Запрещенные Барабанщики
Виктор Пивторыпавло«Я разочарован всем отечественным клипотворчеством»


- Вообще, я занимаюсь музыкой 10 лет или что-то около того... Кстати, и группе примерно столько же лет... Хотя я не смогу точно сказать, когда мы все вместе начали играть, потому что никто этого уже не помнит. Наш коллектив собственно в консерватории образовался. То есть мы образовались, так сказать, на базе консерваторского учебного ансамбля.
- Ваш "консерваторский учебный ансамбль" чем-то напоминал будущую группу ЗАПРЕЩЕННЫЕ БАРАБАНЩИКИ?
- Нет, абсолютно ничем.
- И что вы тогда играли?
- Мы исполняли... экспериментальную инструментальную музыку.
-...а потом заиграли "Убили негра"... Почему вы поменяли стилистику? Москва подействовала?
- А мы ее не в Москве изменили.
- В Ростове? Какие-то предпосылки тому были?
- Ну, конечно, были. Хотя я сейчас уже и не вспомню, что на нас повлияло так сильно. Ну... что-то надоело нам.
- Может, какие-то группы повлияли? Или книги?
- Да. ПЕКИН РОУ - такая группа ростовская была, сейчас мало кто о ней вспомнит. Безусловно, она повлияла. А книг было столько, что если я сейчас начну перечислять, то один список займет... три страницы.
- То есть для тебя тексты что-то значат?
- Безусловно. Иначе бы мы никогда песни не начали петь: мы бы продолжали заниматься инструментальной музыкой. Кстати, сейчас я уже подумываю о том, чтобы вернуться опять к инструментальной музыке.
- Что, книг уже не хватает?
- Нет, книг по-прежнему хватает, но чем дальше, тем больше слово превращается в пустой звук. Очень сложно находить слова, да и зачем их искать?
- Но ведь то, что вы делаете сейчас, - тоже в некотором роде эксперимент... Для вас вообще важно экспериментировать?
- Немаловажно, да.
- Не знаю, может, меня подводит интуиция, но мне кажется, что БАРАБАНЩИКИ обязательно должны были участвовать в каких-то перфомансах... Ваша тяга к экспериментам выходит за рамки музыки?
- Выходит. Мы еще когда начинали, 10 лет назад, уже устраивали акции в разных концах нашей страны, в частности, в Ростове-на-Дону. Ты хотела бы, чтобы я рассказал про эти акции? Ну, в частности, у нас была акция на ростовском мусоросжигательном заводе. Мы его "воскрешали" (поскольку "зеленые" по поводу его запуска очень сильно возмущались, и городские власти его прикрыли). Там внутри стояли огромные металлические конструкции, какие-то чаны, жбаны, которые великолепно звучали. Мы забрались туда и стали приводить все это хозяйство в движение при помощи собственных палок и ударов. Вот это было забавно. Все как раз происходило 1-го мая, акция, собственно, посвящалась Дню мира и труда - естественно, этот завод должен был заработать. И он заработал! Это было довольно впечатляюще.
- И из инструментов у вас были только ударные...
- Да, конечно...
- Кстати, ты случайно не наслышан о белорусской группе DRUM XTC?
- Я слышал о них.
- Наверное, вы немного похожи. Такие безумные люди, участвующие в перфомансах.
- Я думаю, таких людей по всему свету - множество.
- Да, но по DRUM XTC скучают голландцы. Вы, кстати, с той, инструментальной программой никуда не выезжали?
- Ты знаешь, мы... э... нет, не выезжали.
- Только "по разным концам нашей страны" ездили...
- Про "разные концы страны" это я громко сказал: в основном это был Юг России. Иногда мы чуть дальше выбирались. Вот, Москва... А потом, когда мы уже стали петь песни в группе ЧЕ ДАНС - это у нас еще до ЗАПРЕЩЕННЫХ БАРАБАНЩИКОВ был ансамбль, промежуточный, такой проект в сотрудничестве с Олегом Гапоновым, - и как ЧЕ ДАНС мы тоже ездили. Нас приглашали в Сибирь, еще много куда...
- То есть у вас такое насыщенное музыкальное прошлое.
- Да нет. Это я тебе только десятую долю рассказал того, что было!
- Кстати, а это правда, что вас в Москву вытянул Вася Шугалей?
- Ой, ну это очень громко сказано! Просто на одной из пьянок повстречали мы большого лысого человека. Нас познакомили, оказалось - это Вася Шугалей. Вот, мы тогда показали Васе какие-то свои песенки, которые у нас были на тот момент, не помню, что именно мы тогда ему показали, Вася засуетился, и... с пылу, с жару мы взяли и с Васей о чем-то договорились. И пришлось нам с ним поработать какое-то время.
- Вас не устроило это сотрудничество?
- Ну, как видите.
- Кстати, а в Москве было много людей, которые помогали вам "завоевывать сцену"?
- Ты понимаешь, Москва такой город - это я так для себя понимаю, - когда не тебе помогают, а себе за счет тебя. Каждый помогает себе, и я очень мало людей встречал, которые помогали бы тебе бескорыстно. Наверное, это закон жизни любого мегаполиса.
- Не тяжело в Москве?
- Мне - тяжело.
- Музыканты, переехавшие в Москву, часто говорят, что этот город давит, но все равно остаются в Москве. Почему ты остался в этом городе?
- Видишь ли, чтобы заниматься тем, чем я занимаюсь, я должен быть именно здесь, иначе я буду... свободным, счастливым и радостным никому не известным... уличным музыкантом.
- Для тебя так важно быть известным?
- Э... в некоторой степени да, конечно. Очень хочется, чтобы тебя знали и тебя хотели. Иначе как же творчеством заниматься?
- Насчет творчества. Последний альбом тяжело дался?
- ...уф...
- Тяжело?!
- Нет... Не тяжело. Наоборот, все было довольно легко и спонтанно. Достаточно сказать, что некоторые песни возникали и записывались буквально за пять минут.
- А где вы писали "По ночам"?
- Мы писались в Москве, в одной из недорогих полуподвальных студий. К сожалению, очень долгое время занял процесс сведения альбома. Какие-то мелочи, на которые мы никогда не обращали внимания, тут отнимали много сил и времени.
- Может быть, саундпродюсеры хотели добиться от альбома "фирменного" звучания?
- Нет, мы, конечно, тоже хотели, чтобы звук был достаточно качественный, но мы знали предел этому. Нельзя сделать на дешевой студии очень качественный дорогой звук, я в этом уверен, и поэтому нам не хотелось тратить на это много времени. Ну, а получилось так, что времени мы потратили все-таки немало и качеством я не скажу, что мы прям до конца удовлетворены, хотя, как там говорят... какая рыбка, такая и юшка. Вот.
- Порядок расположения композиций на альбоме, этот "эпиграф" из Шаляпина... Все это достаточно концептуально.
- Да, набор композиций вписывается в определенную композицию. Если ты заметила, "По ночам" неспроста начинается Федором Ивановичем. Для меня важна была именно такая постановка песен. Это символично в некотором роде: начать, так сказать, с классики, с мэтров, и закончить бонусом "Кубы" (ведь это тоже в своем роде классическое произведение, только уже наше, БАРАБАНЩИКОВ). Ну, а то, что в середине пластинки... Тут я уже не буду долго объяснять: на обложке к диску все написано.
- Real оказывал на вас влияние при записи?
- Нет, никоим образом. Мы им просто показывали какие-то наброски. И они говорили - да, good, и все. А потом мы принесли им готовый продукт и сказали - нате, берите.
- И они взяли.
- Ну, естественно.
- Клип на "Таблетку", снятый Виталием "Мухой" Мухаметзяновым в поддержку вашего альбома, получился несколько неформатным, и, насколько я знаю, некоторые каналы отказались его прокатывать...
- "MTV-Россия", в частности, да.
- Почему?
- Почему... Ну, мне трудно судить... Со слов друзей я слышал, что на "MTV" этот клип поставили в передачку "12 злобных зрителей". И 12 злобных каких-то человек чуть ли не единодушно сказали, что это полное говно, потому что... Ну, как ты себе это представляешь: сидит 15- или 16-летний юноша, и ему ставят работу людей, которым уже за 30... Это работа совершенно другого поколения. Естественно, у 15-летнего юнца это вызывает ну, я не знаю, активное отторжение.
...А на другие каналы этот клип не возьмут по другим соображениям.
- Какая-то трагическая судьба у ваших клипов...
- Да я тут ничего трагического не вижу. Для меня, на самом деле, это никакая не трагедия. Ну, не показывают - значит, неудачный клип. Плохая работа. Я так считаю. Какой бы там странный ни был этот "Негр", но все-таки и "MTV" его покрутило, и другие каналы успели спрятать свой страх в тумбочку и тоже показали его, потому что ажиотаж пошел.
- Наверное, этот клип стал визитной карточкой БАРАБАНЩИКОВ. Как, кстати, вам работалось с Игорем Пашкевичем - его режиссером?
- Очень легко. Проблем никаких не было. Мы встретились с ним накануне вечером, все быстренько обговорили, а на следующий день так же быстренько все сняли. И вечером уже сидели в поезде и ехали обратно в Москву. Все очень легко было...
А задумки не было НИКАКОЙ! Мы просто использовали то, что было у нас под руками: павильон на "Беларусьфильме", какое-то кольцо дурацкое... И никто не продумывал, на самом деле, никаких тонкостей или нюансов. Вечером мы обговорили что: что у нас есть красный павильон с белым роялем, что у нас есть негр, который весьма симпатичен и фотогеничен. Что мы с этим будем делать, мы тогда не очень знали, но решили, что разберемся по ходу дела. Ударили по рукам и разошлись...
- А ведь хорошо же получилось! Может, это и есть новый стиль в режиссуре? Правда, на новый альбом Игорь вам клипов не снимал. Второй ролик, на "Мама Зуза", тоже снял Муха. Этот-то клип хоть крутят?
- Ну, крутили. Я не очень слежу за этим. Я вообще мало интересуюсь, скажу тебе честно, этим... клипмейкерством. Я разочарован во всем отечественном клипотворчестве.
- Может, БАРАБАНЩИКАМ стоит перейти на большие формы?
- Я к этому еще не готов. Попозже, может быть, вполне.
- Чем сейчас вы занимаетесь? Аврал по поводу промо "По ночам", вероятно, уже прошел...
- О чем ты говоришь?! Покой нам только снится!
- Кстати, а как встречала 2001-й ваша бес"покойная" группа?
- Новый год мы отмечали в скверике на улице. С двумя банками безалкогольного пива. Встретились без пяти двенадцать, сделали по глотку пива и пошли работать.
- Для вас настолько важна работа или настолько не важен Новый год?
- И то, и другое.
- А какой из праздников вы признаете?
- Мы иногда отмечаем свои дни рождения, потом 7 ноября... чего мы там еще отмечаем? Да все отмечаем!
- Когда можно ожидать нового альбома от ЗАПРЕЩЕННЫХ БАРАБАНЩИКОВ? Вряд ли скоро?
- Нет, отчего же - материала-то полно всякого. Другое дело, что неизвестно, когда будет необходимо его выпускать, когда будет такая потребность и нужда... Но она может появиться уже буквально через три месяца. Или через полгода. Все может быть. Просто важно понять, знать, что это необходимо именно сейчас. Так что посмотрим, как оно все будет...


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 02 за 2001 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета