Гребенщиков, Борис
“Я не чувствую себя живым классиком…”


Борис Борисович активно завершил прошлый год продолжительным мировым туром по Германии, США, Японии и пока не до конца привык к перемене часовых поясов. 28 декабря 2000 года в питерском БКЗ "Октябрьский" состоялся совершенно особенный и последний в прошлом тысячелетии концерт группы АКВАРИУМ.

Время действия всего нижеизложенного - 3 января 2001-го, место - Санкт-Петербург, студия АКВАРИУМА на Пушкинской,10.

- Концерт в БКЗ "Октябрьский" отличался от других концертов этого тура?
- Мы специально для зала "Октябрьского" и для конца года, конца века поменяли программу и подготовили несколько песен, которые мы уже не играем много лет. АКВАРИУМ играл со струнным квартетом, приглашенным на это выступление, еще один трубач принял участие, который на протяжении последних десятилетий несколько раз играл вместе с нами, это очень хороший трубач Саша Беренсон, и позвали тромбониста из МАРКШЕЙДЕР КУНСТ. То есть для "Октябрьского" решили сделать что-то специальное.
На других концертах, которые мы играли последние полгода, была совершенно другая направленность. Мы решили специально для сонного, интеллигентного, очень постсоветского "Октябрьского" сделать программу, которая будет очень интеллигентна. Мы делали это с большим удовольствием, потому что играть со струнным квартетом - на самом деле очень большое удовольствие.
- Другие концерты "Территория АКВАРИУМА" проходили без участия квартета имени Конца тысячелетия?
- Да, конечно. Это друзья нашего скрипача Андрея Сурутдинова, собственно, он один из членов этого квартета. Я бы с удовольствием играл в расширенном составе, но когда мы едем в город Барнаул, например, везти с собой струнный квартет совершенно нереально. Нас и так постоянно просят: пожалуйста, ужмитесь как-нибудь, Борис Борисович, приезжайте один. Но мне это не интересно. Поэтому мы будем играть АКВАРИУМОМ в том виде, в котором он есть. Если у нас будет возможность, мы будем приглашать струнный квартет, симфонический оркестр, хор Советской армии... мы готовы это делать.
- В составе происходили в последнее время изменения?
- Нет, в последние полтора года мы играем именно в таком составе. И у нас по-прежнему нет гитариста.
- Вы ездили в конце ноября в Индию вместе с Аленой Свиридовой и Андреем Макаревичем. Какие цели были у этой поездки?
- Андрей давно хотел именно с нами, не сам по себе, съездить в Индию. И Алена вместе с ним поехала, то есть это была неплохая компания. Это был отдых, условно говоря, это можно назвать легким туризмом. Мы ездили по всяким местам, где есть разные интересующие меня люди, или ситуации, или просто места сами по себе.
- АКВАРИУМ принимал участие в концерте "Брат-2"...
- Участие АКВАРИУМА в любых мероприятиях не портит эти мероприятия. Сам фильм я не смотрел. Нас попросили сыграть, мы подумали, что поскольку у нас есть связь с Real Records по поводу пластинки "Пси", мы решили, что сыграем три песни и посмотрим, как это будет... Нам это было интересно, хотя я не люблю играть в "солянках", но попробовать себя на одной сцене с массой коллективов совсем другого поколения -- забавно.
- Это "мероприятие" несло в себе какую-то идею...
- Я думаю, что наше участие эффективно опровергло эту идею. Мы известные провокаторы, любая идеология, которая с нами сталкивается, очень быстро сходит к нулю. Мы предельно антиидеологичны.
- Концерт "КИНОпробы" был преподнесен как важнейшее событие уходящего века. Каково ваше отношение к этому проекту?
- У меня нет никакого отношения к этому проекту. Мы записали одну песню Цоя для этих двух альбомов, потому что мы и так несколько его вещей недавно для собственного удовольствия начали играть. К концерту мы никакого отношения не имеем. Но мне кажется, хорошо, что мы наконец-то стали исполнять песни друг друга. Я всегда этого хотел, спустя несколько десятков лет я этого дождался. У нас появилась своя классика.
- Ваши песни, альбомы с уверенностью можно отнести к нашей классике...
- Изнутри этого не понять, я сижу на этом кресле и не чувствую себя живым классиком...
- С чего АКВАРИУМ начнет новый год?
- Пока сложно сказать, потому что у нас есть два больших направления, которыми мы собираемся заниматься, и в данный момент мы занимаемся совершенно другим, как всегда. То есть мы знаем, чем мы хотим заниматься, но пока в качестве развлечения занимаемся совершенно другим. А планы у нас уже есть большие.
- Вы пока не раскроете секрет, что от вас в ближайшее время можно ждать...
- Я бы с удовольствием раскрыл или не раскрыл секрет, но суть в том, что я этого не знаю. У нас как всегда очень много желаний, но что из этого реализуется, пока сказать сложно. Сегодня только второй рабочий день в этом году, и куда нас занесет, мы пока не знаем. Мы будем играть концерты, это факт. Но какие они будут, мы как раз сейчас определяем. Понятно, что это будет не то, что было в прошлом году, но до какой степени все изменится... мы сами это ищем.
Все, что мы делаем, это так или иначе подход к новым альбомам, новым работам. Мы постоянно что-то делаем в студии, может быть, это во что-то выльется.
- На альбоме "Территория" практически нет новых песен...
- Там четыре песни, которые не были записаны и их мы никогда не играли на концертах: "Чкалова", "Горный хрусталь" мы с АКВАРИУМОМ никогда не играли на концертах; "Новую песню о Родине" тоже не играли. Мы специально добавили туда несколько песен, которых нигде больше нет.
- Переход в новое тысячелетие...
- Думаю, об этом уместно будет спрашивать лет через двести... Настроение у меня отличное. Я открыл для себя одну интересную вещь - "Napster". Это замечательная система обмена музыкальными файлами. И я сейчас открываю для себя все прелести "Napster'а", хожу радуюсь, как ребенок. Я нахожу музыку, которая, я считал, не существует уже в природе -- и совсем новые группы, и совсем старые, к чему у меня раньше не было доступа.
- Через АКВАРИУМ постоянно проходит много музыкантов, они не то чтобы уходят, а находятся где-то рядом. Возможно ли, что с кем-нибудь из тех, с кем вы играли на протяжении долгих лет, вы будете играть еще? Был такой кратковременный проект с MC Кошкиным...
- Для меня АКВАРИУМ - это все-таки не столько банда, сколько люди, играющие определенную музыку в определенное время. То, что мы делаем, в меньшей степени зависит от личных привязанностей, а в большей степени от того, что мы хотим делать. Но также непременным условием является то, чтобы у людей были хорошие личные отношения, потому что для меня АКВАРИУМ является семьей фактически. Я не ориентируюсь на то, какого человека я сейчас хотел бы видеть, какого не хотел, а ориентируюсь на то, какую музыку мы сейчас играем.
- Было какое-то событие в прошлом году, которое произвело на вас впечатление, которое вы считаете важным?
- Меня мероприятия не интересовали в советское время и не интересуют сейчас эти проявления черт "совка" в современной жизни. Если люди хотят "совок" - пожалуйста, пускай живут в "совке"... Событием в музыкальном мире для меня стало то, что постепенно власть звукозаписывающих компаний и продажа музыки за деньги приходят к концу, потому что сейчас появилось огромное количество людей, которые свою музыку бесплатно выставляют в Интернете, и с ними ничего не поделать. Поэтому для меня так важно появление такой системы, как "Napster", которая позволяет получать бесплатно любую музыку и делиться ею. Для меня важно, что мы сами выставляем свою музыку бесплатно, и огромное количество людей делают тоже самое. Я очень радуюсь попытке ряда наших коллег в "совке", в "постсовке" продавать свою музыку через Интернет -- это смешно. Когда мы начинали записывать свою музыку, не было и речи о том, чтобы продавать ее за деньги. И поэтому, мне кажется, тогда появилось довольно много народу, которые теперь чем-то стали. А потом, когда люди стали интересоваться тем, как продать свою музыку, почему-то количество интересной музыки упало до ноля. И я очень радуюсь появлению новой волны, которая опять не думает о том, как продать себя, а которая делает музыку, считая это счастьем. Дэвид Боуи правильно сказал, что продавать можно футболки, а музыку нужно выставлять бесплатно, я с этим совершенно согласен.
- У АКВАРИУМА были концерты, которые вы считаете неудачными?
- У нас бывают иногда концерты, на которых не все получается, как я хочу, но даже самые неудачные концерты, на мой взгляд, по звуку или чему-то еще, они нас чему-то учат, поэтому мы учимся и это нам интересно. И с этой точки зрения у нас не было неудачных концертов. Могли быть проблемы по звуку, по аппаратуре, по чему-то еще, но все это идет к нам в "копилку", и это бывает очень интересно. Мы же не работаем...
- У вас, наверное, есть места, где вам особенно приятно выступать?
- Играть мне приятно везде. Да, конечно, мне приятнее всего играть в России. Но, судя по результатам последних двух месяцев (как бы мировой тур, который у нас получился -- США, Германия и Япония, фактически мировой тур), везде было очень хорошо.
- На всех концертах была русскоязычная публика?
- В основном была русскоязычная публика, но в Японии пришло достаточно много японцев, удивительное количество, я не ожидал этого. И они завелись, хотели еще. К нам поступили предложения о новых концертах. Многие музыканты уже давно постоянно выступают за границей, АУКЦЫОН чаще играет в Германии, чем в России. Мне интереснее в России, хотя здесь намного хуже с аппаратурой и со всем остальным. По-моему, здесь мы нужнее. Но когда появляются такие интересные отклонения от обычного курса, то почему бы не сыграть где-нибудь еще?
- Очень богат был ушедший год на празднование различных юбилеев...
- Я, естественно, не люблю таких концертов, потому что, по-моему, музыканты перепутали себя с ЦК КПСС, все начинают отмечать юбилеи. Юбилеи отмечают только пенсионеры. Если они хотят записать себя в пенсионеры - пожалуйста, это их право. Но мы не ЦК КПСС и никакого отношения к нему не имеем. Я был на концерте Пола Саймона, на концерте Everlast, мы ходили по блюзовым клубам -- это меня интересует. По-моему, у нас очень много помпы, на самом деле, мания величия практически у всех музыкантов заставляет их считать, что они -- общественное учреждение, нужное народу, как ЦК КПСС, и поэтому всем интересно, сколько они играют, всем интересно, какое очередное выдающееся обращение они адресуют народу. У нас нет такого заблуждения. Мы -- семь человек, которые играют музыку, нам интересно играть ее из концерта в концерт, независимо от того, первый это концерт, сороковой или сто восьмидесятый, играем мы десять лет или сорок лет. Важно то, что происходит сегодня, а все остальное, по-моему, наследие советской власти. Почему мне должна быть интересна группа, если она играет вместе пятьдесят лет? Мне интересно, что они играют, а не какой заслуженный у них при этом стаж.
- Новые группы интересные появились?
- Среди русских -- нет, поскольку, к сожалению, пока все еще идет отставание, разрыв наших музыкантов со всем остальным цивилизованным миром. Конечно, он уменьшается. Все играют музыку, которую там играли пять, или восемь, или сорок лет назад. Мы позволяем себе играть то, что мы делаем сейчас, потому что мы делали и то, и то, нас сложно обвинить в том, что мы новомодные или старомодные... нам все равно. Но мне кажется, что молодые группы могли бы более внимательно смотреть на то, что сейчас делается в мире. Мне сейчас очень интересуют некоторые зарубежные группы, гораздо больше, чем все то, что есть сейчас у нас. Я очень надеюсь, что в ближайшее время появится наконец какая-то группа, которая будет впереди планеты всей. Мне очень хочется, чтобы кто-нибудь из русских был впереди планеты всей. А то они все время сидят в тени западных братьев.
- Многие группы чего-то достигли за год...
- Кто?
-...Земфире дали медаль или орден за вклад... на родине...
- Ну, опять ЦК КПСС! Я очень рад за Земфиру, я очень ее уважаю, и за Башкирию рад. Но, по-моему, этим не ограничивается цивилизованная Вселенная. Мне кажется, что средний диск-жокей из Манчестера умеет и знает больше, чем двадцать тысяч наших групп вместе взятых. И мне обидно, что это так. Почему все предпочитают быть третьим сортом, я не знаю. Хотелось бы, чтобы этот изменилось...
- Это национальная особенность...
- Лень? Лень и расп... во? Да, это национальная особенность. Но хорошо бы, чтобы были исключения из этого правила. Так что я жду, жду новой музыки.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 04 за 2001 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета