Boney Nem
«Самая высшая стадия стеба...»


- 13-го января BONEY NEM будет выступать в Минске. Какую программу вы везете?
- Конечно, мы не едем с какой-то лекцией о звездах. Мы везем новую программу, основанную на последней нашей пластинке "Ни "Бэ", ни "Мэ", или "В мире животных", а также сыграем несколько новых вещей, которые мы записали совсем недавно. Это, в частности, "Яблоки на снегу", на которую был снят клип.
- А что, кстати, за история произошла у вас с этим альбомом? Говорят, пираты не на шутку занялись его тиражированием?
- Да, тут действительно запутанная история. Но, мне кажется, когда твою пластинку выпускают пираты, это очень хорошо: это значит, что твоя музыка востребована.
- Да? Вроде белорусским музыкантам так не кажется...
- Я их прекрасно понимаю. Но для нас главное, чтобы музыка дошла до потребителя, поэтому не знаю, как наша пластинка попала в Минск и какая это продукция - пиратская или нет, - но если в Минске о ней знают и если в Минске этот альбом есть, то... Если говорить начистоту, ведь, по большому счету, для слушателя, наверное, не так важно, какой это альбом - пиратский или нет, - для него главное, чтобы было хорошее качество и чтобы пластинка была хорошо сделана.
- Знаешь, странно, но на вашем так продуктивно работающем сайте (nem.ru) пока не выложен даже трек-листинг последнего альбома, не говоря уже про MP3...
- Да? Странно, а ведь должен был быть выложен. Альбом же уже в мае вышел...
- Расскажешь про пластинку?
- В отличие от первых двух альбомов BONEY NEM, "Мелодии зарубежной эстрады" (части 1 и 2), на этой пластинке материал более разношерстный и, наверное, в большей степени отвечающий названию "Ни "Бэ", ни "Мэ", поскольку по временному промежутку он разбросан от 60-х до конца 90-х. В пластинку вошли песни, начиная от "Strangers In The Night" Фрэнка Синатры и "And I Love Her" из репертуара BEATLES и до современных - допустим, "Livin\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\' La Vida Loca" Рики Мартина... Ну а также там есть все подряд. Кстати, одна из песен, "Уноси готовенького", была отрепетирована в Минске во время нашего последнего туда визита. Также на альбоме есть вещи из репертуара MODERN TALKING, Тони Брэкстон, самая заглавная заставка из "В мире животных", потом "Замок из дождя" Преснякова, "Джамайка" Робертино Лоретти, "We Are The World" - тоже в свое время очень популярная песня в поддержку африканского населения... Вот. То есть основное отличие "Ни "Бэ", ни "Мэ" от первых двух пластинок в том, что тут, как я уже говорил, более разношерстный репертуар и более разношерстные аранжировки и подача.
- Наверное, определение "эпохальная", на которое я наткнулась на вашем сайте, является наиболее точным для этой пластинки. Я имею в виду, что все композиции, прописанные на ней, в свое время действительно означивали эпоху...
- Безусловно. Кстати, если вообще вешать какой-то ярлык на группу, то... Этим мы занимались на протяжении всего творческого пути. За семь лет существования нашего коллектива были разные способы его определения: это и "оркестр металлического шлягера", и "ансамбль экстремальной эстрадной песни". Но... Есть такой замечательный музыкант Иван Смирнов, с которым была записана песня "Джамайка", и вот как-то по пьяной лавочке он сказал: "Да вы же занимаетесь гро-тес-ком!". Да, то, что мы делаем, можно назвать экстремальным гротеском. Это слово, гротеск, не совсем расхожее, но оно достаточно точно определяет то, что мы делаем. Кстати, чтобы уж окончательно с альбомом закончить, хочу сказать, что в его записи также принимала участие певица Оля Дзусова (она поет на "Замке из дождя"), а в песне "I Break My Heart" из репертуара Тони Брэкстон задействованы участники фольклорного ансамбля БЕЛЫЙ ДЕНЬ. Так что, как и в предыдущих альбомах, на пластике "Ни "Бэ", ни "Мэ" нам помогает много народу, который привносит еще какие-то краски в наши средства музыкального выражения. Скажем, Володя Бажин, который пел в группе ТЯЖЕЛЫЙ ДЕНЬ, а теперь работает директором радио "Хит FM", поет у нас за Дитера Болена и Томаса Андерса наверху в "You My Heart, You My Soul".
- Похоже?
- Ну, Вова круче поет.
- Всем этим людям нравится сама эстетика гротеска или они просто твои друзья?
- Ну, я не могу сказать, что инициатива участия в записи исходит от них. Но, безусловно, это все большие наши друзья, и они, конечно же, понимают, что они делают.
- Мне показалось, что так называемый "гротеск" (употреблю это слово, хотя можно было бы, конечно, говорить о "карнавале" и прочих постмодерных штучках) присутствует не только в твоей музыке, но и вообще во всем, что ты делаешь...
- По большей части да.
- И в сетевых проектах? Кстати, почему перестала работать твоя рубрика "Немузыка" на vesti.ru?
- Мне сказать сложно, я не совсем интернетный человек, просто в свое время на протяжении полутора лет я сотрудничал с Антоном Носиком, когда у него была сначала gazeta.ru, потом vesti.ru, а потом, когда вся их команда ушла и занялась новым проектом, соответственно, прекратил заниматься этим хозяйством и я, и "Немузыки" в данный момент просто не существует...
- А что вообще из себя представляла эта рубрика?
- Это тоже была такая гротесковая страничка, где были рецензии на различные пластинки, но такие... от двух предложений до пяти. Это был практически максимум.
- А какие диски брались?
- Да черте какие! Любые. Выходящие в последнее время. От дэз-метала до джаза.
- Рецензии, по-моему, ты не один писал.
- Ну, писал-то я не один, иногда меня редактировал Сергей Новиков. Но Серега такой человек... Сначала он это делал, но последние полгода у него стало много работы, поэтому мне пришлось все одному строчить.
- И в соавторстве именно с ним, с Сергеем Новиковым, и еще, если не ошибаюсь, с Николаем Семашко вы выпустили несколько лет назад гротескную (опять же) книгу "Истерия СССР"...
- Да, она вышла три года назад.
- Совершенно безумная вещь! Кстати, в этой книге действительно "по причине полиграфического брака утеряна страница 134, которую можно прочитать на спине фирменных футболок "Истерия СССР"?
- Да, все это правда.
- !
- Мы писали книгу в течение года, а задумывалась она еще в 1992 году во время моей работы на радио "SNC", на котором вместе с Николаем Семашко мы вели несколько программ, в частности, программу "Отзовитесь, гарниры", с которой, кстати, и началась история написания этой книги (хотя в тот момент мы еще и не подозревали, что "Истерия..." вскоре примет форму учебника нашей страны).
- Процитирую для непосвященных (из введения к "Истерии СССР"): "...по стилю и глубине проработки материала это серьезный академический труд, дающий исключительные по своей достоверности и жизненности исторические срезы, эффектно приходящиеся на самые интересные моменты становления Советского государства, социалистического строительства, научно-технического прогресса в нашей стране". Кстати, это коллективный труд или каждый из вас писал отдельные главы?
- Ну, там вообще забавная история была. За время написания книги ее авторы встречались вместе раза два. "Истерию..." в основном писал Коля; наверное, идея и концепция были мои; Сергей занимался дизайном и также написал несколько глав... Но он подключился к нам уже на финальном этапе, когда три четверти книжки уже были готовы.
- А вам, как я посмотрю, вообще нравится эта идея... как это... веселого умничанья.
- Ха-ха. Безусловно. Самая высшая стадия стеба, если вот такое слово употребить (хотя мне оно не очень нравится), это когда с абсолютно серьезным видом произносятся максимально дебильные вещи, вещи, которые можно аргументировать и за которые можно биться с пеной у рта.
- Бился?
- Ну, в общем, да! Хотя некоторые главы в книге настолько абсурдны, что в них сложно поверить даже человеку без чувства юмора, но находились люди, которые совершенно серьезно читали "Истерию...", и нам потом приходилось объяснять им, чтобы они это так, не особенно близко к сердцу все воспринимали.
- Будет у этой книги продолжение?
- Мы недавно сделали вывод: все происходит в тот момент, когда ты выпускаешь какой-либо продукт. Вот тогда и наступает прилив сил. Например, когда мы выпустили эту книгу, мы сразу же написали к ней еще 10 глав. Но поскольку все это проекты некоммерческие, то нам достаточно сложно собраться с мыслями, с силами, довести их до ума и сделать второе издание "Истерии", как мы и хотели. Первое же издание было "сокращенное", а вот второе было бы уже "исправленное и дополненное".
- 10 новых глав - это что-то из новейшей истории, вероятно?
- Ни в коем случае. Мы не касаемся ее, нашим предметом изучения является исключительно период советской власти. Там есть материал о Стаханове, Мичурине, об Останкинской башне, описание обычая "забить стрелку"...
- Забить стрелку?
- Ну да, это был достаточно зверский обычай у космонавтов. Наподобие того, как о борт судна, сходившего со стапелей, разбивали бутылку шампанского, так и космонавтам, ну, грубо говоря, для того, чтобы поймать кураж перед полетом, нужно было зайти в определенный ангар и погнаться за одной из собак, которые жили на космодроме... Ну, тут два варианта: или Белка, или Стрелка. Белка, она была такая шустрая собака, поэтому ее поймать было практически невозможно, а Стрелка достаточно быстро отожралась, поскольку была всеобщей любимицей, поэтому в 60 процентах случаев отлавливали Стрелку. Собаку погружали в специальную корзину, и потом ее нужно было, ну, не забить - это конечно, грубо сказано, - но пару раз в этой плетеной корзине шлепнуть о борт космического корабля, чтобы полет прошел нормально.
- !!!
- Да. Ну, это описание из старых таких. Но в новом издании, если оно все-таки будет, центральным эпизодом станет история об Останкинской башне. Это, конечно, связано с теми событиями, которые произошли недавно.
- Из последнего, но уже, в отличие от книги, реализованного, у BONEY NEM вышел клип на "эпохальную" композицию Михаила Муромова "Яблоки на снегу".
- Да, но вообще за прошлый год мы сняли три клипа. Все они сняты одной съемочной группой: это режиссеры Федор Торстенсен и Анатолий Берсенев, операторы Сергей Дандурян и Саша Симонов. Мы с этими ребятами работаем очень давно, еще со времен клипа на песню "Бабье лето" 1995 года.
Два наших последних клипа - они из таких вот, как нам кажется, наиболее успешных. Это "Джамайка", снятая без выключения камеры, и "Яблоки на снегу" - клип на более металлизированную, жесткую песню. Соответственно, в отличие от оригинального клипа, в нашем нет ни яблок, ни снега, а есть такие полярники-идиоты, которые идут на лыжах по песку и на которых затем начинают валиться в огромном количестве арбузы, которые впоследствии взрываются, и начинается чудовищная такая... ну, не знаю... атомная война. Такая концепция перевертыша. Клип, кстати, будет показываться на "ТВ-6" в январе, на "MTV-Россия", то есть посмотреть его можно. И еще мы на эту песню ремикс сделали танцевальный...
- А кто делал?
- Мы его сделали вместе с Сергеем Ярохиным, есть такой мультиинструменталист, он еще на предыдущих пластинках BONEY NEM участвовал - играл на тромбоне, на клавишах, в общем, на все руки мастер, - и вот мы с ним сделали танцевальный ремикс. Ну, что значит танцевальный?.. Тяжелый танцевальный, "раммштайно"-образный ремикс.
- А Муромов сам-то не против такого вольного обращения с оригиналом?
- С Мишей мы не далее как вчера общались. Нет, он как бы "за". К тому же он у нас один из любимых артистов. В программе "Крутятся диски", которая по "ТВ-6" выходит, мы его постоянно показываем. Да и сама эта вещь, "Яблоки на снегу", для нашей страны, как мне кажется, такая...
- ...эпохальная.
- Да. Она могла бы быть гимном России по причине своей несуразности и в то же время душевности.
- Кстати, а "MTV" спокойно клип ваш взяли? Вообще, проблем с прокруткой не возникает?
- Просто там нужно определенное качество видео, а также идея и драйв. Безусловно, на "MTV" берут далеко не все, но наши клипы брали. Не могу сказать, за счет чего... Но все же мы не являемся какой-то тяжелой, серьезной группой, которая исполняет какую-то такую, знаешь, упертую музыку в духе IRON MAIDEN или MANOWAR. Мы все-таки занимаемся дуракавалянием, мы паясничаем. Другие дело, каким образом мы это делаем. Тут уже зависит от идеи и бюджета. Вот если нет денег, то можно снять одно видео, если они есть - можно снять другое. И здесь уже важна работа режиссера, оператора, сценариста.
- После того, что ты сказал, не могу не спросить: не общался ли ты случайно с Сергеем Михалком? Родства душ не возникало?
- Сергеем?..
- Михалком. Лидером "ляписов". Человеком, который пропагандирует (по крайней мере, раньше пропагандировал) дуракаваляние и искрометный юмор на сцене. Только в другой форме, конечно.
- Нет, с ним у меня не было общения. И я несколько, скажем так, огорошен таким вопросом по причине того, что я не сопоставлял творчество группы ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ с каким-то дуракавалянием. Другое дело, что это дело вкуса - группа-то популярная.
- Как и вы, впрочем. Кстати, в последнее время концертов много даете?
- Ну, концерты у нас часто происходят. Другое дело, чтобы какие-то такие акции проходили, специально подготовленные... Сегодня вот мы поедем на примерку новых костюмов, которые уже, возможно, в Минске продемонстрируем. Кстати, если говорить о концерте в Минске, то там мы будем играть greatest hits, даже, можно сказать, the very best of greatest hits. Акцент мы, наверное, все-таки сделаем на новые вещи. Организатор минского концерта, кстати, говорил, что альбома "Ни "Бэ", ни "Мэ" у вас практически нет.
- Да, это правда.
- Вот, но это такая несуразица! Потому что мне из такой, извиняюсь за выражение, "жопы" люди звонили и писали, что у них есть наш альбом!.. Это совершенно удивительно, что в Минске его нет. Я позвонил в фирму, которая нас выпускала, и говорю: "Ребята, что там с Минском?", а они говорят: "Да нет, у нас есть там Кирилл какой-то, очень крупный оптовик, который в Минске самый что ни на есть. Все нормально". Вот. Ну и, короче говоря, как-то так получилось, что в Минске нет компактов, а почему - так и осталось загадкой. Но что бы там ни было, я надеюсь, что 13-го у нас все пройдет "на ура".
- Тем более, что вы наконец-то в более-менее нормальном месте будете выступать.
- Да? Это, кстати, очень важно, где мы будем играть, потому что в зависимости от места мы строим свой репертуар. Зал имеет для нас очень большое значение, потому что, грубо говоря, такие концерты, как в Минске, в "БелОГе", мы сейчас очень редко даем. В основном мы играем вот действительно по таким полуресторанам и, кроме того, сидим как правило - это редчайший случай, чтобы мы стояли. И еще... ни один человек такой... не то что нормальный, но который находится...
- ...в здравом уме, в такое место, как "БелОГ", не пойдет.
- ...и который уже находится в почтенном возрасте...
- Ну, в этот клуб нормальные люди захаживают, так что можете спокойно готовить программу.
- Значит, будем играть "Strangers In The Night" и так далее. Потому что у нас в зависимости от зала действительно программы разнятся - практически на 70 процентов.
- Да. Вот так журналист "Музыкальной газеты" приложил(а) руку к творчеству группы BONEY NEM.
- Да?
- Ну да. Программу вы ж теперь менять будете...
- Да. Получается так, что ты нас оповестила о том, что в этот раз не будет никакого экстремала. Хотя и в экстремале есть некоторые плюсы.
- А что у тебя после Минска?
- Ну, работы много всяческой, разной: куча проектов еще параллельных существует. Не на все хватает времени. В последние полгода и группа КОМА, которая одновременно является ансамблем BONEY NEM (когда меня нет), стала играть чаще, и у меня побочных много проектов, и сольные пластинки есть, и еще кое-что... То есть времени не хватает. Поэтому всем у нас занимается директор, который нас периодически оповещает о концертах, когда до них остается совсем немного времени.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 01 за 2001 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета