Sayer, Leo
Представление должно продолжаться


Композитор, вдруг запевший сам, особого удивления не вызывает: такое в популярной музыке встречается сплошь и рядом. А вот вокалист, который поначалу приобрел известность в качестве автора песенных текстов, - случай довольно редкий. Если добавить к этому, что почти на десять лет вышеупомянутый певец-текстовик стал завсегдатаем верхних ступенек международных хит-парадов и собрал внушительную коллекцию "золотых" и "платиновых" наград, то явление вообще начинает выглядеть очень незаурядным.

Лео Сейер (Leo Sayer) родился 21 мая 1948 г. в городе Шорем, графство Суррей. Будучи студентом художественной школы, организовал группу TERRAPLANE BLUES BAND. Позднее переехал в Лондон, где работал типографским дизайнером и даже разработал три собственных шрифта. В свободное время подрабатывал пением на улицах и выступлениями в фолк-клубах.
В 1971 году Лео собрал группу PATCHES, менеджером которой стал Дейв Кортни (Dave Courtney). Эти двое и составили композиторский тандем: первый сочинял стихи, второй - музыку.
В прошлом Кортни связывали деловые отношения со знаменитым в начале 60-х гг. певцом и актером Адамом Фейтом (Adam Faith), который хоть и закончил к тому времени карьеру вокалиста, однако из музыкального бизнеса не ушел. Фейт послушал новоиспеченный ансамбль, но музыканты не произвели на него особого впечатления. Хотя... в молодом человеке с редким для поп-музыки именем Лео, пожалуй, что-то было. Фейт согласился попробовать себя в роли менеджера Сейера. И будущий певец начал репетировать музыкальный материал, всецело сочиненный им и Кортни.
Репетиции проходили в студии, открытой незадолго до этого Роджером Долтри (Roger Daltrey), солистом знаменитых WHO. Маэстро послушал песни - и решил ни много ни мало взять их все до одной для своего первого сольника: в конце концов, их (сольников) у его коллег по группе было уже аж три: один у Тауншенда и два у Энтуистла. Используя пятерку тех же музыкантов, с которыми репетировал Сейер, Долтри записал диск, который и вышел в апреле 1973 г. Материал альбома довольно сильно отличался от того, что делали WHO, но вопреки (или благодаря?) этому диск Долтри стал бестселлером, поднявшись до 6-го места британского хит-парада. И альбом, и сингл из него с "Giving It All Away" - балладой, выдержанной в "элтон-джоновском" ключе - стали самыми успешными пластинками за всю сольную карьеру Долтри (сингл занял 5-е место).
Хотя рука тянется написать "о Сейере сразу заговорили", это будет неправдой. Потому что авторы песен почти всегда остаются в тени исполнителей - и наш случай не является исключением: заговорили скорей об успешном дебюте Долтри. Другое дело, что успех его пластинки дал толчок и сольной карьере Лео Сейера: он начал записывать свой собственный альбом. Первая "пилотная" сорокапятка "Why Is Everybody Going Home", выпущенная фирмой Chrysalis, прошла незамеченной, зато вторая, "The Show Must Go On" (нет-нет, никакого отношения к QUEEN!) - битовая баллада с причудливой мелодией и трагическим надтреснутым вокалом - стремительно ворвалась в британский хит-парад и поднялась до 2-го места. В США лишь кавер-версия этой композиции, сделанная группой THREE DOG NIGHT, помешала Сейеру покорить заморский музыкальный рынок.
Первая половина 70-х - время "глэм-рока" с его фантастическими сценическими образами. Вспомните Элиса Купера с удавами и эшафотами, Гари Глиттера в серебряных люрексовых комбинезонах и сапогах на чудовищно высокой платформе или Дэвида Боуи, косящего под инопланетянина. Лео Сейер дебютировал на сцене в костюме и гриме клоуна - с белым "заштукатуренным" лицом, подведенными глазами и большими красными кругами на щеках. (Правда, некоторое время спустя артист отказался от этого имиджа.) То ли песня "The Show Must Go On" была написана "под образ", то ли образ родился из песни, а может, и то, и другое появилось одновременно - это нам неизвестно.
В самом конце 1973 года поступил в продажу и дебютный альбом певца "Silverbird", все 11 песен которого были сочинены тандемом Сейер-Кортни. Манеру исполнения Лео Сейера трудно назвать оригинальной: ниша "фортепианного рокера" была уже года три как занята сами знаете кем, однако что мешало герою нашего рассказа претендовать на звание "второго Элтона"? И правда, иногда Сейера довольно трудно отличить от Элтона Джона, но что было действительно примечательным в пении артиста, так это его вокал - во многих песнях пронзительный, доходящий до фальцета и напоминающий "кукольный" голос, которым обычно разговаривают персонажи детских мультфильмов. Он-то и стал фирменным знаком "печального клоуна".
Пластинка "Silverbird" поднялась до 2-й позиции британского чарта. Вторым синглом певца стала песня "One Man Band" - одна из тех, которые записал ранее Долтри (и действительно, чего добру пропадать, если тот выпустил ее на обратной стороне своего прошедшего незаметным малого диска "It\\\\\\\\\\\\'s A Hard Life"?). Летом 1974 г. сорокапятка с версией Сейера достигла 6-й позиции.
Третий сингл, "Long Tall Glasses", принес певцу долгожданное признание за океаном (9-е место в США и 4-е в Англии). Осенью последовал и второй долгоиграющий диск "Just A Boy" с 10-ю песнями Сейера-Кортни. На нем Лео записал и свою интерпретацию "Giving It All Away". Альбом поднялся до 4-го места и получил "золотую" награду в Англии. На этом сотрудничество Лео Сейера и Дейва Кортни закончилось: последний решил заняться собственной карьерой и отвалил на "сольные хлеба".
Далее судьба сводит Лео с бас-гитаристом SUPERTRAMP Фрэнком Фарреллом (Frank Farrell), и они пишут материал для нового альбома Сейера, который получает название "Another Year" (1975). Но в конце года певец решает выпустить синглом свою версию классической битловской композиции "Let It Be". Увы, не всем удается сделать то, что совершил когда-то Джо Кокер, поставивший публику на уши своей надрывной интерпретацией незамысловатой песенки Леннона-МакКартни "With A Little Help From My Friends": в исполнении Сейера заглавный номер последнего альбома BEATLES вышел довольно вялым и анемичным, даже несмотря на "фирменный" вокал, и был совершенно проигнорирован меломанами, в итоге не коснувшись и низших ступенек списков бестселлеров.
Для записи четвертого альбома своего подопечного Адам Фейт решает прибегнуть к услугам знаменитого американского продюсера Ричарда Перри (Richard Perry), на счету которого к тому времени были хитовые диски Р. Старра, Б. Стрейзанд, Г. Нильссона, К. Саймона и еще нескольких тогдашних звезд первой величины. В 1976 г. Лео Сейер отправляется за океан и начинает в Лос-Анджелесе работу над своей очередной долгоиграющей пластинкой.
Запись продолжалась более полугода. Среди музыкантов, написавших песни для диска - такие профессионалы со стажем, как Барри Манн, Синтия Вейл и Кэрол Сэгер, а также талантливые музыканты типа Вини Пончия (Vini Poncia). (Последний из названных является соавтором нескольких песен Ринго Старра.) Сейер представлен в качестве автора текстов лишь на половине из 10 номеров альбома, получившего название "Endless Flight".
Вышедший осенью 1976 г. первый сингл альбома, "You Make Me Feel Like Dancing", выдержанный в модных тогда диско-ритмах с коронным "кукольным" вокалом, немедленно поднялся на высшие позиции как в Англии (2), так и в США (1), а последовавший за сорокапяткой альбом очень скоро удостоился в обеих странах "платиновой" награды. На Британских островах долгоиграющий диск провел в хит-парадах 66 недель, в Америке - 51. Альбомы Элтона Джона того периода не тянут и на четверть от этих показателей. Супермедленная и суперсентиментальная баллада "When I Need You" из этого же диска заняла 1-ю позицию чартов по обе стороны Атлантики в начале 1977 года.
Это был пик карьеры Лео Сейера, после которого, как известно, следует спад. Новый альбом, "Thunder In My Heart", поступивший в продажу осенью того же года, получает "золотую" награду на родине, но в США, где певец проводил в этот период большую часть времени, не дотягивает и до тридцатки хит-парада (37-е место).
На рубеже 70-80-х гг. певец воссоединяется со своим бывшим коллегой Дейвом Кортни, которому так и не удалось блеснуть "на стороне". Результат, однако, не оправдал ожиданий: альбом "Нere" (1979) не поднялся выше 44-го места. Зато Сейер неожиданно приобретает немало поклонников в стране "развитого социализма": в 1980 году его диск был выпущен и в СССР. (Кстати, аннотацию к нему написал Артем Троицкий.) В лицензионный альбом, включавший 13 номеров, вошли в основном хиты певца (хотя почему-то отсутствовали "The Show..." и "Оne Man Band"), а также сейеровская версия "Let It Be", не попавшая ни в один из номерных дисков артиста и редко встречающаяся в его сборниках.
В 1980 г. Сейер начинает сотрудничество с известным продюсером, мультиинструменталистом и композитором Аланом Тарни (Alan Tarney). Из 10 композиций нового альбома 9 написано ими либо совместно, либо одним Тарни, а одна явилась кавер-версией композиции 1961 года "More Than I Can Say" американского певца Бобби Ви (Bobby Vee). Выпущенная синглом, интерпретация вышеупомянутой песни стала последним крупным сингловым хитом певца (2-е место в Англии и США). Попутно Тарни сочиняет с Сейером песню "Dreaming" для другого своего "клиента" - знаменитого Клиффа Ричарда (Cliff Richard). При том, что пластинки Ричарда крайне редко попадали в заокеанский хит-парад, "Dreaming" все же сумела подняться в США до 7-й позиции (даже на одну ступеньку выше, чем на родине).
Вторая половина 80-х - не самый удачный период в карьере Лео. Бестселлеры иссякли, прекратилось долголетнее сотрудничество с фирмой Сhrysalis. Дошло до того, что певцу самому пришлось финансировать свои гастроли по стране. Единственным значительным событием в жизни Сейера в то время стало участие в мюзикле "Time" (1986), написанном знаменитым рокером 60-х гг. Дейвом Кларком (Dave Clark). (Среди других участников - Cliff Richard, Freddie Mercury, Dionne Warwick и Stevie Wonder.) Судебная тяжба с Адамом Фейтом, теперь уже бывшим менеджером артиста, по поводу невыплаченных гонораров окончилась тем, что Сейеру удалось получить некоторую компенсацию, хотя, по сообщениям, запрашиваемая им сумма была куда больше. Зато певец сумел вернуть права на свои старые записи и композиции.
Лишь в 1990 г. Лео Сейер вернулся к студийной работе, записав на фирме EMI альбом "Cool Touch". Хотя диск и не вошел в хит-парады, сборник "All The Best", выпущенный Сhrysalis в 1993 г, доказал, что поклонники таланта артиста на Британских островах еще не перевелись (26-е место).
В 1998 г. состоялось грандиозное турне Сейера, а в 99-м вышел его концертный диск "Live in London". А значит, еще ничего не потеряно. В конце концов, не сам ли он спел когда-то о том, что "представление должно продолжаться"?


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 02 за 2001 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета