Пикник
он и в «Бункере» ПИКНИК


Концерты ПИКНИКА случаются в Москве не так уж часто - примерно раз в месяц питерцы садятся на поезд и отправляются в гости в соседнюю российскую столицу. Дальше повторяется одна и та же история - в маленький клуб набивается столько народу, что даже стоять бывает негде. Даже избалованная публика "Бункера" впала в экзальтацию...

Лидер ПИКНИКА - Эдмунд Шклярский - стабилен, как скала. Он не замечен на тусовках и презентациях, не пьет, не дает повода для сплетен...

- ПИКНИК - группа, которая никому не подражает, ни с кем не сливается, на поводу у зрителя и формата не идет. Это сознательная или невольная позиция?
- Я бы сказал: сознательно-желаемая. Если взять историю мировой музыки, то получается, что после исчезновения группы SLADE никто не смог ее заменить (да и нужно ли?...). Каждый занимает какую-то свою нишу. И подсознательно хочется, чтобы после исчезновения (гипотетически, когда-нибудь) группы ПИКНИК никто ее место занять не смог. И у слушателей осталась бы тоска...
- Но ведь "немодность" уменьшает количество слушателей...
- Не согласен. Мы кого-то любим или не любим именно за то, что он остается тем, кто он есть. К тому же я не говорю, что мы совсем не меняемся - технические и формальные вещи мы учитываем и усовершенствуем. Но заниматься исключительно ремиксами и работать для дискотек - этого никогда не было. Когда выходил первый альбом "Дым", был расцвет танцевальной музыки. И когда мы его записали, один всеведущий человек говорил, что зря мы сделали такой звук. Оказывается, нужно было делать что-то дискотечное. Но внутренне мы понимали, что для ПИКНИКА это смерть. Мы никогда не будем писать песни, ориентируясь на вкус продюсера или музыкального редактора, ведь "специалистов" все же меньше, чем слушателей. И ПИКНИК обращается не к компетентным лицам (как бы они ни были значимы), а к более широкой аудитории.
- То есть вас не волнует мнение специалистов, даже очень уважаемых...
- Я вообще советовал бы ни к каким "музыковедам" не обращаться. Когда мне дают кассеты и спрашивают мнение, я предпочитаю его не высказывать. Если уж человек решил писать музыку или выступать, не нужно слушать никого. Лучше обладать чувством здорового фанатизма и прислушиваться больше к себе. Я тут недавно смотрел передачу про Ганса Христиана Андерсена. Его сказки при жизни автора были разнесены в пух и прах друзьями и критиками. А ведь именно благодаря им он стал знаменит. Так что начинающим надо меньше слушать "зубров". Знаете, как сказал кто-то Чайковскому: "Что ж ты, Петя, юриспруденцию на гудок променял?". Желая добра, обычно пытаются переделать по своему образу и подобию.
- Вас не пугает то, что ПИКНИК не очень-то крутят на радио и не рекламируют новые альбомы?
- Совершено не пугает. ПИКНИК начинал тогда, когда все распространялось какими-то непонятными путями. И сейчас так же - кому нужно - тот все найдет. Альбомы VOLLENWEIDER, например, никто не рекламирует...
- То есть не нужно особенно огорчаться, если никакой информации об альбоме в СМИ нет?
- Я считаю, это должно относиться не только к продукции. Вообще по жизни не нужно ничего специально искать - в тот момент, когда это будет необходимо, вы столкнетесь с фильмом, книжкой, музыкой... даже человеком.
- Вы фаталист?
- Наверное, есть направленность у человека. Хотя это не означает, что ты сам не сможешь когда-то вырулить на "незапрограммированную" дорогу.
Я в связи с этим вспоминаю гоголевский "Портрет", в котором молодой, не известный никому автор заключает сделку и получает славу и известность. Но теряет талант. И потом скупает произведения молодых художников и уничтожает их... Так или иначе, человек не может прожить чужую жизнь. Коллектив, в том числе и ПИКНИК, как любой человек, получает свою карму. ПИКНИК - это уже новый организм, который развивается по своим законам. Мы не можем, например, написать всемирно известный шлягер, как бы мы этого ни хотели. Это не заложено в уже написанной судьбе коллектива...
- ПИКНИК, насколько мне известно, не принадлежит ни одной компании. Вы предпочитаете сами заниматься продюсированием, выпуском, рекламой?
- Не совсем уж сами. Сборник "Немое кино" выпускает Real Records. Мы можем заключать соглашения с какими-то организациями, хотя ни чьими артистами не являемся. Новый альбом "Египтянин", который уже готов, пока непонятно, кто будет издавать...
- Как вы считаете, актуальны ли понятия "питерский рок", "свердловский" и т. д.?
- Конечно, музыка зависит от города и круга общения музыкантов. Ведь, по большому счету, все слушают одну и ту же музыку, но только интерпретируют ее по-своему.
- Кто входит в вашу "тусовку"?
- У меня взаимоотношения складываются в основном с "обычными" людьми, которые никак не связаны с музыкой. Может быть, потому, что когда встречаешься с музыкантами, они начинают "грузить" и демонстрировать свои шедевры. Диалога не получается. Больший интерес представляют нормальные люди... Иногда бывает так, что группа знакомится с кем-нибудь на гастролях в чужом городе и продолжает потом поддерживать отношения.
- Каковы планы ПИКНИКА на ближайшее будущее?
- Сейчас мы едем в Украину репетировать совместные выступления с Запорожским струнным оркестром. Полтора года назад мы гастролировали по Запорожью, и у устроителей возникла идея "соединить" ПИКНИК с оркестром. Первый концерт будет в Украине, а потом оркестр выступит с нами в Питере. Ведутся разговоры о видеозаписи этого мероприятия, поскольку часто повторять подобное мы просто не сможем - слишком велики транспортные расходы. Ну, а 24 февраля в Москве в Бизнес-центре будет премьера программы "Египтянин".
- Как вы отнеслись к идее участвовать в "КИНОпробах"?
- Было предложение записать песню - она была записана... идея не наша, так что нечего особенно и комментировать. Память о Цое и так жива, а в музыкальном плане я не знаю, что это могло добавить - любое первое исполнение, даже если оно грешит какими-то шероховатостями, всегда лучше последующих. Так что мы, когда переписывали, не стремились сыграть лучше... это был бы бред собачий.
- Для вас, как для музыканта, что интереснее - гастроли или студийная работа?
- И то, и другое, поскольку мы гастролируем с 85-го года и привыкли "на выезде" органично существовать. Надоедает дома - хочется на гастроли, оттуда - домой...
- Говорят, вы можете записать альбом самостоятельно, без участия других музыкантов...
- У меня во время записи "Иероглифа" дома стоял компьютер - один из примитивнейших. Тогда мы играли без барабанщика, даже на концертах. И 90 процентов альбома я записал дома, а потом на студии добирали то, чего не хватает. Но каждый раз происходит по-разному.
- Будет ли какое-то новое шоу в новой программе?
- Хочется, чтобы какая-то часть песен сопровождалась какими-то театральными или просто неожиданными для зрителей вставками. Некоторые проекты мы претворяем в жизнь, а потом декорации (даже достаточно громоздкие) выкидываем и забываем про них, а что-то приживается. Например, в песне "Глаза очерчены углем" - танцовщица, на которую надевается музыкальный инструмент; в некоторых песнях участвует наш огнеглотатель. Программа "Египтянин" тоже предполагается довольно зрелищной.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 05 за 2001 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета