Fatboy Slim
Не просто талантливая личность


Говорят, чтобы понять человека, нужно по крайней мере иметь с ним что-то общее. Я считаю, что Норман Кук, также известный как Fatboy Slim, не просто талантливая личность, а по-своему гениальная, настоящий герой современной музыки. Тем более приятно осознавать, что ты (пусть не обладая ни талантами, ни тем более гением) можешь отмечать свой день рождения одновременно с ним...

Квентин "Норман" Кук родился 13 июля 1963 года в английском городе Бромли, вырос в Редхилле, после чего стал бакалавром гуманитарных наук в Брайтоне (по специальностям английский язык, политика и социология). Правда, одна фэн-страничка утверждает, что день рождения у музыканта 31 июля 1963 года (но это не так). Для того, чтобы сразу оценить масштаб такой глыбы, как Норман Кук, стоит привести список его псевдонимов и проектов, в которых он участвовал: BEATS INTERNATIONAL, BONJO, CHEEKY BOY, CHEMISTRY, CHRISTIANS, David Grant, DELPHI, Dj Megamix, EINSTEIN, ELMO, Fatboy Slim, FEELGOOD FACTOR, FREAK POWER, Jon Pleased, Lindy Layton, MIGHTY DUB KATZ, Norman Cook, PIZZAMAN, PSYCHEDELIASMITH, REAL SOUNDS OF AFRICA, ROCKAWAY THREE, SENSATERIA, SHINEHEAD, URBAN ALLSTARS, Wayne Fountain. Не круто ли?
Наш короткий, но насыщенный фактами очерк о Куке (надеюсь, он не очень пересекается со старой статьей Ника Худякова в "МГ") стоит начать с группы THE HOUSEMARTINS, которая образовалась в Гулле следующим образом: певец Paul Heaton разместил прямо в окне своей квартиры объявление "Требуются музыканты для уличного ансамбля". В результате в группу вошли Stan Gullimore (гитара, также писал песни с Полом), Quentin "Norman" Cook (бас, также ди-джей) и Hugh Whitticker (ударные). Но Норман Кук присоединился к THE HOUSEMARTINS не сразу, он заменил Теда Кея, который ушел сразу после выпуска группой первого сингла. До этого Норман ди-джеил в Брайтоне, пока ему не позвонил вышеупомянутый Paul Heaton, старый школьный приятель, и не предложил место басиста. Группа отправилась в поддержку турне Билли Брэгга, который рекомендовал их своему лейблу Go! Discs. Был подписан контракт, после чего сначала сингл THE HOUSEMARTINS "Flag Day" попал в Top 120, затем следующий сингл, 'Sheep', достиг уже 56-го места, а 'Happy Hour' ворвался в десятку и достиг # 3. Альбом 'London 0, Hull 4' тоже был в Тор 10. Музыка представляла собой смесь попа 60-х и инди-рока, плюс госпел и соул (что было заметно на треках 'He Ain't Heavy, He's my Brother' и 'I'll be Your Shelter'). Затем группа выпустила кавер-версию ISLEY BROTHERS "Caravan Of Love", спетую а капелла, и она возглавила чарты под Рождество 1985 года. Тут из группы ушел Hugh (позже он попал в тюрьму за поджог), а заменил его Dave Hemmingway. В этом составе группа выпустила второй альбом 'The People Who Grinned Themselves To Death', более поп-ориентированный, который содержал попавшие в двадцатку синглы 'Me And The Farmer', 'Five Get Over Excited', и 'Build'. После этого THE HOUSEMARTINS распались. Stan теперь пишет книгу, Dave вошел в THE BEAUTIFUL SOUTH, вокалистом и автором песен которых стал Paul. Paul и Норман до сих пор хорошие друзья, что Кук доказал, став ритм-консультантом на альбоме THE BEAUTIFUL SOUTH 'Quench'.
Когда THE HOUSEMARTINS разошлись, Кук вернулся к тому, что он хорошо знал и любил, - к ди-джеингу. Через какое-то время он сформировал проект BEATS INTERNATIONAL, который был скорее сотрудничеством музыкантов, чем группой, и в 1989 году выстрелил хитом "Dub Be Good To Me", кавером песни "Just Be Good To Me". Вещица попала на первое место. Вышедший в следующем году альбом BEATS INTERNATIONAL "Let Them Eat Bingo", был звуковым праздником, замешанным на дабе. Норман сотоварищи успешно создали оригинальную музыку практически без использования чужих записей. В 1991 году вышел еще один альбом BEATS INTERNATIONAL "Excursion On The Version", более полно раскрывший талант Нормана как автора песен, хотя этот альбом был более инструментальный. Какое-то время еще BEATS INTERNATIONAL гастролировали, пока Кук не встретил американского вокалиста, исполнителя на духовых и к тому же "артистического антрепренера" Эшли Слэйтера. Он еще исполнил партии духовых на втором альбоме BEATS INTERNATIONAL, но и этот проект, и предыдущая группа Слэйтера, культовые фанк-британцы MICROGROOVE, были принесены в жертву новому творческому союзу, получившему название FREAKPOWER.
Фактически, первый альбом FREAKPOWER "Drive Thru Booty" (1994) представлял собой обработанный материал, который Кук написал для третьего альбома BEATS INTERNATIONAL. Кук и Слэйтер хорошенько над ним поработали, а Слэйтер добавил кое-что из своих загашников, включая кавер трека MICROGROOVE. В отличие от BEATS, FREAKPOWER были уже настоящей группой. Их альбом был вначале выпущен ограниченным тиражом с фантастическим дополнительным даб-компактом, сделанным Норманом. Эту музыку можно сравнить с "Praise You - Original Version" remix, который входит в сингл "Right Here Right Now" (от FATBOY SLIM, конечно). Эта музыка хороша, и именно она заставила Кука стать FATBOY SLIM, то есть его главным детищем на сегодняшний день. Ди-джеи соревновались между собой, кто больше замедлит бит в этой музыке. Невозможность танцевать под нее заставила Кука кое-что модернизировать и... превратиться в Fatboy Slim. Таким необычным именем, кстати, звали в 40-е годы одного блюзового певца из Луизианы. Самым известным его произведением стала песня "Baby, I Want A Piece Of Your Pie' ".
Но вернемся к FREAKPOWER. Знаменитая джинсовая компания "Levi's" взяла для своей рекламы их трек "Turn On Tune In Cop Out", после того, как услышала его на известной эсид-джазовой компиляции. Трек хорошо раскрутили, и в свое время это была очень популярная мелодия. Тем временем Кук нашел время для создания нового полноформатного альбома, на этот раз под псевдонимом PIZZAMAN (1995). В него вошли веселые песенки "Sex On The Streets", "Trippin' On Sunshine", "Happiness", и некоторые из них, помнится, входили в сборники типа "DJ Hits". Стиль этот классифицируют как британский хаус - счастливые органчики и драм-лупы, среди которых (в треке "Gottaman") есть некий прообраз биг-бита. На альбоме PIZZAMAN Норман Кук использовал элементы любимого им стиля, а именно перкуссии и фортепианные риффы в латинском духе. Впрочем, и 'Everybody Loves A Carnival' (Fatboy Slim), и даже 'No Way' (FREAKPOWER) содержат эти характерные перкуссии.
FREAKPOWER поездили год с концертами и записали второй альбом с новым материалом, написанным Куком и Слэйтером вместе. Альбом вышел в 1996 году и назывался "More Of Everything For Everybody". Это было энергичное возвращение в фанковые 70-е. Два сингла с альбома промчались по танцполам, но компания Island, выпускавшая FREAKPOWER, посчитала группу неперспективной, в связи с чем альбом получил слабый промоушн, низкие продажи и вялые отклики в прессе.
Неунывающий Норман Кук вместе с Дэмиеном Харрисом организовал компанию Skint Records, ставшую вторым домом для BENTLEY RHYTHM ACE и LO-FIDELITY ALLSTARS, а позже - модный клуб "The Big Beat Boutique". Так как Loaded-Records заявили авторские права на имя PIZZAMAN, Норман придумал новый псевдоним: Fatboy Slim, под которым он за неделю записал альбом "Better Living Thru Chemistry" (1996), награжденный витиеватым эпитетом "phunky-phat-techno-rock-breakbeat-dance". В него вошли сингл "Everybody Loves A 303" (позже использовался в фильме "Lost In Space"), убойная "Going Out Of My Head", "Punk To Funk" и другие замечательные композиции. Fatboy Slim привлек сразу столько внимания, что компания Caroline/Astralwerks начала дистрибьюцию проекта в США, в то время как лейбл Skint действовал только в Европе, делая промоушн своим артистам и своим вечеринкам по Британии. Примерно в то же время Норман Кук работает над несколькими треками MIGHTY DUB KATZ, их визитной карточкой является классический "Magic Carpet", трек, ставший гимном Ибицы в 1997 году.
Вскоре Норман Кук спродюсировал трек FREAKPOWER 'No Way' (вышел уже не на Island, a на новом лейбле, Deconstruction). Но теперь главным альтер эго музыканта стал Fatboy Slim, который, съездив в турне по Штатам и Британии, начал записывать второй альбом. В 1998 году на Ибице он познакомился с ди-джейшей BBC "Radio One", которую звали Zoe Ball. Он дал ей интервью, затем вернулся в студию дозаписывать альбом, но отношения с Zoe стали более личными, и вскоре они поженились. Zoe вроде бы как-то сказала: "У него нет вкуса в одежде, но зато в постели он настоящее животное!", но это не факт. Вернемся к более достоверной информации.
Первый сингл из второго альбома Нормана "You've Come A Long Way Baby" (1998), "The Rockafella Skank", стал ударным хитом во всем мире. Затем вышли синглы "Gangsta Trippin'" and "Right Here Right Now", поддержав триумфальный успех достигшего первого места в хит-парадах альбома. На композицию "Praise You" довольно необычный клип, получивший три "MTV Video Music Awards" и номинировавшийся на "Грэмми", снял Spike Jonze (режиссер сюрреалистической комедии "Being John Malkovich"). На весьма нерадийном (но никак не нерадивом) треке "In Heaven" guest-вокалистом является хип-хоп-легенда Freddy Fresh. Альбом, ознаменовавший собой окончательную и бесповоротную победу биг-бит-революции, блистал эклектическими поворотами стиля, перетекая из хип-хопа в регги, затем в джангл-поп, а потом и вовсе смешивая их. Норман Кук был в прекрасной форме. Возвратившись домой в Брайтон, он нашел на автоответчике сообщения типа: "Привет, Норман, это Робби Уильямс. Надеюсь, у тебя все отлично. Да, ты случайно не хотел бы ремикшировать мой следующий сингл?". Норман был очень избирателен в ремикшерской работе, давая от ворот поворот даже таким звездам, как Мадонна. Зато на его счету отличные ремиксы для WILDCHILD ("Renegade Master"), CORNERSHOP ("Brimful of Asha"), BEASTIE BOYS ("Body Movin") и несколько собственных миксовых альбомов.
В течение всей карьеры Нормана Кука его мелодии использовались в великом множестве всяческих джинглов, реклам и так далее. "Gangsta Trippin'", например, одно время активно использовался в джингле MTV, а совместный трек с Фредди Фрешем "Badda Badda Schwing" - в бесконечном числе ТВ-программ, среди которых - национальная лотерея Великобритании. Его собственный рекорд-лейбл Southern Fried выпустил еще одну инкарнацию Кука: хрустящий танцевальный гимн в исполнении FRIED FUNK FOOD, основанный на старом сэмпле JACKSON 5.
16 октября 2000 года вышел новый сингл от FATBOY SLIM. Он называется "Sunset (Bird Of Prey)" и содержит малоизвестные и чуть "грязноватые" сэмплы голоса Джима Моррисона. Демо этой вещи Zoe Ball играла на Ибице еще в 1999 году. Неизвестно, как выглядела композиция тогда, но сейчас это цепляющая, волнительная и мелодичная вещь, которую хочется слушать снова и снова. Впрочем, "аэровоздушный" видеоклип на нее вошел в ротацию практически всех музыкальных каналов. На одном из них, немецком VIVA Zwei, Норман Кук недавно дал эксклюзивное интервью очаровательной Charlotte Roche в ее программе "Fast Forward". "Действительно, Fatboy Slim раньше не использовал "живых" инструментов. Ведь можно создать собственную группу в своей фантазии, просто используя сэмплы, - сказал Норман Кук в этом интервью. - Но однажды мои друзья, CHEMICAL BROTHERS, спросили, почему бы мне не задействовать других исполнителей? С кем бы ты хотел поработать, спросили они. Например, с Macy Gray, не колеблясь ответил я. Не вопрос! CHEMICAL BROTHERS помогли организовать эту встречу, которая состоялась через несколько дней. Больше всего я боялся, что ее материал мне не понравится... Но в итоге я очень горд за "Demons", один из наших совместных треков. А Мэйси вообще сказала, что это лучшая ее песня". Новый альбом "Halfway Between The Gutter And The Stars" вышел 6 ноября. Кук написал 15 песен для альбома, но в нем осталось 11 (остальные могут появиться на би-сайдах к синглам или звучать в "живых" DJ-сетах Нормана). Трек-лист "Halfway Between The Gutter And The Stars" таков: "Sunset (Bird Of Prey): feat Jim Morrison"; "Ya Mama"; "Talking Bout My Baby"; "Demons: feat Macy Gray"; "Song For Shelter: feat Roland Clarke"; "Retox"; "Weapen Of Choice: feat Bootsy Collins"; "Drop The Hate"; "Star 69"; "Love Life: feat Macy Gray"; "Mad Flava"
Самым заметным современным исполнителем из гостей на альбоме является, безусловно, Macy Gray. Сама она так описывает "Demons", один из треков с ее участием: "Это танцевальный мотив среднего темпа, припев похож на госпел, а еще там есть сэмпл из "Харе Кришна" ". Кроме того, альбом освятил своим присутствием дедушка фанка William "Bootsy" Collins, участвовавший в ранних альбомах P-FUNK/FUNKADELIC. В любом случае, "Halfway Between The Gutter And The Stars" - наверняка интересная запись от талантливого автора и исполнителя современной музыки Нормана Кука, также известного как Fatboy Slim...


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 44 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета