Чистый Голос Пой, славянская душа
(р) 2000 Ковчег
18tks/58mins
В альбом мужского вокального квинтета, готовящегося отметить свое десятилетие, вошли русские и белорусские народные песни, русские романсы, произведения городского фольклора, а также "Псалом покаянный". Этот псалом можно услышать также на альбоме квинтета "Рождение на небесах", посвященном вокальному жанру, развившемуся в течение последнего тысячелетия в лоне православной церкви.
Понятие народного песенного исполнительства, в том числе русского и белорусского, является, как известно, чрезвычайно растяжимым. Абсолютное первенство во время застолий уже давно принадлежит, пожалуй, такому шлягеру, как "Мороз". Даже "Камыш" позади остался. (Как сказал Шаляпину один ямщик: "Да петь-то, барин, и я пою, когда выпью, а делаешь-то ты что?".)
И профессиональное исполнительство в этом жанре предлагает достаточно богатую, в смысле, как репертуара, так и его трактовки, палитру.
На первых российских грампластинках Анастасии Вяльцевой и Варвары Паниной можно было услышать не только романсы, но и народные песни, разумеется, в присущей этим исполнительницам рафинированной подаче.
Следующее поколение было блестяще представлено в первую очередь Лидией Руслановой с ее белым звуком. Следующее (не менее блестяще) - Жанной Бичевской: на советской эстраде появилась своя Джоан Баэз.
Параллельно в СССР существовали так называемые русские народные хоры - практически академические коллективы. Как сказал Дмитрий Покровский, от собственно академических хоров их отличало только то, что вместо фраков и вечерних платьев их участники были одеты в косоворотки, сарафаны и кокошники.
Совершенно отдельный разговор - ансамбль самого Покровского, исповедовавший аутентичный подход. (К сожалению, после кончины его руководителя о нем мало что сегодня слышно.)
ЧИСТЫЙ ГОЛОС - коллектив, разумеется, академический. Однако есть, видимо, в этих ребятах такая изюминка, которая позволяет их ансамблю звучать одновременно строго и задушевно. (А где это вполне оправдано - и озорно.)
Они не побоялись составить альбом "Пой, славянская душа" в основном из известных песен. И попали в точку: знакомые по пластинкам Шаляпина, Руслановой, Бичевской, других исполнителей песни все же носят в их исполнении печать индивидуальности - это штучная работа!
В состав мужского вокального квинтета традиционно входят два тенора, два баритона и бас. На Западе такие группы часто исполняют негритянские спиричуэлс, среди которых, как известно, есть и печальные, и задорные - в полном соответствии с негритянским скорбным ритуалом, когда, предав покойного земле, участники процессии спрашивают себя: "Didn't he ramble?" ("Разве он не веселился?").
Поэтому и ЧИСТЫЙ ГОЛОС можно рассматривать как маленький музыкальный театр. И ждать от квинтета новых интересных записей.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 04 за 2001 год в рубрике музыкальная газета