DJ Toник Я за то, чтобы рынок был легальный
Справка"Grandmaster DJ \\\\\\\\\\\'97" (Москва), 1-е место в категории "Скрэтч".Проекты: ЛЕГАЛЬНЫЙ БИЗНЕ$$ (Москва), совладелец магазина "Пластмасса" (Санкт-Петербург).
- Расскажи, как ты стал ди-джеем? Как это все начиналось?
- На моей памяти, это был 1994 год, тогда я этим всем заинтересовался, потрогал руками, понял, что в этом что-то есть. А началось все с того, что подвернулся комплект проигрывателей по хорошей цене. Это были "Gemini". Сначала играл хаус, потому что эту музыку можно было играть в клубах, хотя до этого плотно сидел на хип-хопе. А в 1995-м впервые услышал drum-n-bass, и это было для меня откровением, эта музыка была более близка к тому, что хотелось бы играть. К тому же ее можно легко сводить с хип-хопом. И у меня была такая фишка -- я играл пополам drum-n-bass и хип-хоп, то есть я все время подмешивал что-то вроде американского рэпа в английский drum-n-bass. Где-то что-то "пилил", что-то накладывал. И это оказалось интереснее всего. Как раз в этот момент в руки ко мне попала кассета с записью соревнований международных DMC. Я как увидел, че там парни творят! Я понял, что мне надо всему этому научиться. И стал потихонечку вбирать в себя всю эту технику.
В 1997 году мне позвонили ребята из Москвы: "Не хочешь приехать к нам на фестиваль-соревнование ди-джеев "Grandmaster DJ"?". Я говорю: "Да! Почему бы нет?". Я был тогда в очень хорошей форме -- занимался где-то по пять часов в день. Приехал на соревнование, и получилось так, что выиграл то, что хотел выиграть -- "Grandmaster Scratch". Недавно, кстати, пересматривал эту кассету.
После этого дальше все пошло больше в сторону хип-хопа. Я понял, что мне это интересно, я в этом разбираюсь, люди приходят специально на хип-хоп. Стал меньше играть drum-n-bass. Начал выступать с какими-то двадцатиминутными скрэтч-выступлениями, какими-то концертами, то есть не настоящими концертными вариантами, но это были и не ди-джейские сеты, а что-то такое, что заставляло людей почувствовать именно концерт. Потихонечку работал с группами разными, например, DA-108. Это была, по-моему, уже третья команда, до этого я работал с джазовыми музыкантами. Они играли джаз, а я им где-то делал биты, "пилил", где-то что-то вставлял. До этого была еще команда, играли гитарный хардкор, я с ними писал какие-то песни. Со временем я стал больше ездить в Москву. Потом пришла идея создать ЛЕГАЛЬНЫЙ БИЗНЕ$$. В то время я часто посиживал в студии. Со временем я совершенно забил на drum-n-bass, он вдобавок еще изменился, мне кажется, в худшую сторону. Появились более индустриальные, более холодные звуки. Музыка стала более мертвой, и поэтому с drum-n-bass я окончательно слился. Вдобавок стало интереснее писать что-то свое, чем играть чужое.
- А как ты попал в ЛЕГАЛЬНЫЙ БИЗНЕ$$?
- Просто пришла идея создать такой проект. Мы созванивались, разговаривали. Потом я приезжал в Москву, мы что-то пробовали и видели, что из этого получается толк. Первый наш альбом, я считаю, был экспериментальный. Эксперимент над хип-хопом. Эта грядка BAD B. АЛЬЯНС началась с ЛЕГАЛЬНОГО БИЗНЕ$$А. Это был первый проект, с которого начался альянс.
- Ты считаешь себя питерским или московским ди-джеем?
- Считаю питерским, хотя я живу в Москве. С ди-джеями в России ситуация такая -- ди-джейство самое сильное в Питере. И очень много мозгов ди-джейских из Питера. В Москве они все равно черпают свою энергию из Питера. Начало идет из Питера. В Москве нет особого поля для экспериментов, играют там спокойно одну и ту же музыку, получают свою "бабку", и рыпаться им некуда, потому что, как правило, если ди-джей начинает экспериментировать, делать то, что ему интересно, а не делать то, что интересно клубу, -- клуб от него отказывается. Такая штука. Но мне трудно судить об этом. Здесь я не играю в клубах вообще, только на больших концертных площадках. Поэтому их житуху я вижу только со стороны. Ну а в Питере ди-джейство денег все равно толком не приносит, и поэтому главным остается творчество.
- Есть какие-то проекты, которыми бы ты хотел заняться, но не хватает времени, денег или еще чего-то?
- Есть проекты. Одним из них я уже занялся, даже есть записанный альбом, но, видимо, к сожалению, он не выйдет в силу того, что там много сэмплов.
Есть такой проект ТРИ ДИ-ДЖЕЯ, в принципе, там не три ди-джея, а намного больше, но основной костяк - это я, L.A., Штакет и 108. Делаем... это не столько хип-хоп... это музыка вообще. То есть основа, приемы из хип-хопа, но это уже шире, чем хип-хоп. На некоторых треках барабан записан только с использованием пластинок, все вручную, все звуки играются только с вертушек, причем они не сэмплируются, а извлекаются из проигрывателя, как из музыкального инструмента. Я думаю, мы приедем и все это покажем.
- Хип-хоп и брейк-данс тесно связаны, кого ты считаешь лучшими би-боями в России?
- Мне сложно судить по всем этим профессиональным гребенкам, потому что я не настолько в этом живу. Но я знаю многих из них, знаю давно. Вижу, как ребята развиваются, вижу, как появляются молодые, но я считаю, что старые все равно круче. Потому что они прочувствованно все это делают и очень стильно, что самое главное. Мне очень нравится Топор. Потом питерец Костя Брэдис из JAM STYLE & DA BOOGIE. Потом, этого персонажа я знаю давно, это Вольт, тоже из Питера, команда КЛИНЧ МАСТЕР. Есть такой еще Вован, кто-то знает его как Бэн Ган -- здоровенный, высоченный би-бой. Всегда красиво очень смотрится, как он танцует. Видел Лимона с его crew -- очень даже неплохо.
- А какое отношение ты имеешь к питерскому магазину "Пластмасса"?
- Магазин "Пластмасса" делали Леша и Андрей Хаасы, еще в долях были какие-то ребята. Все загнулось. Немножко не те люди этим занимались. Вот мы и решили его возродить, сделать второй магазин "Пластмасса". Делали втроем, потом нас осталось двое. Затем мы с Лешей Хаасом уехали в Москву. У Леши тут свой бизнес, у меня свои дела. И в принципе магазином заниматься времени особо нет. Но он работает, скажем так, как точка "Vestax" -- в нем продается ди-джейское оборудование, и когда у меня есть время, завожу туда какие-то пластинки. Денег он мне не приносит. Кто-то в него приходит, что-то покупает. Иногда сам что-то покупаю там. Магазин существует, есть не просит.
- Твое мнение о пиратстве?
- Почему многие ноют: "А, в России плохая музыка". У нас пиратский рынок. Единственная возможность зарабатывать деньги от занятий музыкой -- концерты. С дистрибьюции эти деньги не зарабатываются, потому что они пиратятся. За границей есть возможность заниматься экспериментами, продавать диски небольшим тиражом и заниматься этим дальше. Пока у нас будет пиратский рынок, будет такая ситуация: засилье поп-музыки, засилье порнографии музыкальной. Но наша грядка BAD B. АЛЬЯНС должна пробить эту тему. Возможности для этого есть. Я за то, чтобы рынок был легальный.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 03 за 2001 год в рубрике музыкальная газета