Out Of Records Оптимисты из Out Of Records
Надо сказать, что давно хотел я поговорить с директоратом минской звукозаписывающей студии Out Of Records, благо их услугами, в частности, репетиционным помещением, моя группа пользуется уже, по рок-н-ролльным меркам, довольно давно. И вот, договорившись после очередной "репы" побеседовать по душам, мы (а это: директор студии Андрей Олегович Лысов, звукорежиссер OOR Евгений Александрович Циликов, а также гитарист нашей команды Андрей Маслов плюс вставляющий изредка красноречивые реплики драммер ЗЬНIЧА Денис Галицкий; ну и ваш покорный слуга, конечно) удобно расположились на ставшем уже историческим диване в комнате "для гостей" и повели неторопливую беседу о том и о сем, перемежая свой разговор холоднющей "Криницей".
- Давайте начнем с персоналий, т.е. хотелось бы ознакомиться с некоторыми фактами вашей биографии.
А.Л.: Ну, у меня все просто и понятно - родился в Минске, учился в школе...
- Действительно просто... а с музыкой когда впервые познакомились?
А.Л.: Вообще-то с музыкой я "на ты" с детства.
- Семья музыкальная?
А.Л.: Нет, семья вообще не музыкальная, но вот отец на похоронах играл, на литаврах! (смеется. - Прим. авт.).
- Да, хорошее начало! Вот тогда вы и поняли, что музыка ваше призвание... а в школе никаких там групп, ни-ни?
А.Л.: Вообще-то школа была музыкальная, но я не попал в музыкальный класс, т.к. только два-три класса были с этим уклоном, остальные же являлись вполне обычными, средними.
- Итак, по иронии судьбы, время активного сотрудничества с музой отодвигается на неопределенный период. А что после школы?
А.Л.: Работал в жилищных организациях города Минска! (произносит с ироническим нажимом. - Прим. авт.). Целых одиннадцать лет... (уже не так бодро. - Прим. авт.). И вот когда я начал работать, был создан коллектив, просуществовавший всего полтора года, причем его участники были набраны чисто случайно - через старые знакомства в школе. Там много было людей соответствующих, и команд тоже прилично (в частности, там зародился EXHUMATOR). Играл я с Денисом Вечерским, он играл также в группе СОК, потом у Масленникова в НОЧНОМ БРОДЯГЕ и позже в PARTYZONE. Увлечения же мои на тот период самые широкие - начиная от Магомаева и заканчивая death metal.
- Я вообще к чему веду... когда же, когда же зародилась эта историческая мысль о создании студии? В условиях-то постсоцреализма?
А.Л.: Это давно планировалось, но все не было возможности... а точнее, не было хорошего звукорежиссера.
- Вот мы плавно перешли и на звукорежиссера. А как у вас строилась биография?
Е. Ц.: Я закончил музыкальную школу и музыкальное училище по классу классической гитары.
- ...и попали в тот класс, где музыке все-таки учили, в отличие от некоторых...
Е. Ц.: Ну, грубо говоря, да. В коллективах я участвовал с того момента, как стал учиться играть на гитаре, т.е. лет с двенадцати. Лет же в пятнадцать понял, что пора создавать собственный ансамбль (тут вставляет в разговор свой нелитературный комментарий драммер ЗЬНIЧА, мы эту характеристику биографии Евгения, пожалуй, опустим. - Прим. авт.), ну тогда уже появилась команда, которую я сам и создал, мы играли жуткий какой-то там трэш, это вследствие моих музыкальных увлечений (не без помощи брата). Да, слушал URIAH HEEP, QUEEN, IRON MAIDEN... а дальше там понеслось - TESTAMENT, METALLICA, HELLOWEEN...
- Такое прямо-таки классическое начало...
Е. Ц.: Да (смеется. - Прим. авт.), но одновременно с этим я играл классику.
- И не мешало вам занятие рок-музыкой в постижении премудростей классической музыки?
Е. Ц.: Наоборот, помогало одно другому, а другое первому.
- Родители?..
Е. Ц.: Родители у меня демократичные, поэтому они понимали, что присутствует "разница поколений", а это сказывается на всем, в том числе и на том, какую музыку слушают и какую, соответственно, исполняют.
- Но вот ваша первая группа, какое наивысшее достижение у коллектива было? Вообще как называлась?
Е. Ц.: ЛИКВИДАТОР! (смеются на этот раз все. - Прим. авт.). Помимо того, что я научился играть на электрогитаре, достижением тогда было то, что работавший в то время на белорусском радио... Давыдовский, что ли (игравший в МРОЕ), взял у нас интервью для белорусского радио! Да, в таком возрасте - и настоящее интервью на радио! Но потом я относился к этому более спокойно...
- В общем, лично вы с музыкой, как с классической, так и с рок-, знакомы с младых лет.
Е. Ц.: Ну, вообще я играл в совершенно разных по стилю коллективах - например, была группа ГОРОД N, там пели песни на русском языке а-ля типичный русский рок 80-х, Гребенщиков там и иже с ним. А позже были HELTER-SKELTER, это трэш-металлическая команда; еще в КАЛИ ЮГЕ я играл два года... кстати, упомянутая уже нами PARTYZONE - это был мой собственный проект, я там набрал музыкантов хороших, и мы репетировали и даже записали альбом.
- Весьма активно...
Е. Ц.: Ну так постоянно же что-то было...
- Так, а теперь, все-таки переходя к тому, как организовывалась Out Of Records, хотелось бы узнать, как это в условиях белорусской действительности вы отважились сделать звукозаписывающую студию? Одно дело - сформировать музыкальный коллектив, это в принципе нельзя (пока) считать проявлением собственной недальновидности и безрассудства, но вот студия... в общем, как вы на это решились-то?
Е. Ц. & А.Л.: Просто мы оптимисты по жизни! (говорят в унисон. - Прим. авт.). Вот взялись и решились вот... как там эта пословица есть... "глаза боятся, а руки делают". Да, сомнений возникало очень много по поводу того, будет ли вообще все это работать... ("Да они и сейчас есть!" - бодро заявляет А.Л.) да, и сейчас возникают те же самые сомнения. Это же понятное дело, что чтобы сделать нормальную студию (я не говорю о точке для репетиций - это попроще), нужны большие вложения, вот, поэтому по мере сил и возможностей мы используем то, что у нас есть на данный момент. И с перспективой о том, что все это будет расширяться в дальнейшем. Опять-таки, перспектива оптимистическая! (смеется. - Прим. авт.).
- Как и, наверно, в плане финансовой отдачи... я не свожу все к деньгам, но это же действительно важно?..
Е. Ц.: Ну, конечно, должен быть какой-то доход, а то мы и государству ничего не сможем заплатить, и нас благополучно закроют! (смеется. - Прим. авт.).
- А вот почему Out Of Records? Название, в смысле...
Е. Ц.: Была такая команда OUT OF REACH... ("Почему была? Она и сейчас есть!" - "возмущается" А.Л.) ну, можно сказать, она и сейчас виртуально существует. В общем, такая история: когда мы репетировали как PARTYZONE, от нас вдруг ушел клавишник, по неизвестной причине, но мы быстренько пригласили клавишника из OUT OF REACH, а он, соответственно, поставил условие, что я тогда пойду к ним играть на гитаре. Но постепенно репертуар OUT OF REACH стал насыщаться моими идеями и моими песнями. А тут как раз появился у меня компьютер, и когда мы OUT OF REACH записывали (последний альбом, который непосредственно я продюсировал), я понял, что есть реальная возможность заниматься такой звукорежиссерской деятельностью, благодаря новым технологиям а-ля компьютер, например. И не имея при этом большого какого-то аппарата, всяких там аналоговых процессоров и прочих устройств можно выпускать вполне качественную продукцию. Вот, ну а потом уже придумалось это название - Out Of Records, производная от OUT OF REACH, начали делать рекламную кампанию, а поскольку специализированных музыкальных изданий в Беларуси весьма ограниченное количество, первое, что пришло на ум, так это "Музыкальная газета", куда мы и поместили нашу рекламу.
А.Л.: Да больше некуда, в общем-то, только в "Музыкальную".
- Хм, сейчас вообще бытует мнению, что с помощью компьютера можно ну не то что все, но очень многое сделать. Только изначально нужен просто хороший компьютер.
Е. Ц.: Нет, ну даже при недостатке мощности техники все можно компенсировать способностями звукорежиссера, хе-хе. Главное - иметь уши! (снова произносят вместе. - Прим. авт.). И нажимать кнопочки сердцем, как выражался один звукорежиссер, не умом, а сердцем!
- Продолжая эту тему - пользуются ли репетирующие у вас бэнды компьютером и всем, что с этим связано?
Е. Ц.: Делают некоторые. Кто непосредственно с компьютером работает, вот тот, естественно, и просит, чтобы его использовать в работе, а если чисто "живой" состав приходит, то зачем им этот компьютер сдался?
- Ну, а если группа индастриэл-направленности, что предполагает всяческие саунд-навороты, то им приходится это все использовать, ведь так?
Е. Ц.: Да, конечно. Но некоторые приходят просто работать под фанеру, репетируют, что-то там делают.
- Но предпочтение отдается по-прежнему "живым" инструментам?
Е. Ц.: Да, больше "живьем" работают. Но нам без разницы - пускай репетируют и экспериментируют на здоровье.
- Так, но изначально вас было трое же? Где третья личность?
Е. Ц.: А он у нас внештатный работник, так называемый технический консультант.
- Боец невидимого фронта?..
Е. Ц.: Да, но он уже собирается к нам вернуться.
- Хорошо, а теперь давайте получше ознакомимся с теми командами, которые у вас репетируют, а то, по слухам, у вас здесь настоящий музыкальный бомонд собирается. Расскажите читателям, какие тут у вас группы известные бывают?
Е. Ц.: Так, с ходу: КАЛИ ЮГА, ЛЕПРИКОНСЫ... что там еще приходит на ум... э-э-э... AQUAMORTA, DIVINA ENEMA, ПАПЕНКИНZ БЭНД... вообще, у нас тут куча групп, и мы не все названия знаем (да уж, в отсутствии внимания к Out Of Records белорусских музыкантов нельзя обвинить! - Прим. авт.).
- Конкретно, рокеры, кстати, не буянят?
Е. Ц.: Да музыканты вообще народ творческий, не агрессивный. Во всяком случае, порядок не нарушают.
- А поп-группы у вас бывают? Мы видели только, пожалуй, одни тяжелые коллективы, опуская ЛЕПРИКОНСОВ, конечно.
Е. Ц.: Да, кроме ЛЕПРИКОНСОВ у нас, в целом, контингент тяжелый.
А.М.: Был же еще у вас недавно состав с несколькими женскими вокалами... играли что-то вроде рэпа...
А.Л.: А, да, это была группа ПАСТА.
- Вот, теперь все узнают о группе ПАСТА. Раскрутка-с!
Е. Ц.: Ха-ха! Нет, у них что-то интересное, необычное, панк-рэп такой, и с тремя женскими вокалами. Также тут еще побочный проект КАЛИ ЮГИ репетирует, т. е. не сама КАЛИ ЮГА, а то, чем они решили себя развлечь, что ли, вот, восемь человек, три перкуссиониста, все такое, флейтист... короче, интересный состав.
А.М.: METALLICA случайно не было? Или PIXIES там?..
А.Л.: Хм, пока не приезжали.
- А если чисто гипотетически - хотели бы, чтобы здесь METALLICA репетировала?..
Е. Ц.: Не, слишком громко... да и запросы у них более серьезные...
- Нет, ну в идеале, т.е. когда ваша Out Of Records станет известной на всю Беларусь звукозаписывающей компанией...
- О-о-о!! (дружный смех. - Прим. авт.).
А.Л.: Мы тогда уже состаримся.
- Но вы же оптимисты, как вы и сами говорили, надо же верить в будущее...
Е. Ц.: Вообще, чтобы все это развивалось, надо иметь достойные продукты на руках, на данный же момент это пока только альбом OUT OF REACH, пара синглов, ре-мас-те-рин-гов, в частности, ремастеринг VICIOUS CRUSADE. Также сейчас мы пишем новую программу AQUAMORTA.
- Да, на буклете нового альбома "вишесов" я видел вашу фамилию...
Е. Ц.: Во-во.
- А вообще какие-нибудь параллельные с основной работой проекты у вас имеются? А то вы все время сидите вдвоем в звукорежиссерской перед монитором и с загадочным лицом что-то пишете...
Е. Ц.: Да, лично я делаю пару своих проектов, играю на данный момент в группе VIR, которая выросла из AQUAMORTA, и еще готовлю один интересный проект, секрет пока, но уже ясно, что это будет что-то индустриальное.
- Надо полагать, это будет что-то сенсационное!
Е. Ц.: Все, что я делаю, уже сенсационно (смеется. - Прим. авт.)! Только вот плохо, что все, что я делаю, становится лишь "широко известно в узких кругах". Потому что, как вы понимаете, чтобы выпустить приличным тиражом какой-нибудь продукт, нужно быть уверенным, что этот самый продукт хотя бы распространится, не говоря уже об окупаемости. (Тут г-н Галицкий врубил уже давно им подготавливаемые барабаны, в связи с чем нам пришлось покинуть удобный диван и передислоцироваться в холодный "предбанник" Out Of Records. Что, наверно, обусловило некоторое меланхолическое завершение нашего разговора. - Прим. авт.)
- То есть нереально все это дело? Или есть перспективы?
Е. Ц.: Ну, вы же понимаете, что сейчас продаваемы только некоторые из вещей, причем, э-э-э, больше попсового направления, а вот выпустить что-то оригинальное, чтобы оно пошло в народ, чтобы оно нашло своего слушателя, достаточно сложно в финансовом отношении.
- Вы только что поставили большой крест на рок-н-ролле в Беларуси. В массовом масштабе.
Е. Ц.: Ну, в массовом плане с рок-н-роллом всегда было плохо. На то он и рок-н-ролл.
- Вообще, на мой взгляд, ситуация в РБ с роком, как в тех же 80-х, только тогда идеология не позволяла развиваться рок-движению, а сейчас же давит отсутствие денег. Иначе говоря, история имеет тенденцию повторяться, изменяются только условия.
Е. Ц.: В стране, где главная забота у людей - что бы поесть и будет ли это поесть в следующую неделю, когда только такие мысли в голове, то какое здесь может быть процветание рок-н-ролла? Это просто невозможно.
- Но некоторые же просто в этом рок-н-ролле находят отдушину своеобразную...
Е. Ц.: Если заниматься для себя, то, конечно, да, но если это ставить на производственную основу, чтобы это был шоу-бизнес тире фабрика развлечений, то тут только оптимизм и спасает.
- Иначе говоря, это и есть ваша розовая мечта?
Е. Ц.: Ну, если можно так сказать...
После этой фразы Евгения увели для подготовки студии к приему очередной порции гремучей "зьничевской" похлебки, посему беседа уже продолжалась "на троих". Долго, долго мы еще размышляли относительно перспектив развития шоу-бизнеса в Беларуси, страдальчески вздыхая и сардонически улыбаясь. Продолжили прикидывать, что станет в дальнейшем с музыкой, учитывая оказываемое компьютерами влияние на современность (на примере LIMP BIZKIT, которых мы дружно пустили в "отстой"!). Потом разговор мягко перешел в спор о том, что лучше - аналоговая запись или цифровая, мы вместе вспоминали все умные слова, какие знали, а позже зачем-то приплели ни к селу ни к городу Баха... и в конце концов пришли к единственно правильному выводу - ВСЕ ВСЕ РАВНО ЗАВИСИТ ОТ ЧЕЛОВЕКА. А компьютер - только инструмент. Вот так.
P.S. Когда мы уже ехали втроем со студии домой, я, глядя на ночной Минск, вдруг так проникся уже, казалось бы, забытым патриотизмом к своей земле, так вдруг захотелось, чтобы все наконец поменялось к лучшему, что тут же, в этом старом, обшарпанном и гремящем, как консервная банка на мостовой, 44-м троллейбусе, поклялся продолжать заниматься музыкой, чего бы это мне ни стоило. Наверно, через нечто подобное в свое время прошли и Андрей с Евгением из Out Of Records. Все, заканчиваю... и God Save Belarus, господа.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 49 за 2000 год в рубрике музыкальная газета