Сырокваш, Геннадий Писарчук…
Номинации "Саундпродюсер года" среди прочих наград главного рок-феста Беларуси пока еще не было. Ну и почему бы нам с вами не помечтать? К примеру, наградить хрусталем или машинкой для рубки дров Геннадия Сырокваша, что записал в этом году прекрасную пластинку группе N.R.M. А скольким он до того записал и скольким запишет после...
"X-Noise Factory"
- Напомни историю возникновения "X-Noise Factory".
- С 97-го года это все началось. В Молодечно. Первая группа, которую я записывал, была VICIOUS CRUSADE. Следующей работой был альбом THE RAVENS, когда я уже перебрался в Минск. Тогда мне не требовалось помещения, концепция моей работы заключалась в том, что я приезжал на точку музыкантов и записывал их там. Требование к помещению было фактически одно: хотя бы минимальное количество звуковых отражений. Тут мог подойти и подвал, и обычная квартира. Был компьютер, простой набор программного обеспечения, и для того времени этого было достаточно. Стационарной точки для своей студии у меня нет до сих пор, но она должна появиться в ближайший год.
- Каким аппаратом ты сегодня располагаешь?
- Студия базируется на цифровой основе с возможностью записи "живых" инструментов. PC-компьютер, IBM-совместимый; цифровой интерфейс, преобразующий аналоговый звук в цифровую форму; мультитрек-рекордер; звуковые библиотеки.
- Сколько стоит у тебя записаться?
- По-разному. Я могу назвать сумму в самом начале, а в результате работы "планка" может быть опущена или поднята. Я исхожу из финансовых возможностей той или иной белорусской группы, поэтому "планка" почти никогда не поднимается. Мне не хотелось бы называть конкретную цифру, могу только сказать, что я просто оцениваю одну минуту записанного материала.
- Что еще из альбомов ты записал, кроме уже названных тобою?
- Группу HAPPY FACE. Была работа с симфоническим оркестром Молодечненского музыкального училища. Это один из лучших белорусских молодежных оркестров. Он выиграл гран-при в Париже на фестивале молодежных оркестров мира. Но в основном я работаю с рок-музыкантами...
- ...Некоторые из них остались недовольны тем, как ты свел альбом "Вольныя танцы: новыя альтэрнатыва"...
- Я был не то чтобы саундпродюсером этого альбома, а я просто доводил до ума эту компиляцию. Из "моих" групп там были HAPPY FACE, КРАМА, LONG PLAY, те, которых я непосредственно писал, остальные же исполнители (процентов семьдесят) приносили свои готовые материалы, и я их компоновал. Мне нужно было все подогнать по звуку под один, общий уровень. Никакой частотной коррекцией я практически не занимался. Претензии лидера НЕЙРО ДЮБЕЛЯ Александра Куллинковича мне, честно говоря, непонятны. Музыканты группы предоставили уже отмастеренную фонограмму, с ней я вообще ничего не делал! Все вопросы Саши должны были быть адресованы к тем людям, которые записывали его группу и мастерили запись. Кстати, с НЕЙРО ДЮБЕЛЕМ мы пробовали записать альбом, но все закончилось неудачей. Мы записали одну песню, потом была еще одна попытка что-то с ними сделать - они предоставили мне уже записанный материал, но я страшно не люблю исправлять чужие ошибки и вообще работать с готовым материалом, я люблю работать по-честному, от начала и до конца. Я сделал несколько вариантов сведения, Саша один из них послушал, сказал, что это интересно, и... пропал... Потом выяснилось, что все-таки этот вариант ему не понравился, да и я понял, что это не "моя" группа.
HASTA LA FILLSTA тоже, на заре моей деятельности, оказалась не "моей" группой. Почему-то мы не сработались с Сергеем Кононовичем.
- ...Поэтому тебя альбом Z и не пригласили записывать...
- Наверное.
Для "Вольных танцау" мы записали одну песню с КРАМОЙ, Игорю Ворошкевичу очень понравилось. Но встал вопрос денег: у группы сейчас сложное положение с финансами. И все же Игорь сказал, что, как только найдутся на запись деньги, мы будем работать вместе. И мне это лестно, потому что в группе работают высочайшие профессионалы, которые знают, как они должны звучать в записи.
- Расскажи о своей работе над последним альбомом группы N.R.M.
- Сначала мы записали три песни, потом они почему-то решили записывать альбом в Польше, оставили там много денег и снова "вернулись" ко мне дописывать семь песен.
По концепции звука альбома мы больше других общались с Питом Павловым, который настаивал на том, что в итоге звук должен был быть несколько "сыроватым". Я же слышал альбом немного по-другому, и в конце концов он согласился с моим вариантом. Фундаментом альбома мы посчитали его гитарное звучание. Были моменты, когда мы по три-четыре раза переписывали одно гитарное соло, искали определенный звук, палитру звуков, и альбом у нас по гитарному звуку вышел очень разным.
Вольский работал очень профессионально, причем писали его с одного дубля, ну максимум с двух. То есть с Лявоном я работал меньше, чем с другими, записав вокал, подпевки, бэки в считанные часы. Вольский сказал мне: Гена, делай так, как ты считаешь нужным, а потом - посмотрим. Было сделано четыре варианта микширования, последний из которых и был оставлен.
- Мне очень понравился звук альбома. Предыдущие работы N.R.M. не передавали того настроения, того мастерства, того саунда, которыми обладает группа...
- Я никого не хочу в чем-то упрекать, что, мол, Сырокваш вот такой, все у него получилось, а у других - нет. Пусть слушатель все сравнит сам. Я перед записью прослушал все альбомы N.R.M., каждый раз по пять точно. Лично меня не устроило их "мыльное" звучание, когда звук не локализовался, когда не было конкретной бас-гитары, конкретного большого барабана, а шла общая каша, не было плотности звука. Я же добивался конкретности звучания каждого инструмента и конкретности звучания суммы инструментов.
Я бы с удовольствием переписал их старые альбомы, материал-то там очень хороший.
- Не за горами двадцатилетний юбилей МРОI-N.R.M., можно было бы записать "The Best" - песни разных лет в новых аранжировках...
- ...Пока вопрос этот не обсуждался. Я об этом не думал... Вот ты дал тему... Надо ждать предложения от самих музыкантов...
ЛЕПРИКОНСЫ
- Думаю, что не все читатели "МГ" знают, что ты до недавнего времени был концертным директором, тур-менеджером группы ЛЕПРИКОНСЫ...
- ...Являясь еще при этом их звукорежиссером на концертах.
- ...И дебютный альбом ты им записывал, с которым потом "безжалостно" обошлись в Москве на "Союзе"...
- ...Он там переписывался, но непосредственно при моем участии. Процентов двадцать материала, который записал я, было использовано в конечном варианте альбома... Не скажу, что "союзовский" вариант гораздо круче, чем мой. Может, он спет с большим настроением, так это естественно, время ведь прошло, человек проанализировал свои ошибки... Все решило слово одного человека (я знаю того человека), который дал заработать на записи альбома и москвичам, так скажем.
- Уйдя из "большой политики", что ты сегодня можешь сказать о ЛЕПРИКОНСАХ?.. У группы есть будущее?
- ...Мне трудно сейчас оценивать их музыку, воспоминания еще свежи, они пока как-то не устоялись... Субъективно, эта музыка мне уже, честно говоря, надоела... На днях я разговаривал с их бас-гитаристом, Костей Колесниковым, он сказал, что группа делает новую программу, для работы над которой привлечен московский аранжировщик. Он сделал им одну песню, но пока она не потащила за собой остальные. И понятно почему: песня, какие-то наброски вариантов ее аранжировки должны рождаться сперва внутри коллектива, а потом, быть может, кто-то бы ее и доработал со стороны. У ЛЕПРИКОНСОВ есть печальный опыт студийной переаранжировки песни, которая была им сделана в Москве: песня эта с тех пор не игралась ни на одном концерте.
...Когда я уходил из группы, взаимоотношения между ее участниками были очень сложными. В группе совершенно ненормальная диктатура. Есть диктатура нормальная, оправданная, а есть диктат одного человека из-за собственного величия (якобы величия, я бы сказал). Я пытался с этим как-то бороться, сглаживать углы... в результате чего мы и расстались. Мне было интересно с ними работать, но до определенного момента, пока человеческие отношения одного из музыкантов к музыкантам другим, ко мне лично устраивать меня перестали.
- ЛЕПРИКОНСЫ - люди молодые совсем, побуянить, наверное, любят...
- В принципе - да... Но они не исключение среди других групп.
- Но понимание к ним пришло, что пятую бутылку не стоит открывать, ибо завтра концерт?
- Я как раз и был неким тормозом, стоп-краном в этом вопросе, пытаясь их куда-то не пустить, отсоветовать что-то, оставаясь при этом крайним. Но, честно говоря, группа не разгульная такая уж, дисциплина там есть.
- Правдив ли слух, что ЛЕПРИКОНСЫ должны отработать своим московским хозяевам нехилую сумму денег? Нечто похожее случилось в свое время с ЛЯПИСОМ, невесть как "задолжавшим" "Союзу" кругленькую сумму и вынужденным едва ли не год отбивать ее на бесчисленных концертах...
- У ЛЕПРИКОНСОВ ситуация сейчас та же самая. Долг на них висит, сумму я точно не знаю... Был один случай, за который "Союз" наложил очень большой штраф. Об этом "позаботились" отдельные участники группы.
- Тур по Беларуси группа провалила, посещаемость концертов была не ахти какая...
- Достаточно неудачная поездка была, да. Вина в этом, как мне кажется, в первую очередь лежит на тех людях, кто организовывал тур. То ли рекламы было мало, освещения тура в прессе; то ли денег в ту же рекламу было вложено мало. Но в Новополоцке, например, народу было в зале битком, выставляли дополнительные стулья. Группу хорошо принимают и периферийные российские города, а вот несколько московских клубных концертов было отменено, не продались билеты. Но и "вал" бывал тоже.
Понимаешь, Митько - человек талантливый, но он талант своего времени, настоящего момента. Музыка ЛЕПРИКОНСОВ - музыка сегодняшнего дня. Если они не изменят свою музыкальную, стилистическую сущность, то через некоторое время они умрут. Этот диско-рок недолговечен.
- С директором ЛЕПРИКОНСОВ, Славой Гулевичем, расставание было мирным?
- Разошлись, как интеллигентные люди... Хотя руки друг другу не жали: может, он на меня и обижен. У меня же к нему никаких вопросов не было. В самых разных, порой неприятных, ситуациях он вел себя как дипломат. То, что группа сегодня существует, пусть даже в таком, неприемлемом лично для меня виде, это на девяносто процентов его заслуга.
- В нем преобладают больше качества бизнесмена или человека искусства?
- В плане психологии это очень тонкий человек, его не раскусишь до конца. По крайне мере, я этого человека до конца не понял, его "игры", непонятной для меня... Прежде всего это человек бизнеса, реально зарабатывающий на музыке деньги.
День сегодняшний
- Что у тебя сейчас в работе?
- Минская группа ТЯНИ-ТОЛКАЙ.
- Опять клон "ляписов"!
- Да, из той же стилистики, но их музыка более современная, более инструментально насыщенная, она аранжировочно интереснее. Записано шесть песен, они отданы в ротацию на радио. У группы есть толковый директор, Слава Сикора, который организует сейчас у себя в Скиделе музыкальный центр.
Группа GURR, бывшая ВРАЗ ПЛОХ. От демо-материала, что они мне предложили - двадцать песен, - осталась ровно половина. Практически все было переиграно, причем переиграно сессионными музыкантами уровня Сергея Трухановича.
- Представляю недоуменное лицо слушателя: на записи один уровень игры, "вживую" - другой...
- Я отвечаю за запись альбома. Что касается тех, кто будет стоять на сцене, да, уровень их, мягко скажем, пониже, но им есть над чем работать. У них есть записанный материал, есть с чего "снять", а мастерство придет со временем, я уверен в этом.
- Что с LONG PLAY?
- У них вышел сингл с тремя песнями. Группа интересная, с оригинальным материалом, они сейчас как бы в поиске стилистики. Таких группа сегодня в Беларуси нет: такой замес национального фолка и разных западных - исландских, ирландских - мотивов.
До конца года предполагаем выпустить с ними альбом.
- ...HAPPY FACE забыли! А ты ведь их начальник, как-никак!
- Работа с ЛЕПРИКОНСАМИ отнимала у меня кучу времени, я чисто физически не успевал ими заниматься. Альбом "Время рвать" уже давно записан, на сегодня есть его CD-мастер, осталось дело за переговорами с теми, кто хотел бы его тиражировать в Беларуси. Планирую провести переговоры об издании альбома в Москве тем же "Союзом" или Real (ТЯНИ-ТОЛКАЙ, GURR и LONG PLAY тоже будут предлагаться).
В альбом вошло шестнадцать треков, из них четырнадцать русскоязычных и два - на белорусском языке. С встречающимися английскими словами.
- ...На букву "f", понятно...
- Нет! Я как раз с этим боролся.
- Я слышал два толкования памятного прошлогоднего происшествия с группой в городе Молодечно на сборном рок-концерте. Хорошо всем известный жест в сторону властей был демонстрацией активной жизненной позиции группы, это первое. И второе: группа была как бы спровоцирована соответствующей атмосферой феста, спровоцирована даже отдельными организаторами концерта, превратившими его в политическую акцию. А на самом деле игры в политику группе безразличны...
- Я не был на том концерте, но, как рассказали сами музыканты и как потом признались мне организаторы концерта, это была их (организаторов) "подача". То есть Жека в угаре, в той бешеной атмосфере, сдуру повел себя так, как повел. Может, кому-то хочется, чтобы группа выглядела политизировано. На самом деле это не так, что не исключает того, что у каждого из музыкантов группы могут быть свои взгляды на происходящее в Беларуси. Но мы прежде всего занимаемся музыкой, а потом уже все остальное. По крайней мере, со сцены группа старается пропагандой своих или чьих-то политических взглядов не заниматься. Казус в Молодечно, я считаю, был нашей ошибкой.
Какую бы музыку ни играла HAPPY FACE, на каком бы языке ни пела, корни-то наши тут. И как-то я посоветовал музыкантам, что неплохо было бы сочинить и записать несколько песен на родном языке. Они согласились, но никакого давления я на них не оказывал, такого, что записать - и все тут, я сказал.
- Желание директора - закон для группы...
- ...Можно сказать и так, но все-таки это была прежде всего просьба.
- Конъюнктурщик ты, Гена. И группа твоя тоже...
- Вот так вот!
- ...Предложили тебе поработать с "Вольнымi танцамi", так ты и группу свою "попросил" для сборки песню на белорусском сочинить, чтобы включили вас туда...
- Может быть, и так.
- Ладно, шучу я...
- Да я понял.
- С кем хотелось бы поработать из, может, не так известных широкому слушателю музыкантов?
- На примете есть барановичская команда, мне показалась она интересной, АСТРУ'С. Они предложили мне сотрудничество, но все упирается опять же в финансовую сторону. Как вариант рассматривается тот, что группа запишет материал у себя, а потом "сырье" доводить до ума буду я.
- Геннадий... как отчество?
- Иванович.
- Скажи, пожалуйста, Геннадий Иванович, на грядущей "Рок-коронации" кого будет награждать студия "X-Noise Factory" своим традиционным спонсорским призом - записью альбома?
- ...Пока я думаю. Может быть, это будет Шедько... Может, еще кто-то. Но HAPPY FACE, GURR, ТЯНИ-ТОЛКАЙ и LONG PLAY я награждать не буду.
- Нет, ну, HAPPY FACE ты тогда уже второй год подряд ничем не наградишь, свинство какое...
- Пусть кто-нибудь за них попросит...
P.S. В Беларуси еще случается так, что саундпродюсерам от выпускающих компаний не достается по авторскому экземпляру альбома. Эй, на BULBA, эй, кто там издал "Unbroken" VICIOUS CRUSADE? Не стыдно? Я тут предложил Гене попиратить трохи, мастера-то у него все хранятся... Версии всякие песен, фэнам за полцены...
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 43 за 2000 год в рубрике музыкальная газета