Cameron, Bruce Вопросы в воздухе…
16 октября - первая годовщина со дня смерти Брюса Кэмерона. Человека, не вынесшего бремени успеха.
Кто такой этот самый Кэмерон? Справедливый вопрос. О Брюсе (Bruce Cameron) слышали и в самом деле немногие. Сорокачетырехлетний гитарист из Северной Каролины выпустил всего один альбом - "Midnight Daydream" - и с этим диском вошел в историю. Но рецензии на пластинку, прокатившиеся в прошлом году по всем крупным музыкальным изданиям, понемногу превратились в некрологи.
Действительно, шумиха, окружавшая выход диска, могла вывести из себя любого: в "Midnight Daydream" слушателей привлекал не столько автор всех песен - Брюс Кэмерон, - сколько его добровольные помощники. Но - давайте начнем с самого начала.
В мире существует огромное количество талантливых и чуть менее одаренных музыкантов, которые мечтают пробиться. Мечтают, пока молоды. С возрастом страсти утихают: кто-то вешает гитару на стенку и протирает штаны в конторе, иные же продолжают играть, заняв свою скромную нишу в клубе, кабачке или студии и выпуская на собственные средства небольшие тиражи своих творений. Кэмерон относился ко второй категории - вот только годами копившиеся в его чулане рабочие наброски не обрели форму блестящего кругляша с оцифрованной информацией. И не обрели бы и по сей день, не переедь в родной для Брюса городок Уиллмингтон поющий барабанщик по имени Билли Джеймс (Billy James) и по прозвищу ANT-BEE, то бишь Муравьепчел. Чем Билли матери-истории ценен? Не столько сольным творчеством, тепло принятым критиками, сколько своей работой с Фрэнком Заппой.
В Джеймсе провинциальные рокеры обрели новую надежду. От нечего делать и Кэмерон послал ANT-BEE кассетку. Адресат распечатал очередную бандероль, послушал послание и сказал: "Wow!". Итак, теперь мы знаем ответ на вопрос "Кто сказал "Wow!"?". Билли определенно решил, что слышит нового Хендрикса, а следовательно, парню следует помочь раскрутиться. Каким образом? Способ был найден оригинальный - и, как позже выяснилось, роковой - "приложить" к песням Кэмерона известные имена. Одно уже было - ANT-BEE. Вторым стал общий знакомый Кэмерона и Джеймса Банк Гарднер (Bunk Gardner) - на дуде игрец из легендарной группы Заппы MOTHERS OF INVENTION. Харви Далтон Арнолд (Harvey Dalton Arnold), басивший и певший в THE OUTLAWS, знал Кэмерона если не с пеленок, то с пятнадцати лет точно. С Брюсовых пятнадцати. Брюс был настоящей "достачей", он чуть было не заставил Харви пожалеть о переезде в Уиллмингтон. Но - талант паренька был налицо, музыканты нашли общий язык, и старший существенно подразвил младшего по части игры на гитаре.
Ну, это не имена, - скажете вы. Не спешите. Чудеса начались потом. У Брюса и Билли хватило нахальства обратиться за помощью к легендарной ритм-секции - Бадди Майлзу и Билли Коксу (Buddy Miles & Billy Cox), составлявшим две трети BAND OF GYPSYS - третьей составляющей был Джими Хендрикс! У Джими Майлз барабанил, у Сантаны - пел - короче, талант этого темнокожего господина неоспорим. С Коксом с 1970 года они только единожды играли вместе - на альбоме-посвящении Хендриксу "In From The Storm", где составили компанию Полу Роджерсу и Стиву Ваю. Теперь же им предоставился шанс наконец-то сыграть что-то новое - пусть и в духе Джими.
На одном из своих альбомов ANT-BEE задействовал барабанщика Нила Смита и певца Майкла Брюса (Neal Smith & Michael Bruce) из группы ALICE COOPER - да-да, вокалист этой команды Винсент Фурнье позже присвоил себе ее имя - и решил притащить на тусовку и их.
И вот тут началась цепная реакция. Услышав о воссоединении Кокса и Майлза - сенсация, как-никак! - проектом заинтересовался и Митч Митчелл (Mitch Mitchell), барабанщик трио JIMI HENDRIX EXPERIENCE. Если BAND OF GYPSYS, по сути, записали только один альбом, то группа Джими с Митчеллом и Ноэлем Реддингом на басу "нарезала" все величайшие произведения Хендрикса. Отказываться от предложения Митча постучать с друзьями было бы, мягко говоря, глупо. Как и от услуг еще одного англичанина, давно мечтавшего записаться с Митчеллом, - Джека Брюса (Jack Bruce), феноменальнейшего певца и бас-гитариста; если кто подзабыл, в конце шестидесятых Джек работал с Клэптоном в CREAM.
Вам не кажется, что чего-то не хватает? Угу, клавишника. Ну, после присоединения к "Midnight Daydream" столпов уже не выглядело наглостью звякнуть в Сент-Луис и зазвать на огонек музыканта, десять лет жизни отдавшего URIAH HEEP, - Кена Хенсли (Ken Hensley). Ваш покорный слуга как-то спросил Кена о его вкладе в альбом Кэмерона. Ответ был довольно странным, но красноречиво отражающим атмосферу записи (хотя, быть может, это частный случай): Хенсли НИ РАЗУ НЕ ВСТРЕЧАЛСЯ с Брюсом - более того, он имел дело только с работниками студии в Уиллмингтоне, не с музыкантами.
Так или иначе, альбом был записан в довольно сжатые сроки - все же все его участники-звезды заняты в собственных проектах - и... вышел. Рецензии были достаточно однообразными: да, хорошо, но ничего особенного. Это действительно так - одна половина диска представляет из себя хендриксоподобные резкие блюзы, другая - поп-рок битловского разлива, причем довольно заметно, что песни были написаны в разное время. Голоса и стили Майлза и Джека Брюса узнаются сразу, композиции с их участием - очень достойные вещи. Музыка вкусная, да, но не оригинальная. Тогда никто не обратил внимания на песню "I Want To Be Late" со словами о самоубийстве. Да и кто бы принял ее всерьез, если Кэмерон договаривался с Митчеллом и Брюсом о продолжении сотрудничества...
И вот почти год назад Брюс Кэмерон покончил с собой. Почему? Зачем? Вопросы повисают в воздухе. Гримаса славы: записать альбом, о котором говорят только в связи с, так сказать, соучастниками...
Покойся с миром, Брюс. R.I.P.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 46 за 2000 год в рубрике музыкальная газета