Morris, Jeremy
На все руки Джереми


Что ж, продолжим разговоры о прогрессивном роке. Пользуясь размытостью определения, что за зверь такой - прогрессив, некоторые музыканты умудряются на этом сыграть. И сыграть хорошо, экспериментируя вовсю и осваивая все новые территории. Скажем, нет особого смысла удивляться и издавать восхищенные междометия, когда совершенно разностилевые альбомы издают именитые мастера Рик Уэйкман и Стив Хаккетт - на то они и звезды, на то они и гении. Совсем другое дело, когда к станку становятся люди помоложе.

Вы, конечно, возразите, что нынешние ветераны в начале своей карьеры тоже были молоды. Согласен. Да вот только в ту пору их произведения все же укладывались в один синонимический ряд, "шаг в сторону" они стали делать значительно позже. И с переменным успехом. Но именно эти их набеги на неосвоенные земли породили определенное количество последователей. Небольшое - но достойное.
Имя Джереми Морриса (Jeremy Morris) не гремит на каждом углу - он не Бритни Спирс, - несмотря на пространную дискографию. Однако ж, прослушав с добрый десяток дисков Джереми, выпущенных как известными прогрессив-лейблами, так и его собственной фирмой, я почувствовал непреодолимое желание обсудить с талантливым американцем его творчество...

- Как-то очень странно слушать твои альбомы. Я имею в виду эдакий странный переход от прямолинейного, вдохновленного RAINBOW и Малмстином хард-рока на "Open Your Heart" и "Solid Rock" к изысканной прогрессивной музыке альбомов "Pilgrim's Journey" и "Celestial City". Как так вышло, что ты одновременно сочиняешь и столь сложную, и столь примитивную музыку?
- Мне нравятся многие стили. Я рос, слушая THE BEATLES, TANGERINE DREAM, PINK FLOYD, LED ZEPPELIN, BLACK SABBATH, JETHRO TULL, Кэта Стивенса, Джеймса Тейлора, Вангелиса, Жана-Мишеля Жарра, STATUS QUO, GENESIS, YES, DEEP PURPLE, BEE GEES, Гордона Гилтрапа, Энтони Филлипса, Стива Хаккетта, CAMEL, AMERICA, ALLMAN BROTHERS, BIG STAR, THE CARS, KRAFTWERK, CHEAP TRICK,
AMAZING BLONDEL, BYRDS и множество других команд.
- Концепция, музыка и даже название твоего альбома "Pilgrim's Journey" моментально наводят на мысль о дебютном диске Стива Хаккетта "Voyage Of The Acolyte". Ты намеренно следовал его идеям?
- Я огромный поклонник Стива Хаккетта. Мои любимые альбомы Стива - "Voyage", "Defector", "Spectral Mornings", "Bay Of Kings" и "Cured". Идею же "Pilgrim's Journey" я позаимствовал из классической книги "Pilgrim's Progress" - весьма эту книгу рекомендую!
- Как тебе удается быть настолько продуктивным?
- Очень удобно, когда дома есть студия звукозаписи! Я люблю сочинять и записывать музыку, играть "вживую" для меня не столь важно, хотя в этом году я выступал много.
- Полагаю, к пятидесяти годам у тебя на счету будет больше альбомов, чем у Рика Уэйкмана и Энтони Филлипса...
- Да, думаю, ты прав - так как я уже выпустил почти столько же, сколько они.
- А сколько у тебя пластинок?
- Двадцать два сольных альбома. Также я попал в двадцать один сборник, и еще у меня в активе девять видеосборников.
- О чем все-таки история, которая легла в основу "Pilgrim's Journey"?
- Она повествует о наших путешествиях в земной жизни навстречу жизни следующей.
- В этой истории ты упоминаешь одно имя - Питер. Кто это?
- Питер - мой сын. Он родился, когда я записывал этот альбом. Сразу после его рождения я принес сына в студию и записал его голос - плач ребенка! Его можно расслышать вдалеке в центральном пассаже композиции "Pilgrim's Journey". Иногда я даже называю альбом "Peter's Journey", но с таким же успехом его героем мог бы стать я или ты.
- Исходя из названий многих твоих композиций я делаю вывод, что ты - очень религиозный человек. Так чем для тебя являются "Celestial City", Град Небесный, с одноименного альбома, и "Pilgrim"?
- Я предпочитаю думать об этой музыке как о духовной, но не слишком религиозной. Да и себя я считаю скорее духовным человеком.
- Тематически "Celestial City" является продолжением "Pilgrim"?
- Да, это продолжение истории о путешествии паломника.
- В разработке идеи паломничества ты случайно не использовал мысли из альбома JETHRO TULL "Passion Play"? Это самое "silver cord" довольно знакомо тем, кто любит TULL...
- Не думаю, что я использовал "Passion Play", хотя у многих из нас рождаются схожие мысли. Все уже было когда-то сделано.
- Твоя игра на гитарах и фортепиано очень близка к стилям Энтони Филлипса и Майка Олдфилда. Кто из них повлиял на тебя в большей степени?
- Я думаю, больше Энтони Филлипс, нежели Майк Олдфилд. Из альбомов Майка мне больше нравятся первые три, а у Энтони Филлипса я люблю практически все.
- Расскажи, пожалуйста, вкратце о своем постоянном помощнике Дэйве Дитрихе.
- Это мой шурин и лучший друг. Мы вместе играем уже давным-давно. Он играет на барабанах почти на всех моих альбомах, хотя иногда, когда Дэйв занят, за дело приходится браться мне самому. К примеру, на "Salt The Planet" я играю на всех инструментах. Впрочем, я предпочитаю, чтобы на барабанах стучал Дэйв, так как он делает это намного лучше.
- Некоторые твои хард-роковые альбомы очень странно смикшированы: вокал и гитара перекрывают ритм-секцию. Как так вышло?
- Мне нравится иногда смешивать различные звуки, чтобы создавать новые стили. Люблю смешивать хард-рок семидесятых с прог-роком и классикой. Некоторые из этих попыток более успешны, некоторые - менее. Мне по душе брать на себя музыкальные риски, а не делать все альбомы одинаковыми.
- Как часто ты выступаешь? Кто играет на клавишных на твоих концертных записях?
- Я играю "живьем" где-то десять-пятнадцать раз в год. У моей группы было множество разных составов. На сцене я играю и на клавишных, и на гитаре. Иногда я выступаю соло, а иногда - с командой из пяти человек. Каждый раз все по-разному.
- Ты из музыкальной семьи, да? Я вижу, что родственники частенько помогают тебе - например, мультиинструменталист Марк Моррис.
- Да, это мой отец, он музыкант, как и мои дети. Это у нас семейное.
- Ты очень интересно использовал фолковые мотивы в "Sand In The Sun" из альбома "Celestial City". Не задумывался над тем, чтобы двинуться в этом направлении и записать целый альбом?
- Я только что закончил записывать альбом, целиком состоящий из сольных акустических гитарных пьес. Надеюсь в скором времени его выпустить. А также я завершил альбом акустической фортепианной музыки!
- Ты намеренно подражал Дилану в "Hard To Hide The Pain" из "Solid Rock"?
- Да, конечно! В этой песне очень много Дилана!
- Что из себя представляет твой лейбл Jam Records? Почему ты не выпускаешь на Jam свой арт-рок?
- Я выпустил несколько арт-роковых дисков на Jam - к примеру, "Dreams Come True", но зачастую такая прогрессивная музыка добивается большего успеха на специализирующихся на ней фирмах.
- Как дошло до выпуска диска "Pop Heaven", ориентированного на шестидесятые годы? Уж очень необычный для тебя стиль...
- Моей первой пластинкой была пластинка THE BEATLES. "Pop Heaven" - это дань уважения этому, также мной любимому, музыкальному стилю. Я думаю, THE BEATLES помогли создать такую форму музыкального искусства, как концептуальный альбом, так что тут прямая связь между ними и прогрессивным роком.
- На "Pop Heaven" ты выражаешь благодарность уйме знаменитых музыкантов и коллективов, а также некоторым не столь известным именам. В списке есть THE BYRDS и THE BEATLES. Какая из этих групп оказала большее влияние на музыку альбома?
- Я полагаю, влияние THE BEATLES больше ощущается в вокале, а THE BYRDS - в использовании электрической двенадцатиструнной гитары. Получается, влияние равное.
- Интересно, что в этот список ты включил и SUPERGRASS. Ты считаешь их величайшей группой нынешнего дня?
- Мне кажется, их первый альбом по-настоящему великолепен, потому что он - словно дань уважения шестидесятым. Впрочем, ни одна из новых команд не может сравниться с мастерами рока!
- С чего ты решил включить в "Pop Heaven" скрытый трек?
- Я считаю, что последняя песня, "Permanent Vacation", на самом деле просто демо-запись, так что мне не хотелось указывать ее!
- Кто оформил "Pop Heaven"?
- Я создал этот комиксный стиль с помощью компьютерного графика.
- Любопытно, что в списке благодарностей есть Джефф Линн и все группы, в которых он играл, - THE IDLE RACE, THE MOVE и ELO. Почему?
- Я считаю Джеффа Линна музыкальным гением! В первых альбомах ELO было множество прогрессивных элементов, а IDLE RACE и вовсе опережали свое время! К тому же он отличный продюсер. Мне кажется, большинство людей не замечает его большого таланта.
- У тебя есть диск "Rare". Почему этот материал не вошел в предыдущие альбомы?
- Я стараюсь делать свои пластинки как можно продолжительнее, многие даже жалуются на то, насколько программы длинны. Вот я и решил подсократить их!
- Что ты думаешь о Бадди Холли, которому, судя по всему, подражаешь в "Hello Tomorrow"?
- Я считаю, что он изменил облик гитарного рока. Перебор его соло-гитары просто поразителен!
- "Musica Para", несомненно, альбом религиозной музыки. Ты слышал подобную тему в разработке Кена Хенсли из URIAH HEEP и группы VISIBLE FAITH, с которой он работает?
- Не слышал, но был бы не против. А "Musica Para" на самом деле - сборник записей, которые я делал для себя и не намеревался выпускать на компакт-диске. Но мой друг из Испании Гильермо Казенаве сказал, что, на его взгляд, их стоит опубликовать! Гильермо выпустил их на своем лейбле Astral, я по-настоящему рад, что он это сделал.
- Почему все песни на "Musica Para" названы по-испански?
- Потому что этот диск вышел на испанской фирме и был предназначен в основном для тамошней публики.
- Кто такой этот Гильермо? Он играл с тобой на "Musica Para" и на "Music Of The Pilgrim"...
- ...Гильермо - наш с Энтони Филлипсом друг. Энтони, Гильермо и я - одни из последних приверженцев философии "музыка как высокое искусство". Мы по-прежнему играем музыку от всей души. Есть вероятность того, что мы будем работать вместе.
- Эти вот два альбома довольно разные, так почему ж они так похоже оформлены?
- Для обоих дисков обложки выбирали на Astral Records. Они вышли одновременно и, я полагаю, являются парными релизами.
- Альбом "Music Of The Pilgrim" планировался как вторая часть "Journey"?
- Вообще-то, нет. Это сборник песен, охватывающий большой отрезок времени. Название диску придумал Гильермо Казенаве.
- Некоторые композиции этого альбома были просто перезаписаны практически в тех же аранжировках или же ремикшированы?
- Часть из них - это другие версии. У меня огромный архив невыпущенных песен, начиная с 1974 года и по сей день.
- А почему ты решил использовать старый материал?
- Песни для этих релизов выбирал Гильермо Казенаве. Я считаю, что это его проект. Я доверяю его решениям по поводу моей музыки. Его лейбл сильно меня поддержал, и я за это благодарен.
- Как родился нью-эйджевый/эмбиентный альбом "Salt The Planet"?
- Я носил майку с надписью "Посоли планету", и мне понравилось странное звучание этой фразы, так что я использовал ее для создания концепции более абстрактного альбома!
- Что же ты имел в виду, называя диск вот так?
- Соль является консервантом, предохраняющим продукты от гниения. Название можно, таким образом, трактовать как "Спаси планету". Но повторюсь: мне хотелось, чтобы этот альбом был более абстрактным и менее прямолинейным.
- Ну и что же нам ожидать от тебя в ближайшем будущем?
- Недавно я закончил работу над несколькими разными альбомами. В настоящее время я работаю с различными записывающими компаниями помимо своей - так что посмотрим, какие из них захотят выпустить мою музыку. Я планирую по-прежнему работать во многих стилях, создавая музыку прогрессивную, фолковую, классическую, электронную, эмбиент, рок и поп. На каждом из альбомов я стараюсь сосредоточиться на определенном стиле. Так что лучшее - впереди!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 47 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета