Мамбо Джа Карибский гопак
МАМБО ДЖА - группа совсем молодая, от роду ей полгода. Первое выступление состоялось на дне рождения Боба Марли в московском клубе "Швайн". Правда, ортодоксальными реггистами веселые музыкальные хулиганы не были оценены по достоинству - вместо канонического "гет ап, стэнд ап!" на сцене происходило настоящее отвязное стебалово. Дредовое братство слегка напряглось - это что за чужаки такие на столах отплясывают? Кто-то называет подобную музыку "этно-панк", кто-то - "карибский гопак", кто-то - "чардаш-рок". Про свое отношение к Ямайке и ее музыке сами "мамбисты" говорят так: все правильно, регги, только у нас Боб Марли едет в гости к Софии Ротару. Вообще-то когда видишь МАМБУ - хочется подпевать, выпивать, подтанцовывать и никогда больше ни с кем не ссориться. Может быть, происходит это размягчение сердца от того, что ребята светлые, а их песенки их ну совсем ненапряжные. Именно такими - радостными и солнечными - и должны быть те, кто играет положительные вибрации, будь то регги, ска, сальса или греческая портовая музыка рембетика, подозрительно напоминающая нашего "Цыпленка жареного".
На фестивале "Свисток", который проходил в конце сентября на открытой площадке "Горбушки", МАМБО отличались от суровых соседей-рокеров даже яркостью прикида. Эдакие фолк-мальчики в афро-индийских оранжевых рубашках и тюбетейках с бухарского базара. Дык, этно, елы-палы!
Идейный вдохновитель проекта - Саша Кутинов, который един в нескольких лицах - лидер, автор "текстов" (почему в кавычках - поймете позже) и чужих (уже без кавычек), а по совместительству - музыкальный журналист и великий экспериментатор. Мало найдется музыкантов, участвовавших за не столь уж и длинную свою жизнь в таком множестве различных проектов.
- Почему же поссорились МАМБО ДЖА с реггистами?
- Мы не ссорились. Просто все думали, что выйдут ребята и начнут играть ортодоксальный регги, а началось такое экспериментально-плясовое безобразие. Те, кто играет классический ямайский стиль, от нас активно открещивались, хотя на соответствующий сборник, выпущенный Фили, одну вещь взяли. Зачем с кем-то ругаться? Правда, был один персонаж на концерте в "Бункере", со слезами на глазах умолял не играть больше НИКОГДА!
- Тексты ваших песен на "итальянском" и прочих "натуральных" иностранных языках сами придумываете?
- Да, там многое придумано! Но не все. Конечно, это - псевдоитальянский, псевдоиспанский, псевдоукраинский и так далее. Я уважаю тех, кто до посинения разучивает тексты на чужом языке, но мне это совершенно неинтересно. Наречие можно взять за основу и придумать что-то свое, звучное, трогательное и красивое. Главное - знать по-испански слова "амор", "мучачос", а по-итальянски - "феличита" и "ля дольче вита", и как можно чаще их употреблять - это и будет лучший в мире язык. Сначала МАМБО ДЖА планировались как проект реггизации известных и популярных песен (выросли из ЗИГГИ РЕГГИ, которые играли "Дым над водой" и "Дом восходящего солнца" в сами догадываетесь каком стиле), но получилось как-то шире - начали делать свои вещи, которых сейчас больше, чем чужих.
- Твои проекты рождаются один за другим и безжалостно хоронятся в случае неуспеха. Ты всегда ориентирован на победу?
- Проект, группа, ансамбль - это то, что получает какое-то воплощение, но я считаю, что если группа в течение трех-пяти лет не становится успешной и признанной, значит, с ней что-то не то. Я думаю, что нужно или записываться хорошо и профессионально, и сразу так, чтобы песня попала на радио и в ротацию, или не делать ничего вовсе. Или работать по маленьким клубам, довольствуясь статусом "клубного коллектива". У нас есть замечательные хит-мейкеры, вещь, сделанная, например, с Павлом Есениным, сразу становится форматом радиостанций. Так было с моей песней "Бедная Анна".
- Когда стало понятно, что чем бы ты ни занимался, музыка будет главней?
- Музыка интересовала меня всегда. Был большой перерыв, когда я ей не занимался - по объективным причинам.
Еще в 88-м году мы вместе с Сашей Шварцем (сыном композитора Льва Шварца, но не автора "...Иветта, Мюзетта, Лизетта...", а того, что написал "Город на Каме", "Далеко-далеко за морем" и чье имя есть в голливудской энциклопедии) организовали группу САУРИ. Мы делали этно-электронную музыку - то, о чем в России тогда еще никто и понятия не имел. Это была народная музыка несуществующего народа. Мы его сами придумали, разработали язык. Пионерами были! Сейчас это назвали бы клубной культурой. Но Саша очень довлел... тяжеловато было с ним работать.
Потом в моей жизни появился НТО РЕЦЕПТ - группа довольно известная, концертирующая до сих пор. Есть у меня еще сольный проект - ПАН ГИМАЛАЙСКИЙ, одна вещь его выходила на сборнике "Депеша для DEPECHE MODE". На "Депеше" тоже была легкая война - с некоторыми участниками проекта. Большинство работали близко к тексту, а я сделал хулиганскую версию. С "Бедной Анной" меня взяли в ротацию на несколько радиостанций, я даже клип на нее снял. В работе над этим проектом мне и помогал композитор и продюсер Паша Есенин. Он послушал мои песни - тексты ему понравились, и предложил поработать для других исполнителей. Потом я написал несколько текстов для Дианы Гурцкой, Александра Маршала ("Небо", например, строчка из которой стала названием альбома), Батыра, HI-FI, для группы ГОРЬКАЯ ВОДА, певицы Ралько.
- Это ты делаешь для хлеба насущного и наступая на горло принципам или легко?
- И для хлеба насущного, хотя когда я пишу для других, я стараюсь себе не изменять - чтобы не стыдно было. Вообще мне нравится песни писать - я сотрудничал бы с кем угодно, лишь бы не совсем отвратная фигура была.
- Как складывается судьба хороших композиций закончившихся или бесперспективных проектов?
- Скорее всего, записанные ПАНОМ ГИМАЛАЙСКИМ песни перейдут в актив МАМБО ДЖА, например, песня "Трава по пояс" - в реггийном варианте (где, собственно, только эти слова про траву и остались).
- Ты, говорят, в HI-FI чуть не попал...
- Была такая смешная история: в группе HI-FI должен был петь я. Попробовал, но так и не получилось того, что хотелось Есенину; слишком резкий и роковый у меня голос. В конце концов он, перепробовав с десяток вокалистов, взял Митю.
- Какие стили тебе ближе всего?
- Очень люблю народную музыку, особенно средиземноморскую: итальянскую, испанскую, балканскую. Я однажды в Италии участвовал в проекте еврейской музыки - играл на гитаре и пел в группе, игравшей современные еврейские песни. Этот стиль называется "клезмар". Тексты на идише приходилось заучивать наизусть.
Вообще, если честно, я чего только ни играл! Этому способствовало и то, что у меня очень много знакомых по всему миру. Однажды приехал в Италию по приглашению друзей и участвовал там в записи группы ТРОНКО, русскоязычной, между прочим. Это самая экстремальная музыка, когда-либо исполнявшаяся на русском языке. Я сейчас слушаю все наши альтернативные группы: без обиды, это - детский лепет. Там люди серьезные были, все бывшие классические музыканты, у которых что-то внутри повернулось. Они играли жутчайшую атональную музыку с запредельной техникой под соответствующие тексты. Мои. Эдакий коктейль Пуленка с группой MESSIAH. Выдержать это более получаса было сложно... Я с ними за неделю записал альбом и уехал, а они двинули по Европе выступать - голос в записи, а музыканты "вживую". Говорили, народ перся. Не знаю, делал ли так еще кто-нибудь... Клип сняли, такой же экстремальный, на песню "Девять лентяев", так и альбом назывался. Но ребята эти сгорели очень быстро - наркотики... Пытался получить от них хотя бы мастер записей, треки какие-нибудь, чтобы показать в России, что есть и такая музыка на родном языке, но было уже поздно, все куда-то делось...
- А что дает тебе журналистика? Самоуважение? Деньги?
- Я человек болтливый, "за музыку" могу говорить очень долго, особенно приятно беседовать с тем, кто придерживается отличной от моей точки зрения да еще говорит со знанием дела. Сначала мне хотелось самовыразиться, а потом смотрю - редактора просят: давай еще. Сейчас пишу рецензии и прочие музыкальные дела. В "Базар", "Стерео и видео", "Music Box", "ОМ", "ELLE", веду полосу в "Вечернем клубе" - в основном о той музыке, которая мне нравится. Еще мои материалы есть в музыкальных энциклопедиях в Интернете. Фактически, болтаю о разных группах, только не с одним человеком, а с тысячами.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 51 за 2000 год в рубрике музыкальная газета