Franklin, Tony Смело, товарищи, в завтра!
Для любителей классического хард-рока имя Тони Франклина (Tony Franklin) - не пустой звук. Достаточно сказать, что Тони играл с Джимми Пейджем, в WHITESNAKE и BLUE MURDER - и все, довольно, других рекомендаций просто не нужно. Некоторое время тому назад Тони выпустил первый в своей жизни сольный альбом. На данный момент диск "Brave New Tomorrow" издан только в Японии, но скоро он появится и в Европе с Америкой. Тони занят раскруткой программы, не забывая при этом ни о друзьях - недавно он ввязался еще в несколько звездных проектов, - ни о поклонниках - басист лично занимается своим веб-сайтом, "прописанным" по адресу www.tonyfranklin.com.
Как ни странно, но при большой загруженности Тони поговорить с ним оказалось совсем не трудно. Беседа оказалась ужасно интересной. Судите сами.
- На скольких инструментах ты играешь?
Т. Ф.: За свою жизнь я переиграл на многих, включая барабаны, фортепиано, кларнет, гобой, флейту, волынку, ксилофон, глокеншпиль, рекордер (не удивляйтесь: это род старинной флейты. - Дм. М. Э.), контрабас, гитару, орган и, конечно же, бас. Сколько получается? Сейчас я играю не на всех этих инструментах - где-то на половине из них.
- На басу ты начал играть в одиннадцать лет. Кто оказал на тебя наибольшее влияние как на инструменталиста?
Т. Ф.: В то время я слушал и играл множество музыкальных стилей - биг-бэнды, джаз, оркестровую музыку, поп, танцевальную музыку и рок. Позже на меня оказали влияние Джон Дикон из QUEEN и Пол МакКартни, но самым большим басовым влиянием на меня стал Жако Пасториус. Именно он "подсадил" меня на безладовый бас. Услышав его, других басистов я уже практически не слушал.
- Какой бас ты предпочитаешь и почему?
Т. Ф.: Мой основной и любимый - безладовый "Fender Precision". Я купил его новым в 78-м, с тех пор им и пользуюсь. Я использовал и другие, но всегда возвращался к этому басу. Он для меня - хороший друг. Я по-настоящему хорошо с ним знаком и с его помощью могу полностью себя выразить. Я не собираю бас-гитары и не использую много басов - мне это не нужно.
- А почему безладовый?
Т. Ф.: Мне так легко выразить себя на басу. Я даже не думаю о нем как о безладовом - для меня это просто бас. Порожки только мешают. (Смеется.) Ты можешь представить, на что был бы похож голос, будь у него лады? Вот с басом у меня точно так же.
- Кого из современных басистов ты считаешь настоящим мастером?
Т. Ф.: Жако.
- Почему ты так долго тянул со своим альбомом?
Т. Ф.: Мне хотелось записать сольный альбом еще десять лет назад, я думал, что уже тогда был готов к этому. Но, оглядываясь назад, я понимаю, что на самом деле готов не был. Я верю, что все происходит в нужное время и в нужном месте. Совпало много обстоятельств, которые позволили мне сделать этот альбом, - нужные песни, нужные инженеры, нужные деловые связи. Десять лет назад я понял, что мне нужно укрепить собственный голос, так что я отправился к лучшему педагогу по вокалу, которого смог найти, - и пел, и пел, и пел! В конце концов все было готово, и для меня настала пора выпустить сольник!
Пойми меня правильно: временами я был очень расстроен, думая, почему для этого потребовалось столько времени, но задним числом я осознаю, что все шло путем.
- Альбом называется "Смелое новое завтра". Не объяснишь ли название?
Т. Ф.: Смысл в том, что нужно СМЕЛО смотреть в лицо НОВЫМ препятствиям, которые может принести нам ЗАВТРАшний день. В своей жизни всем нам приходится сталкиваться с препятствиями, требующими от нас смелости и веры. Только начав жить, учась ходить, отправляясь в школу, проходя собеседование на работу, идя в колледж, вступая в брак, рождая ребенка и так далее... Все это - серьезные шаги, которые мы должны делать смело. У каждого из нас есть свое собственное "смелое новое завтра", и для меня одними из таковых были подготовка этого альбома и решение выйти из второстепенных фигур на передний план. Альбом отражает эти жизненные дороги. Я счастлив, что он получился таким.
- Ты впервые поешь на пластинке?
Т. Ф.: Я уже несколько раз пел ведущие партии, но не до такой степени.
- Почему в качестве барабанщика для этого диска ты выбрал Грегга Биссонетта?
Т. Ф.: Я играл с Греггом на многих альбомах и сессиях. Он - феноменальный и разносторонний барабанщик. И я знал, что он как нельзя лучше подходит для этой пластинки.
- Кармин Эпис сказал мне, что ты - его любимый бас-гитарист. А с кем ты больше всех любишь составлять ритм-секцию?
Т. Ф.: Спасибо, Кармин! Он просто великолепен, и вместе мы образуем хорошую ритм-секцию. Каждый (барабанщик) привносит в ритм-секцию разные нюансы, и все зависит от стиля музыки и от ситуации. Наверное, все-таки мой любимый барабанщик - Кармин, еще у меня есть еще один хороший друг по имени Рей Мельбаум, он тоже обалденный ударник. В ближайшем будущем мы с ним кое-что сделаем с моими новыми песнями.
- А что по поводу любимого гитариста?
Т. Ф.: Джимми Пейдж. Еще мне нравится Дэвид Гилмор.
- Как ты оказался в компании Джимми Пейджа и Пола Роджерса?
Т. Ф.: С помощью Роя Харпера, английского фолк-героя. Он выступал перед ZEPPELIN в их ранних турах и оказал большое влияние на фолковую манеру Джимми играть на гитаре. На "LED ZEPPELIN III" есть песня под названием "Hats Off To (Roy) Harper". Он просто великолепен. Я записал с Роем несколько альбомов, работая над ними с Джимми, что и привело меня в THE FIRM.
- И как тебе с ними работалось?
Т. Ф.: Как и у любой группы, у нас были свои плюсы и минусы, но, как бы то ни было, они - профессионалы, одаренные, творчески мыслящие и опытные... Истинное удовольствие.
- Чьи идеи, на твой взгляд, были более интересными - Пола или Джимми?
Т. Ф.: Каждый добавлял в общий котел что-то уникальное и особенное, и, я думаю, они друг друга дополняли. Я полагаю, что в музыкальном отношении из них двоих Джимми был более предприимчив.
- Мне думается, у вас было достаточно оригинального материала. Отчего же вы решили перезаписать "Live In Peace" из первого сольного альбома Пола и "You've Lost That Loving Feeling" из репертуара RIGHTEOUS BROTHERS?
Т. Ф.: Насколько мне известно, недостатка в материале у нас никогда не было.
"Loving Feeling" вошла в первую пластинку THE FIRM, а "Live In Peace" - во вторую. С "Loving Feeling" мы джемовали на репетициях перед первым альбомом. Она получилась настолько хороша, что мы решили записать ее, и она осталась.
"Live In Peace" мы включили в концертный сет первого турне, так как это была очень хорошая песня. Публике всегда нравилось, когда мы ее играли, и мы решили записать ее на втором альбоме.
- Почему "Dreaming" стала единственной твоей композицией на два альбома?
Т. Ф.: Основными сочинителями были Джимми и Пол. Они поставляли большую часть материала, и по этой части у нас был молчаливый уговор. Они были краеугольными камнями ансамбля. Я вовсе не предлагал никакого материала для первого альбома - весь материал был уже практически завершен. Для второго же я принес две или три мелодии, и им очень понравилась "Dreaming", которую мы и записали. Я был так счастлив, что Джимми Пейдж и Пол Роджерс исполняют одну из моих песен!
- Не сложно ли было играть с Крисом Слейдом, известным своим барабанным стаккато?
Т. Ф.: Я не имел представления о стаккатной манере Криса. Мне он всегда казался творческим рок-барабанщиком, на которого можно положиться. Мы с ним моментально нашли общий язык, и у нас не возникало никаких проблем.
- Что THE FIRM играли на концертах?
Т. Ф.: Большинство песен с наших пластинок, плюс пару мелодий, написанных Джимми для звуковой дорожки фильма "Death Wish 2", несколько смачных каверов вроде "I Just Want To Make Love To You" Мадди Уотерса (Роджерс записал ее в 93-м для альбома-посвящения Уотерсу. - Дм. М. Э.) и еще кое-что. У нас было высокоэнергетичное концертное шоу с хорошим светом и несколькими крутыми эффектами. На каждом выступлении мы получали невероятный прием.
- Есть ли что-либо, что не вошло в диски THE FIRM?
Т. Ф.: Нет.
- Как ты умудрялся проделывать этот трюк Джона Пола Джонса - играть "вживую" на басу и клавишных? Это была идея Пейджа - обходиться без клавишника?
Т. Ф.: Нет, идея была моя. На самом деле на альбоме не так уж и много клавишной работы, так что, на мой взгляд, было бы тупо звать клавишника ради этих мелких партий. К тому же, в паре песен - "Live In Peace" и "All The King's Horses" - на клавишных сыграл Пол, так что я начал развивать технику, которая позволила бы мне одновременно заниматься двумя инструментами. Иногда я играл на клавишном басу левой рукой, правой играя на обычных клавишах. Иногда же играл на открытых струнах баса правой рукой, а на обычных клавишах - левой... В другой раз барабанил по басу левой... Это требовало ловкости, и мне нужно было внимательно следить за тем, что я делал, но это, кажись, все-таки работало.
- Твоя прическа во времена THE FIRM... Ты, э-э-э... был озабочен панком?
Т. Ф.: Ты меня рассмешил! Нет, панком я не увлекался!!! Волосы - это то, что просто случается. Мои волосы просто росли себе таким образом, так что я просто позволил им отрастать. Людям, похоже, это пришлось по вкусу, так что я оставил все как есть.
- Как тебе вспоминается работа с Роем Харпером?
Т. Ф.: Очень добрые воспоминания. Он один из любимейших моих композиторов и текстовиков. Рой оказал огромное влияние на мою манеру сочинять. Мне потребовалось немало времени, чтобы по-настоящему оценить искусство Роя - ведь оно настолько глубоко. Я очень дорожу его дружбой, болею за него и очень его уважаю.
- Широко известно, как ты угодил в BLUE MURDER. Но что ты думал в то время о Джоне Сайксе?
Т. Ф.: Откровенно говоря, на тот момент я понятия не имел о Джоне Сайксе. Но стоило нам сыграть вместе, и я понял, что он - весьма талантливый музыкант.
- Как тебе игралось с Кози Пауэллом? Ты мог бы сравнить его с Кармином Эписом?
Т. Ф.: Кози, упокой, Господи, его душу, был прямолинейным стремительным хард-роковым барабанщиком - крепким, громким и великолепным - на него всегда можно было положиться. Кармин - такой же, но в его манере присутствует элемент фанка. Тот же фанк наличествует и в моей игре на басу. Они (Пауэлл и Эпис) оба - феноменальные барабанщики.
- Ты играл с Гленном Хьюзом - на его альбоме "Blues" и на альбоме-посвящении QUEEN в песне "Get Down Make Love". Как так получилось?
Т. Ф.: В 1992 году Гленн попросил меня сыграть на его диске "Blues", и это было очень трогательно. А посвящение QUEEN организовывал Билли Шервуд, так что я только потом узнал, что на альбоме спел Гленн! Мы вначале записали ритм-треки, на тот момент еще не решили, кто исполнит песню. Когда я услышал, что за нее взялся Гленн, я подумал, что это - безупречная комбинация. Он отлично поработал над этой песней.
- Почему, на твой взгляд, Гленн не захотел играть сам? Что ты думаешь о его манере?
Т. Ф.: Гленн - блестящий басист, очень сочный, с таким же, как у меня, фанковым элементом. Но я в первую очередь думаю о нем как о певце, ведь он, разумеется, феноменальный вокалист. Что касается альбома "Blues", то, как мне кажется, Гленн хотел добиться несколько иного подхода к басу. Половину альбома он сыграл сам, остальное сделал я. Мы глубоко уважаем друг друга. К тому же, родом мы оба из соседних районов Англии. И еще: иногда стоит отвлечься от своего инструмента, так что я горжусь тем, что Хьюз попросил меня сыграть на его пластинке.
- Вместе с Хьюзом ты даже написал песню. Интересно было сочинять ее?
Т. Ф.: На самом деле я всего лишь добавил к песне маленькую часть. Я не участвовал в основном процессе ее сочинения, так что у меня нет ощущения, что мы написали песню вместе. Хотя это здорово - быть указанным в качестве соавтора Гленна.
- Ты знал, что на момент создания BLUE MURDER планировалось, что в группе будет петь Гленн?
Т. Ф.: Да. Джон с Гленном говорят о совместной работе уже долгие годы! Но, похоже, что пока это не сработало. Посмотрим, что будет дальше.
- Что ты думаешь о Джо Линн Тернере? Вы ведь играли вместе? Очень недооцененный музыкант, не так ли?
Т. Ф.: Мы с ним были на одном альбоме - я сейчас даже не помню, на каком именно, - но так и не встречались на самом деле. Если честно, то я не много слышал из того, что он делает.
- Мне кажется, нью-эйдж - это не совсем то, что тебе идет. Каким образом ты скооперировался с группой CELESTIAL WINDS? Ты впервые играл на записи на контрабасе?
Т. Ф.: Многие удивятся, когда узнают, в насколько разных стилях я переиграл - оркестровая музыка, джаз, фолк, нью-эйдж, латинская музыка, поп. Конечно, в основном я известен по своей работе в рок-музыке, но я играл во многих стилях и получал от этого удовольствие. Я играл на контрабасе много лет, начиная с тринадцати-четырнадцати, когда я играл в оркестрах. С CELESTIAL WINDS я впервые записал контрабас. Также я сыграл на контрабасе на своем альбоме в песне "Peace Boulevard".
- Ты гастролировал с легендами британского блюза Полом Роджерсом, Эриком Бердоном и Элвином Ли. Ты любишь блюз? Какой из этих туров тебе пришелся по вкусу больше всего?
Т. Ф.: Да, я люблю блюз, хотя предпочитаю играть его, нежели слушать! Мои самые любимые блюзовые музыканты - старики, Роберт Джонсон и Мадди Уотерс.
А из тех туров каждый был по-своему увлекательным. И один отличался от другого, так что я не могу сказать, какой - лучший. В конце концов, все эти музыканты - хорошие исполнители, играющие хорошую музыку. Такая комбинация проигрышной не бывает.
- А что это было за мероприятие, на котором ты выступал с Кейт Буш и Дэвидом Гилмором?
Т. Ф.: Это было одно-единственное выступление, оно было снято и выпущено как видео под названием "The Secret Policeman's Third Ball". Я слышал, что его до сих пор крутят по английскому телевидению. Мы сыграли две песни - "Running Up That Hill", большой хит Кейт, и кавер "Let It Be" THE BEATLES. Репетиции проходили очень интересно, и мы с Дэвидом очень хорошо поладили.
- Тебя ведь приглашали гастролировать с PINK FLOYD, не так ли?
Т. Ф.: Да. Предложение поступило вскоре после шоу с Кейт Буш. Они составили короткий, из трех басистов, список, в котором были Тони Левин, Пино Палладино и я. Но я не мог поехать в турне, так как всего тремя днями ранее подписал контракт с BLUE MURDER!!!
- Ты работал с Донной Льюис и Гари Хои. Кто это?
Т. Ф.: Донна Льюис - моя старинная приятельница. Мы сочиняли вместе с ней много лет. В 1995 году она подписала контракт с Atlantic Records. Я сыграл на ее альбоме. Годом позже она добилась всемирного успеха со своей песней "I Love You Always Forever", которая заняла первое место практически во всех странах. Донна - очень талантливая певица и композитор.
Гари Хои - рок-гитарист, инструменталист. У него было несколько мини-хитов в США, наибольший - кавер песни FOCUS "Hocus Pocus". Очень приятный и трудолюбивый парень.
- Как ты очутился в составе WHITESNAKE? Какое впечатление на тебя произвели Дэвид Ковердейл и Адриан Вандерберг?
Т. Ф.: Я встретил Дэвида Ковердейла в 1985 году, когда выступал с THE FIRM. В то время он хотел, чтобы я и Крис Слейд, барабанщик THE FIRM, присоединились к WHITESNAKE, но нам еще нужно было отработать свои обязательства перед THE FIRM. Мы поддерживали контакт, и получилось так, что я смог принять участие в последнем туре WHITESNAKE 1997 года. Дэвид и Адриан - чудесные люди. Оба необыкновенно талантливы.
- Расскажи, пожалуйста, о своем участии в записи нового альбома Ковердейла.
Т. Ф.: Я сыграл в одной песне - она называется "Don't Cry" (в окончательном варианте - "Don't You Cry". - Дм. М. Э.) - на басу с порожками, что для меня не обычно, но для песни было в самый раз. Альбом звучит здорово. Поклонники WHITESNAKE будут счастливы, Дэвид тоже счастлив от своего нового сольного пути.
- Ты не планируешь снова гастролировать с Дэвидом?
Т. Ф.: Возможно. Пока еще планов нет.
- Пару слов, если можно, о группе PEARL.
Т. Ф.: PEARL - интересный коллектив, собранный с намерением смешать уникальные звучания и стили Востока и Запада. Кармин Эпис и я представляли Запад, а Наоми "Шо-та" Тамура и Кенни Китажима были Востоком. Гитарист Кенни и певица Шо-та очень популярны в Японии. Вместе мы сделали два альбома, изданных только в Японии. Первый из них стал платиновым. Также мы отыграли несколько заводных концертов. Возможно, мы еще соберемся, я не знаю.
- Тебе нравится играть с THIN LIZZY?
Т. Ф.: Было просто здорово играть все эти классические мелодии! К сожалению, мы два дня порепетировали, а потом турне отменили! Мне кажется, что записывающая компания хотела, чтобы гастролировал и раскручивал недавно вышедший концертный диск, именно тот состав, который был на этом диске. Обидно, ведь все звучало по-настоящему хорошо!
- Ты считаешь, что это честно - называть THIN LIZZY группу, в которой нет Фила Лайнотта?
Т. Ф.: Не уверен. В конце концов, такое решение должны принять оставшиеся члены коллектива. Разумеется, Фил Лайнотт был огромной частью THIN LIZZY, и без него группе уже не быть прежней.
- Марти Фридман, гитарист MEGADETH, - не странный ли для тебя выбор по части сотрудничества?
Т. Ф.: Не знаю. Как я уже говорил, я играл в огромном количестве разных стилей. Любая идущая от сердца музыка хороша.
- Какую из команд, в которых ты играл, ты любишь больше всего?
Т. Ф.: О! Ответить просто невозможно. Мне повезло попасть во многие фантастические ансамбли и поиграть со многими одаренными музыкантами. Каждый из них по-своему мне дорог. Невозможно сказать, который из них был лучшим.
- Были ли в твоей карьере интересные истории, которыми ты мог бы поделиться с нами?
Т. Ф.: В моей карьере было множество запомнившихся мгновений - начиная с осуществления моей мечты сыграть в "Madison Square Garden" (с THE FIRM), когда я на десять минут оставался на сцене в полном одиночестве и играл соло на басу: зал был полон, и публика просто сходила с ума - такое мне вовек не забыть. Еще - встреча с моим басовым идолом, великим Жако Пасториусом, ныне покойным. Я лишился дара речи, но для меня было честью пожать ему руку и понаблюдать за его игрой. Мне его так не хватает. Также - работа с несколькими из величайших в мире музыкантов. И еще - мой собственный соло-альбом - наконец осуществилась моя старая мечта. Моя карьера стала для меня истинным благословением. Благодаря ей я научился быть благодарным за все хорошее в моей жизни. Также я понял, что хорошее как приходит, так и уходит, так что очень важно постоянно двигаться вперед, постоянно пытаться улучшить себя и с каждым днем становиться лучше. Почувствовать себя уютно и разлениться - очень легко. Я считаю, что жизнь слишком коротка, чтобы лениться. Я до сих пор хочу сделать СТОЛЬКО! Во многих отношениях я чувствую себя так, словно моя карьера только началась!
- На твоем сайте помещена цитата из Джона Ф. Кеннеди: "Мы никогда не должны забывать о том, что искусство - не форма пропаганды, но форма истины". Объясни, пожалуйста, это высказывание со своей точки зрения.
Т. Ф.: Для меня это - напоминание о том, что сочинение музыки или создание чего-либо артистического должно быть выражением любви, а не твориться ради чего-то иного - вроде славы, денег, алчности и так далее. Я чувствую, что пока я сохраняю в своей музыке и своем творчестве чистоту, происходит чудо.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 45 за 2000 год в рубрике музыкальная газета