Hot Zex
«Мы думаем о том, чтобы нам было хорошо»


"На сегодняшний день это, пожалуй, самая сильная в Новосибирске альтернативная команда". (Е. Зильберов)

"HOT ZEX, так и не сумев сделать ничего стоящего, решили свести понятие (необычности. - Прим. авт.) до примитивного минимума: хаотичное жужжание, режущее слух свистение, ничего не значащие и малопонятные слова, потухшие взгляды, уставленные в одну точку. По-моему, это все, что попыталась довести до слушателей группа HOT ZEX. Но и это искусство находит своих поклонников". (Елена Дуда)

"При всей своей музыкальной неординарности и своеобразных взглядах на поп-культуру и шоу-бизнес не каждому новосибирскому меломану-тусовщику это имя что-то скажет. А все потому, что HOT ZEX - реальная независимая группа". (Д.Масловский)


- Все эти, такие противоречивые, высказывания я нашла на вашем сайте (www.hotzex.hotmail.ru). Кстати, пожалуй, стоило бы наш разговор начать именно с него. Судя по информации, выложенной на этом ресурсе, в Новосибирске вы достаточно культовая группа (если, конечно, корректно в вашем случае употреблять такое слово)...
Володя Комаров (вокал, гитары, программирование): Ну, слово "культовая", на мой взгляд, действительно не очень хорошее (просто мне оно не очень нравится), но мы действительно достаточно известный коллектив и играем довольно долго... Хотя поклонницы и не бегают за нами по улицам, но просто у нас в Н-ске очень сложная ситуация. Возможно, мы и являемся какими-то авторитетами для молодых новосибирских музыкантов, но мы никогда не старались специально играть так, чтобы понравиться людям. Вообще, HOT ZEX - это не игра в рок-группу. Мы серьезно относимся к этому и стараемся все делать очень искренне.
- Как тебе кажется, можно ли играть виртуозно, не имея на то навыков? (Думаю, это как раз ваш случай.)
В.К.: Поэтому мы и противопоставили себя гитаристам, которые скоростью пальцев могут и достигают чего-то сверхъестественного, но, на наш взгляд, два-три красивых аккорда звучат более искренне. Мне нравится отстраивать гитару и играть один аккорд в течение хоть часа, если я добиваюсь нужного звучания.
- О вас можно говорить как о группе экспериментирующей, или вы находитесь просто в струе, скажем так, "модной" музыки?
Михаил Гринин (гитары, вокал): Это большая иллюзия, что за Уралом находится какая-то модная музыка... Думаю, ты знакома с традициями русского рока, которые сильны здесь. Мы к ним никакого отношения не имеем, и (потому) о нашей "модности" говорить довольно сложно.
- О модности за Уралом или о модности вообще?
В.К.: Видишь ли, тут почти все группы играют русский рок, а мы играем немножко другую музыку... Да, меня поправляют - совершенно другую музыку. И насколько я знаю, а я много слышу музыки, которую играют вокруг меня, ничего подобного у нас нет.
М.Г.: То, что мы делаем, конечно, сложно назвать какими-то экспериментальными моментами. Но мы всегда находимся в развитии... в движении. Мы не относим себя к какому-то "Зауралью". Мы солидарны с людьми всего мира и просто живем по общепринятым мировым стандартам или, по крайней мере, стремимся к этому в нашем мировоззрении.
- Такая музыка востребована в Новосибирске? То есть, есть ли люди, которые врубаются во все это?
Антон Зенков (бас-гитара): Судя по нашим концертам, есть. Где бы мы ни играли, к нам всегда приходят люди, которым это очень нравится.
М.Г.: Есть клубы, в которых нас всегда рады видеть. Предложений всегда много, и мы стараемся никому не отказывать. Но я не могу сказать, что культура такой музыки, неважно, на каком она языке - английском, русском или любом другом, - в Сибири развита. У меня есть ощущение, что для людей это все же больше экзотика. Такая музыка больше удивляет людей...
- В вашем пресс-релизе сказано, что в свое время вы слушали EINSTURZENDE NEUBAUTEN. Тогда на вас произвело впечатление их отношение к музыке, их жизнь или их музыка как таковая?
А.З.: Про жизнь тут сказать сложно, потому что информация о таких группах, как EINSTURZENDE NEUBAUTEN, которая поступала в Новосибирск, была достаточно ограничена. Поэтому, конечно, они произвели большое впечатление самой работой со звуком. Это было нечто совершенно новое, такого даже рядом никто не делал.
- Можно назвать группы, которые вы считаете примером для подражания?
М.Г.: Конечно, это SONIC YOUTH.
- А в России?
В.К.: Могу сказать за себя: некоторое время тому назад я ходил на ДВА САМОЛЕТА. Мне о-о-чень понравилось.
А.З.: Еще, возможно, чем-то привлекает группа ЛАКМУС. Мы лично знаем ее участников.
- Вы часто экспериментируете со звучанием?
В.К.: Всегда.
- Что для вас эксперименты со звуком?
А.З.: Это и записи, и сведение, и репетиции. Это постоянный процесс...
М.Г.: Наши песни имеют классическую европейскую структуру. То есть мы не можем похвастаться тем, что серьезно работаем со структурой своих вещей, как, например, SONIC YOUTH. Конечно, нам интересно и это, мы делаем и такие эксперименты, но, на самом деле, в основном мы экспериментируем со звучанием. Вот, предположим, одна наша композиция: в начале она играется на акустической гитаре, и она звучит очень стандартно и обыденно, это просто набор определенных аккордов. Но дальше начинается работа над тем, чтобы сделать эту песню нашей. Именно по звуку нашей. В этом и заключается эксперимент. И потому у нас такая музыка... То есть мы не думаем о том, чтобы понравиться девушкам, например...
- А о чем вы думаете?
М.Г.: О том, чтобы нам было хорошо.
- А о популярности не думаете, о славе? Отдали бы ваши записи на какой-нибудь из российских лейблов...
М.Г.. Проблема в том, что мы поем по-английски, и в том, что мы не такие уж большие лирики. А основное требование отечественных компаний - чтобы песни были на русском языке. Если бы нашелся человек, который сделал бы для нас русскую лирику так, чтобы она не резала ухо и сочеталась с нашей музыкой, мы бы попробовали.
- А если попробовать взять курс на Запад? В Factory (знаменитый манчестерский инди-лейбл, подаривший миру такие имена, как JOY DIVISION и NEW ORDER. - Прим. авт.) вас бы точно приняли!
В.К.: Если бы "Factory" существовал до сих пор, то это была бы первая студия, куда бы мы отдали свои демо. Наш агент в Манчестере обивает пороги разных звукозаписывающих компаний, но пока безрезультатно.
- Над чем вы сейчас работаете?
В.К.: Сейчас идет работа над новым альбомом с рабочим названием "HOT ZEX Album", и она уже почти закончена...
- У вас есть композиции изначально хитовые?
В.К.: Конечно, есть. Для нас можно сказать, что почти каждая песня - это хит. Так нам кажется. Другое дело, как к этому отнесутся другие. Ведь, в принципе, хитовость песни заключается лишь в ее аранжировке. Изначально должна быть какая-то сложная мелодия, а затем уже просто слова... тема этой песни.
- В таком случае, насколько я понимаю, вас не удивило, что ваша композиция "She Could Make Things Perfect" стала синглом месяца на сайте независимого немецкого лейбла Bouncing?
М.Г.: Конечно, удивило. И нам было очень приятно.
- А как так получилось, что трек попал в Германию?
В.К.: Как сказать... Я связался с этой компанией Bouncing Incorporation и, к своему великому удивлению, получил в ответ e-mail, из которого выяснилось, что наша композиция им очень понравилась... Уж очень лестными эпитетами они ее осыпали. И я сильно удивился, потому что для нас это важно... Конечно, пока никто не предлагает нам контрактов, никто не зовет в тур, но для нас было приятно, что люди, которые, может, и не находятся в центре этой культуры - потому что это все очень сложно, - но люди, которые занимаются этой музыкой профессионально, варятся в этом, послушали наш трек и нормально его восприняли. Это не то, что, например, мой друг скажет мне: "Володя, это отличный трек", нет, это оценка профессионалов.
- Я знаю, что некоторые российские музыканты, отправившие в Германию свои альбомы, в ответ получали очень грамотные рецензии. Было ли нечто подобное в вашем случае?
В.К.: Ты знаешь, меня очень удивило, что представитель этого лейбла написал мне в ответ, что наше звучание напоминает звучание артистов лейбла Creation. Для нас это, может быть, какой-то эталон... не знаю, какое слово подобрать... а он со своей оценкой попал в точку!
- Кстати, долго приходится биться над звучанием ваших тем?
А.З.: Наверное, нет. Потому что мы знаем, чего мы в принципе хотим добиться. Мы идем в студию с уже готовым материалом в голове. Конечно, потом приходится еще над чем-то мучаться, кое-что вырезать, отрезать, перезаписывать. В какой-то мере мы еще ограничены временем и финансами.
- У вас нет проблемы "ушей"? То есть я хочу узнать, есть ли у HOT ZEX звукорежиссер, который правильно слышит вашу музыку?
М.Г.: У нас проблемы "ушей" нет. Потому что мы все сами делаем. Но вообще, я думаю, это не из-за того, что в Новосибирске "ушей" нет, а просто мы находимся в такой ситуации, что по необходимости нам приходится все делать самим. Нам просто интересно самим попотеть от начала и до конца. У нас, конечно, есть люди, с которыми мы советуемся, к мнению которых мы прислушиваемся, но если ты знакома с понятием "do it yourself", то HOT ZEX - это классический случай.
- Что главное в вашем коллективе?
В.К.: По нашему мнению, кроме того, чтобы люди умели играть, они должны вместе чувствовать себя комфортно и в жизни, и на репетициях. Поэтому у нас никогда не было и, наверное, никогда и не будет какого-то отбора музыкантов для работы в HOT ZEX.
- Какие планы и мечты у группы?
А.З.: Мечты, наверное, как и у многих музыкантов... хотя, может, это и планы тоже: стать окончательно профессиональным коллективом и заниматься исключительно музыкой, бросить все посторонние дела... Хотя пока это не получается. Пока.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 44 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета