Bez Bileta без билета домой
Складывается впечатление, что минская группа БЕЗ БИЛЕТА намеренно назвалась таким образом, чтобы умудряться попадать всюду, пересекать огромные расстояния и прорываться сквозь всю Европу совершенно бешеными способами. Виталик Артист в период своего бытия в городе чудес - Амстердаме - так уверовал в свою духовную "безбилетность", что без того самого билета добрался домой. "У меня была волшебная бумажка в 20 долларов, - говорил он. - Я показывал ее в поездах, они все думали, что у меня есть деньги, и разрешали мне ехать". Будучи все же повыкидыванным из множества поездов, он добрался до Мюнхена, где ему пришло в голову, что тамошние организаторы фестиваля должны ему какие-то деньги (после Голландии и не такое привидится). Он нашел организаторов и, не зная немецкого, начал что-то им объяснять. В этот же день барабанщик группы Женя получил и-мэйл из Германии следующего содержания: "Переведи как-нибудь, пожалуйста, своему другу, что все, что мы можем для него сделать, - это покормить. Еще мы можем позволить ему у нас переночевать"...
Недавно группу наконец-то признали и на родине, презентовав на "Коронации" "корону" как открытию года. На церемонии ББ демонстративно учинили альтернативное "открытие", замечательно откупорив банку огурцов перед микрофоном. Учитывая факт выхода дебютного альбома группы, было бы непростительным пробелом не пообщаться с ними. (В данном случае объектами общения были Женя и Виталик.)
- Расскажите для тех, кто еще не в курсе, про людей, которые играют в группе.
В: В группе играют классные ребята. Ксюша Минченко на скрипке и много еще на чем, на басу - Олег Русак, на соло-гитаре - знаменитый в своих кругах художник-экспрессионист Сергей Бакавец. Дима Коршакевич - выдумщик и скандалист. Женя Войткевич "Немец" - на барабанах...
- ... почему "Немец"?
Ж: Родился и вырос в Германии, знал немецкий язык так, что не отличить от оригинала, но сейчас почему-то почти все забыл, а название осталось. Еще я очень точно прихожу на репетиции, у меня такая пунктуальность немецкая.
- Каким получился альбом?
В: Альбом называется "На небо". Мы его осенью записали, очень быстро, на одной из минских студий. Там песни в разных совсем стилях - и какой-то там рэпкор белорусский, и фолк, и панк-фолк, брит-поп - не стесняясь, делали аранжировки в разных стилях, просто чтобы сделать песни интересными. Это был главный критерий. В то время, когда мы его писали, мы не задумывались о такой штуке, что эти песни нужно подстраивать под особенности какого-то шоу-бизнеса. С нами не работали в этот момент никакие продюсеры, которые могли что-то подсказать, чтобы альбом был более коммерческим или покупаемым. Поэтому альбом получился очень классным и настоящим. Мы сами им очень довольны. Вот вчера Женя принес пластинку эту (это о музыке, на фоне которой все и происходит. - От авт.) - ZDOB SI ZDUB, так они начали писать этот альбом за три месяца до того, когда мы первый раз выступали в "Золаке" три года назад, представляешь?
Ж. Хорошо, что альбом выйдет в момент подходящий, потому что какая-то категория людей узнает о нашем существовании после "Рок-коронации"...
- По горячим следам...
Ж: Ну да, альбом должен усилить впечатление.
В: Никаких новых музыкантов мы не приглашали. Разве что Настя Киселева принимала участие в написании песни "Под елкой". А так мы сами на всем сыграли. Там куча всяких инструментов, всякие бразильские штучки, дудки из чарота, флейты, колокольчики-звоночки... короче, интересное будет звучание. Вообще, в альбоме много хитов. Как русскоязычных, так и белорусскоязычных.
- А почему альбом называется "На небо"? У многих, кажется, групп, альбомы так называются. У ТОЧКИ РОСЫ вроде такое же было...
В: Он такой... потому что мы его назвали так.
Ж: Расстраиваться по поводу совпадения названий не стоит. Я не расстроюсь даже, если узнаю, что есть еще одна группа ББ.
В: Альбом просто получился таким легким, воздушным. Когда его слушаешь, появляется ощущение полета. Лучше названия не придумаешь.
- Вы собираетесь устраивать какой-то дополнительный промоушн, клипы?
В: Да, будут два клипа, на песню "Сало" мультяшный клип рисуется сейчас. Планируется еще и обычный клип "Мая краiна Беларусь".
- Вы рассчитываете как-то заработать на этом альбоме в финансовом плане? Вроде бы это нереально - выпустить в Беларуси альбом, чтобы от него была какая-либо конкретная прибыль...
В: Если по-честному, то какую-то баснословную прибыль - это нереально. Видимо. Но мы последнее время много стали понимать, кто мы такие и где находимся. И более-менее оцениваем свой уровень. Если посмотреть, где мы играли - по каким-то подвалам, на плохом звуке, бесплатно... как будто нам счастье там было выступить... Так, что-то я отклонился от темы...
Ж: Ты про прибыль!
В: На прибыль мы даже не надеемся. Безусловно, "БМА" делает кассеты, вот у них какая-то прибыль быть должна, это точно. Нет, пока главное - донести наши песни до людей, чтобы они могли прийти домой и послушать.
Ж: Мы выходим уже на новый уровень, когда уже не хочется играть бесплатно. Раньше было счастьем сыграть любой концерт, где угодно. А недавно, например, "БМА" приглашали нас ехать в Кишинев, играть концерт. Предлагали оплатить дорогу, но денег не предлагали. А мы как раз до этого приехали из Польши с анархического фестиваля, где нам организаторы обещали дать деньги, но не дали, и с горем пополам оплатили дорогу. И от Кишинева мы отказались. И за правило мы возьмем - бесплатно не играть... Конечно, исключения быть должны.
В: Нет, в Кишинев мы, безусловно, поедем. У нас далеко идущие планы. Мы не хотим повторять чей-то путь, хотим играть много концертов, жить нормальной музыкальной жизнью. После этой мифической "Коронации" постоянно звонят, предлагают сыграть бесплатно. Но мы уже не хотим играть в "солянках" и на плохом звуке. Если мы будем играть, то это будет только классный концерт. Нам уже как бы по 23 года, и мы не собираемся здесь долго задерживаться. Лучше мы или вообще не будем играть, или будем играть классно.
- А как же концерты в поддержку альбома, презентация?
В: Если презентация будет, то в хорошем зале. Я бы не постеснялся даже в к/з "Минск" поиграть, потому что когда альбом выйдет, все нас, думаю, полюбят и придут на наш концерт. А если не получится, будем просто репетировать новые песни и стараться выбраться отсюда.
Ж: Мы даже с большей охотой съездим в провинцию, если там нам гарантируют хороший звук, хорошую аппаратуру.
В: В рамках нашего нестабильного государства просто нельзя найти, к чему стремиться. И, естественно, нельзя ставить перед собой цели каких-то денег заработать, потому что знаем, что их не будет. Поэтому пока наша цель - чтобы люди альбом послушали. Вообще, я бы всех музыкантов призвал задуматься - зачем им бесплатно играть.
- А на лето у вас какие планы? В Италию поедете опять?
В: Нас много куда зовут, но неизвестно, куда поедем. Надеемся, что все лето будем ездить по разным фестивалям. Возможно, поедем в Англию, Данию, туда, где есть контакты и друзья... Будем много где играть, чтобы заработать денег на музыке и, опять же, вложить их в себя. Если получится на российский рынок пробиться, то мы с радостью это сделаем - почему нет?
Ж: Главное - все делать вовремя, не терять времени.
В: Да не в этом дело, если играть такой музон, как мы, везде пробьемся. Вот только наш белорусский уровень - мы шляемся по всяким "Басовищам" непонятным...
- Почему "непонятным"? На общем фоне "Басовище" как раз таки очень ничего, прилично смотрелось...
В: Ну да... Но я бы все равно пару теплых слов сказал. Звук был нормальный. А по поводу того, как все было организовано, в плане приема и дороги - все было очень колхозно. Если организаторы в курсе всего, что у них происходит, то это вообще голимая липа и реальный белорусский колхоз...
То же самое об этой "Рок-коронации". Если честно, нам было приятно поиграть в "солянке" такого уровня, с такими музыкантами, как "ляписы". Но организация - после выступления нас не хотели выпускать в зал посмотреть.
Ж: Нам приходилось обходными путями, как крысам, пробираться, получать какие-то кучи справок.
В: Призы нас на этой "Коронации" вообще не интересовали. Просто поиграть было приятно с хорошими людьми и на нормальном звуке, и для большой аудитории. Приятно, что нас типа официально признали и подарили нам диплом, на принтере распечатанный.
Ж: И заламинированный на Главпочтамте.
В: (душевно) И приятно, честно, было получить эту обшарпанную стекляшку, которую они как будто украли у какой-то бабки из деревни, у которой она в серванте стояла. У бабули из хутора забрали стекляшку и нам дали.
- А она хоть на корону похожа? А то я вблизи ее не видела.
В: Я не знаю, я вертел в руках все, и семечки я в нее сорил... Непонятно. А про корону я понял - это была не "Коронация", это был какой-то очередной концерт - и все.
- И призов не было, в отличие от прошлого раза. Получается, вы единственные получили самый весомый приз.
Ж: Приятно, что ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ подарили нам гитару и решили тем самым исправить ситуацию со спонсорами.
В: Часто получается, что нам добрые люди помогают. Последнее время у нас как раз была такая проблема - не было гитары, и вдруг нашлись добрые люди, которые дарят нам гитару. Короче, мир не без добрых людей.
Вот я надеюсь, что мы станем такими же классными пацанами, как ЛЯПИС. Нормальными просто людьми. Потому что очень хочется сохраниться нормальными и не впасть в местный маразм.
- Примеры людей, впавших в местный маразм...
В: Нет, мы тут без имен.
Ж: Это мы Климову оставим - пускай он приводит примеры плохих людей, а мы будет говорить про хороших.
...И еще, со зрителями. Со стороны организаторов было большой ошибкой вписывать нас в афишу, потому что глядя на наше название, многие могли подумать, что вход бесплатный... Многие пришли, не захватив с собой денег, и вынуждены были убраться восвояси.
В: У нас было потом пару пригласительных, мы вышли на улицу и отдали их первым попавшимся людям... А насчет корон - мы уже поучаствовали, у нас другие цели. Найдется много людей, которые будут делить здесь какие-то несуществующие вещи. Делить мифическую популярность и виртуальную известность, какие-то стекляшки - пусть делят, мы в этом разделе участвовать больше не хотим. Мы направим свои силы, чтобы продвинуть свою музыку за пределами Беларуси.
Ж: Нет, если нас позовут, поиграем в какой угодно номинации. Но ставить это как цель - это не та цель. Вообще нас можно приглашать на концерты, можешь указать пейджер... (В эту секунду начинает пронзительно орать пейджер, номер которого я и указываю - (017) 211-85-85, аб. 4771. На пейджер приходит очередное, неизвестно какое по счету, поздравление по поводу "Коронации". - От авт.)
- Чье влияние на вас все-таки ощущается последнее время?
В: В последнее время мы очень целенаправленно слушаем много музыки - 20-30 дисков в месяц. Чтобы ориентироваться.
Ж: А мне кажется, это прерогатива журналистов - сравнивать. Вот написала "Наша Нiва", что они услышали на концерте смесь GIPSY KINGS, ВОПЛI ВIДОПЛЯСОВА и АУКЦЫОНА - пожалуйста, это же классные команды.
В: Эй, давай лучше расскажем прикол про голландский фестиваль! Ты только конкретно расскажи, без лишних слов.
Ж: Так под что это подвести?
- А я потом вопрос под это придумаю...
Ж: Как-то послали мы на фестиваль один - мы много куда посылаем нашей музыки - по электронной почте письмо, мол, здравствуйте, мы хотим участвовать в вашем фестивале... И подписались - BEZ BILETA. А ответ пришел - мол, мы не можем вам предоставить места, все места в этом году заняты. Но это не важно, самое главное, что они написали вначале обращение: "Дорогой Без!". Они подумали, что это парень такой...
В: ...Дарагой Бэз! В этом году нет - в следующем мы вас ждем!..
Ж: Мы собираемся это использовать в своем творчестве.
- А начинали вы с такой же музыки, которую сейчас играете?
В: Первой песней, которую мы сделали, была "Под елкой".
Ж: Нет, изменилось многое - отношение, стиль работы.
В: Мы поездили, многое поняли. Вырос уровень музыкантов, мы поняли, в чем заключается профессионализм, и поэтому мы сейчас будем работать просто жутко, чтобы быть достойными музыкантами. Сейчас мы исчезнем, не будем давать интервью, уйдем с головой в работу, чтобы как можно стремительнее продвигаться дальше, чтобы продвинуть нашу музыку и представить Беларусь в разных других местах. Хотелось бы изменить представление о Беларуси, и мы постараемся не словом, а делом о себе заявлять.
- Само ваше поведение на сцене - там больше спонтанного или вы продумываете какие-то сценарии?
В: Если честно, мы от чистого сердца работаем. Лучше быть настоящими, не обманывать людей своей музыкой. И это работает.
Ж: Какие-то идеи мы готовим, чтобы музыка была интересна слушателям, но моменты импровизации всегда присутствуют.
В: Мы все же хотим влиться в систему шоу-бизнеса. Мы понимаем, что это очень быстрый поезд и какую скорость нужно набрать, чтобы в него вскочить. И не хотим быть просто какой-то пленной группой, где музыканты стоят и просто какие-то звуки достают из гитар. Мы хотим, чтобы это была классная музыка, чтобы она в первую очередь нравилась людям и нравилась нам, и чтобы это было еще и классное шоу.
- Как по-вашему, какая основная проблема у белорусских музыкантов?
В: Как правило, они создают о себе удручающее впечатление, все озабочены чувством собственной гениальности, собственной популярности... это заканчивается тем, что человек превращается в неудачника, его терзают мысли, мол, я такой гениальный, но меня не признали.
Хочется, чтобы музыканты как-то пробудились и наконец-то подумали - для кого они делают свою музыку, именно для кого? То ли для себя, то ли для троих каких-то друзей своих, или они хотят это делать для многих людей. И чтобы они задумались над тем, как они это делают. Основная черта белорусская, которая меня убивает просто, - это мелочность. То, что они что-то делят между собой, какие-то несуществующие вещи. Я надеюсь, что не все так страшно, что вырастет новое поколение и будут классные команды, настоящие группы.
- Да, сейчас белорусская музыка какая-то... печальная, что ли? Вы, по крайней мере, такую светлую музыку делаете, оптимистическую...
Ж: Да нет, не то чтобы у нас все такими смурными были. Бывает же и что-то веселое. Вот мы на "Вольных танцах" играли, уже собирались уходить, на сцене выступала группа ПОСТСКРИПТУМ. Тут мы обнаружили, что нету детали гардероба нашего гитариста Сережи. Она на сцене лежала. Не хотелось ждать до конца, и я вызвался ее забрать. Пошел на сцену прямо между песнями, схватил какой-то свитер и пошел назад. Пробираюсь сквозь толпу - тут меня кто-то тормошит сзади, бьет по голове, по спине, пинает, поворачиваюсь - а это клавишник ПОСТСКРИПТУМ: он бросил играть, побежал за мной - оказалось, что я его свитер взял, и он тянет меня куда-то в милицию сдавать. Я объяснял, что случайно взял, а он не хотел слушать. Только вмешательство остальных членов группы позволило избежать такого казуса.
В: Одним словом, мы будем дарить людям счастье и надежду, потому что надо людей вытягивать из этого депрессивного состояния, в котором все находятся, а то все реально какие-то зомбированные. Пора сменить программу, сменить пластинку и приводить свои мысли в действие. И мы готовы помочь всем: словом, делом, советом. Если кому нужна наша помощь.
- У вас, наверное, уже и фэнов есть определенный контингент...
В: Да, у нас такие классные фэны! И все, главное, хотят нам чем-то помочь! Когда играли в "Апельсинах", они какие-то нам приносили фрукты, яблоки, груши. У нас классные фэны - спасибо им, что они такие. Своей музыкой мы хотим воспитать умных, хороших людей, которые смогут многого достичь в жизни, и чтобы наша музыка дала им веру в свои силы...
- Вам уже есть что советовать начинающим группам?
Ж: Мы советуем группам не стесняться, пробивать себе дорогу, ездить на фестивали - это доступно каждому. Главное - играть нормальную музыку и иметь желание. И совет музыкантам, которые едут на фестивали без билета, как и мы: главное, когда вы оказываетесь в большом городе, - выбраться на трассу. А дальше вас понесет потоком позитивной энергии...
В: И серьезно относиться к своему делу. Отдавать ему все, чтобы ради этого дела можно было жертвовать любым. Если тебе это надо по-настоящему, у тебя получится все.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 06 за 2001 год в рубрике музыкальная газета