Pitchshifter
Через тернии к... “звездам”?


Вероятность того, что тот или иной коллектив пробьется к славе, используя в качестве козыря только свое творчество, традиционно мала. Однако вероятность того, что тот или иной коллектив, уже добившись признания и успеха, сохранит свои принципы и ответственность перед своим слушателем, также очень невелика. Иначе говоря, то и другое удается единицам. Единицам, на которых и держится тяжелая музыка...

История создания группы PITCHSHIFTER уходит своими корнями в далекое прошлое, в те подернутые дымкой Вечности времена, когда мы все с вами были пока еще одной неделимой страной и когда знаменитые киевские котлеты стоили - эх! - всего рубль двадцать. М-да... в общем, именно на закате 80-х в умах совсем еще молодых, но, естественно, уже гениальных братьев Клэйден, Джонатана и Марка, зародилась идея собрать команду.
Непосредственно первые месяцы существования группы (или пока тогда еще просто дуэта) покрыты мраком, собственно, как и биографические данные о братьях и их семье в целом - больно уж скрытничают музыканты. Объяснить этот странный сам по себе факт (учитывая даже неоспоримый сейчас "звездный статус" PITCHSHIFTER) просто причудой мастеров довольно трудно, ведь (если перефразировать Гойю) "неизвестность рождает чудовищ". Доподлинно только известно, что поначалу PITCHSHIFTER планировались как... панк-группа. Взращенные на DEAD KENNEDYS и на постпанке вообще, братья и думать не хотели ни про какой-такой индастриэл. Посему, уверовав во всесилие и бессмертие "нот дэдовского" панка, парни начинают репетировать (благо, далеко ходить не надо было, подвал их собственного дома как нельзя лучше подходил для данного времяпрепровождения). Джонатан, как человек более философского и отстраненного склада ума, принялся за тексты и вокал, Марк же на данном этапе отвечал за аккомпанемент - играл на бас-гитаре (что не мешало ему, впрочем, временами постукивать по родительским маринадам; этим братья восполняли отсутствие драммера). Поиграв таким образом некоторое время, Джонатан и Марк поняли, что для достижения своих мечтаний о мировой славе одних заунывных песнопений, невнятных бульканий басухи и звона разбивающихся банок явно недостаточно. К тому же на дворе уже стоял девяностый год, а их творческие потуги были нужны пока только им самим. Посему братья решают на время прекратить репетиции и сосредоточить свое внимание на поисках более-менее приличного гитариста. Который вскоре и нашелся - некто Джонни Картер (Johnny Carter) не побоялся вступить в ряды никому не известных PITCHSHIFTER. И дело наладилось. Именно отсутствие твердого гитарного риффа было первым камнем преткновения для группы - лишенные независимого ритма, Марк и Джонатан постоянно пытались солировать, обгоняя или, наоборот, опаздывая друг за другом.
Приход гитариста закончил первую фазу формирования PITCHSHIFTER. Все былые сомнения относительно целесообразности своих починов разбились о серьезность и прагматичность Картера, гитарист убедил братьев в продолжении их начинаний. И первым занялся поиском студии для работы над демо-записью. Однако вопрос с барабанщиком по-прежнему оставался открытым. И, по одной из версий, именно отсутствие последнего подвигнуло Марка сначала на использование просто драм-машины, а потом и на разбавление пробных материалов PITCHSHIFTER индастриэл-фишками. Нельзя сказать, что этот исторический переход осуществился мгновенно ("Парни!!! Теперь мы будем валить индастриэл!!! Ура!!!") и был воспринят остальными членами группы как единственно правильное решение. Скорее, парням захотелось попробовать себя в чем-то новом и (без обид, панки!) более сложном в техническом плане. Посему на начальном этапе PITCHSHIFTER находились просто в стадии экспериментирования.
1991 год стал для группы переломным. Впервые музыкальные экзерсисы наших героев получили путевку в жизнь - стараниями Джонни PITCHSHIFTER записали и выпустили (!!!) свой первый LP, названный просто и понятно - "Industrial" (хотя того самого индастриэла там было не слишком, скорее это был какой-то кроссовер с панком). Независимый лейбл Peaceville Records не просто альтруистически уверовал в "молодых, да ранних", но и даже (по слухам) получил какие-то барыши от продаж альбома. Получив таким образом первый, пусть и не слишком надежный повод для продолжения своих экспериментов, PITCHSHIFTER развивают бурную (относительно своего статуса инди-группы, конечно) концертную деятельность. И в мае того же года известнейший диск-жокей Джон Пил, каким-то образом прослышавший про "ноттингемское (хотя это и неправильно - из группы только Джимми родом из этого самого Ноттингема, остальные кто из Лондона, кто из Страдфорда, а кто и еще черт знает откуда) чудо", пригласил уже квартет (к группе присоединился второй гитарист Стюарт Тулин; "живого" барабанщика по-прежнему не было) к себе на шоу, где PITCHSHIFTER записали три песни. Кстати, знаете, как Пил охарактеризовал тогда саунд PITCHSHIFTER? Приблизительно это можно перевести так: "индустриализированный постпанк с элементами трэшкора". Произносить быстро и без запинок.
Визит на "Peel Sessions" дал команде некоторую свободу в выборе лейбла (Peaceville Records музыкантов уже не устраивал - маловато будет). Earache, специализировавшиеся на раскрутке уже более-менее окрепших коллективов, решили предоставить PITCHSHIFTER свою студию и, естественно, деньги. Реализованный в январе 1992 года концертник "Submit" включал наиболее (с точки зрения Earache, ессесно) коммерческие композиции; диск стал поводом для более пристального, чем раньше, внимания критиков к PITCHSHIFTER. Появились даже первые признаки приближающегося успеха - скандальчики, нападки цензуры, чересчур ретивые усилия охраны по обеспечению безопасности концертов. По оценке же звучания можно сделать вывод, что прежнее шатание по крайностям закончилось, теперь саунд PITCHSHIFTER представлял собой самодостаточный сплав нойза с индастриэлом. В плане текстов также ощущалось некое базирование - Клейден оставил прежнюю, выплескивающуюся через край агрессивность и заострил свое внимание на более фундаментальных понятиях - на темах насилия, власти денег, политики.
Период с 1993 по 1995 гг. считается если не "золотым", то уж точно "серебряным" в истории PITCHSHIFTER. Два классных диска (ремиксовый "Remix War", 1993; полноформатный "Desensitized", 1995), вознесшие группу на сияющую высоту индастриэла; полтора года гастролей с такими монстрами, как TREPONEM PAL, CONSOLIDATED, NEUROSISAND, BIOHAZARD; совместная работа с THERAPY?... Эти годы стали определяющими для более поздних работ PITCHSHIFTER, именно на этих дисках и на этих гастролях группа получила громадный опыт работы со звуком и компьютерами, в особенности музыкальный архив, которым пользовались участники команды, постоянно пополнялся и совершенствовался, что не могло не сказываться на качестве работ. Коммерческие победы стали подвигать музыкантов на создание концептуально-скандального антуража вокруг имени группы, появились даже высказывания типа "PITCHSHIFTER есть ответ на все ваши вопросы". В общем, запахло культом личности. Ладно, не вдаваясь особо в эти тонкости, скажу, что уже начиная с "Infotainment" (1996), критики начали отмечать некоторую "усталость" команды, словно группа истощила свой внутренний резерв энергии, некогда приводивший в восторг фанов PITCHSHIFTER. Уровень чисто техногенного саунда стал доминировать, на CD даже присутствовали сэмплы PITCHSHIFTER, с помощью которых можно было самолично создавать собственные композиции. "Рваные" биты, нойзовое сэмплирование, прямо-таки психоделическая атмосфера альбома приводили кого-то в недоумение, а кого-то в восторг. Очень неровная и во многом загадочная работа. Хотя и не лишенная прежнего лоска.
Следующий год группа провела в мировом турне, бок о бок с KOЯN, TOOL и MINISTRY. Музыканты гастролировали и практически в студии не появлялись. Однако под занавес 97-го группа выкинула крендель: официально заявила о разрыве контракта с Earache. Уход с этого прямо-таки культового лейбла был более чем шумным и скандальным: пресса пестрела разоблачительными интервью и просто обвинениями; музыканты обвиняли руководство компании в кабалистических замашках, сами же Earache Records парировали это полным "некопенгаген" PITCHSHIFTER в законах мейнстрима.
Череда неудач преследовала группу еще несколько месяцев. Постоянная нервотрепка, опостылевшие "журналистские расследования" ("Героин и PITCHSHIFTER: синонимы?" "Действительно ли Джонатан анархист?" - вот с такими заголовками печатались убористые статейки озабоченных сенсациями журналистов), строго говоря, непонятость последнего диска и упреки со стороны фэнов ("Не учите нас жить, делайте лучше музыку!") привели к тому, что PITCHSHIFTER были на грани... на грани развала. Еще немного, и проверка "звездностью" похоронила бы под своим жирным телом еще один славный коллектив, но... в 1998 году команда вернулась. Вернулась! Новый диск "Www.Pitchshifter.Com" получился одним из самых удачных альбомов за всю историю существования группы. Про этот альбом "Музыкальная газета" уже писала, причем очень подробно (N 39/1998), я же от себя добавлю, что в этой программе группа очень органично вписала свои ранние, агрессивные настроения в обертку современного drum-n-bass, добившись совершенно нового звучания. В принципе, правда, можно провести параллель с "Infotainment", но, конечно, в данном случае все получилось более эклектично и целостно. Авангардизм, но без фанатизма и с чувством. Повторюсь, потрясающая работа.
Преодолев кризис, пройдя через огонь, воду, медные трубы и просто канализацию масс-медиа, PITCHSHIFTER наконец приближаются к пониманию того, какой должна быть современная рок-группа в рамках музыки "третьего тысячелетия". Хлебнув дармовой славы, поплавав в шампанском, группа, сама того не замечая, чуть не утонула со всем своим творчеством в омутах шоу-бизнеса. Только благодаря серии проблем и неурядиц PITCHSHIFTER смогли вернуться к тому, к чему они стремились еще в восьмидесятых - к Музыке, За Которую Не Будет Стыдно. А совсем недавно из-под пера наших героев вышел новый диск, "Deviant". По отзывам в прессе, новый материал представляет собой продолжение лучших традиций "Desensitized" и "Www.Pitchshifter.Com". Группа посвежела, начал активно меняться состав. Например, за последние годы в группе побывало два сессионных гитариста и два же барабанщика, на данный момент пока постоянно в стане PITCHSHIFTER пребывают две новых (относительно) личности: Джейсон Боулд, барабанщик (также менеджер группы Dane Company), и гитарист Мэтт Грунди (как выяснилось, знаком с Джонатаном еще со школьной доски, частично принимал участие в работе над "Remix Stuff"). Короче, PITCHSHIFTER по-прежнему не собираются сдавать свои позиции. Благо есть УЖЕ чем гордиться и есть ЕЩЕ куда идти!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 42 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета