Anathema Is…
.. a fragile dream,
... an inequity of fate,
... a silent enigma,
... just a moment in life,
... a genial twist of the knife,
... a dying wish...
Способен ли кто сказать о музыке этого чудесного коллектива лучше, нежели они сами? Обрывки снов, осколки зеркал, лезвия чувств... когда на листе Бытия стираются границы повседневности и божественная рука художника начинает чертить неизведанно-новые, далекие, до боли незнакомые, но при этом дивно завораживающие формы... Во имя Вечности, под знаком волшебства... Иллюзии, мечты, миражи, едва заметные, неуловимые для грубых прикосновений движения человеческой души — вот материал, из которого на ваших глазах создается хрупкий и безнадежный мир, готовый погибнуть, как только замрут звуки прекрасной и... мучительной музыки. Имя этому миру — ANATHEMA. Кто хоть раз попадал в его чары, конечно, знает: иначе, чем в одиночестве, туда не войти, это как смерть, с которой встречаешься лишь один на один, однако в то же время есть и земная инкарнация неземного замысла... с которой, наверное, стоит познакомиться поближе. Понять, постичь...? Нет, не претендуя на это. Просто приблизиться...
Глава первая. Начало пути
Возвращаясь к истокам, мы оказываемся не иначе как в прославленном городе Ливерпуле. 1990 год. Три брата, Дэниэл, Винсент и Джеми Кавана, обслушавшись хэви-метала прошедшего тысячелетия, этаким семейным подрядом решают основать собственную команду. Взявшись соответственно за две гитары и бас, пригласив Дэррена Уайта на вокал и Джона Дугласа на барабаны, они называют себя PAGAN ANGEL и принимаются за дело... История умалчивает о подробностях, которые украшали сие знаменательное вступление на тропу тяжелой музыки, однако специально для любопытных охотников за раритетами сохранилась демо-лента тех времен под названием “An Illiad Of Woes”. Чем был примечателен запечатленный на ней массивный, утяжеленный, но при этом довольно-таки стандартный хэви-метал (кроме того, что стартовала будущая легенда), на данный момент, конечно, сказать сложно... наверное, только песней ”All Faith Is Lost”. Тем не менее, группой заинтересовались — пусть пока только в локальном масштабе — и, представьте себе, вскоре даже допустили к должности разогрева таких уже набравших порядочный вес коллективов, как PARADISE LOST и BOLT THROWER. Хотя нет... (сорри за форсирование событий!) до того произошло еще кое-что: сразу после выхода демки название команды было изменено на ANATHEMA — то ли потому, что некий “Языческий Ангел” уже успел пролететь над грешной землей, то ли из-за неиссякающего интереса начинающих металлеров к проблемам религиозного характера. Думаю, рассказывать о том, что означает данное понятие, особо не надо...
Вместо этого пускаемся в дебри дискографии: в рубрике “релизы” за промежуток 1991-1993 гг. оных числится аж четыре штуки, однако, присмотревшись повнимательнее, замечаешь, что хитрые англичане под видом “нового”, не уставая и не стесняясь, выпускали, по сути, одни и те же песни. Демо “All Faith Is Lost”, миньон “They Die”, ЕР “The Crestfallen”, альбом “Serenades” — это, по большому счету, один и тот же материал, просто в разных пропорциях кочующий из пластинки в пластинку. Таким образом, для того, чтобы получить более-менее толковое представление об АНАФЕМЕ периода расцвета, достаточно послушать их “Серенады”. (Прежде, чем мы пустимся в более детальное рассмотрение оных, еще три любопытных факта: во-первых, в группе появился новый басист, Дункан Паттерсон; во-вторых, они подписали четырехальбомный контракт с Peaceville Records; и, в-третьих, после своего “Удрученного” ребята поехали в турне с... не поверите — CANNIBAL CORPSE!)
Serenades
Бесспорно, один из величественнейших альбомов в истории дум-метала... Таинства Красоты, таинства Печали, таинства Смерти поочередно разворачиваются перед заДУМчивым взглядом наблюдателя. Начинаясь с тяжелого, мрачного и полного агонии гимна ушедшей любви "Lovelorn Rhapsody", саунд группы плавно трансформируется в чарующую "J'ai Fait Une Promesse", с акустикой и сиреноподобным голосом Рут Уилсон... затем — "They (Will Always) Die", новая волна агрессии, переливающаяся многогранностью риффов и волшебными эмбиент-симфоническими клавишами в конце. "Please ease my burden, please ease my pain"… "Sleepless", главный хит альбома, настоящая классика "анафемного" наследия... За ним -депрессивная романтика "Sleep In Sanity", "Scars Of The Old Stream"... б-р-р... как ни напрягайся, не поддаются описанию эти вещи, холодное препарирование критики бессильно супротив тонкой магии неземных звуков...
Немного странноватой, хотя и соответствующей общей атмосфере диска, пожалуй, выглядит длинная (более 23 минут) клавишная тема "Dreaming: The Romance" — на "Серенадах" она словно гость из другого измерения, причем (что кажется совсем уж удивительным!) изначально эта композиция предполагалась для тяжелого, пропитанного дэз-металлическим духом ЕР "The Crestfallen".
Красивый, мощно-величественный финал: нежная "Everwake" и эпическая, великолепнейшая "The Crestfallen"…После прослушивания альбома хочется только одного: нажать на клавишу "Repeat"…
Глава вторая. Мы — это Библия!
“Серенады” заслуженно получили теплые отзывы в прессе, стартовали сразу в нескольких чартах, а сама группа, прекрасным дебютным рывком взлетевшая на вершину тогдашнего английского метал-Олимпа, отправилась в большой тур с AT THE GATES и MY DYING BRIDE. Едва успев вернуться, ребята снова заспешили в студию... Результатом сего благородного порыва стала семидюймовка “We Are The Bible", включившая в себя две песни, ”Nailed To The Cross/666” и “Eternal Rise Of The Sun”. (Вас, наверное, несколько смутило название первой: несмотря на свое полубласфемическое имя, АНАФЕМА до сих пор сильно на рожон не лезли и острых углов по возможности избегали... неужели же сейчас??? С такими успехами можно и с MTV вылететь... Однако, читая текст, успокаиваешься:
“ Ваши души прибиты к кресту;
Кровь все еще вытекает из ран —
Однако со временем они заживут
Оставив только шрамы воспоминаний”.
Вот и все. Некоторых, правда, немного возмущали массовые скандирования “666!”, “666!” во время концертов, но это уже так, мелочи.)
Что еще примечательно в отношении данного сингла, так это, во-первых, лимитированность издания оного (1000 пурпурных дисков) и, во-вторых, почти-невозможность его приобретения простыми смертными: “We Are The Bible” распространялся исключительно среди членов “Peaceville Collectors Club” и — в минимальных количествах — через официальный фан-клуб ANATHEMA. Так что если вам не довелось принимать участия ни в первом, ни во втором — сорри! Единственное утешение — только то, что “Nailed To The Cross/666” в качестве бонуса вошел и в последующий релиз группы, мини-альбом 1995 года “Pentecost III”.
Что тут сказать... При всей своей оригинальности, кого-то он, безусловно, насторожил: ANATHEMA явно собирались удариться в экспериментаторство (а это, как показывает практика, не всегда хорошо заканчивается!), и их фирменный массированно-мрачно-агрессивный саунд заметно разбавила гитарная психоделичность, какая-то не совсем понятная, сумбурная атмосферика... М-да... Осталось, пожалуй, только дождаться разрекламированного полноформатника “Rise Pantheon Dreams” и посмотреть, во что это все выльется дальше.
Однако дождаться не могли довольно долго, альбом этот выходить не спешил: во время работы над оным внезапно (ну, то есть, после пяти лет совместного музицирования) оказалось, что вокалист не умеет петь! Во всяком случае, басист группы Дункан в своем официальном объяснении изгнания Дэррена выдвинул именно эту причину. Ладно... с того самого момента вокалировать стал гитарист Винсент, а Дэррен между делом основал собственную группу, получившую название BLOOD DIVINE. (Лица в которой были все знакомые: братья Райаны, Пол и Бен, Пол Аллендер... не иначе как знаменитые “крэйдловские” вампиры!)
Затем долгожданный альбом все-таки появился, пускай и годом позже. “The Silent Enigma”, “молчаливая тайна”, стала новой вехой на пути развития группы. Перед тем, как в нее погрузиться, еще несколько цитат.
Дэнни Кавана: “Прежде, чем я скажу, что произошло с нашим бывшим вокалистом, замечу, что это был очень правильный ход. Он ни в коем случае не ошибка... это даже, можно сказать, было единственным условием продолжения нормального существования группы — если б не уход Дэррена, мы б, наверное, просто-напросто развалились. Сейчас намного лучше...
То, что переживала ANATHEMA в последнее время, было одним огромным противостоянием, противоборством взглядов относительно лирики, относительно вокала, относительно всего остального... Дэррен воспринимал группу совершенно отлично от всех остальных, относился к своему делу не так, как надо, и дальше так продолжаться не могло — срочно надо было что-то менять. Мы дали Дэррену десять дней на то, чтобы записать войс для нескольких песен нового альбома, но когда послушали результат его усилий... это было просто ужасно! Поэтому пришлось его выгонять...
Добавить к вышесказанному могу только одно: Винсент замечательно поет, его голос — это как раз то, что нам надо. Он даже умеет петь по нотам! Да и в плане лирики тоже... на новых альбомах не будет всяких “mountains”, “valleys” и “gods” — все станет гораздо реалистичнее”.
The Silent EnigmaРезультаты внутригруппных перемен, естественно, стали самой актуальной темой для обсуждения: что-то будет дальше? И как Винсент “потянет” новую роль?
Особых обломов не произошло... впрочем, как ни странно, и сюрпризов тоже: несмотря на действительно неплохие вокальные данные, проявить себя в полной мере Винсент так и не сумел, поскольку большая часть песен оказалась все-таки записана Уайтом, а лишних денег на студийное время ни у кого не было. Так что, дабы не нарушать целостности альбома, пришлось как-то подстраиваться.
Музыка же, как то и предполагалось, претерпела ряд существенных изменений: погружаясь в “загадочные” глубины, сейчас четко понимаешь: это и был поворот... Большинство критиков, несмотря на традиционно высокие баллы, не без сарказма окрестили новое творение ANATHEMA “помесью BLACK SABBATH и PINK FLOYD с ласковой Ребеккой Уилсон на бэк-вокале”. В общем говоря, так оно и получилось, однако... Однако запихивать талантливейший релиз в грубые полуплагиаторские рамки значит обломать крылышки зарождающемуся божеству... Очень красивый альбом, полный таинственности и восхитительно-сумрачных пейзажей, подобно путешествию по ту сторону Леты, сквозь поля, покрытые белыми асфоделями...
Что из песен отметить особенно? Наверное, мечтательные “Shroud Of Frost”, “The Silent Enigma", сказочную “A Dying Wish”... а, в принципе, и все девять!
Глава третья. Вечность. Eternity
Время, казалось, ускорило свой ход, события и обстановка сменялись с яркостью калейдоскопа: турне, интервью, презентации, сьемки, концерты, концерты, концерты. Пик творческой активности обновленной ANATHEMA. Едва успев расквитаться со всеми обязанностями по рекламе “Загадки”, группа снова зависает в студии. Записывается песня “Read Between The Lies” для “слэйеровского” трибьюта, готовится к старту новый материал...
“Это чистой воды шок!” — услышав очередной “анафемный” полноформатник, скажут немного позже озадаченные фэны. Нет, не потому, что плохо, — потому, что... снова гениально! Но по-своему... Проще, конечно, было бы думать, что “Eternity” записала какая-то другая группа (PINK FLOYD, например!): мы бы вознесли их до небес, мы бы засыпали их путь прозрачными ненюфарами, мы бы... да за такой релиз записали бы их в самые почетные ряды героев арт-рока, оставив группе под названием ANATHEMA более привычные doom-метал-лавры! Вот что думалось после выхода “Вечности”... Однако делать нечего, оставалось только переварить новость: ANATHEMA теперь ТАКАЯ, хотите вы того или нет.
Снова Дэнни: “Это небольшая трансформация, естественный прогресс команды. Хорошая музыка. Настоящая”.
”Каждая нормальная группа стремится к тому, чтобы не останавливаться в своем развитии, постоянно искать что-то новое, неизведанное, неиспробованное. Не все, конечно, делают это так радикально и неожиданно, как мы, но... Я очень доволен новым альбомом. Это точно самое что ни на есть лучшее в нашей дискографии — высоты, которые раньше казались недоступными...”
“Я не считаю, что мы стали более “легкими” или менее “металлическими”, просто больший акцент теперь делается на мелодию.”
Эклектика самых тяжелых эмоций, чувство трагедии, нагнетаемое каждой нотой, каждым вздохом клавиш, каждым стоном гитары... Концептуальный, тщательно продуманный, до боли выверенный альбом — как разобранная по кусочкам душа, как складывающийся из расколотых льдинок шедевр по имени “Вечность”. Альбом-антология депрессии, альбом не для любого состояния, альбом под настроение... Гибкий голос Винсента оказался идеален в своей способности передавать тончайшие, самые невесомые оттенки... (Инструментал, “Sentient”, правда, тоже выше всяких похвал!). Удачно подобранные сэмплы, обилие спецэффектов, великолепная реализация довершили дело... альбом получился на все сто...
Глава четвертая. Альтернативы?После неоднозначного успеха "Eternity" становилось даже страшновато: куда пойдет группа? Какой путь выберет? “Анафемовцы” в ответ только интриговали: “Этого мы сами не знаем. Как подскажет сердце, как получится. Мы не властны над музыкой: она рождается сама, сама выбирает, куда ей двигаться. Возможно, наш следующий альбом станет возвращением к экстремальным корням, возможно, нет... здесь сложно зарекаться”.
Одной из первых новостей от ANATHEMA стало известие об уходе Джона Дугласа. Он покинул группу по собственному желанию, объяснив это своим несоответствием требованиям команды. А может, просто устал... Новым барабанщиком явился Шон Стилз из группы SOLSTICE, и уже с его участием началась усиленная работа над новым альбомом. Слухи ходили самые разнообразные, достоверностью, прямо скажем, не радуя. Где-то ближе к середине 1997 года стало известно, что следующий лонгплей намерен именоваться “Wounded”.
Alternative 4
Год под номером 1998. Заявленного "Wounded", судя по всему, так и не вышло, зато прилавки музыкальных магазинов высветили кое-что другое: новый альбом ANATHEMA со странновато-подозрительным названием "Альтернатива 4". Да-а... не без тяжелых мыслей запихивался в проигрыватель этот расплывчато оформленный диск... Что там на сей раз?
Впечатление первое: космически мудрая Умиротворенность, всеобъемлющий, всепоглощающий Свет, Печаль... такая же светлая, подобно слезе Наблюдателя, загрустившего над людским бессилием и убожеством... полная прострация... Прозрачный, чистый звук, слегка взвинченный дистортированными гитарами и пронизанный трагическим голосом Винсента. (М-да, парень явно успел взять пару уроков пения - по этому поводу претензий почти никаких.)
Жестковатая агрессия, еще кое-как мелькавшая на "Eternity", в этот раз точно сошла на нет, и тяжелые гитары остались, кажется, лишь для того, чтобы оттенить общее психоделично-задумчивое настроение диска.
Впечатление второе, как постскриптум к первому: группа, судя по всему, "нашлась", определилась со своим дальнейшим развитием как единственной альтернативой, и пути назад, к брутальным думовым замесам, нет. Жаль? Ну, не знаю... В таком виде они не менее прекрасны...
Piano-инструменталочка-интро "Shroud Of False", плавно переходящая в одну из самых заводных и мелодичных песен ANATHEMA, чем-то напоминающую "парадайзлостовские" изыскания "Fragile Dreams". Далее - почти танцевальный хит "Empty", посередине ломающийся серьезным пиянинным соло... Дункан вспоминает: "Эта песня родилась в одно дурацкое утро, когда я сидел и тупо страдал за компьютером, пытаясь разобраться в хитросплетениях файлов, фолдеров и прочей ерунды... Открываю один из них и вижу надпись: "empty". Чем, мелькнула мысль, не подходящее название для песни? И в этот момент как прорвало: я писал, печатал, как ненормальный, нажимая на клавиши с воистину дикой скоростью... Из нее волшебным образом родился ритм, потом появилась мелодия... э-э... знаете, как бывает, когда попадаешь в нужное время в нужное состояние или место? Я чувствовал именно это, нечто сродни озарению! Если вы посмотрите внимательнее, в тексте нет ни одного знака препинания: на них просто не было времени".
"Lost Control" - холодная, тяжелая меланхолия, переливающаяся акустическими гитарами и великолепно-завораживающей скрипкой в финале... Впечатляет!!!
"Come on and twist this knife again - I'd like to see you fucking try"... "Reconnect", режущая сердце пронзительным воплем Винсента... (оно еще бьется... но ближе к "Alternative 4" замирает напрочь...). Странный, страшный в своей отстраненности трек... боль и мрак...
После неожиданного прорыва, для успокоения растерзанной души, следует пинкфлойдоподобный "Regret", нежная, спокойная и медленная песенка "Feel" и чарующий клавишный финиш, "Destiny"...
Целостный, полный ненавязчивой, но неизбежной логики альбом: альфа и омега плюс сияющая Бесконечность внутри...
Если кому интересно, процитирую высказывания все того же Дункана отосительно обложки и названия оного творения: "Один из моих знакомых отсканировал изображение Девы Марии, вырезал лицо и вместо него поместил эту вот штуковину, по виду напоминающую глыбину мрамора. Я, в свою очередь, покопался в Интернете и добавил кое-чего от себя (восходящая луна, если присмотреться повнимательнее) - так, чтобы не нарываться на лишние неприятности. Что же касается "Alternative 4", то это название связано со скандально знаменитой книгой Лесли Уоткинса "Alternative 3". Она, насколько мне известно, по-прежнему запрещена в Штатах, а самого автора неоднократно пытались убить... Роман был выпущен под видом научной фантастики, но на самом деле это не так: он потрясающе реалистичен, и речь в нем идет о пропадающих людях. Сюжетная линия посвящена колонизации Марса: умных людей, у которых не сильно много родственников, подкупают заманчивыми, но фальшивыми предложениями, похищают, отправляют на Луну, а потом, оттуда, на Марс.... Холодная война, как вы знаете, была фарсом, ее изобрели для того, чтобы скрыть реальное положение вещей. Сильнейшие мира сего еще в пятидесятых отлично знали, ЧТО случится с планетой, не останови они сумасшедшие темпы производства, - альтернативы было всего три: либо переместиться жить под землю, либо построить над миром громадный купол и таким образом уберечь остатки атмосферы, либо принять вариант, угаданный Уоткинсом, - отправляться на Марс. Когда эта сверхсекретная информация просачивалась из кабинетов всемогущих, когда простые смертные узнавали о подобных планах, их просто-напросто умерщвляли... Что касается Уоткинса, то он, я полагаю, обладал огромной информацией и даже собирался отснять документальный фильм касательно планов по переселению... но не смог. Другой человек, астроном Уильям Баллантин, узнал больше, чем было можно, и был убит...
Заглавная песня нашего альбома, "Alternative 4", посвящена всем этим вещам, это НАША альтернатива. Она говорит о том, что у человечества выхода нет: ситуация давным-давно вышла из-под контроля, и мы просто бессильны что-либо менять. Альтернатива, таким образом, заключается в ее отсутствии".
"I'll dance with the angels to celebrate the holocaust,
And far beyond my far gone pride,
Is knowing that we'll soon be gone,
Knowing that I'll soon be gone..." ("Alternative 4")Глава пятая. Не судите...
Да, вот вспомнилась прикольная байка из концертной жизни группы: путешествуя как-то по Германии, ANATHEMA оказалась безбожно кинута неким недобросовестным промоутером, решившим не платить ребятам денег... Подошел он, типа извиняться начал... а "анафемовцы", мигом оценив положение, долго не зацеремонились: схватили его за манатки да заволокли в автобус. У Дункана в одном из чемоданов лежал здоровенный тесак... "Конечно, мы не собирались его использовать, но парня напугали конкретно: сказали, что если бабла не будет, мы просто-напросто отрежем ему руки!" Чувак, однако, тоже оказался не промах: плакался, рассказывал о своей нелегкой доле, все такое... мол, рад был бы помочь, да никак... Два часа мучались Дункан и компания: вывезли его из Берлина, выгрузили на землю, занесли свой страшный нож... и он сдался. Нервы, говорят, не выдержали... заплатил свои кровные... "Justice was done", - откомментировали сие дело злобные думеры.
Годы 1998-1999 ознаменовались очередными переменами в личном составе: Шон Стилз, честно откатав посвященный "Альтернативе" тур, ушел в MY DYING BRIDE, а на барабанное место счастливо возвернулся отдохнувший от АНАФЕМЫ Дуглас. Потерей намбер два явился Дункан Паттерсон: новым басистом группы стал некто Дэйв Пибус, по странному совпадению, экс-коллега Паттерсона по DREAMBREED (причем, что совсем уж интересно, бывший там вокалистом-гитаристом).
Винсент: "1998 год оказался полным дерьмом: казалось, мы двигаемся в никуда, в группе царили депрессия и тотальное уныние. Дэнни и Дункан безостановочно грызлись, и работать в такой атмосфере было совершенно невыносимо. Остальным оставалось только безучастно наблюдать и ждать, когда же это все закончится. Что-то должно было перемениться, и, к счастью, действительно переменилось. Дункан уходил некрасиво: сначала он отменил все концерты, на которые мы были заявлены, а потом помахал нам ручкой... Не знаю, наверное, он хотел, чтобы ANATHEMA поскорее развалилась, и оттого насолил нам даже на прощание".
С Дэйвом работать оказалось гораздо легче - и дела, вроде бы, снова пошли на лад. Надо было наверстывать упущенное... Дэйв: " Мы потеряли массу времени, и это, конечно же, не на пользу: участники группы с годами моложе не становятся, и, несмотря на то, что мы не такие и старые, уже сейчас я вижу огромное количество более юных коллективов, в любую минуту готовых надрать нам зад. Так что терять марку нельзя...".Judgement
Новый альбом ANATHEMA, не без тайного умысла названный "Приговором", дался группе довольно-таки нелегко - как морально, так и физически... но результат того явно стоил...
Дэнни после путешествия в Италию (где проходила запись длиной в 10 недель): "Я не спал как минимум 72 часа. Кроме проходившего в бешеных темпах микширования, мы умудрились отыграть два концерта и только после этого вернулись в Англию. Напряг ужасный... Тем не менее, несмотря на все сложности, я уже чувствую немелкий прилив адреналина, ибо эта работа - лучшее из того, что нам удалось создать до сих пор". (Да, вы всегда так говорите!!! - Авт.)
"Безусловно, каждая группа после выпуска нового диска не устает твердить, что он "зэ бэст", - смеется Пибус, - и это естественно. Однако есть и другие вещи: не так давно, например, мы выступали в Греции, где впервые представили некоторые песни с "Judgement". Сами понимаете, никто их раньше не слышал - однако народ совершеннейшим образом обезумел от восторга! Им действительно понравилось, и это - еще одно нелишнее подтверждение нашему внутреннему чутью, чувству, что ANATHEMA развивается в правильном направлении". "Предыдущий альбом родился во времена отчаяния, когда каждый из участников группы находился в глубокой депрессухе - она почти физически чувствуется в каждой его ноте... Ты словно слышишь: "Я хочу пойти и наложить на себя руки!" - и это почти правда... так оно и было. Сейчас же могу с уверенностью сказать, что мы выбрались из ямы - это, конечно, не означает, что музыка стала веселее и потеряла свою смертоносную мрачность, но в чисто человеческом плане самим музыкантам определенно легче".
Винсент: "Самое странное, что, несмотря на не покидавшую нас уверенность в собственных силах, результат оказался таков, что, ознакомившись с ним, мы, участники группы, охренели первыми!".
Что ж, в плане саундореализации "анафемовцы" и впрямь достигли высот почти невероятных: объем, кристальность, свежесть... еще большая прозрачность... нечто воистину потрясающее! В плане же содержания... братишки Кавана энд прочая компани тоже не обманули: "Alternative 4" был прекрасен, однако, прослушав "Judgement", начинаешь понимать, что совершенству предела все-таки нет, и новое имя ему - это именно "Judgement". Потери в личном составе команде нисколько не навредили (чего впору было опасаться, учитывая факт, что почти весь материал предыдущего полноформатника был записан именно "потерянными" драммером и басистом), и 1999 год она встретила одной из своих сильнейших работ. "Приговор" есть нечто выше всевозможных рамок и стилей, выше скудных словесных попыток выразить невыразимое... это целый мир, существующий, кажется, вне всех известных измерений. Слушайте... и, если ваши уши (и, соответственно, все остальные части...) в состоянии оценить слушаемое, оценивайте.
Форум "Террорайзера" рассказывает следующую историю: вскоре после появления "Judgement" заглянул туда один парень, в брутально расстроенных чувствах по поводу утерянной girlfriend. Она, мол, ушла, и я теперь в полной пустоте, не знаю, что с собой делать... и т.д, и т.п. В ответ посыпались утешения: "Да ладно, это пройдет! Парень, найдешь себе другую!", "Я знаю, что это такое. Недавно сам оказался в такой ситуации..." и еще так: "Послушай новую АНАФЕМУ, и поймешь, что эти парни чувствуют то же самое!".
Дэнни в ответ: "Не знаю, я никогда не оказывался в подобной ситуации, поэтому наши песни совсем о другом. Тем не менее, если люди находят в них отражение собственных переживаний, это тоже по-своему хорошо...".Глава шестая. Проблемы, новости и кусочки ностальгии
Массированный тур с "Judgement" проходил весьма и весьма удачно - сессионным клавишником на нем, кстати говоря, стал никто иной как известный в английской метал-тусовке товарищ по имени Мартин Пауэлл из MY DYING BRIDE. (После этого он сбежит в CRADLE OF FLTH, в свою очередь, выщемив оттуда уже, если помните, успевшего поиграть в ANATHEMA периода "The Silent Enigma" и "Eternity" Леса Смита. Такая вот дружеская рокировочка...)
Снова Дэнни: "Новый альбом, кроме всех своих прочих достоинств, хорош тем, что каждая из песен отлично звучит вживую - чего нельзя сказать об "Alternative 4". Мы тогда вообще мало выступали - в основном, конечно же, из-за проблем с составом, - и это, понятное дело, оптимизма не прибавляло. Мы не можем жить без концертов, это как наркотик. Стоит один раз выйти на сцену, и ты завис, ты без этого не чувствуешь себя человеком! Я лично предпочитаю крупные фестивали, огромные залы, безумные толпы фэнов: это куда прикольнее, чем скромные, часто полупустые клубы...".
Что ж, все, повторюсь, шло хорошо... однако - вот засада! Получилось так, что "Judgement", несмотря на высокие оценки самых уважаемых изданий и вроде бы нормально организованную промоцию, с коммерческой точки зрения себя не оправдал... Впору было бы поискать виноватых - да толку от того...
Возмущенный Винсент: "По-моему, альбом просто не получил нормального шанса на победу. Буду откровенен: если б все люди, ответственные за его раскрутку, делали свое дело как полагается (в такой же степени старательно, как мы подошли к его музыкальной стороне), то группа, скорее всего, продала б гораздо больше копий... Не хочу ни на кого показывать пальцем, но в том, что касается музыкального бизнеса, необходимо определенное количество перемен - а то, чувствую, развелось слишком много халявщиков! Второе важное условие нашего "спасения" - сделать еще один классный альбом, показать, что мы не сдались и сдаваться не собираемся. Думаю, весь 2000 год уйдет на подготовку и запись нового материала - а весной 2001 мы снова вас порадуем!".
Что ж, надо полагать, ждать осталось совсем немного: по последним сведениям, работа уже почти готова, а одним из главных ее сюрпрайсов станет переделка "Fragile Dreams" из "Alternative 4".
На прощание (чтобы скрасить ожидание, ха!) - еще один кусочек из интервью фронтмена Винсента... Кусочек под названием "Худший концерт в моей жизни":
"Это был действительно странный случай. Предшествующий сейшну вечер оказался свободным, поэтому отдельные личности из группы нажрались грибов... До того еще, надо сказать, было принято энное количество алкоголя - и вот, соединившись в адскую смесь, все эти препараты дали поразительный эффект!!! Мы словно сдурели, мозги отшибло капитально! Как единственный способ успокоиться нам оставалось только спиртное в немеренных дозах - однако от этого стало еще раза в три хуже...
На следующий день пришлось-таки выйти на сцену. Это был по-настящему важный концерт: на нем присутствовали всякие известные люди, промоутеры, деятели с лeйблов и прочие... так что надо было произвести хорошее впечатление. Можете себе вообразить! Лично я по-прежнему ощущал себя на какой-то fucking другой планете, и единственное, чего хотелось по-настоящему, - это пойти и забыться пьяным сном... Это была полная задница! Шоу выглядело ужасно... нет, просто сказав "ужасно", я еще ничего не сказал! Это был тотальный провал! Тем не менее, он послужил полезным уроком: впредь, готовясь к выступлению, мы ни-ни... никаких лишних допингов.
...Второй прикол произошел несколько дней спустя: мы играли в Скегнессе, в четыре часа дня, причем вся аудитория состояла из нескольких старушек и нервных домохозяек, которые все это время занимались вязанием...".
... an inequity of fate,
... a silent enigma,
... just a moment in life,
... a genial twist of the knife,
... a dying wish...
Способен ли кто сказать о музыке этого чудесного коллектива лучше, нежели они сами? Обрывки снов, осколки зеркал, лезвия чувств... когда на листе Бытия стираются границы повседневности и божественная рука художника начинает чертить неизведанно-новые, далекие, до боли незнакомые, но при этом дивно завораживающие формы... Во имя Вечности, под знаком волшебства... Иллюзии, мечты, миражи, едва заметные, неуловимые для грубых прикосновений движения человеческой души — вот материал, из которого на ваших глазах создается хрупкий и безнадежный мир, готовый погибнуть, как только замрут звуки прекрасной и... мучительной музыки. Имя этому миру — ANATHEMA. Кто хоть раз попадал в его чары, конечно, знает: иначе, чем в одиночестве, туда не войти, это как смерть, с которой встречаешься лишь один на один, однако в то же время есть и земная инкарнация неземного замысла... с которой, наверное, стоит познакомиться поближе. Понять, постичь...? Нет, не претендуя на это. Просто приблизиться...
Глава первая. Начало пути
Возвращаясь к истокам, мы оказываемся не иначе как в прославленном городе Ливерпуле. 1990 год. Три брата, Дэниэл, Винсент и Джеми Кавана, обслушавшись хэви-метала прошедшего тысячелетия, этаким семейным подрядом решают основать собственную команду. Взявшись соответственно за две гитары и бас, пригласив Дэррена Уайта на вокал и Джона Дугласа на барабаны, они называют себя PAGAN ANGEL и принимаются за дело... История умалчивает о подробностях, которые украшали сие знаменательное вступление на тропу тяжелой музыки, однако специально для любопытных охотников за раритетами сохранилась демо-лента тех времен под названием “An Illiad Of Woes”. Чем был примечателен запечатленный на ней массивный, утяжеленный, но при этом довольно-таки стандартный хэви-метал (кроме того, что стартовала будущая легенда), на данный момент, конечно, сказать сложно... наверное, только песней ”All Faith Is Lost”. Тем не менее, группой заинтересовались — пусть пока только в локальном масштабе — и, представьте себе, вскоре даже допустили к должности разогрева таких уже набравших порядочный вес коллективов, как PARADISE LOST и BOLT THROWER. Хотя нет... (сорри за форсирование событий!) до того произошло еще кое-что: сразу после выхода демки название команды было изменено на ANATHEMA — то ли потому, что некий “Языческий Ангел” уже успел пролететь над грешной землей, то ли из-за неиссякающего интереса начинающих металлеров к проблемам религиозного характера. Думаю, рассказывать о том, что означает данное понятие, особо не надо...
Вместо этого пускаемся в дебри дискографии: в рубрике “релизы” за промежуток 1991-1993 гг. оных числится аж четыре штуки, однако, присмотревшись повнимательнее, замечаешь, что хитрые англичане под видом “нового”, не уставая и не стесняясь, выпускали, по сути, одни и те же песни. Демо “All Faith Is Lost”, миньон “They Die”, ЕР “The Crestfallen”, альбом “Serenades” — это, по большому счету, один и тот же материал, просто в разных пропорциях кочующий из пластинки в пластинку. Таким образом, для того, чтобы получить более-менее толковое представление об АНАФЕМЕ периода расцвета, достаточно послушать их “Серенады”. (Прежде, чем мы пустимся в более детальное рассмотрение оных, еще три любопытных факта: во-первых, в группе появился новый басист, Дункан Паттерсон; во-вторых, они подписали четырехальбомный контракт с Peaceville Records; и, в-третьих, после своего “Удрученного” ребята поехали в турне с... не поверите — CANNIBAL CORPSE!)
Serenades
Бесспорно, один из величественнейших альбомов в истории дум-метала... Таинства Красоты, таинства Печали, таинства Смерти поочередно разворачиваются перед заДУМчивым взглядом наблюдателя. Начинаясь с тяжелого, мрачного и полного агонии гимна ушедшей любви "Lovelorn Rhapsody", саунд группы плавно трансформируется в чарующую "J'ai Fait Une Promesse", с акустикой и сиреноподобным голосом Рут Уилсон... затем — "They (Will Always) Die", новая волна агрессии, переливающаяся многогранностью риффов и волшебными эмбиент-симфоническими клавишами в конце. "Please ease my burden, please ease my pain"… "Sleepless", главный хит альбома, настоящая классика "анафемного" наследия... За ним -депрессивная романтика "Sleep In Sanity", "Scars Of The Old Stream"... б-р-р... как ни напрягайся, не поддаются описанию эти вещи, холодное препарирование критики бессильно супротив тонкой магии неземных звуков...
Немного странноватой, хотя и соответствующей общей атмосфере диска, пожалуй, выглядит длинная (более 23 минут) клавишная тема "Dreaming: The Romance" — на "Серенадах" она словно гость из другого измерения, причем (что кажется совсем уж удивительным!) изначально эта композиция предполагалась для тяжелого, пропитанного дэз-металлическим духом ЕР "The Crestfallen".
Красивый, мощно-величественный финал: нежная "Everwake" и эпическая, великолепнейшая "The Crestfallen"…После прослушивания альбома хочется только одного: нажать на клавишу "Repeat"…
Глава вторая. Мы — это Библия!
“Серенады” заслуженно получили теплые отзывы в прессе, стартовали сразу в нескольких чартах, а сама группа, прекрасным дебютным рывком взлетевшая на вершину тогдашнего английского метал-Олимпа, отправилась в большой тур с AT THE GATES и MY DYING BRIDE. Едва успев вернуться, ребята снова заспешили в студию... Результатом сего благородного порыва стала семидюймовка “We Are The Bible", включившая в себя две песни, ”Nailed To The Cross/666” и “Eternal Rise Of The Sun”. (Вас, наверное, несколько смутило название первой: несмотря на свое полубласфемическое имя, АНАФЕМА до сих пор сильно на рожон не лезли и острых углов по возможности избегали... неужели же сейчас??? С такими успехами можно и с MTV вылететь... Однако, читая текст, успокаиваешься:
“ Ваши души прибиты к кресту;
Кровь все еще вытекает из ран —
Однако со временем они заживут
Оставив только шрамы воспоминаний”.
Вот и все. Некоторых, правда, немного возмущали массовые скандирования “666!”, “666!” во время концертов, но это уже так, мелочи.)
Что еще примечательно в отношении данного сингла, так это, во-первых, лимитированность издания оного (1000 пурпурных дисков) и, во-вторых, почти-невозможность его приобретения простыми смертными: “We Are The Bible” распространялся исключительно среди членов “Peaceville Collectors Club” и — в минимальных количествах — через официальный фан-клуб ANATHEMA. Так что если вам не довелось принимать участия ни в первом, ни во втором — сорри! Единственное утешение — только то, что “Nailed To The Cross/666” в качестве бонуса вошел и в последующий релиз группы, мини-альбом 1995 года “Pentecost III”.
Что тут сказать... При всей своей оригинальности, кого-то он, безусловно, насторожил: ANATHEMA явно собирались удариться в экспериментаторство (а это, как показывает практика, не всегда хорошо заканчивается!), и их фирменный массированно-мрачно-агрессивный саунд заметно разбавила гитарная психоделичность, какая-то не совсем понятная, сумбурная атмосферика... М-да... Осталось, пожалуй, только дождаться разрекламированного полноформатника “Rise Pantheon Dreams” и посмотреть, во что это все выльется дальше.
Однако дождаться не могли довольно долго, альбом этот выходить не спешил: во время работы над оным внезапно (ну, то есть, после пяти лет совместного музицирования) оказалось, что вокалист не умеет петь! Во всяком случае, басист группы Дункан в своем официальном объяснении изгнания Дэррена выдвинул именно эту причину. Ладно... с того самого момента вокалировать стал гитарист Винсент, а Дэррен между делом основал собственную группу, получившую название BLOOD DIVINE. (Лица в которой были все знакомые: братья Райаны, Пол и Бен, Пол Аллендер... не иначе как знаменитые “крэйдловские” вампиры!)
Затем долгожданный альбом все-таки появился, пускай и годом позже. “The Silent Enigma”, “молчаливая тайна”, стала новой вехой на пути развития группы. Перед тем, как в нее погрузиться, еще несколько цитат.
Дэнни Кавана: “Прежде, чем я скажу, что произошло с нашим бывшим вокалистом, замечу, что это был очень правильный ход. Он ни в коем случае не ошибка... это даже, можно сказать, было единственным условием продолжения нормального существования группы — если б не уход Дэррена, мы б, наверное, просто-напросто развалились. Сейчас намного лучше...
То, что переживала ANATHEMA в последнее время, было одним огромным противостоянием, противоборством взглядов относительно лирики, относительно вокала, относительно всего остального... Дэррен воспринимал группу совершенно отлично от всех остальных, относился к своему делу не так, как надо, и дальше так продолжаться не могло — срочно надо было что-то менять. Мы дали Дэррену десять дней на то, чтобы записать войс для нескольких песен нового альбома, но когда послушали результат его усилий... это было просто ужасно! Поэтому пришлось его выгонять...
Добавить к вышесказанному могу только одно: Винсент замечательно поет, его голос — это как раз то, что нам надо. Он даже умеет петь по нотам! Да и в плане лирики тоже... на новых альбомах не будет всяких “mountains”, “valleys” и “gods” — все станет гораздо реалистичнее”.
The Silent EnigmaРезультаты внутригруппных перемен, естественно, стали самой актуальной темой для обсуждения: что-то будет дальше? И как Винсент “потянет” новую роль?
Особых обломов не произошло... впрочем, как ни странно, и сюрпризов тоже: несмотря на действительно неплохие вокальные данные, проявить себя в полной мере Винсент так и не сумел, поскольку большая часть песен оказалась все-таки записана Уайтом, а лишних денег на студийное время ни у кого не было. Так что, дабы не нарушать целостности альбома, пришлось как-то подстраиваться.
Музыка же, как то и предполагалось, претерпела ряд существенных изменений: погружаясь в “загадочные” глубины, сейчас четко понимаешь: это и был поворот... Большинство критиков, несмотря на традиционно высокие баллы, не без сарказма окрестили новое творение ANATHEMA “помесью BLACK SABBATH и PINK FLOYD с ласковой Ребеккой Уилсон на бэк-вокале”. В общем говоря, так оно и получилось, однако... Однако запихивать талантливейший релиз в грубые полуплагиаторские рамки значит обломать крылышки зарождающемуся божеству... Очень красивый альбом, полный таинственности и восхитительно-сумрачных пейзажей, подобно путешествию по ту сторону Леты, сквозь поля, покрытые белыми асфоделями...
Что из песен отметить особенно? Наверное, мечтательные “Shroud Of Frost”, “The Silent Enigma", сказочную “A Dying Wish”... а, в принципе, и все девять!
Глава третья. Вечность. Eternity
Время, казалось, ускорило свой ход, события и обстановка сменялись с яркостью калейдоскопа: турне, интервью, презентации, сьемки, концерты, концерты, концерты. Пик творческой активности обновленной ANATHEMA. Едва успев расквитаться со всеми обязанностями по рекламе “Загадки”, группа снова зависает в студии. Записывается песня “Read Between The Lies” для “слэйеровского” трибьюта, готовится к старту новый материал...
“Это чистой воды шок!” — услышав очередной “анафемный” полноформатник, скажут немного позже озадаченные фэны. Нет, не потому, что плохо, — потому, что... снова гениально! Но по-своему... Проще, конечно, было бы думать, что “Eternity” записала какая-то другая группа (PINK FLOYD, например!): мы бы вознесли их до небес, мы бы засыпали их путь прозрачными ненюфарами, мы бы... да за такой релиз записали бы их в самые почетные ряды героев арт-рока, оставив группе под названием ANATHEMA более привычные doom-метал-лавры! Вот что думалось после выхода “Вечности”... Однако делать нечего, оставалось только переварить новость: ANATHEMA теперь ТАКАЯ, хотите вы того или нет.
Снова Дэнни: “Это небольшая трансформация, естественный прогресс команды. Хорошая музыка. Настоящая”.
”Каждая нормальная группа стремится к тому, чтобы не останавливаться в своем развитии, постоянно искать что-то новое, неизведанное, неиспробованное. Не все, конечно, делают это так радикально и неожиданно, как мы, но... Я очень доволен новым альбомом. Это точно самое что ни на есть лучшее в нашей дискографии — высоты, которые раньше казались недоступными...”
“Я не считаю, что мы стали более “легкими” или менее “металлическими”, просто больший акцент теперь делается на мелодию.”
Эклектика самых тяжелых эмоций, чувство трагедии, нагнетаемое каждой нотой, каждым вздохом клавиш, каждым стоном гитары... Концептуальный, тщательно продуманный, до боли выверенный альбом — как разобранная по кусочкам душа, как складывающийся из расколотых льдинок шедевр по имени “Вечность”. Альбом-антология депрессии, альбом не для любого состояния, альбом под настроение... Гибкий голос Винсента оказался идеален в своей способности передавать тончайшие, самые невесомые оттенки... (Инструментал, “Sentient”, правда, тоже выше всяких похвал!). Удачно подобранные сэмплы, обилие спецэффектов, великолепная реализация довершили дело... альбом получился на все сто...
Глава четвертая. Альтернативы?После неоднозначного успеха "Eternity" становилось даже страшновато: куда пойдет группа? Какой путь выберет? “Анафемовцы” в ответ только интриговали: “Этого мы сами не знаем. Как подскажет сердце, как получится. Мы не властны над музыкой: она рождается сама, сама выбирает, куда ей двигаться. Возможно, наш следующий альбом станет возвращением к экстремальным корням, возможно, нет... здесь сложно зарекаться”.
Одной из первых новостей от ANATHEMA стало известие об уходе Джона Дугласа. Он покинул группу по собственному желанию, объяснив это своим несоответствием требованиям команды. А может, просто устал... Новым барабанщиком явился Шон Стилз из группы SOLSTICE, и уже с его участием началась усиленная работа над новым альбомом. Слухи ходили самые разнообразные, достоверностью, прямо скажем, не радуя. Где-то ближе к середине 1997 года стало известно, что следующий лонгплей намерен именоваться “Wounded”.
Alternative 4
Год под номером 1998. Заявленного "Wounded", судя по всему, так и не вышло, зато прилавки музыкальных магазинов высветили кое-что другое: новый альбом ANATHEMA со странновато-подозрительным названием "Альтернатива 4". Да-а... не без тяжелых мыслей запихивался в проигрыватель этот расплывчато оформленный диск... Что там на сей раз?
Впечатление первое: космически мудрая Умиротворенность, всеобъемлющий, всепоглощающий Свет, Печаль... такая же светлая, подобно слезе Наблюдателя, загрустившего над людским бессилием и убожеством... полная прострация... Прозрачный, чистый звук, слегка взвинченный дистортированными гитарами и пронизанный трагическим голосом Винсента. (М-да, парень явно успел взять пару уроков пения - по этому поводу претензий почти никаких.)
Жестковатая агрессия, еще кое-как мелькавшая на "Eternity", в этот раз точно сошла на нет, и тяжелые гитары остались, кажется, лишь для того, чтобы оттенить общее психоделично-задумчивое настроение диска.
Впечатление второе, как постскриптум к первому: группа, судя по всему, "нашлась", определилась со своим дальнейшим развитием как единственной альтернативой, и пути назад, к брутальным думовым замесам, нет. Жаль? Ну, не знаю... В таком виде они не менее прекрасны...
Piano-инструменталочка-интро "Shroud Of False", плавно переходящая в одну из самых заводных и мелодичных песен ANATHEMA, чем-то напоминающую "парадайзлостовские" изыскания "Fragile Dreams". Далее - почти танцевальный хит "Empty", посередине ломающийся серьезным пиянинным соло... Дункан вспоминает: "Эта песня родилась в одно дурацкое утро, когда я сидел и тупо страдал за компьютером, пытаясь разобраться в хитросплетениях файлов, фолдеров и прочей ерунды... Открываю один из них и вижу надпись: "empty". Чем, мелькнула мысль, не подходящее название для песни? И в этот момент как прорвало: я писал, печатал, как ненормальный, нажимая на клавиши с воистину дикой скоростью... Из нее волшебным образом родился ритм, потом появилась мелодия... э-э... знаете, как бывает, когда попадаешь в нужное время в нужное состояние или место? Я чувствовал именно это, нечто сродни озарению! Если вы посмотрите внимательнее, в тексте нет ни одного знака препинания: на них просто не было времени".
"Lost Control" - холодная, тяжелая меланхолия, переливающаяся акустическими гитарами и великолепно-завораживающей скрипкой в финале... Впечатляет!!!
"Come on and twist this knife again - I'd like to see you fucking try"... "Reconnect", режущая сердце пронзительным воплем Винсента... (оно еще бьется... но ближе к "Alternative 4" замирает напрочь...). Странный, страшный в своей отстраненности трек... боль и мрак...
После неожиданного прорыва, для успокоения растерзанной души, следует пинкфлойдоподобный "Regret", нежная, спокойная и медленная песенка "Feel" и чарующий клавишный финиш, "Destiny"...
Целостный, полный ненавязчивой, но неизбежной логики альбом: альфа и омега плюс сияющая Бесконечность внутри...
Если кому интересно, процитирую высказывания все того же Дункана отосительно обложки и названия оного творения: "Один из моих знакомых отсканировал изображение Девы Марии, вырезал лицо и вместо него поместил эту вот штуковину, по виду напоминающую глыбину мрамора. Я, в свою очередь, покопался в Интернете и добавил кое-чего от себя (восходящая луна, если присмотреться повнимательнее) - так, чтобы не нарываться на лишние неприятности. Что же касается "Alternative 4", то это название связано со скандально знаменитой книгой Лесли Уоткинса "Alternative 3". Она, насколько мне известно, по-прежнему запрещена в Штатах, а самого автора неоднократно пытались убить... Роман был выпущен под видом научной фантастики, но на самом деле это не так: он потрясающе реалистичен, и речь в нем идет о пропадающих людях. Сюжетная линия посвящена колонизации Марса: умных людей, у которых не сильно много родственников, подкупают заманчивыми, но фальшивыми предложениями, похищают, отправляют на Луну, а потом, оттуда, на Марс.... Холодная война, как вы знаете, была фарсом, ее изобрели для того, чтобы скрыть реальное положение вещей. Сильнейшие мира сего еще в пятидесятых отлично знали, ЧТО случится с планетой, не останови они сумасшедшие темпы производства, - альтернативы было всего три: либо переместиться жить под землю, либо построить над миром громадный купол и таким образом уберечь остатки атмосферы, либо принять вариант, угаданный Уоткинсом, - отправляться на Марс. Когда эта сверхсекретная информация просачивалась из кабинетов всемогущих, когда простые смертные узнавали о подобных планах, их просто-напросто умерщвляли... Что касается Уоткинса, то он, я полагаю, обладал огромной информацией и даже собирался отснять документальный фильм касательно планов по переселению... но не смог. Другой человек, астроном Уильям Баллантин, узнал больше, чем было можно, и был убит...
Заглавная песня нашего альбома, "Alternative 4", посвящена всем этим вещам, это НАША альтернатива. Она говорит о том, что у человечества выхода нет: ситуация давным-давно вышла из-под контроля, и мы просто бессильны что-либо менять. Альтернатива, таким образом, заключается в ее отсутствии".
"I'll dance with the angels to celebrate the holocaust,
And far beyond my far gone pride,
Is knowing that we'll soon be gone,
Knowing that I'll soon be gone..." ("Alternative 4")Глава пятая. Не судите...
Да, вот вспомнилась прикольная байка из концертной жизни группы: путешествуя как-то по Германии, ANATHEMA оказалась безбожно кинута неким недобросовестным промоутером, решившим не платить ребятам денег... Подошел он, типа извиняться начал... а "анафемовцы", мигом оценив положение, долго не зацеремонились: схватили его за манатки да заволокли в автобус. У Дункана в одном из чемоданов лежал здоровенный тесак... "Конечно, мы не собирались его использовать, но парня напугали конкретно: сказали, что если бабла не будет, мы просто-напросто отрежем ему руки!" Чувак, однако, тоже оказался не промах: плакался, рассказывал о своей нелегкой доле, все такое... мол, рад был бы помочь, да никак... Два часа мучались Дункан и компания: вывезли его из Берлина, выгрузили на землю, занесли свой страшный нож... и он сдался. Нервы, говорят, не выдержали... заплатил свои кровные... "Justice was done", - откомментировали сие дело злобные думеры.
Годы 1998-1999 ознаменовались очередными переменами в личном составе: Шон Стилз, честно откатав посвященный "Альтернативе" тур, ушел в MY DYING BRIDE, а на барабанное место счастливо возвернулся отдохнувший от АНАФЕМЫ Дуглас. Потерей намбер два явился Дункан Паттерсон: новым басистом группы стал некто Дэйв Пибус, по странному совпадению, экс-коллега Паттерсона по DREAMBREED (причем, что совсем уж интересно, бывший там вокалистом-гитаристом).
Винсент: "1998 год оказался полным дерьмом: казалось, мы двигаемся в никуда, в группе царили депрессия и тотальное уныние. Дэнни и Дункан безостановочно грызлись, и работать в такой атмосфере было совершенно невыносимо. Остальным оставалось только безучастно наблюдать и ждать, когда же это все закончится. Что-то должно было перемениться, и, к счастью, действительно переменилось. Дункан уходил некрасиво: сначала он отменил все концерты, на которые мы были заявлены, а потом помахал нам ручкой... Не знаю, наверное, он хотел, чтобы ANATHEMA поскорее развалилась, и оттого насолил нам даже на прощание".
С Дэйвом работать оказалось гораздо легче - и дела, вроде бы, снова пошли на лад. Надо было наверстывать упущенное... Дэйв: " Мы потеряли массу времени, и это, конечно же, не на пользу: участники группы с годами моложе не становятся, и, несмотря на то, что мы не такие и старые, уже сейчас я вижу огромное количество более юных коллективов, в любую минуту готовых надрать нам зад. Так что терять марку нельзя...".Judgement
Новый альбом ANATHEMA, не без тайного умысла названный "Приговором", дался группе довольно-таки нелегко - как морально, так и физически... но результат того явно стоил...
Дэнни после путешествия в Италию (где проходила запись длиной в 10 недель): "Я не спал как минимум 72 часа. Кроме проходившего в бешеных темпах микширования, мы умудрились отыграть два концерта и только после этого вернулись в Англию. Напряг ужасный... Тем не менее, несмотря на все сложности, я уже чувствую немелкий прилив адреналина, ибо эта работа - лучшее из того, что нам удалось создать до сих пор". (Да, вы всегда так говорите!!! - Авт.)
"Безусловно, каждая группа после выпуска нового диска не устает твердить, что он "зэ бэст", - смеется Пибус, - и это естественно. Однако есть и другие вещи: не так давно, например, мы выступали в Греции, где впервые представили некоторые песни с "Judgement". Сами понимаете, никто их раньше не слышал - однако народ совершеннейшим образом обезумел от восторга! Им действительно понравилось, и это - еще одно нелишнее подтверждение нашему внутреннему чутью, чувству, что ANATHEMA развивается в правильном направлении". "Предыдущий альбом родился во времена отчаяния, когда каждый из участников группы находился в глубокой депрессухе - она почти физически чувствуется в каждой его ноте... Ты словно слышишь: "Я хочу пойти и наложить на себя руки!" - и это почти правда... так оно и было. Сейчас же могу с уверенностью сказать, что мы выбрались из ямы - это, конечно, не означает, что музыка стала веселее и потеряла свою смертоносную мрачность, но в чисто человеческом плане самим музыкантам определенно легче".
Винсент: "Самое странное, что, несмотря на не покидавшую нас уверенность в собственных силах, результат оказался таков, что, ознакомившись с ним, мы, участники группы, охренели первыми!".
Что ж, в плане саундореализации "анафемовцы" и впрямь достигли высот почти невероятных: объем, кристальность, свежесть... еще большая прозрачность... нечто воистину потрясающее! В плане же содержания... братишки Кавана энд прочая компани тоже не обманули: "Alternative 4" был прекрасен, однако, прослушав "Judgement", начинаешь понимать, что совершенству предела все-таки нет, и новое имя ему - это именно "Judgement". Потери в личном составе команде нисколько не навредили (чего впору было опасаться, учитывая факт, что почти весь материал предыдущего полноформатника был записан именно "потерянными" драммером и басистом), и 1999 год она встретила одной из своих сильнейших работ. "Приговор" есть нечто выше всевозможных рамок и стилей, выше скудных словесных попыток выразить невыразимое... это целый мир, существующий, кажется, вне всех известных измерений. Слушайте... и, если ваши уши (и, соответственно, все остальные части...) в состоянии оценить слушаемое, оценивайте.
Форум "Террорайзера" рассказывает следующую историю: вскоре после появления "Judgement" заглянул туда один парень, в брутально расстроенных чувствах по поводу утерянной girlfriend. Она, мол, ушла, и я теперь в полной пустоте, не знаю, что с собой делать... и т.д, и т.п. В ответ посыпались утешения: "Да ладно, это пройдет! Парень, найдешь себе другую!", "Я знаю, что это такое. Недавно сам оказался в такой ситуации..." и еще так: "Послушай новую АНАФЕМУ, и поймешь, что эти парни чувствуют то же самое!".
Дэнни в ответ: "Не знаю, я никогда не оказывался в подобной ситуации, поэтому наши песни совсем о другом. Тем не менее, если люди находят в них отражение собственных переживаний, это тоже по-своему хорошо...".Глава шестая. Проблемы, новости и кусочки ностальгии
Массированный тур с "Judgement" проходил весьма и весьма удачно - сессионным клавишником на нем, кстати говоря, стал никто иной как известный в английской метал-тусовке товарищ по имени Мартин Пауэлл из MY DYING BRIDE. (После этого он сбежит в CRADLE OF FLTH, в свою очередь, выщемив оттуда уже, если помните, успевшего поиграть в ANATHEMA периода "The Silent Enigma" и "Eternity" Леса Смита. Такая вот дружеская рокировочка...)
Снова Дэнни: "Новый альбом, кроме всех своих прочих достоинств, хорош тем, что каждая из песен отлично звучит вживую - чего нельзя сказать об "Alternative 4". Мы тогда вообще мало выступали - в основном, конечно же, из-за проблем с составом, - и это, понятное дело, оптимизма не прибавляло. Мы не можем жить без концертов, это как наркотик. Стоит один раз выйти на сцену, и ты завис, ты без этого не чувствуешь себя человеком! Я лично предпочитаю крупные фестивали, огромные залы, безумные толпы фэнов: это куда прикольнее, чем скромные, часто полупустые клубы...".
Что ж, все, повторюсь, шло хорошо... однако - вот засада! Получилось так, что "Judgement", несмотря на высокие оценки самых уважаемых изданий и вроде бы нормально организованную промоцию, с коммерческой точки зрения себя не оправдал... Впору было бы поискать виноватых - да толку от того...
Возмущенный Винсент: "По-моему, альбом просто не получил нормального шанса на победу. Буду откровенен: если б все люди, ответственные за его раскрутку, делали свое дело как полагается (в такой же степени старательно, как мы подошли к его музыкальной стороне), то группа, скорее всего, продала б гораздо больше копий... Не хочу ни на кого показывать пальцем, но в том, что касается музыкального бизнеса, необходимо определенное количество перемен - а то, чувствую, развелось слишком много халявщиков! Второе важное условие нашего "спасения" - сделать еще один классный альбом, показать, что мы не сдались и сдаваться не собираемся. Думаю, весь 2000 год уйдет на подготовку и запись нового материала - а весной 2001 мы снова вас порадуем!".
Что ж, надо полагать, ждать осталось совсем немного: по последним сведениям, работа уже почти готова, а одним из главных ее сюрпрайсов станет переделка "Fragile Dreams" из "Alternative 4".
На прощание (чтобы скрасить ожидание, ха!) - еще один кусочек из интервью фронтмена Винсента... Кусочек под названием "Худший концерт в моей жизни":
"Это был действительно странный случай. Предшествующий сейшну вечер оказался свободным, поэтому отдельные личности из группы нажрались грибов... До того еще, надо сказать, было принято энное количество алкоголя - и вот, соединившись в адскую смесь, все эти препараты дали поразительный эффект!!! Мы словно сдурели, мозги отшибло капитально! Как единственный способ успокоиться нам оставалось только спиртное в немеренных дозах - однако от этого стало еще раза в три хуже...
На следующий день пришлось-таки выйти на сцену. Это был по-настящему важный концерт: на нем присутствовали всякие известные люди, промоутеры, деятели с лeйблов и прочие... так что надо было произвести хорошее впечатление. Можете себе вообразить! Лично я по-прежнему ощущал себя на какой-то fucking другой планете, и единственное, чего хотелось по-настоящему, - это пойти и забыться пьяным сном... Это была полная задница! Шоу выглядело ужасно... нет, просто сказав "ужасно", я еще ничего не сказал! Это был тотальный провал! Тем не менее, он послужил полезным уроком: впредь, готовясь к выступлению, мы ни-ни... никаких лишних допингов.
...Второй прикол произошел несколько дней спустя: мы играли в Скегнессе, в четыре часа дня, причем вся аудитория состояла из нескольких старушек и нервных домохозяек, которые все это время занимались вязанием...".
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 05 за 2001 год в рубрике музыкальная газета