Hip-Hop Side
Введение в DJ-культуру

Для любого, кто хорошо знает хип-хоп-культуру, понятие "ди-джей" однозначно ассоциируется с ломаным битом, скрэтчем, заляпанными пальцами и заклеенными метками пластами.

Однако есть люди, в представлении которых за этими магическими функциями стоит человек, играющий "колбасу" в клубах. Дело в том, что с подачи некоторых "деятелей от сохи" эта профессия стала очень популярной среди молодежи, вследствие чего привлекла кучу модников, тут же объявивших себя ди-джеями. Глядя на отечественных "королей винила", они тут же передрали их нехитрое ремесло, тем более, что и последние ограничивались лишь сведением бит в бит чужой музыки.
Поскольку сводить может любой человек, обладающий элементарным слухом, чувством ритма и освоивший простейшие навыки работы с микшером, вся прелесть таких ди-джеев сводится к наличию у них свежей информации, а поскольку достать "свежак" на виниле в СНГ поначалу было очень нелегко, "хорошо играющими" были признаны те, кто имел возможность постоянно обновлять свою фонотеку.
Таким образом, мы имеем целую армию людей, делающих себе карьеру диск-жокеев, хотя все, что они умеют, - это попадать "в точку" и выбирать пластинки в магазине. Самое смешное, что к лику ди-джеев стали причислять себя и радиоведущие, дабы обеспечить себе дополнительную популярность и заработок, пользуясь неведением народа. Хотя, конечно, понятие "диск-жокей" появилось именно в радиоэфире, но, тем не менее, тогдашние диск-наездники осуществляли и "пилительную" работу в прямом эфире.
Как и многие вещи, понятие "ди-джейство", попав к нам, было сильно потрепано и поставлено с ног на голову. В принципе, это и не удивительно, так как мы должны просто пережить этот период и поднять DJ-культуру на должный уровень.
Я думаю, не стоит еще раз приводить историю мирового ди-джейства, отмечу только, что многие монстры современной музыки напрямую или косвенно вышли из уличной культуры.
Например, DJ HYPE (TRUE PLAYAZ, GANJA CRU) сначала научился "пилить", а уже потом стал писать музыку и играть клубные сеты; ARMAND VAN HELDEN и по сей день выпускает х-х на "AV8 RECORDS"; TERMINATOR X (PUBLIC ENEMY) сейчас делает пластинки с техно-музыкой (я думаю, из коммерческих соображений), хотя весь мир знает его как величайшего х-х-ди-джея. Этот список можно продолжать...
К сожалению, отечественная "черная" (винил-) индустрия находится сейчас в летаргическом сне, связано это с низким (пока) уровнем жизни, поэтому пластинки с отечественной музыкой будут покупать в основном ди-джеи, однако и они могут предпочесть зарубежных исполнителей. Но это если говорить о техно-хаусе и поп-музыке.
Отличие хип-хоп-ди-джея от "колбасника" в том, что он может продвигаться по творчеству и без постоянного пополнения свежака; потом многие молодые люди, став на этот путь, будут крутить, осваивая новые финты и имея в своем арсенале лишь некоторое количество пластмассы.
А что касается клубных сетов, так их может играть любой DJ, так как в принципе это является основным источником дохода диск-жокеев. "Колбасники" же неправильно перевели английское слово "play" - воспроизводить - и понимают под ним буквально воспроизведение музыкального материала с пластинок как с компакт-дисков.
Но не будем "зацикливаться" на вражде между х-х- и транс-ди-джеями, потому как в цивилизованном обществе такой вражды и не существует, бывают, конечно, разные высказывания...
Что и говорить, я сам играю более популярную музыку в клубах... Но речь не об этом.
Есть множество других стилей и направлений в современной электронной, или - по-другому - ди-джейской музыке, в которых DJ может проявить себя как "живой" музыкант: любые ломаные стили, трип-хоп, эйсид-джаз, фанк и многое другое... Главное - иметь предрасположенность и любить ту музыку, которую ты крутишь.
Вообще я хотел бы пожелать всем желающим стать ди-джеями, да и тем, кто считает себя уже сложившимся клубным персонажем, хорошо задуматься над тем, что его "творчество" приносит в музыкальную культуру... Если оное приносит только желание срубить побольше бабок на лоховской публике, то, по-моему, лучше заниматься не этим, а коммерцией попроще, потому как такие люди портят общедиджейский уровень и усложняют отношения между предыдущим и последующими поколениями любителей музыкальной культуры... Таким людям лучше всего будет работать в престижных рэсторанах на "раздаче" песенок на заказ, срывая при этом немеренные тонны филломассы.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 42 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета