Забэйда-Сумiцкi, Мiхась
Ластаукi у стрэсе

(p) & (c) 2000 BMAgroup
31tks/74mins
Ша! Вот оно - еще одно белорусское чудо: первое на родине издание блестящего собрания раритетов прославленного певца... прямо к столетию со дня рождения. Не поздно ли? А что ж родина-то молчала, когда гениальному тенору рукоплескал мир: он имел успех на оперных сценах Милана и Харбина, Берлина и Праги, его диски издавались и продавались в Великобритании и Польше, в Канаде и США... Где была родина все это время?
Да вот какая проблема: "Сталинский райпромкомбинат", который клепал в Беларуси диски в 50-е годы, не очень-то чтил гениев, которые встретили победу в 1945-м прямо в Берлине, но... прямо в очаге российских бомбежек. Да и позже, когда разобрались, что Забэйда-Сумицкий все же не носил форму Вермахта, а просто в январе 1945-го ему с М. Куликовичем-Щегловым, именитым артистом, выпал jam-session в студии Берлинского радио, все равно фирма Мелодия постеснялась покупать лицензии на белорусский импорт у ненавистных Deutsche gramophone (Гамбург), Odeon (Лондон) и прочих буржуев. Слава Богу, хоть разок приехать позволили в 1963-м году на новую теперь родину. Но надо же - этот наглый белорус так и не согласился принять советское гражданство, да так и умер в Праге в 1981 году, где и похоронен.
Но кончилась Советская Беларусь. Кончилась и проблема с советским гражданством, а главное - появились в Беларуси белорусские издатели, в творческие планы которых и вписался прекрасным образом этот блестящий тенор.
Кстати, чувствуете, как все своевременно? Мы тут как раз переживаем моду на оперных теноров (Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Хосе Каррерас), а тут и свой отыскивается! Да еще какой! Ведь если братки Лучано и Пласидо в юности просто молились на Тито Скипа, то Михась наш просто дружил с ним, когда работал в труппе миланского театра "La Scala". А только он пришел туда после смерти Энрико Карузо, итальянская пресса засвидетельствовала: "Есть новый Карузо!...".
Правда, проблема нового издания все-таки есть: компания "БМАgroup" хоть и смогла подготовить самое полное на сегодняшний день собрание раритетов М. Забэйды-Сумицкого (аж 74 минуты), но все это - исключительно белорусские песни и романсы, тогда как даже в фильме Ричарда Ясинского "Вяртанне Мiхася Забэйды" (1990) звучит немало прославивших это имя классических оперных арий. А пел он на 18-ти языках мира.
Впрочем, этот диск - только начало задуманной издателями серии "Беларускi музычны архiу". Ждем продолжения.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 02 за 2001 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета