Графомания GRAFFOMANIA Part1
Привет! Сегодня мы поведем речь о том, что можно делать зимой тем, кому жизнь без аэрозолей и запаха краски не представляется возможной. Есть, конечно, самые простые варианты, такие как: закинуть баллоны в шкаф, а чего хуже - на балкон, и заняться чем-нибудь другим, например, катанием на сноуборде или лыжах, а может, просто НИЧЕМ. Не спорю, занятия спортом очень положительно сказываются на состоянии райтера, чего не скажешь о его продвижении в плане граффити после "зимней спячки". Так вот, оказывается, что даже когда на улице буйствуют лютые морозы (благо, недолго), можно продолжать совершенствоваться в своих художественных навыках.
Самое удачное и полезное решение - записаться в художественный кружок, там можно получить уйму необходимых знаний, которые пригодятся впоследствии. Пусть даже там и не будут учить, как рисовать wild style, да и вообще ничему подобному, зато можно много узнать о светотени и рисовании живых объектов. Имея художественные навыки, можно достаточно просто переквалифицироваться в граффитомана и продолжить свои творения в этой области искусства. Да, кстати, хотелось отметить, что граффити - это что ни на есть самое настоящее искусство, хотя часто еще встречаются у нас, да и на Западе, люди которые оспаривают это мнение...
С художественным кружком разобрались, следующее на очереди - самостоятельная работа долгими зимними вечерами, упорная и кропотливая. Для самостоятельного обучения порекомендую приобрести несколько книг по рисованию. Недавно открыл для себя очень занимательную и полезную книгу для тех, кто упорно специализируется на шрифтах и кому интересно все, что с ними связано, - Малькольм Кауч "Творческая каллиграфия. Искусство красивого письма". В ней описаны методы каллиграфического письма на конкретных примерах. Подробно рассмотрено построение множества шрифтов, элементы которых очень часто используются в тэгах и в работах.
Неплохим подспорьем окажутся, конечно же, журналы и каталоги с работами известных и профессиональных райтеров, например: GRAFF IT!, MAGIC MOMENTS, MOLOTOW COCTAIL, BACKSPIN и др. Остается еще приобрести цветные карандаши, лучше акварельные "Staedler", черную шариковую ручку, упаковку (100 листов) бумаги "Data Copy" или что-нибудь подобное и упаковку дешевой бумаги (2-3 $за 500 листов) для развития "каллиграфических навыков".
Следующий возможный и даже, я сказал бы, очень нужный этап или шаг - это рисование на планшетах (canvas). Великолепное решение для тех, у кого остались немного canz. Суть в том, что не всегда граффити рисуют на стенах, поездах или автобусных остановках, можно обойтись и листом ДВП (фанеры). Чтобы было понятно, поясню - это листы, которые обычно используются би-боями для оргалитов или которые просто приколочены, как задняя стенка шкафа, который, вероятно, стоит у вас в комнате. Для опознания: одна сторона у этого листа гладкая, другая - шершавая, нам нужна вторая. Размер, который нам подойдет, - 1,20 м х 1,20 м, может быть и другой, но это вы уже решайте сами. Если кто не догадался, листы можно распиливать, лучше это делать мелкой пилой. Такой материал обычно используется на граффити-фестивалях, только размеры обычно там 2,5 х 2,5 м и листы для устойчивости прибивают на деревянный каркас-рамку из брусьев. Для нашего размера каркас не понадобится, разве что для поддержания листа на некотором расстоянии от пола, для удобства. Чтобы краска хорошо ложилась и не впитывалась, лист следует загрунтовать, для этого подходит обычная водоэмульсионная краска - высыхает быстро, не воняет, да и стоит недорого: 1,5-2 $за кг, расход - 100-150 г/м2. Для стойкости можно добавить клей ПВА, но увлекаться не стоит.
Все готово, лист загрунтован, canz в наличии, приступим... Только сперва надо позаботиться о насадках, которые очень вам пригодятся в таком виде работ. Да и в других, конечно же, тоже. Основной вид, который будет использоваться тут, - это skinny cap - тонкие насадки для аккуратных и точных работ; также soft caps - мягкие, для создания плавных переходов и теней; и ultra skinny - в основном для очень тонких линий, обычно на бликах. Место рисования, если есть возможность, - лестничная клетка. Если имеются ненормальные соседи, попытайтесь договориться с ними, веский аргумент - запаха краски почти не будет, т. к. очень малый объем работы. Хорошо если подъезд отапливается. (Если по каким-то причинам вам никак не получается делать это у себя, можете замутить это у друзей, не везде же непонятливые соседи.) В общем, со всем этим разобрались. Я подозреваю, что у вас постоянно крутится один вопрос: а что можно сделать на таком размере? Да, сначала этого кажется очень мало для нормальной надписи или персонажа, но сразу поясню: на планшетах обычно рисуются или фрагмент надписи, или незамысловатый персонаж, также можно реализовывать какие-то дизайнерские идеи (игра цвета, форм). Сложность зависит от вашего опыта и техники, которые со временем совершенствуются. Пусть ничего у вас и не получится с первого раза, но главное не опускать руки. Ваш опыт, приобретенный таким образом, очень сильно поможет на фестивалях, где также рисуются небольшие по размерам работы. А представьте себе, какой огромной вам покажется стена, когда весной вы задумаете сделать ваш кусок (piece)! Для примера я приведу вам несколько работ райтеров на планшетах (см. рисунки).
Теперь вернемся немного назад и поговорим о тэгах. Тэг или подпись художника - самостоятельно придуманное имя-псевдоним, под которым райтер входит в мир граффити. Это должно быть слово, не обязательно имеющее смысл или значение, просто набор читабельных букв. Не стоит называться именами известных райтеров, также избегайте банальности: STYLE, CAP, SPRAY, STICKER и т. д. К выбору тэга стоит подойти серьезно. Возможно, что тэг, который вы выбрали сейчас, через некоторое время перестанет вас радовать - выше голову: в мире еще есть огромное количество тэгов, которые вам понравятся не меньше, надо только хорошенько подумать.
Когда все это позади, необходимо научиться изображать свое имя интересно, стильно и эстетично. Недоработанный или некрасивый тэг - это беда для райтера. Можно спорить, что тэг - это не самое главное. Не согласен. СНАЧАЛА БЫЛ ТЭГ. Потом тэги начали перерисовывать на стены в увеличенных раз в 30-40-100 размерах. Со временем начали добавлять цвета, изменять формы - пошло развитие стилей. Тэг - это часть искусства граффити, а значит - часть тебя. Научись уважать эту часть! Хуже некуда, когда под хорошей работой стоит тэг, немного похожий на каракули, а тем более, когда и работы-то нет, а просто стена. Она, часто серая и убогая, смотрится гораздо лучше, чем то, что вы только что на ней написали.
Чтобы избежать подобных промахов, вы должны постоянно тренироваться в написании ваших тэгов, но только не на стенах домов. Сначала предстоит много работы на листах бумаги, и только потом "это" можно выносить на улицу. Не надо торопиться, потом может быть стыдно, так часто бывает. О том, что вам понадобится для работы, написано выше, повторюсь в деталях. Бумага, самого плохого качества, не обязательно очень белая, и не очень тонкая, но та, которая подешевле. Маркеры - водостойкие (permanent marker), тонкие. В огромном количестве и в любом киоске вы найдете дешевые корейские маркеры ("Lineplus", "Xuezi"). Оптимальные цвета: черный, красный, синий. Если пишущая часть маркера не плоская, читай дальше. Лезвием или канцелярским ножом для резки бумаги срезаете поперек стержень маркера (немного), потом с двух сторон затачиваете, делая похожим на отвертку (см. рисунок 1). Маркер готов к работе. Писать следует, ставя плоскую сторону пера горизонтально строке. Такой маркер в некотором роде - имитация каллиграфического пера. Следовательно, можно перенять много интересного из каллиграфии. Стоит обращать внимание на способы начертания различных шрифтов, изначально бывших рукописными, - готических шрифтов (см. рисунок 2). Также можно видоизменять различные вензеля и встраивать их в тэг, что смотрится очень стильно. Пробуйте, обязательно экспериментируйте и не унывайте, если сначала ничего не получается, - все впереди! (В следующем номере читайте вторую часть, в которой речь пойдет о рисовании эскизов-скетчей и зимнем бомбинге.)
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 04 за 2001 год в рубрике музыкальная газета