Lanz, David
Музыка, идущая от самого сердца


Дэвид Ланц (David Lanz) - блестящий пианист, широко известный не только у себя на родине, в Америке, но и во всем мире. Он - одна из наиболее ярких звезд современной инструментальной музыки. Родом Дэвид из Сиэтла, что на северо-западе США. Его карьера началась еще в далеких 70-х, когда никому еще не известный музыкант солировал на пианино в местных клубных командах, мастерски играя джаз и блюзы. И кто тогда знал, что ему был уготован совсем иной путь в музыке...

Время больших перемен в судьбе композитора пришло в начале 80-х. "Одному моему другу, проводившему семинар по чакрам и работе с телом, требовалась музыка, иллюстрирующая течение энергии через чакры, - вспоминал впоследствии Дэвид. - Я сделал запись музыки для семинара, и каждый, кто ее слышал, хотел иметь копию". С этой небольшой ленты и началось восхождение Ланца на музыкальный Олимп. "Тогда не было ни одного музыкального стиля, близко походящего на мой, - продолжал композитор. - И это определенно не называлось ньюэйджем. Я использовал часть музыки к семинару на моем первом сольном альбоме "Heartsounds" ("Звуки сердца")". Этот диск вышел на фирме Narada в 1983 году. Затем последовали многие альбомы, тепло встреченные критиками и хорошо раскупавшиеся слушателями. Настоящий триумф наступил в 1988 году, когда альбом Ланца "Cristofori's Dream" (так звали малоизвестного изобретателя пианино из Амстердама, вдохновившего Дэвида написать эту музыку) взлетел на верхушку ньюэйджевского хит-парада "Биллборда" и не покидал ее целых 27 недель! Потом композитор еще очень долго сотрудничал с компанией Narada, выпуская альбомы с красивейшей музыкой, среди которых автобиографический "Return To The Heart" ("Возвращение к сердцу") и отдающий дань "британскому вторжению" 60-х проект "Songs From An English Garden" ("Песни из английского сада").
Музыка Дэвида Ланца невероятно романтична. Она очень светла, легка и при этом глубока (я бы даже сказал, напоена мудростью). И это, конечно, связано с духовным поиском Ланца. Теософское общество, Рудольф Штейнер - вот некоторые из его увлечений. Кстати, в молодости Дэвид не только был большим фэном Кейта Жарретта (Keith Jarrett) и Билла Эванса (Bill Evans), но и увлекался музыкой экспериментатора-электронщика Стивена Хальперна (Steven Halpern). Дэвид слушал его музыку, когда занимался йогой. "Я любил атмосферу музыки Хальперна, но она не цепляла, в ней не было ни мелодии, ни структуры. Я начинал свою карьеру, воспринимая этот жанр. И, хотя я мог бы создать такую же атмосферу, я пытался сделать это, сочиняя "реальные" произведения: со вступлением, кульминацией, серединой и кодой". И музыка Ланца имеет вполне традиционную структуру.
Интересно, что удивительный случай, предопределивший судьбу Дэвида, произошел с ним, когда ему было всего 4 года. "Я лежал в траве и видел Иисуса в облаках. У меня были подобные сверхъестественные события в течение всей моей жизни, которые направляли меня, чтобы я мог оставаться в соприкосновении с той астральной или нематериальной областью. Некоторые из них перенесены в музыку, которую я исполняю, и другие люди тоже могут проникнуться этим".
Сам Дэвид имеет превосходное чувство юмора и даже с самоиронией называет себя забавным именем SNAG, что расшифровывается как "Чувствительный Ньюэйджевский Парень" (Sensitive New Age Guy). Недавно он начал сотрудничать со знаменитой компанией Decca, на которой и вышел его последний на сегодняшний день альбом "East Of The Moon" ("К Востоку от Луны").
Цели Дэвида Ланца, которые он хочет достичь в своем творчестве, просты и понятны. "Вы можете посмотреть и увидеть, что я никогда не написал ни одного произведения, содержащего в названии слово "любовь". Я сознательно избегаю писать любовные песни. Я вижу мою музыку больше как музыку для исцеления. Это то, что для меня на первом месте. Я полагал, это был путь к позитивному изменению в людях. Я использую термин "исцеление" в широком смысле, не только по отношению к физическим заболеваниям. Мы все душевно больны. Сегодня мы - существа, "разорванные" по многим различным направлениям сразу. Я нахожу, что музыка - это средство для успокоения нашей тоски по единению, "пути домой"... Люди должны создать мир внутри самих себя, перед тем как они бросятся его спасать".
Говоря о творчестве Ланца, нельзя не упомянуть его долгое и очень плодотворное сотрудничество с гитаристом Полем Спиром (Paul Speer), а также участие в создании музыки к оригинальным видеопроектам "Desert Vision" ("Виды пустыни") и "Natural States" ("Природные явления"), выпущенным компанией Miramar.
Дэвид ведет преподавательскую деятельность, активно гастролирует. Недавно, приехав домой и будучи в кратковременном отдыхе между концертами, музыкант согласился дать нам интервью, которое мы и предлагаем вашему вниманию.

- Когда слушаешь вашу музыку, возникает впечатление, что она написана в состоянии большой любви. Благодаря этому ваша музыка, которая не кажется слишком сложной, очень глубока и оказывает сильное эмоциональное воздействие на слушателя. Что вас вдохновляет на ее создание? Как бы вы сами объяснили, почему она оказывает такое влияние на слушателя?
- Мне нравится ваше выражение - "большая любовь". Я пишу музыку около сорока лет, большую часть моей жизни. Я столько времени провел в мире своего воображения, что могу "идти глубоко", как вы говорите, и черпать вдохновение в переживаниях моей жизни, в мифологии и в моей собственной духовной природе. Я желаю только высшего добра слушателю создаваемой мною музыки.
- Каковы ваши творческие "корни"? Кто и почему больше всего повлиял на ваше творчество?
- Я могу поблагодарить очень многих создателей музыки за вдохновение и влияние. Первой на меня повлияла моя мать. Она приводила меня в восторг своим исполнением буги-вуги на фортепиано, это одно из моих первых музыкальных воспоминаний. Я рос, слушая Рэя Чарльза (Ray Charles), Нэта Кинга Коула (Nat King Cole), Фрэнка Синатру (Frank Sinatra) и другую популярную музыку сороковых и пятидесятых. Это была музыка, которую любили и играли мои родители, когда я был ребенком. В 60-е было много инструментальной поп- и рок-музыки, например, "Telstar", "Pipeline", "Theme From A Summer Place", "Exodus","Theme From Route 66", такая музыка Генри Манчини, как "Peter Gunn", "The Pink Panther" ("Розовая Пантера"), и "The Theme From Romeo And Juliet" ("Тема из Ромео и Джульетты"), и меня рано захватили популярные темы инструментальной музыки.
BEATLES очень повлияли на меня в свое время, как и вообще британская поп-музыка 60-70-х. Мои уроки игры на фортепиано никогда глубоко не касались классики, и в 12 лет я их прекратил и стал учиться писать и играть рок-н-ролл и изучать как можно больше музыкальных стилей. Это продолжалось несколько десятилетий. Я открыл для себя джаз и классическую музыку как слушатель, будучи подростком. Я испытал много разнообразных влияний. В конце 60-х и в 70-е я также любил слушать классическую индийскую музыку, фанк, соул и даже немного кантри в стиле Флойда Крамера (Floyd Cramer). Музыка группы PROCOL HARUM тоже чрезвычайно повлияла в юности на мой подход к сочинительству... Я думаю, что не стоит перечислять огромное количество классических композиторов и джазовых пианистов, так что давайте перейдем к следующему вопросу.
- Нам будет очень интересно узнать, каково ваше впечатление от творчества музыкантов Windham Hill Records? Повлияло ли оно на ваш творческий поиск?
- Есть параллели между музыкой Windham Hill и той, что делаю я. Меня вдохновил тот факт, что музыку Джорджа Уинстона так хорошо приняли. До тех пор я никогда не думал, что соло на фортепиано может быть таким популярным. Эта студия выпустила очень много чудесной музыки.
- Ваша музыка напоминает музыку Сьюзан Чани (Suzanne Ciani). Ваши музыкальные стили довольно близки. Интересно, знаете ли вы музыку Сьюзан и каково ваше отношение к ее творчеству?
- Я слышал многое из ранних работ Сьюзан. Ее стиль похож на мой, так как она использует в своей музыке мелодичные и простые формы.
- Каковы ваши впечатления от группы THE WAVE, выступающей вместе с Чани и включающей некоторых известных исполнителей Windham Hill, и музыкантов, в ней участвующих?
- Я знаю о группе, о которой вы спрашиваете, но, к своему стыду, никогда ее не слышал. Хотя со Сьюзан я знаком, и однажды у нас было короткое совместное турне.
- Где и как вы обычно находите идеи для своих альбомов?
- Идеи и темы моих альбомов приходят из природы, из чтения мифологической и духовной литературы, из жизненного опыта и из использования силы воображения! Я позволяю темам альбомов развиваться со временем. Это действительно органическое явление.
- Какие музыкальные инструменты вы используете в своей работе в настоящее время?
- Сочиняя, я использую большое акустическое фортепиано, но также люблю играть на барабанах - для удовольствия и практики!
- Хочется узнать о вашей работе над альбомом "East Of The Moon" ("К востоку от Луны"). Как возникла идея его создания? Почему вы решили реализовать этот проект сейчас, перед началом нового тысячелетия? Какие идеи вдохновили вас записать сюиту "World In Peace" ("Миру - мир")?
- Оригинальным заголовком и темой диска было "A Time For Peace" ("Время мира"). Я работал над этой концепцией год или около того, и со временем название изменилось на "One World" ("Единый Мир") и затем - на окончательное - "East Of The Moon". Джон Теш (John Tesh) выпустил диск под названием "One World", и мне пришлось пересмотреть свой подход и тему.
Музыка "World At Peace" - это концепция, для реализации которой я ожидал начала нового тысячелетия. Это казалось подходящим временем, временем для мира. Это мое музыкальное видение мира и часть моей персональной мифологии. Остальные мои новые альбомы посвящены древним мифологическим темам. Интерес к "Зеленому Человеку" (из кельтской мифологии. - Прим. авт.) привел меня к книге с тем же заглавием, которая и дала название "East Of The Moon". Его цитировал "Зеленый Человек" в древней истории, приведенной в этой книге.
- Не могли бы вы рассказать о тех из ваших альбомов, которые вы считаете самыми важными и интересными в вашем творчестве?
- Для меня важна вся моя работа. Когда я впервые начал записываться, мне приходилось ограничиваться фортепианным соло. Со временем я привлек в свою студию больше музыкантов, мой бюджет вырос, и я смог себе позволить тратить деньги на настоящих музыкантов... например, использовать "живые" струнные вместо синтезаторов. У синтезаторов есть свое место в музыке... но обычно не в моих композициях.
- Что для вас важно выразить своей музыкой?
- Каждая песня говорит мне, что ей нужно, чтобы явиться к жизни. Я верю в душу песни. А душе нужна свобода говорить. Вот это и нужно выразить.

Окончание следует.

Андрей КОРОТКЕВИЧ
Александр ПЕТРОВ
Сергей КОЗЛОВСКИЙ

- Насколько мы знаем, вы один из пионеров создания музыкальных видеопрограмм с видами природы. Расскажите, пожалуйста, об их создании и сотрудничестве с компанией Miramar. Как мы знаем, к настоящему времени вы создали три видеопрограммы ("Through The Hands of David Lanz" ("Через руки Дэвида Ланца"), "Desert Vision" ("Виды пустыни") и "Natural States" ("Природные явления")). Какая из них ваша любимая? Планируете ли вы продолжать работу над подобными музыкальным видеопроектами?
- Я с удовольствием работал над "Natural States" и "Desert Vision". Они делались в сотрудничестве с режиссером Йэном Никманом (Jan Nickman) и моим продюсером Полом Спиром (Paul Speer). Компанию Miramar мы создали, чтобы делать такое видео. Сейчас ситуация изменилась, и мы больше не владельцы Miramar. Эти работы были нашей реакцией на новую (для того времени) видеореволюцию MTV (середина 1980-х). Мы использовали природу, и наши сюжеты, похоже, прекрасно сочетались с нашей музыкой. Это была музыка того времени, и у нас нет планов делать это снова. Йэн Никман теперь работает главным образом с компьютерной графикой.
"Through The Hands Of David Lanz" - это методическое видео, предназначенное для тех многочисленных учеников и учителей игры на фортепиано, которые исполняют мою музыку. Нотные тетради с моей музыкой очень популярны в Америке, и я хотел поделиться своим подходом, своим стилем игры и - немного - своей философией музыки.
- Что вы думаете о перспективах и тенденциях развития музыкального видео в 21-м веке?
- Поживем - увидим...
- Было бы очень интересно узнать о вашем сотрудничестве с музыкальными компаниями, выпускающими ваши альбомы. Почему вы сотрудничаете именно с этими компаниями? С какой компанией вы сотрудничаете в настоящее время?
- Моя музыка очень широко известна здесь, в Америке. До недавнего времени моим лейблом был Narada. Теперь я сотрудничаю с компанией Decca Records и надеюсь, что это поможет распространить мою музыку в мире. Эта компания гораздо крупнее, и ее дистрибьютеры работают почти во всем мире.
- Не могли бы вы рассказать о вашем сотрудничестве с Полом Спиром?
- Наши взаимоотношения были очень плодотворными, мы работали над десятком или около того музыкальных проектов. Мы разработали очень популярный стиль. Пол был очень хорош в студии и умел дополнять мое фортепиано своей гитарой. Как любые взаимоотношения, это способствовало дальнейшему развитию для нас обоих.
- Планируете ли вы другие совместные проекты с Полом?
- В настоящее время - нет.
- Не могли бы вы рассказать немного о вашем сотрудничестве с Дэвидом Аркенстоуном (David Arkenstone)? Что вы думаете о его творчестве? Планируете ли вы с ним новые совместные проекты?
- Аркенстоун - это великий Музыкант, и я уверен, что его лучшие работы еще впереди. Мы сотрудничали с одной и той же компанией, и нас свели вместе из коммерческих соображений. Я бы хотел еще с ним поработать, но в настоящее время таких планов у меня нет.
- Кого из музыкантов можно назвать вашими друзьями? Кто помогает вам в вашей творческой работе?
- Я могу назвать своими друзьями всех музыкантов, с которыми работал. Я открыт для сотрудничества со всеми хорошими исполнителями. Моя творческая работа в руках "Великой Музы", которая присутствует во всех хороших музыкантах и студийных техниках. Я открыт для свободного обмена идеями в студии.
- Как насчет турне? Даете ли вы концерты?
- Сейчас у меня турне, посвященное моему последнему диску "East Of The Moon". Оно длится весь этот год с перерывами, отрывая меня от семьи, от работы над другими проектами и от сочинения музыки.
- Какие религиозные и философские взгляды вам близки? Каков ваш духовный поиск? Занимаетесь ли вы какими-либо духовными практиками? Принимали ли вы или принимаете теперь участие в каких-либо духовных курсах или встречах?
- Многие годы я сознаю свою духовную природу. Я изучал различные философские системы, восточные и западные. Я ежедневно медитирую, но не следую никакой религии. Я верю, что Бог есть во всех вещах, всех людях и всех явлениях. Музыка, несомненно, божественна!
- Как ваша музыка соотносится с вашим духовным поиском?
- Музыка - отражение души... она может быть хорошей, плохой или индифферентной. Музыка для меня очень духовна. Я не вижу какого-либо предпочтения в моей работе.
- Каковы ваши творческие планы? Над чем вы сейчас работаете? Когда мы сможем услышать ваш новый альбом?
- Я все время сочиняю новую музыку. Но новый альбом как таковой еще не планируется. Возможно, через год я смогу говорить о новом проекте.
- Любите ли вы путешествовать? В каких странах и местах вам больше всего нравится бывать?
- Я бывал в Испании... люблю Испанию... а также некоторые другие части Европы, Корею и Японию. Я люблю всех людей, и путешествия помогают расширить мое представление о мире. И, конечно, я когда-нибудь с удовольствием отправлюсь в ваши края!
- Где вы сейчас живете? Нравится ли вам это место? Какая у вас семья?
- Я живу в Сиэтле (Seattle), штат Вашингтон, в северо-западной части Америки. Тут очень красиво. Много гор, рек, озер, рядом Тихий океан. Это очень вдохновляет меня сочинять музыку! Я живу с женой, она консультант по духовным вопросам, и сыном-подростком, который играет на барабанах в рок-группе.
- Что вас интересует в жизни? Каковы ваши долгосрочные цели?
- Моя цель в жизни - продолжать распространять мою музыку, чтобы она охватила как можно больше людей нашей планеты. Мое послание - послание мира и единства. Мирный мир - вот что меня более всего заботит в жизни. Начиная с моей семьи и заканчивая моей музыкальной работой.
- Что такое, на ваш взгляд, музыка ньюэйдж? Как бы вы ее определили? Какие перспективы и тенденции вы видите в музыке ньюэйдж и вообще в музыке в 21-м веке?
- "New age" - это на самом деле не музыкальный термин, так что определить трудно. Я уверен, что моя музыка говорит сама за себя. Она полна надежды на будущее. Я надеюсь, что музыка и дальше будет способствовать тому, чтобы люди раскрывали свой высочайший потенциал. О большем нельзя и просить!
- Что бы вы хотели пожелать нашим читателям и вашим поклонникам в Беларуси?
- Я желаю всем в Беларуси мира, надежды и благословения в их жизни, и я надеюсь в будущем сыграть много концертов в вашей стране!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 42 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета