Dallas, Othella
Песня и танец жизни


В феврале в Минске выступит американская джазовая и блюзовая певица Отелла Даллас. Сегодня мы представляем вам небольшой очерк о жизни и творчестве этой легенды "черной" музыки XX века - ей довелось выступать с теми, о ком сейчас говорят только как о классиках джаза.

1. Маленькая танцующая леди со старого Юга
Отелла Тельма Строзиер родилась в 1925 году в штате Мемфис. Ее мать была джазовой пианисткой, а отец - химиком из Нового Орлеана. Отношения между родителями не складывались, и Отелла росла с родственниками. Она проводила большую часть времени с бабушкой, преподавательницей музыки.
Отелла в детстве постоянно танцевала. Она танцевала на улицах для бедных рабочих, которые бросали ей мелочь. Как только Отелла получила свои первые настоящие танцевальные тапочки, она стала заниматься каждую свободную минуту. Ее бабушка знала таких известных людей из мира джаза, как Луис Армстронг, В. С. Хэнди. Когда Хэнди присматривал за маленькой Отеллой, то сам играл, а ее поощрял танцевать. Отелла с раннего возраста была под большим влиянием музыки госпел. Она говорит: "Несмотря на тяжелые времена, я всегда пела, когда танцевала, потому что пение - моя вторая натура".
Отелла уверенно и успешно начала делать карьеру. Она танцевала с известной труппой SPOTTS ROCKETTES. Регулярно появляясь с этим составом, она превратилась в прекрасную юную танцовщицу, выступая вместе с такими артистами, как тенор Тэд Смит, комик Дасти Флетчер и ударник и вибрафонист Лайонел Хэмптон (ныне, кстати, тоже являющийся легендой джаза - ему уже больше 90 лет, но он полон энергии, организует фестивали и сам играет. - Пр. ред). Благодаря работе со SPOTTS ROCKETTES Отелла получила шанс учиться танцам под руководством известного негритянского хореографа и преподавателя Катерины Данхэм, что открыло ей дверь в большой мир шоу-бизнеса.

2. Хорошие времена, тяжелые времена - Отелла в дороге...
"Черные люди рождены танцевать. Это написано на их лицах. Это идет изнутри". Эта женщина знает, о чем говорит. Отелла уже стала частью истории черной музыки, она принимала участие в демонстрациях против расизма, имеет в своем большом послужном списке такие имена, как Чарли "Берд" Паркер, Сатчмо и многие другие легенды из мира джаза, пела для Дюка Эллингтона и Куинси Джонса, снималась в фильме "La Putain Respectueuse" (по книге Жан-Поль Сартра) с Байроном Катлером в главной роли.
У нее были хорошие времена, у нее были тяжелые времена, но она всегда оставалась и остается оптимисткой. Девушка из Мемфиса, Отелла Даллас, оставила свой след в музыкальном мире, исколесив при этом буквально весь мир. В ее крови пульсировали ритм и мелодии музыки соул, блюз, госпел и джаз. И сегодня все это звучит в ее голосе, когда она рассказывает о своей жизни. Хорошие времена, плохие времена? - она испытала это. Первое свое путешествие она предприняла, когда направилась с Юга в Нью-Йорк, чтобы посещать танцевальную школу Катерины Данхэм. Труппа Катерины принадлежала к элите американской танцевальной сцены. В свое время она побывала на Карибах и написала трактат о вуду, макумбе и силе смешанных религий. Потом Данхэм глубоко погрузилась в мир танца и впоследствии весь этот опыт, идеи и методы привезла обратно в Америку.
Когда Отелла прибыла в Нью-Йорк, она сняла комнату недалеко от студии и стала разучивать танцевальные номера. Одной из ее подруг по труппе была певица Орса Китт. Позже на Бродвее она познакомилась с такими кинолегендами, как Марлон Брандо и Джеймс Дин. Отелла вспоминает: "Мы были молоды, много работали и весело проводили время". Школа Данхэм давала разностороннее образование - танец, дикция, история, этнология, а также предметы, непосредственно относящиеся к театру. Большим успехом школы Данхэм была постановка "Карибских ночей" с Отеллой и Орсой в главных ролях. Другие успешные мюзиклы - "Мексиканская сюита" и "Макато".
Потом труппа, включая Отеллу Строзиер (псевдоним Даллас, под которым Отелла стала известна на Бродвее, был придуман позже ее менеджером), отправилась в Европу - Швеция, Англия, Франция... В Париже шоу Катерины Данхэм имели потрясающий успех. Много джазовых музыкантов из Штатов работало в то время в Париже, и Отелла, встречаясь и общаясь с ними, производила фурор и как фэшн-модель. Там же, в Париже, она познакомилась с Петером Уайлдером, обаятельным швейцарским инженером. Она отправилась опять в тур по Европе, потом вернулась к Петеру в Швейцарию, и вскоре, в Париже, они поженились. Их брак был сенсацией - пресса приняла в этом участие - Уайлдер был одним из первых швейцарцев, по крайней мере, в глазах публики, который женился на негритянке. Петер откроет в Отелле талант блюзовой и джазовой певицы, и в недалеком будущем она презентует в Париже свое первое шоу в качестве певицы.

3. Певица, танцовщица, мать
Свадьба Отеллы Строзиер и Петера Уайлдера была тепло отпразднована в парижском клубе "CC Club", где саксофонист Билл Коулмен и трубач Бак Клейтон с успехом исполняли весьма свободно трактуемую танцевальную музыку.
Вначале новоиспеченная пара переехала в Цюрих. Отелла стала известной благодаря урокам танца, которые она стала давать там. Ее первыми студентами стали артисты кабаре Руди Вальтер, Маргит Рейнер и Маргит Лоуби. В 1951 году у Отеллы родился первый сын Петер. И Отелла, став теперь матерью и домохозяйкой, скучала по сцене, овациям, творческой работе. И в 1952 году она опять на сцене - в Париже, танцуя под ритм неистовых кубинских барабанов. Это был долгий, хотя и плохо оплачиваемый, период работы в мюзиклах "Carrols" и "Canne a Sucre". Петер Уайлдер был убежден, что Отелла также может с успехом и петь, и он стал искать для нее песни. Он также уговорил Отеллу, которая ранее уже исполняла несколько песен в постановках Катерины Данхэм, выступить в парижском джазовом клубе "Vieux Colombiers".
Жизнь пары не была легкой. Зачастую не хватало денег на номер в гостинице или на такси после долгого изнуряющего выступления. Но, хоть и медленно, Отелла росла как артист. Она появлялась в гала-выступлениях, концертировала по Франции. Петер был менеджером, аранжировщиком и мужем в одном лице.
Спустя некоторое время Отеллой заинтересовалось известное концертное агентство "American McConky". Агентство дало ей артистическое имя Даллас и стало ангажировать Отеллу для концертов в Нью-Йорке. Имя Даллас заблистало в легендарном клубе "Apollo Theater" в Гарлеме. Она выступала в шоу с Сэмми Дэвисом-младшим и получала замечательные рецензии. Немного позднее леди Даллас заключила контракт с известным "создателем звезд" Филом Муром (это он сделал знаменитой Мэрилин Монро). Отелла и Петер были счастливы.
Отелла путешествовала по всей Америке и по миру со своей музыкой. У нее с Петером были квартиры в Цюрихе и Нью-Йорке. Она могла летать в Европу недорого, потому что Петер работал инженером в швейцарской авиакомпании. Отелла появлялась в концертах со многими из больших имен джаза - Леди Дэй, Дюком Элингтоном, Сонни Ститом... Потом была джазовая опера "Free and Easy" под музыкальным руководством Куинси Джонса. Состав участников оперы был словно взят из справочника "Кто есть кто в джазе" на то время. Труппа гастролировала по Франции с заключительным представлением в Париже, откуда Отелла и Петер переехали в Бининген. Отелла теперь делила свое время между жизнью матери-домохозяйки и появлениями на сцене. Она танцевала, пела, готовила, путешествовала в Заир, Тель-Авив, пела в Швейцарии с саксофонистом Декстером Гордоном, гастролировала по Европе и Америке. Карьера и семья не входили в противоречие в жизни Отеллы.

4. Три карьеры на улицах блюза
Леди поет блюз. Отелла всегда находит путь к публике. Девушка из Мемфиса сделала две карьеры - как танцовщица и как певица. Она прошла долгий особенный путь по джазовой дороге, достойно сочетая роль матери-домохозяйки со всеми превратностями карьеры.
Отелла Даллас - очень динамичный артист. Она - человек с юмором и в то же время достаточно сентиментальна. Женщина, которая не прячет своих чувств и говорит то, что думает, о вещах, которые ей нравятся или не нравятся, о том, что вызывает у нее боль, как, например, расизм. Она не просто исполнитель. Ее личная жизнь и жизнь на сцене - одно целое. Внутренний стержень, который поддерживает талант Отеллы и который позволяет возвращаться на сцену снова и снова, дает ей силы проходить милю за милей по каменистой дороге блюза.
В 60-х, когда шоу-бизнес радикально изменился, Отелла Даллас появлялась на сценах Европы, Штатов, Израиля и Африки, где приглашала местных барабанщиков участвовать в ее выступлении. Отелла говорит: "Эти ребята были просто потрясающи". В 1971-м Петер организует запоминающийся джазовый фестиваль в Базеле. Но вообще 70-е были тяжелыми временами для джазовых музыкантов. Концертов было мало. Жизнь Отеллы стала размеренной. Ее сын вырос, муж работал главным инженером в большой компании, и Отелла проводила все свое время дома со своим котом Майлсом, пластинками и воспоминаниями. Но тихая жизнь была не для нее. В 1975 году она основала школу танца в Базеле. Ее муж своими руками отреставрировал старое здание под танцевальную студию. Школа произвела фурор, и число желающих заниматься у Отеллы росло.
Начиная с 1995 года, когда Отелле исполнилось 70 (!) лет, она снова стала ездить в турне. В составе ее группы были достаточно известные джазовые музыканты: пианист Кирк Лайтси, гитарист и трубач Томас Мокель, бас-гитарист Тибор Элекес, барабанщик Джон Бетч, губная гармоника Филип Хэмель. Она выступает также с молодыми шведскими музыкантами, которые учатся в США - в 1997 году на "Sargans Jazz Festival", затем следует турне по Австрии. Осенью 1997-го и весной 1998-го Отелла гастролирует по России с аншлаговыми концертами. А ведь ей тогда исполнилось уже 73 года! Но она по-прежнему остается той энергичной и мощной артисткой, которой она была в прежние годы, выступая с Куинси Джонсом, Слайдом Хэмптоном и Дюком Эллингтоном, который, кстати, писал песни специально для Отеллы. В настоящий момент Отелла в сотрудничестве с компанией "Radio DRS" готовит к выпуску свой альбом. Скоро выходит второе расширенное издание ее биографии на английском и немецком языках. Первое издание биографии было полностью распродано.

Музыканты теперешнего состава группы Отеллы Даллас: Томас Сильвестри - фортепиано; Ник Мэнс - бас-гитара; Пиус Башнагель - ударные.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 49 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета