буги" состоится восьмой ежегодный андерграундный фестиваль "Синий перец". В поисках правильного определения концепции фестиваля, а также фестивального движения в Беларуси в целом (о как!) мы обратились к известному в стране, а скоро и за ее пределами (об этом см. ниже), импровизатору Леониду Нарушевичу.

- Вот и восьмой "Синий перец" на носу... И что, не лень тебе его проводить?
- Ты не представляешь, насколько лень. Но вот в этот раз получилось так, что спусковым крючком сработал Юра Горячко из КАЛИ ЮГИ. Он подошел как-то ко мне, заглянул в глаза: "А когда будет "Синий перец? - говорит. - У нас есть новый проект...". Вот после этого я как-то зачухался, заварушился, начал искать место под фестиваль (хотя сначала его не оказалось)... А потом мне позвонил Юра Решетников и сказал, что из праха восстал не так долго существовавший, на самом деле, "Трактор-буги" на тракторном заводе и предложил мне проводить "Перец" там. И тогда я начал потихоньку собирать людей.
- И кто в этот раз будет на "Перце"?
- Все будет посиделочное - такие всякие музыки.
Как только я определился с местом, мне позвонил Матвей из группы ПЛАТО, сказал: "А вот и мы хотим". Сам я захотел послушать группу ОСИ (ОКРУГ СВОБОДНОГО ИСКУССТВА - Прим. К. Н.) из Могилева, которая также будет не фестивале.
Потом будет еще Дима Лукьянчик, бывший барабанщик из ТРОИЦЫ, который на фестивале представит какой-то свой проект - не IMPEDANCE - с барабанами, какими-то песнями.
Речицкая группа АСТРАЛ, которая также заявлена на "Перце", была мне просто навязана Решетниковым: они играют такой "корневой" рок-н-ролл... Но я думаю, АСТРАЛ будет у нас просто вместо танцев: надо же как-то оторваться, тем более, что к середине концерта у народа уже и пиво где-то забурлит и им надо будет как-то пошевелиться.
Еще на фестивале будет Женя Коновалов - он прошел большую школу советско-инженерного строительства, его приборы даже на станции "Мир" летают... но Женя еще и очень хороший гитарист, он принимал участие даже в первом рок-фестивале, который состоялся в конце 60-х. Лет 15 он не играл на инструменте, теперь вот снова взялся и делает такие всякие подозрительные эксперименты, конечно, не в связи с возрастом, а просто они действительно прикольные. И он будет играть такую странную музыку.
Витя Жибуль - поэт белорусский. У него такие потешные стихи! Есть даже уже ставшее классическим произведение про Белого Глиста... Когда Женя его читает, народ просто умирает.
КНЯЗЬ МЫШКИН, кстати, будет в полном составе. Как раз Юра Павловский вернется с ТРОИЦЕЙ из загранкомандировки...
- И еще будут КУЗНЕЦ И СЕМАНЯ, КАЛИ ЮГА... Короче говоря, такой грандиозный состав участников получается.
- Да, получается очень хорошая посиделка, на самом деле. Без всяких претензий, без всяких там "мы победим!"... Боже мой, не дай опять сорваться на "рок-корону" и сказать что-нибудь не то!.. Хотя я так и не понял, ради чего этот фестиваль проводится. Он же ничего не утверждает! Нет, они вообще ничего не делают, они даже не разрушают ничего. Настолько ничего в себе не несут!
- А "Перец" - несет...
- Видимо, все, что "Перец" несет в себе, зависит от музыкантов, которые в нем участвуют. То есть сущность музыкантов определяет фестиваль, его "мнимый" характер.
- Что значит "мнимость" фестиваля?
- То есть в "Перце" принимают участие музыканты действительно неплохие, с моей точки зрения, но в силу своей инфантильности не желающие завоевывать себе какое-то место на рынке, а потому - не востребованные на нем... Хотя они живут этим - настоящей музыкой, и это здорово.
- Ты считаешь, что лишь на твоем фестивале играет НАСТОЯЩАЯ музыка?
- Нет, не то что настоящая: она по-любому настоящая - и у тех, что выступают на "Рок-коронации", и у этих, которые играют на "Перце", потому что играют-то ее живые люди, которые верят в то, что она настоящая. Другое дело, что настоящая музыка происходит в связи с тем, что у музыканта появляется потребность высказаться, и именно таким образом. Настоящая музыка испытана временем: время прошло уже какое-то, а музыканты все творят и творят - та же КАЛИ ЮГА. Как ни странно...
Вот я бы на месте продюсеров давно эту группу продал бы с потрохами в какую-нибудь Россию, и ездила бы теперь она по клубам, и работала бы... но нет у нас такого класса промоутеров, которые бы могли этим заниматься, грамотно продавать музыку. То есть в хорошем смысле продать - чтобы группа могла раскрутиться, записать качественно альбом, и не один...
- И КАЛИ ЮГА как раз сейчас над новым совместным проектом работает...
- И сколько их еще будет! И ведь ни разу ко мне еще на "Альфу", на такую попсовую радиостанцию, не пришел ни один такой деловитый человек, чтобы вот так раскрыл чемодан и сказал: вот такой и такой проект, давайте сотрудничать. Ни разу, понимаешь, такого не было! Где эти люди? Разве что Колмыков Женя: он что-то смог.
- Так займись этим сам - промоутируй группы!
- Понимаешь, вот у меня же есть свой проект музыкальный, я им и занимаюсь - этой импровизацией безумной. И это для меня, для души. Вот, например, еду 29 марта на НТВ, в "Антропологии" участвовать. Хотя, конечно, (хе-хе) НТВ к этому времени если не закроют, то отключат от Беларуси... Шутка.
- Ты, кстати, не так далек от истины.
- Да я ж в курсе всего этого. Хотя мне, конечно, все это уже до фени будет. Знаешь, сам факт того, что в Москве на НТВ восприняли эту музыку и, как ни странно, пригласили - вот что радует. Прямой эфир на 50 миллионов зрителей: концертик такой "живой" КНЯЗЯ МЫШКИНА сделать - это же с ума сойти!

- Странно, но ведь вас сложно воспринимать как группу, собирающую тысячные залы. Вам, как мне кажется, более свойственно давать локальные перфомансы. Наверное, это утверждение может касаться и всех тех групп, которые выступают на "Перце"...
- ...а вместе с тем на нем выступали очень известные группы, такие как ПАНИ ХИДА, ТРОИЦА, ЛИЦВИНЫ - это абсолютно не локальные команды. Но они в рамках такого фестиваля выглядят как что-то локальное. Все локально, на самом деле. А "Перец" - это просто такой андерграунд. Тут подача такая. Собрались группы, поиграли, кто-то услышал, кто-то даже увидел...
- Так почему бы тебе в этом году снова не пригласить кого-нибудь из известных? ТРОИЦУ, например?
- ТРОИЦА у меня была в прошлом году. А в этом я хочу просто Ваньку Кирчука раскрутить и сделать с ним концерт в каком-нибудь другом месте - хорошем, большом. Чтобы звук был. Вообще, люблю хороший, мощный аппарат, чтобы так... киловатт на пять ударить по гитаре, и чтобы все там попадали.
- ...а на "Перце" все будет тихо и ласково...
- Нет, почему. КРАМА выставляет аппарат, и поэтому там можно будет очень даже хорошо... пухнуть. Мы, кстати, в прошлом году тоже выступали на "Трактор-буги", так мы там устроили такой бедлам, и всего двумя человеками! (Хотя потом к нам присоединился еще Саша Помидоров, и все мы орали, как дурные...) Настоящий дурдом был. Так что видишь - такое дело.
- Было бы правильно назвать "Синий перец" фестивалем "неформатной музыки", или "некоммерческой", или, скажем, "молодой"?
- Ну, что касается "некоммерческой" - это однозначно. Хотя тут тоже палка о двух концах. Такую музыку можно продавать. Если КНЯЗЬ МЫШКИН не продается принципиально, ввиду некоторых причин, то есть, например, ПЛАТО или КАЛИ ЮГА, которые играют нормальную, близкую даже к городскому ро-ман-су, музыку, которую можно легко продавать. (Просто никто не хочет этим заниматься.) Я считаю, что "Перец" - это такой андерграундный фестиваль, на котором присутствует такое андерграундное состояние. И к нему все музыканты так и подходят.
- Есть мероприятия серьезные и несерьезные, клубные и нет, удачные и не очень... "Синий перец" - это какого рода фестиваль?
- Ну, то, что он никому не навредил, - это однозначно. Люди просто приходят на "Перец" и получают удовольствие, а то, чтобы народ уходил какой-нибудь прокисший или недовольный - такого никогда не было. Иногда, кстати, на фестиваль даже приходят продюсеры: так, например, ПАНИ ХИДОЙ после их выступления на четвертом нашем "Перце" заинтересовались... и клипы уже на следующий год им снимали, и на той же "Рок-коронации" группа была. ПАНИ ХИДУ заметили.
А вообще, к нам приходят и Юра Цыбин, и Толя Мартинович: они пытаются выцепить какие-то интересные группы. Хотя, если честно, я вообще не знаю, как они собираются делать шоу-бизнес в этой стране. Тут же нет ничего - нет денег, которые могли бы вкладываться в музыку. Или чтобы хотя бы под музыкантов эти деньги отмывали...
- Ну, ты сейчас научишь.
- А что "научишь"? Все уже научены! Ведь в основном все клубы в Москве держат нор-маль-ные парни такие. Самый "чистый" из них - это сын Кобзона, "Летчик Джао Да" держит... Вот так вот. Просто есть у них какие-то сверхприбыли, которые позволяют заниматься еще и такой фенькой, как музыка.
- ...Ничего не могу по этому поводу жизнеутверждающего сказать.
- И я не могу.
- Скажи мне, коли АСТРАЛ у вас для танцев, то что - под остальную музыку танцы не запланированы?
- А под остальное народ будет отсиживать себе левые и правые половинки. Потому что, да, это такая хорошая музыка для слушания, для хорошего настроения. Так что люди посидят. Потом потанцуют. Потом еще Витя Жибуль будет в перерывах выступать, поддерживать музыкантов - свои стихи читать.
- Все так достаточно импровизационно будет.
- Да. И добровольно. Никто никого в шею не гонит. Все сами по-хорошему навязывались. Я, знаешь, смотрю иногда на себя и думаю: ну и куда ты? Старый ко-зел, уже и некрасивый, и на сцену-то выходить противно. А они говорят мне - давай поиграем! И че? Ты выходишь, и играешь, и получаешь массу впечатлений, приятных моментов. Я думаю, на фестивале мы и на видео поснимаем.
- И покажете в "Антропологии" опять же!
- Да, мы все продаем с потрохами! Чего там. "Антропологию" Диброву дома будем показывать... "А помнишь, Дима, была у тебя такая программа?" Но я надеюсь, что я туда съезжу. Еще я надеюсь, что мы все же доедем до Питера: у меня была мечта на Курехинском фестивале поиграть - это крупный международный фестиваль, - и я думаю, что она все же осуществится. Нас пригласили в нем участвовать, и там будут такие группы, пластинки которых мы покупаем за большие деньги... Видишь, там просто нормальный подход: организаторы просят выслать свои фонограммы, и если запись им нравится - они приглашают группу. Если бы так было на "Рок-коронации", знаешь, какой фестиваль был бы классный! У них же есть самое главное - у них есть БАБКИ, они могут снять большой зал, взять хороший аппарат, а они вместе с тем все это портят, они просто под корень всю идею пускают. Они же представления не имеют о том, что в республике происходит в музыкальном плане.
- А если бы у тебя были бы деньги, ты бы перевел "Синий перец" на другой формат, ну, там, большой зал, много звука?
- Да это же здорово! Представь - не маленький такой кабачок, а пространство - это же чудесно, на самом деле. Знаешь, как музыкантам здорово играть в большом зале, а не в маленьком прокуренном кабачке! Это совсем другое...
- Как ты думаешь, команды, которые участвуют в "Перце", могут собрать большие залы?
- Видишь ли... на том же фестивале "Блюз жыве у Мiнску" пускай не полностью, пускай на 80 процентов, но зал всегда заполняется. Главное, чтобы такие составы выступали, как КАЛИ ЮГА, например. А если еще подбросить дровишек, чтобы смысл во всем этом был, тогда можно вообще наполнить любой зал... Жаль только, что в Минске хороших залов нет: вот построили этот курятник (Леня говорит о Дворце Республики. - Прим. К. Н.) - там что в одном, что во втором зале звук ужасный, хорошо слышны только аплодисменты: так проектировался Дворец, чтобы даже при жидких аплодисментах звучали бурные... перерастающие в овации. Хорошие же динамики висят, а звучит такое (хе-хе)... я вот туда два раза на ТРОИЦУ сходил, говорю: "Ванька, как вы отстраивали звук?!". А потом понял, что дело-то не в них, а в акустических свойствах зала, то есть там все неправильно, его когда строили, вообще не думали об акустике. Все странно там, на самом деле: начиная от фойе, где все такое страшное, мертвое - крематорий! Там поставить такие небольшие заслонки - чтобы оттуда пламя вырывалось...
-!!
- Нет, потому что это действительно жуткое место... А все эти ДКашки, они ведь тоже строились непонятно по какому проекту.
- Тогда, может, это и хорошо, что ты в клубе все свое действо проводишь...
- Да! А Клаус (звукорежиссер. - Прим. К. Н.) когда трезвый - вообще все нормально, то есть это потом он уже так ре-аль-но сдает, это самое... (пауза) но я думаю, что в этот раз все будет нормально. Потому что это действительно хорошее место. Ведь все наши клубы сейчас - это... Скажем, тот же "А-клуб" - это же просто неприличное заведение. Нечисто там. То есть там можно просто танцевать: пришли такие и - о-ба - дубаситься, колбаситься! А просто послушать музыку - там же это невозможно.
- По стеночкам рассядешься...
- ...а там все грязно. Какие-то колонки стоят на кирпичах, динамики какие-то поклеенные... я вообще не понимаю этого: давно уже перестал понимать, как можно называть подобное место "клубом". Ведь еще в прошлом году у нас там был концерт - пришли к нам нормальные люди, Женя Долгих, Аня Аладова (шеф-редактор и журналист журнала "Джаз-квадрат". - Прим. К. Н.), мы хотели стульчики взять, а директор клуба говорит - тут стульчики нельзя ставить, потому что здесь ТАНЦПОЛ. Мы говорим - какой танцпол? Пришли музыканты просто поиграть - тут не будет танцев, будет такая просто посиделка... Но нам так и не разрешили там поставить стулья. А рь-я-з так - мы встали и ушли. Вот. И там была просто вечеринка под магнитофон для кого-то... потому что ведь зрители тоже ушли. Не знаю, было это все очень несимпатично. Ведь нельзя так по-скотски относиться... И потом, опять-таки, грязь вокруг, какие-то бумажки висят. Они бы хоть этот чернозем с пола убрали...
- Кстати, а ты не собираешься как-то специально под акцию зал украшать?
- Я в прошлом году жену на рынок отправил купить перцев... Они откуда-то привозят НАСТОЯЩИЕ синие перцы. Жена купила, и я их давал музыкантам есть прямо на сцене. Они угощались во время выступления - это же отличный закусон. А в этом году не знаю...
- Ну, хотя бы сделаешь перцы из папье-маше.
- Нет, лучше живые. Они так пахнут! Ха-ха. Нет, ну, наверное, и в этом году мы что-нибудь придумаем.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 06 за 2001 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета