Travis энциклопедия описала их идеально
"Сейчас в Британии многие группы пишут песни изголовы. Они много думают об этом и не используют то, что диктует им сердце.А ведь песня может действительно тронуть человека только тогда, когда онаидет от сердца. Если же вы сочиняете только с помощью ума, ну что ж - выпросто отличный актер."
Фрэн Хили
Fran Healey (Фрэн Хили) -
вокал, ритм-гитара (23.07.73);
Andy Dunlop (Энди Данлоп) - гитара (16.03.72);
Dougie Payne (Дуги Пэйн) - бас (14.11.72);
Neil Primrose (Нил Примроуз) - ударные (20.02.72).
"... воплощает образы действительности в их красочном богатстве иблеске ... очень наглядны и убедительны для воспринимающего... воспроизведениеобъема предметов... глубины изображаемого пространства... самый высокийполет художественной фантазии... способность запечатлевать и раскрыватьсложный мир человеческих чувств, переживаний, характеров, передавать тончайшиеоттенки настроения, неуловимые мгновения в жизни человека..." Стоп!Откуда в этом толстенном энциклопедическом словаре рассказ о TRAVIS?! Неможет быть - ведь издан он в 1983 году! Что? Это не о них? А О ЧЕМ?!? Ах,о "живописи". Ну что ж, возможно. Впрочем, слово TRAVIS на егоместе смотрелось бы лучше.
Intro
В принципе, на этом я мог бы и закончить - энциклопедия описала их идеально,хотя и несколько сухо. Придется разбавить, тоником...
Фрэн родился в Стаффорде. Ко второму в его жизни дню рождения родителипреподнесли ему "подарок" - они развелись, и мать с Фрэном переехалав родной для нее Глазго. "Сколько себя помню, всегда рисовал. Я пошелв художественную школу и, мечтая стать художником, писал песни. У меняполучалось доводить их до конца, и, наверное, поэтому я этим и занимаюсьсейчас. До сих пор удивляюсь, как иногда круто может измениться жизнь ..."
В школе Фрэн играл в группе SUN GODS (кое-кто из одноклассников до сихпор помнит "незабываемое" исполнение кавера роллинговской "SympathyFor The Devil"). Уже тогда он стал разрываться между увлечением музыкойи живописью, однако колледжей по подготовке поп-звезд и рок-знаменитостейв Глазго не было, и судьбой было уготовано поступить в художественный колледж.Именно судьбой, ведь в это время на факультете скульптуры учился Дуги Пэйн,а Энди Данлоп готовился стать ювелиром. Местом встречи стал местный бар"Horse Shoe" (вспоминаем, дети, что носит лошадка на ногах? Правильно,подкову... на счастье...), где они познакомились с барменом Нилом Примроузом,мечтавшим стать профессиональным пловцом. У Энди уже была группа, но что-тоне клеилось. Поразмыслив, Данлоп решает, что нужно что-то менять: он позвалХили (Фрэн пел и, главное, писал песни) и вспомнил, что Примроуз как-тообмолвился, что неплохо стучит на барабанах (выросший на родительской коллекциизаписей шестидесятых, Нил старался подражать неистовому Левону Хелму изTHE BAND). Сменив после 1994 года название FAMILY (такая группа уже была)на CUCKOO (кроме Фрэна это название никому не нравилось), новоявленныемузыканты решили остановиться на GLASS ONION (редкая британская группане вспомнит о своих учителях) и пригласить, в конце концов, поигрывающегона басу Дуги. Первыми концертными площадками для них стали небольшие клубыстолицы Шотландии.
Заболев музыкой окончательно, Фрэн решил бросить колледж: он просто неуспевал рисовать. Теперь бывший художник с одиннадцати до семи сочинялпесни в комнатке над баром, где работал Нил, после чего подтягивались Эндии Дуги (в отличие от Хили, они сумели получить высшее образование) и начиналасьрепетиция, часто затягивавшаяся заполночь. "Это похоже на работу фотографа,- говорит Фрэн о своем сочинительстве. - Известные фотографы делают тысячиснимков, из которых два-три оказываются действительно стоящими. Точно также и в музыке. Пишешь тысячи песен, а в лучшем случае потрясающими можнобудет назвать одну-две".
Нельзя сказать, что после этого "клеиться" у музыкантов сталолучше: около года они не выступали - Фрэн всерьез взялся за звучание группы,писал песни, учился играть на гитаре (его интересовало даже то, как онбудет смотреться на сцене с ней, поэтому он часто тренировался не натягиваяструн), искал возможность сделать запись (одолжил у матери 600 фунтов наэто дело) и нашел менеджера - Яна МакЭндрю из WILDLIFE, который работалс BRAND NEW HEAVIES и Тимом Сименоном. Нельзя сказать, чтобы у него былбольшой опыт работы с рок-музыкантами, но большой разницы он не видел:"Я начал работать с TRAVIS после того, как в 96-м встретил в одномиз камденских баров Дуги и Фрэна. Мы записали небольшим тиражом пластинку"All I Want Do Is Rock" и раздали на радио, телевидение и звукозаписывающиестудии. Кстати, группа тогда называлась RED TELEPHONE BOX. Меня воротилоот этого названия, и я все время пытался выяснить, как они назывались раньше.Ребята настаивали на КРАСНОЙ ТЕЛЕФОННОЙ БУДКЕ, и мы нашли компромисс -мы назвали так наш собственный лейбл". А группа назвалась TRAVIS (былтакой герой у Гэрри Стэнтона в фильме Вима Вендерса "Париж, Техас").И тут началось...
На выступлении в эдинбургском клубе "Stones" среди зрителей былспециально пришедший посмотреть на шотландцев представитель Sony ЧарлиПинден. "All I Want Do Is Rock" прошла просто на ура, но где-топосреди второй песни все пошло коту под хвост: два футбольных фаната устроилидраку, началась общая свалка, кто-то вызвал полицию... Короче, Пинденупонравилось и группе предложили перебраться в Лондон. Фрэн вспоминает:"У нас был выбор: мы могли оставаться в Глазго и прозябать дальшелибо окунуться в музыкальный бизнес и стать звездами. Мы решили сжечь всемосты - просто настало время подписывать контракт и зарабатывать деньги".
1 июня 1996 года группа осела в северной части Лондона, сняв дом на четверых(напоминает битлов из "Help"): "Это был очень важно длястановления нас как группы, - говорит Фрэн, - Тогда мы жили одной компанией.И хотя сейчас разъехались по разным районам, мы сохранили то чувство привязанностидруг к другу. Мы очень близки". Вновь выступления в клубах (но ужелондонских!), похвала от "NME" в одном из номеров, приглашениеканалом "BBC2" на шоу "Later With Jools Holland". Иу группы до сих пор не было контракта.
Take 1
Поступок Энди МакДональда объясняется не иначе как сумасшествием. Всентябре 1996 года он бросил свой лейбл Go! Discs (там, где пишутся ПолУэллер, PORTISHEAD и другие звезды) и, основав новый - Independiente, первымивзял к себе в то время мало кому известных TRAVIS. Впрочем, уже через несколькомесяцев эта группа была на слуху: как же, как же - ведь они разогревалиCATATONIA и самих OASIS (представьте себе, за пару недель сменить клубныесцены на битком набитые стадионы; как у них только башни не посносило).И под этот "шумок" 8 апреля 1997 года был выпущен первый сингл"U16 Girls".
Дебютный альбом должен был записываться в Лондоне, но, как назло, парнямне могли найти ни одной свободной студии. Выход был найден продюсером СтивомЛиливайтом - для записи диска группа уехала за океан, поселившись на некотороевремя близ Вудстока (наверное, все ближайшие студии от Бреста до Брестабыли действительно заняты). Вышедший в сентябре "Good Feeling"сразу попал в первую десятку альбомов и получил хорошие отклики критиков.Все пять синглов с него в разное время засветились в Тор 40. TRAVIS былипредставлены на "Brit Awards 98" в номинации "Лучший новыйбританский исполнитель", но в том году их обошли "конкуренты"из STEREOPHONICS (видит Бог, надо было пилить статуэтку).
"Good Feeling" лучше воспринимается, когда слушаешь его "вживую",- отмечает Дуги. А Фрэн добавляет: "Некоторые критики, послушав нашпервый альбом, говорили, что мы этакая группа шизофреников". Сильносказано. Но что-то ненормальное (в смысле "нестандартное") внем было. Альбом открывался проверенным супербоевиком "All I WantDo Is Rock" (как же без нее - как-никак первая написанная группойпесня), как бы задавая настроение на следующие шестьдесят минут. Но чемближе к последней песне, тем отчетливей становилась мысль, что не все такпросто и громко, как кажется на первый взгляд. За гитарными аккордами скрывалсянастоящий художник (ага! а еще скульптор и ювелир), талант которого особенноярко проявлялся в тягучих и грустных балладах. В таких песнях сначала Фрэнраскрашивает ваше сознание, затем Дуги придает ему форму, после Энди ограняетего, а Нил... Нил... э-э... ну должен же хоть кто-то, черт побери, стучатьв группе на ударных, так почему бы этого не делать бывшему бармену, у которогоэто, кстати, отлично получается.
А Фрэн таки научился управляться со своей гитарой. Как-то на одном из выступленийпропало напряжение, и народ уже подумывал расходиться, как вдруг Фрэн выдалпотрясающе красивую акустическую версию "She's So Strange". Надоли говорить, что все, кто успел выйти из зала, тут же вернулись.
Take 2
Отыграв серию концертов, летом 1998 года группа отправляется записыватьновый материал. "Если серьезно, то первый альбом был записан за четыредня. Вот и получилась такая сумасшедшая запись, - комментирует Дуги. -Второй записывался шесть месяцев в шести разных студиях, с использованиембольшего числа инструментов. И получилась неожиданно цельная работа".По приглашению продюсера Майка Хэджа первый месяц TRAVIS провели в студии,расположенной в Нормандии, на севере Франции. Энди до сих пор вспоминает"три недели сыра, хлеба, текилы и падающих звезд каждую ночь".Поиск нового звучания продолжился в разных лондонских студиях под чуткимруководством продюсера Найджела Годрича (он "виноват" в звучаниипоследних работ RADIOHEAD, R.E.M., PAVEMENT). Так появились параноидально-депрессивная"The Fear" и неторопливая, с гипнотизирующими аккордами на фортепьяно"As You Are". Для создания эффекта автомагнитолы в "SlideShow" группа пыталась записываться, катаясь по улицам лондонских предместий.Остановились на студийном варианте, но с наложением дверных хлопков и звукомзажигания автомобиля Нила. Перевести куплет на французский в завораживающейсвоей траурностью "Last Laugh Of The Laughter", помогли пятеропарней из Франции, которых Фрэн повстречал во время скучного путешествияпо Израилю.
По мнению Фрэна, "The Man Who" получился скорее альбомом "всебе", чем "из себя". Однако это не помешало им выпуститьк нему четыре сингла, которые один за другим с завидным постоянством занималивысокие места в чартах. Если первый альбом был гремучей смесью из NIRVANA,Рода Стюарта, OASIS, WET WET WET и RADIOHEAD, то второй напоминает сразуPLASTIC ONO BAND, Саймона и Гарфанкела, Жака Бреля, Дэвида Боуи (временальбома "Hunky Dory") и Энио Морриконе. "По-моему, я никогдане стремился знать все о музыке других музыкантов, - рассказывает Фрэн.- Иначе начинается непроизвольное копирование. Если же ты ничего о нихне знаешь, у тебя гораздо больше шансов сделать что-либо оригинальное"."По правде говоря, нам не нравится инди, - объясняет Нил. - Потомучто он стал слишком посредственным и предсказуемым. У нас большая коллекциястарых групп, игравших настоящий рок-н-ролл, и единственный современныйальбом, который мы часто переслушиваем, это "The Bends" RADIOHEAD".
"Такое ощущение, что мы выросли из детсадовского возраста и пошлив начальную школу. Стало меньше веселья и появилось больше работы".Фрэн стал философичнее ко всему относиться, по каждому вопросу у него естьсвое собственное мнение. Все его чувства выложены для всеобщего обозрения,и создается впечатление, что ты знаешь этого человека очень близко: "Этотальбом получился немного взрослее, но если послушать последнюю песню на"Good Feeling", а затем сразу поставить первый трек с "TheMan Who", вы почувствуете, что они связаны".
Альбом, после релиза 24 мая 1999 года, попал на первое место и долгое времяуспешно отбивал нападки соседей по чартам. Первый канал британского радиоподметил очень интересную взаимосвязь между "The Man Who" и цифрой13. На тринадцатой неделе он занимал 19-е место, самое низкое за все время.Миллионный экземпляр диска был продан через тринадцать недель после того,как он первый раз занял первое место. А еще через тринадцать недель былообъявлено, что продано два миллиона экземпляров записи (ох уж эти суеверныеангличане).
"Brit Awards 2000" стал синонимом слова TRAVIS. Можно говоритьодно и подразумевать другое. Две самых значимых награды, "Лучший британскийальбом" и "Лучшая британская группа", по праву досталисьшотландцам. Однако TRAVIS не интересует слава, личная популярность. Имгораздо важнее популярность того, что они пишут. Дуги сравнивает многихмузыкантов с "художниками, которые становятся перед своей картиной,мол, посмотрите на меня, это я ее нарисовал. Но на самом деле ему все кричат,типа, отвали, не видно же ничего". Фрэн всегда говорил, что "намне нравятся такие игры. И даже когда нас уже не будет, наша музыка останется".
Take 3
Заключив "пакт о ненападении и военной взаимопомощи" с OASIS,"агрессивный блок" стал разрабатывать план высадки на американскоепобережье. 5 апреля 2000 года запланированная операция началась. Однакополучилось так, что разогревающая группа превратилась чуть ли не в хэдлайнераэтого турне: "The Man Who" в чартах "Биллборда" находилсявыше, чем оэйзисовский "Standing On The Shoulder Of Giants"."На каждом выступлении зрители долго нам аплодируют... Многие из нихпосле концерта говорят: "Мне понравилась группа... как ее... э-э...кто там первым выступал, а? Кто-кто?.. TRAVIS?". Не каждой британскойгруппе удается покорить Америку так быстро и безоговорочно, к тому же ониобещали вернуться, как только выпустят новый альбом.
Что же дальше? Все движется к третьему альбому. 5 июня 2000 года вышелсингл с новой песней "Coming Around", которая уже достаточнодолго исполнялась на концертах и потому была известна фанатам: "Мызаписали ее за полчаса и пошли домой. Потом мне позвонил наш менеджер иговорит: "Вы придурки! Это не би-сайд! Это хит!". Она длитсятри минуты. Очень красивая поп-песня. Достаточно быстрая и, как мне сказали,отличающаяся от всего, что мы делали раньше". Кстати, на сингле ДугиПэйн дебютировал в качестве композитора: песня "Just The Faces Change"- его рук дело. Еще одним би-сайдом стал кавер "The Weight" группыTHE BAND, который неоднократно исполнялся живьем во время американскогоконцертного тура (чувствуется рука Нила).
"TRAVIS сейчас находится в центре "смерча": вокруг все кружится,а внутри тишина", - сказал Фрэн после премирования его наградой "IvorNovello" как композитора года... Стоп, стоп! Неужели у вас сложилосьмнение о TRAVIS как о группе романтичных тридцатилетних пай-мальчиков,поющих красивые и чувственные баллады? Лучше сразу развенчать этот культ.Конечно, Энди на вопрос о трех желаниях ответил, что хотел бы иметь "крылья"(согласен, это романтично), но так зато первые два были насчет "куреваи выпивки". Нил продолжает: "Наша философия на каждый день -"Напейся!". А что вы скажете на такую хулиганскую выходку, каккавер на "Hit Me Baby One More Time" Бритни Спирс? "Мы как-тоспели ее на шоу "Mark And Lard". Это одна из самых лучших песен,какие я слышал в своей жизни... Мне кто-то рассказывал, что она (Бритни)слышала нашу версию и была не в восторге". Интересно, что "BabyOne More Time" стала постоянным номером на выступлениях TRAVIS: то,что поначалу записывалось би-сайдом как шутка, стало исполняться группойна бис.
TRAVIS начали запись своего третьего альбома в сентябре в Лос-Анджелесевновь с продюсером Найджелом Годричем. "Мы собирались начать в июле,потом в августе, а сейчас все перенеслось на сентябрь, потому что Найджелзаписывал альбомы RADIOHEAD и DIVINE COMEDY". По словам Фрэна, новыйдиск TRAVIS будет более радостным и солнечным по настроению: "Альбомвыйдет в мае 2001 года, а концерты продлятся около 18 месяцев. Похоже,что только в 2003 году мы сможем действительно отдохнуть". Многиенадеются, что TRAVIS пройдет испытание третьим альбомом, который частоявляется кризисным для многих групп. Хотя о каком кризисе можно говоритьдля группы, которая взяла такой старт?
"Мы отличаемся от других групп так же, как секс с проституткой отличаетсяот настоящей любви". В моей коллекции осталось только два диска, ав вашей?
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 02 за 2001 год в рубрике музыкальная газета