Hip-Hop Side
Новая жизнь хип-хопа!

На поставленный однажды вопрос "Что нужно сделать, чтобы выжить?", хип-хоп ответил так: "Развиваться, находиться в постоянном поиске новых перспектив!". И как только люди, занимавшиеся раскрашиванием повседневной жизни, осознали это, хип-хоп вышел из тени переулков...

Это было настоящим кошмарным сном для райтеров Нью-Йорка, когда в 1988 году по решению муниципалитета города было уничтожено около 95 % всех рисунков, изображенных на поездах подземок. Примерно такая же ситуация тогда возникла и на Западном побережье. Различие было лишь в самих рисунках. West Coast всегда был эталоном гангстеризма в хип-хопе, и это, естественно, нашло отражение в рисунках уличных художников Калифорнии...
Постепенно, в связи с ростом популярности граффити критики все же стали относиться к этому виду искусства более спокойно, но тем не менее акции типа "Clean Up City" ("Чистый город") имели место. В результате таких "зачисток" погибало огромное количество "настенной живописи".
Но в конце 20-го века уличным художникам благодаря поиску новых форм развития все же удалось вынести свое искусство на обозрение масс. И одним из путей его вывода из темных и укромных переулков в широко освещенный и всем доступный мир стала мода. Множество аэрозольных рыцарей получило возможность выразить свои чувства, эмоции и внутренние взгляды через одежду, не теряя при этом уличного правдоподобия.
Это естественно, что граффити перешло на майки и штаны. Ведь их в некотором смысле можно сравнить с поездами - где бы они ни были, их видят все. А то, что это могут увидеть многие, - очень важно! Сейчас все больше и больше райтеров после многих лет рисования на улицах увидели в изображении на одежде новую жизнь граффити. Конечно, идея эта не нова, но именно в последнее время она наиболее ярко проявляется в мире фешенебельности, и связано это в первую очередь с ростом популярности хип-хопа в целом, а также с тем, что все больше и больше открывается домов моды от самих представителей хип-хопа.
Все больше и больше людей, не имеющих с хип-хопом ничего общего, подвергаются влиянию этой культуры. Например, ходить в чем-то широком или просторном (как вам больше нравится) сейчас уже не считается чем-то из ряда инопланетного.
В этом есть и коммерческий смысл. Вы сами можете видеть вокруг себя массу людей, которые пытаются делать деньги на том, что им не принадлежит и что находится от них на большом расстоянии. Они пытаются делать для нас одежду, убеждая, что носить ее удобно (достаточно посмотреть на более чем среднестатистический выбор наших магазинов и рынков). Наверняка вы сталкивались с тем, что продавцы пытались вам продать абсолютно абсурдную вещь под предлогом, что сейчас это модно, что это и есть "тот самый хип-хоп...". На самом же деле они ничего не понимают в этом, неправильно выражая тот жизненный стиль, которым живем мы...
Как результат популярности граффити - множество компаний, да и просто предприимчивых людей, в большинстве своем далеких от хип-хопа, стало прибегать к помощи граффити для улучшения спроса на свои товары. Факт в том, что многие компании стали размещать граффити на СD-обложках, на своих логотипах, видеоиграх и даже разработали компьютерные фонты. Сейчас стало модным приправлять свою продукцию рисунками в стиле граффити. Но все равно в большинстве своем (но не всегда) это всего лишь "bitin'", подобие старых работ самих художников и ничего больше. Взгляд самих райтеров простирается намного дальше, чем взгляды магнатов...
Но на самом деле для самих рыцарей пера и краски все вышеперечисленное не предел мечтаний. Что было бы в принципе и глупо, потому что если бы они сидели на месте и наслаждались тем, что у них есть, то они никогда бы не поднялись выше подземных рисунков на поездах. Многие из них хотят, чтобы их знали больше, чем просто кого-то, кто является дизайнером маек и штанов, CD-обложек, оформителем клуба и т. п. Сейчас довольно модной фишкой является создание при помощи райтеров наружной рекламы. Реклама - двигатель прогресса. Вы помогаете рекламировать чужой продукт, на самом деле при правильном подходе рекламируете вы себя...
Так что, если посмотреть на историю развития настенной живописи, то, скорее всего, новая жизнь граффити и заключается в том, чтобы, не останавливаясь на достигнутом, продолжать искать новые формы реализации, новые пути развития, искать перспективы достижения новых высот...
Рэп тоже является составляющей хип-хопа. За последнее время он также претерпел изменения, причем довольно существенные. Но его развитие и изменение сказалось на всей музыке в целом. В общем-то, так же как и в случае с граффити, он пропитал все, что можно. Посмотрите на зарубежную эстраду (о нашей эстраде пока рано что-то говорить): сегодня чуть ли не у каждого представителя мейнстрима в музыке присутствует элемент хип-хопа. У многих звезд не хопперского направления в альбомах присутствуют одна-две композиции, спродюсированные каким-нибудь продюсером из мира рэп-музыки. Валовой процент от продажи рэп-музыки в Америке и некоторых других странах поднялся до такого показателя, что еще несколько лет назад мы бы подумали, что статистики, наверное, сошли с ума.
В отличие от прошлых лет, современная рэп-музыка и ритм-энд-блюз в основном изобилуют ломаными ритмами, которые в большинстве своем заменили обыкновенные луповые рисунки. Сэмпл всегда стоял у истоков рэпа, и глупо обращать внимание на его присутствие в рэп-музыке; с другой стороны, считается не совсем целесообразным брать рэпперу сэмплы из композиций других рэпперов (можно взять редко, но метко). Сейчас все стараются сделать рэп своими силами, на своих инструментах, по крайней мере - переиграть. Все должно быть оригинальным - от рисунка ритма до аранжировки. В некоторой степени современной музыке присущ минимализм и в то же время некоторая мелодичность, но мелодичность, созданная опять-таки минимальным количеством инструментов. Почти каждый МС, претендующий на намба 1 в чартах, обязан сделать композицию в стиле скороговорочного речитатива. Это становится в некотором роде соревнованием между МС: "Смотри, как я могу, а можешь ли ты, как я?!". Вы скажете - бред, однако, я думаю, это было дело престижа для Dr. Dre - сделать "Forgot About Dre".
Есть, конечно, команды, которые над этим не парятся. Они выбрали путь Nas с его легендарным дебютным альбомом "Illmatic", который показал в свое время, что есть "настоящий рэп". Эти команды также достойны уважения, но они, к сожалению и лично по моему мнению, идут по уже протоптанной дорожке и вряд ли от них можно ожидать чего-то экстраординарного и новаторского. Представьте себе, что было бы, если б хип-хоп остался в old school. Хотя я ни в коем случае не хочу выступить против МС, поддерживающих "классический" стиль рэпа, просто иногда напрягают постоянные высказывания типа: этот рэп классный, потому что он жесткий и сырой, а вот этот - он плохой, потому что он мелодичный. Мне кажется, что люди говорят так, потому что они сами ничего толком интересного создать не могут и им легче завуалировать свое неумение в своих якобы убеждениях. Однако они забывают о том, что является главным в рэпе (и в хип-хопе в целом), - надо быть оригинальным. Какое там к черту "мелодичный-немелодичный", "жесткий-нежесткий", главное - иметь нечто такое, что выделяло бы из толпы таких же жестких (мелодичных) команд и МС, как и ты. Пусть КАСТА и делает свой рэп сродни WU-TANG CLAN, но они это делают оригинально, при этом добавляя что-то от себя. Это не глупое подражание, а действительно продуманная фишка. Они настоящие, и поэтому они имеют успех...
Все должно двигаться вперед и развиваться, иначе зачем тогда уметь писать, читать и разговаривать. Жило бы человечество вечно в каменном веке и жило бы себе. Точно так же, как райтер придумывает новый рисунок, новую технику его исполнения, точно так же, как би-бой придумывает новый, шокирующий и удивляющий элемент танца, точно так МС должен делать рэп. А может быть, и не должен, может быть, он не хочет, а может, и не может, прикрываясь тем, что он делает рэп так, как он считает нужным. Но в этом случае зачем претендовать на звание лучшего в своей игре? Зачем раздувать огонь пафоса вокруг себя? Я не буду писать о наших командах, я возьму другой пример: OUTLAWZ и MOBB DEEP - где теперь OUTLAWZ (я бы сказал - выскочки) и как им далеко идти до MOBB DEEP. Может быть, это и есть новая жизнь рэп-музыки - оставаясь настоящим, делать ее оригинально во всех ее проявлениях...
Брейк-данс также является одной из составляющих хип-хоп культуры. Так же как и в двух предыдущих случаях, он проник всюду, где мог. Открываются различные школы по брейк-дансу. Если у вас есть телевизор и вы его временами смотрите, то невозможно не заметить, что современные клипы насыщены танцорами брейка. Впрочем, это касается и граффити. Более всего удивительно, что даже отечественные поп- и рок-музыканты вставляют в свои сюжеты элементы брейка и граффити! Появился также "синдром ДеЦла", проявляющийся в том, что новоиспеченные хип-хоп-головы, вышедшие из рифм ДеЦла, считают своим долгом читать рэп, рисовать граффити и танцевать брейк-данс одновременно!!!
Говорят, есть некоторая конфронтация между МС и би-боями: одни не признают рэп, другие - брейк-данс, в общем - не получается никакого сотрудничества. Не знаю, в чем проблема: то ли МС не делают рэп на должном уровне, то ли брейкеры... Возможно, это происходит потому, что у нас нет би-боев, вышедших из рэпа, и нет рэпперов, вышедших из брейка.
Может быть, в поиске новых форм сотрудничества и заключается новая жизнь брейк-данса? Я этого не знаю, но одно знаю точно - новая жизнь брейк-данса зависит от самих би-боев, от того, на каком уровне они сами захотят остаться: на уровне клубов или они захотят найти путь проявления своего танца в окружающем их мире...
Но не надо принимать смешивание составляющих хип-хопа с различными отраслями шоу-бизнеса и искусства как продажу его зеленому богу. Разумность должна быть во всем. Но в первую очередь хип-хоп должен быть оригинальным во всех своих проявлениях - в этом, я думаю, многие со мной согласятся. Будьте оригинальными и раскрасьте свое пребывание в окружающем вас мире разноцветными красками своего таланта (только если вы действительно талантливы, а иначе вы сможете испортить картину, которую до вас рисовало целое поколение). Не бойтесь экспериментов, потому что ханжа тот, кто говорит, что надо делать все как принято. Представьте себе мир, состоящий из одинаковых городов, состоящих из одинаковых улиц, по которым ездят одинаковые автомобили и ходят мимо одинаково одетые люди. Эти люди проходят мимо красивых, красочных, но абсолютно одинаковых стен. Эти люди слушают все как один одну и ту же музыку и танцуют один и тот же танец и едят одну и ту же пищу... Если вы хотите попасть в один из таких городов - продолжайте делать все по стереотипам, продолжайте поддаваться влиянию тех, у кого у самих "не хватает в голове нужного роста".
Чаще всего начинающий (или, как он считает, уже вышедший из этого этапа) думает, что в своем деле он самый что ни на есть профессионал, что уж он-то точно делает настоящие рэп, брейк и граффити. На самом деле он ничего не делает для хип-хопа. Его так называемое искусство предназначено всего лишь для ушей и глаз друзей, чьей поддержкой он упивается. Какой толк в том, что тебя поддерживает друг, такой же, как и ты, ничего не понимающий в настоящем хип-хопе? Но страшнее всего, когда тебя окружает толпа таких друзей, каждый из которых постоянно тебе твердит, что ты все делаешь правильно. Тогда ты начинаешь думать, что это действительно так. На самом деле, если взглянуть на тебя на общем фоне, то в толпе, состоящей из таких же, как и ты, тебя рассмотреть невозможно... Так может, новая жизнь хип-хопа заключается в том, что каждый будет трезво смотреть на свои достижения и сдерживать себя, тем самым не портя имидж хип-хопа? Хотя вряд ли! Потому что хип-хоп на данный момент - это массовая культура, следовательно, таких ее представителей не убавишь! Так что если в вас много гонору, так запрячьте его куда подальше и не останавливайтесь в своем развитии. Ищите новые формы воплощения своих мыслей. Скорее всего, в этом и заключается новая жизнь хип-хопа - быть оригинальным, оставаясь крутым мазерфакером в его истории. Сделай нечто подобное, что сделали в России JAM STYLE & DA BOOGIE, Лигалайз, Basket, BAD BALANCE, D.O.B., на Украине - ТАНОК НА МАЙДАНI КОНГО, УБИТЫЕ РЭПОМ, в Беларуси - УДАР БАНДЫ, CAN STEALERZ CREW (CSC), Кэт, D.D.CREW. А можешь, как в той рекламе, просто взять и совершить полет на Луну - один из немногих способов совершенно легально и справедливо добиться уважения? А пока, оставаясь игроком, пусть даже и неплохим, научись все же уважать то, что до тебя было сделано, и не пытайся ценой своих амбиций растоптать или испачкать историю хип-хопа в дерьме. Потрать свои силы лучше на что-нибудь другое, потому что сколько людей - столько мнений, а вот история - она одна! И того, кто в нее уже вошел, ни ты, ни кто другой вычеркнуть не сможет. Лучше постарайся, чтобы самому попасть в анналы истории своей культуры. Да и постарайся это сделать не за счет "beef" (вражды) и зависти (что, кстати, свойственно многим командам не только музыкального направления). Здесь я бы хотел процитировать, по моему мнению, гениальную фразу Лигалайза, которая на самом деле выражает многое: "Ненавидеть легко - уважать сложнее...". Здесь главное помнить одно - может быть, ты и крут, но это до тех пор, пока рядом с тобой не появился кто-то круче тебя (подобно тому, что люди раньше думали, что Земля плоская, пока однажды не появился один человек и не показал им реальность). Но если ты дурак, то ты этого просто не заметишь...
Научись уважать того, кто для тебя сделал что-то. Запомни одно - когда на смену тебе придут другие (а этот момент когда-нибудь обязательно наступит), то они с тобой поступят точно так, как ты поступил когда-то сам...
Возможно, в осознании всего этого и заключается новая жизнь хип-хопа? ПОДУМАЙ ОБ ЭТОМ.
Берегись, иначе третья волна хип-хопа накроет тебя полностью, и ты захлебнешься в потоке информации и возможностей, так и не осознав, что же с тобой произошло...
Респект всем людям, которые оставили свой след в развитии хип-хопа!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 47 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета