Kriwi
Один из "крывых"


Презентация синглов в Беларуси входит в моду. По пути N.R.M., представившей свой "Самотнiк" большим концертом, пошли и музыканты группы KRIWI.

В редакции "МГ" - Дмитрий Войтюшкевич... Просто один из "крывых"...

- Что увидит и услышит белорусская публика 10 декабря в концертном зале "Минск"?
- Это будет своеобразная презентация сингла: три-четыре песни из будущего альбома - одна на курдском языке, мы поем ее вместе с Масудом Талибани, такая хорошая, красивая лирическая песня, и остальные - белорусские. Записывали сингл на студии БЕЛОРУССКИХ ПЕСНЯРОВ.
Но сингл - это не самое главное, главное то, что во время концерта мы попробуем представить некое театральное действо, связанное с нашим творчеством. Надеюсь, что это будет интересно и в чем-то неожиданно для зрителей. Мы хотим показать себя такими, какими нас еще не видели, это будет другой наш мир: не всегда в публикациях, в клипах ты можешь донести людям то, что тебя волнует на самом деле, твое состояние души, мы и попробуем сделать это с помощью концерта. Попробуем передать зрителю наше настроение, наше состояние - озабоченности, шаманства, состояние, связанное с рождением новой идеи - поговорить с ними об общечеловеческих вещах. Хочется показать музыкантов KRIWI не только играющих и поющих, но и как талантливых актеров, с интересной пластикой, пускай и непрофессиональной. Соответственно, и определенный материал написан конкретно под этот концерт, под конкретную разовую акцию, которая, впрочем, может и получить свое продолжение.
Помимо меня, Пита, Вероники и Масуда в Минск приедут поляки - барабанщики Себастьян и Павел. Я не могу сказать, что это будет супермультикультуральное шоу, но с точки зрения эмоций хотелось бы, чтобы концерт оказал сильное воздействие и на зрителей, и на нас. Будет очень важно установить контакт с залом, так как нам хотелось бы, чтобы это выступление смогло претендовать на высокое искусство. Нам будет очень важен этот опыт еще в том плане, что в будущем году мы планируем поработать с серьезным драматическим материалом, перепеть белорусских поэтов-классиков, может быть, даже прозу. Либо это будет драматургия, связанная с какими-то пьесами, постановками, инсценировками.
- Кто еще из музыкантов не KRIWI будет занят в концерте?
- Очень талантливый парень, скрипач Алесь Пузыня, сын известного белорусского мастера Владимира Пузыни, сделавшего лиру для ПАЛАЦА, да много для кого чего сделавшего из инструментов.
Я надеюсь, что будет квартет (я пишу квартеты) - четыре девочки, которых я образно назвал КВАРТЕТОМ УЛИТОК. Будет дуэт ДЗЕУКI, выросший из ДЗЯЦЕЙ. Возможно, будут ритм-секция N.R.M., где-нибудь в конце концерта, и Саша Кривошеев. Может, кто-то будет из минских музыкантов, играющих на ударных.
Пока только в Минске мы можем позволить себе концерт того уровня, на котором мы сейчас находимся: взять хороших музыкантов, привезти из Польши и сделать некое шоу. В Берлине же такую программу сделать было бы тяжело, прежде всего из-за финансовых причин.
- KRIWI никогда нельзя было назвать рок-группой, фолк-рок-группой. Подразумевалось, что по своему духу участники группы - рок-н-ролльщики. Сейчас вы вообще сводите роковость своей музыки к минимуму?
- Понимаешь, новый материал - он мелодичный, "доброжелатели" даже скажут, что это попса, а раз есть скрипка, то и цыганщиной его назовут. Еще какие-то штуки, скажут, мы свистнули на гастролях во Франции или Германии. Но я считаю, что воровать (если воровать), надо всегда с умом, и в прямом смысле этого слова мы этим не занимаемся, мы используем некоторые услышанные вещи как принцип, как идею.
Мы не хотим, чтобы фольклорное творчество было нашей музыкальной основой. Для нас фольклорное творчество - это средство, когда мы показываем, какой есть Войтюшкевич, какая есть Круглова, какие есть Пит и Масуд. В первую очередь в музыке мы отталкиваемся от своего внутреннего мира, а мир меняется: сегодня это фолк, цыганщина, завтра - другое. Нельзя все время ездить по экспедициям в поисках фольклора и этим который год жить, эксплуатировать это в своем творчестве.
- Чего вы все умные-то стали: мало вам одних песен, давай из концертов концепты делать - N.R.M., UR'IA грозится...
- За другие группы я не скажу, но все наши записанные проекты или проекты, в которых мы принимали участие с 97-го года, связаны с некими концепциями. Поэтому сегодня и мы, и публика уже готовы к тому, что и концертная программа будет выглядеть как законченное действие. Для нас это естественный шаг, не выдуманный, органичный... Банальным было бы тебе сказать про конец века, про конец тысячелетия...
- Во-во, заморочились все с этим... концом...
- Я-то не заморочился, но я считаю, что белорусские рок-н-ролльщики или фолк-н-ролльщики, как хочешь называй, просто ОБЯЗАНЫ именно сегодня предложить публике что-то совершенно новое и настоящее, так как белорусское эстрадное творчество бездуховно, оно даже не "панковое", оно просто никакое.
Если говорить про нас, про сингл, то это такое ощущение Курдистана, несуществующей страны, части которой сейчас как бы находятся в Турции, Иране, Ливане, еще где-то; и Беларуси, как, в некотором смысле, перекрестка. Ощущение невостребованности, непризнания в каком-то смысле курдской культуры, курдской самостоятельности.
- Помнишь в конце 80-х - начале 90-х все эти разговоры по поводу того, что есть Беларусь с точки зрения этноса? Кто-то вспоминал Великое Княжество Литовское, кто-то твердил про славянские корни, вы в группе говорили (мулька это была или нет?) про общие с Востоком корни, на примере племен кривичей... Масуд у вас в составе появился...
- Знаешь, бывает, встречаются разные музыканты, разных национальностей, и объединяются в группы. Год назад мы встретили Масуда, который оказался из Курдистана, с очень интересным материалом. Теперь он играет с нами. Если будут интересные музыканты из Африки (а они будут), из Бангладеша, то почему бы не поиграть с ними? Это говорит о том, что мы просто контактные люди и для нас абсолютно естественно использовать в нашей музыке музыку других народов. В Европе так работают музыканты уже давным-давно. Может, с японскими музыкантами что-нибудь придумаем.
Я не привязываю все это к каким-то глубочайшим корням, мы живем сегодня. Это, скорее, эмоциональные корни.
- Почему KRIWI не приняли участие в недавнем минском фолк-фестивале "Таукачыкi"?
- Нас приглашали... Но мы просто физически не могли принять в нем участие: Пит уехал в тур с N.R.M., а Вероника в это время была в Берлине. Это во-первых. А во-вторых, после того, как я увидел афиши фестиваля, то просто-таки обрадовался, что мы там не выступали, потому что мы всю жизнь избегали работать с художественными руководителями. Наше творчество в некотором смысле демократическое. Я бы не осмелился писать на афише, при всем моем внутреннем авторитете для самого себя, "Дмитрий Войтюшкевич, руководитель, режиссер" и так далее, если я работаю с другими музыкантами и если эти музыканты почему-то работают на мое имя. То есть мне было бы просто неудобно перед этими людьми, поведи я себя так, то есть речь идет об элементарной человеческой порядочности. К тому же я, честно говоря, привык работать на себя, а не на какого-то дядю.
- Я тут спросил недавно Юру Выдронка, лидера группы UR'IA, некогда музыканта групп ПАЛАЦ и KRIWI, как он общается (и общается ли?) со своими бывшими коллегами... Юра ответил приблизительно так, мол, полями "общаемся", полями творческими соприкасаемся...
- Я думаю, что в некотором смысле он прав: если общение идет, то идет оно именно полями. Для меня лично, все, что связано с тем периодом, когда в KRIWI был Выдронок, когда группа была той семьей, до сих пор достаточно сложная тема. Меня всегда раздражало (и тогда, и сейчас), когда кого-то из музыкантов KRIWI называли автором этого проекта. И ПАЛАЦ, и KRIWI - это были и есть проекты коллективные. Олег Хоменко, например, никогда бы не сказал, что ПАЛАЦ - это ЕГО проект. Всегда все делалось вместе... Сегодня мы уже достаточно далеко отошли от того, что когда-то делали вместе с Юрой. Эмоциональная окраска нашей музыки сегодня не связана с древностью.
- Что-то можешь сказать про альбом UR'IA?.. Не тая...
- ...Сложно... Если честно сказать, я полностью его не слушал... Мне понравился дизайн компакта: достаточно грамотно... э-э-э... вот... По музыкальному материалу... Это имеет место, я, как человек рыночный, понимаю, что рынок - западный, российский, белорусский - проглатывает все, лишь бы это было хоть как-то сделано. С точки зрения художественной - есть определенные находки, как в любом творчестве, я не могу сказать, что это какой-то прорыв, и время покажет, что с группой будет дальше. Я буду очень рад, если у Юры все получится так, как он задумал: альбомы, концерты, "живые" концерты. Этот человек мне далеко не безразличен, опять же - мы с ним эмоционально связаны. И он это знает... И Вероника это знает...
- Когда мы с тобой в числе других музыкантов и журналистов были на записи "крайней" передачи "Акколада", Саша Куллинкович, любя KRIWI, сыронизировал в ваш адрес: KRIWI теперь работают на Европу. Или на Германию? Не помню уже. А ведь на самом деле такие разговоры ходят. Про ПАЛАЦ говорят, что группа сейчас движется в сторону России; много разговоров ходило вокруг UR'IA, что они тоже многие свои планы связывают с Россией, правда, Выдронок от этого открещивается... неуверенно так... Я уж молчу, что оба состава ПЕСНЯРОВ там пасутся постоянно... Российский читатель "МГ" не поймет всю сермяжную суть, но я к этому отношусь... никак не отношусь, однако есть в Беларуси люди, которых "пророссийские устремления" местных музыкантов и разговоры об этом возмущают... Свои акценты расставишь?
- Так объективно получается, что в этом году мы много концертов дали в Польше и Германии. Были в Словении на престижном фестивале, на Адриатическом море, и в Швеции были. После "Рок-короны" мне показалось, что мы можем работать и на российский рынок. Сейчас работа в этом направлении идет, и там к нам есть интерес со стороны людей, работающих в Москве с такими исполнителями, как Инна Желанная. Нету такого у нас, что работать мы будем только в Беларуси и на Западе. Я не исключаю, что на какое-то время мы поедем в Москву или Питер.
- СУПОЛЬНЫ ПРАЕКТ выпустит альбом до конца года?
- ...Не знаю... Это не от меня зависит, а от начальства, как говорит Вольский. Сейчас идет работа над дизайном, как только она закончится, как только диск будет напечатан, сразу будет планироваться презентация, соответственно пойдет плотная рекламная кампания. Поэтому альбом выйдет к концу года или в начале следующего (презентация альбома намечена на 19 декабря в КЗМ столицы Беларуси. - От авт.).
- И все равно скажи о нем что-нибудь...
- ...Благодаря ему мы в этом году очень много посидели в студии. Работа, если бы ее начал реализовывать кто-то из нас в одиночку, могла затянуться лет на пять. А так мы все сделали за год.
Что касается качества, то в альбоме есть такие нюансы, которые позволяют мне говорить о том, что эта работа на порядок выше, чем те концептуальные проекты, в которых музыканты KRIWI принимали участие. Я имею в виду "Народны альбом" и "Сьвяты вечар". В этом проекте заложена просто мощнейшая сила, уж не знаю - бомба это или нет. И по музыке, и по поэзии такого в Беларуси еще не было. Если говорить по конкретным вещам, то "Паланэз" никогда не звучал даже в словесном варианте, может быть, из-за прямолинейности самой его идеи. Но я бы не назвал этот проект только патриотичным, он достаточно насыщен и по музыкальному материалу. Те же высокие бэки в духе 70-х годов в "Немане" или ощущение BEATLES в "Пагоне".
Девяносто процентов альбома, с моей точки зрения, это абсолютное попадание в десятку, когда поставленную перед самими собой задачу мы выполнили - достучаться до сердец белорусов.
Для музыкантов KRIWI "Сьвяты вечар", "Я нарадзiуся тут" СУПОЛЬНАГА ПРАЕКТА - это как бы отдушины, в которых мы можем реализовываться вне группы. Находясь в составе KRIWI, Вероника, например, навряд ли бы спела на концерте "Авэ, Марыя". То же "Аргентынскае танга" из "Народнага альбома" для меня было первым шагом "сольного варианта Войтюшкевича". Возя "Народны альбом" по разным странам, мы очень сильно профессионально выросли.
СУПОЛЬНЫ ПРАЕКТ, я считаю, это не пик того, что мы могли бы сделать в будущем. Что это будет? Я могу предполагать, что, как и в случае с планами KRIWI, это будет какая-то драматургическая штука.
Еще чем хорош и этот альбом, и предыдущие проекты - они показали, что самые разные музыканты могут собраться и сделать что-то сообща. И пусть, если такой вопрос возникнет, Саша Куллинкович, к примеру, не обижается: "А почему вы меня не позвали?". Я думаю, что вполне возможно, при его желании, конечно, участие Саши в наших будущих совместных проектах. Нет такого, что "нет, я не хочу, чтобы этот лысый у нас пел"!.. Да он и сам может позвонить или Ворошкевичу, или Хоменко, или Выдронку и предложить сделать свой проект. Чтоб была борьба, конкуренция, идейная, профессиональная.
- Кто что принес в "Я нарадзiуся тут"?
- У меня было свое пожелание - спеть "Неман". Я родился на Немане, и эта песня с детства во мне застряла, но хотелось спеть ее по-своему, что я и сделал. И это была великая честь для меня - спеть эту песню. Великая честь, что мне доверили спеть "Паланэз". Или тот же "Магутны Божа".
"Я нарадзiуся тут" родилась на репетиции, когда мы, дурачась, пели какое-то регги, мешая белорусские и русские слова.
Были какие-то конкретные задачи со стороны Алеся Суши, автора идеи и проекта: посмотреть определенные тексты и выбрать. И это было интересно: используя свои навыки, работать на конкретную задачу. Были проблемы. Например, как сделать так, чтобы патриотический материал не был бы воспринят слушателем прямолинейно, не опуститься до банальной агитации. И при этом песни, тексты нужно было и не испортить, дав им новую жизнь, осовременив их.
- У тебя есть какие-то вещи, которые ты в KRIWI не несешь, планируя осуществить их сольным проектом?
- Во-первых, в KRIWI никому не запрещено работать сольно. К Веронике есть предложения поработать в Берлине, и она там работает. Пит ты сам знаешь, какой многостаночник. Вопрос в том, чтобы оставалась торговая марка KRIWI и чтобы оставалось в сохранности все то, что мы уже наработали.
У меня есть такие песни, о которых ты говоришь, но я не отдаю их в KRIWI потому, что они могут не подойти группе. Последняя песня, которая мной написана, это "Вальс" на стихи Алеся Камоцкого. Очень красивый и душевный шлягер, как мне кажется, уровня "Сьветлай Зоi", слова гениальные.
Есть масса идей, связанных с белорусскими сказками, с белорусской поэзией. Я сейчас сотрудничаю с поэтом Леонидом Дранько-Майсюком, который написал десять стихов, посвященных животным, ну, там есть, естественно, и параллели с людьми, с характерами. Хочется написать такую штуку - и для детей, и для взрослых. Вообще хочется написать несколько детских песен, да хотя бы одну, которую бы ребенок помнил всю жизнь, как "Пусть бегут неуклюже". Но только белорусскую, чтобы не было ассоциацией с Россией... И с Польшей... чтоб Россию не обидеть...
- Из молодых белорусских групп в этом году кого отметил бы?
- ...ПОСТСКРИПТУМ вырос. Хотя мне кажется, пусть они не обижаются, что их "белорусскоязычная программа" была сделана искусственно под фестиваль "Басовище". Но так бывает, что искусственное потом уже катит автоматически, появляется понимание, для чего ты это делаешь.
- ...Кто "рок-королями"-то станет?
- N.R.M. Других вариантов нет. Не в обиду Леше Шедько. И не потому, что он поет на русском.
- Ну что... Все. Поговорили.
- ...Может быть, кого-нибудь надо облажать?..


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 47 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета