Стрижак, Александр; Котельников, Алексей
История

Тысячи людей по всему земному шару посещают различные музыкально-развлекательные мероприятия, будь то концерты, выставки, фестивали и т. д., при этом оставаясь по большей части в полном неведении относительно различных организационно-технических нюансов, и отнюдь не из-за отсутствия здорового любопытства. Суть проблемы в том, что, дабы почерпнуть какую-либо информацию, касающуюся какого-либо мероприятия, интересующийся индивидуум обращается к различным средствам массовой информации, как то: газеты, журналы, телевидение, радио и т. п. И вот тут-то начинается самое интересное, ведь полностью тематических (в нашем случае - музыкальных) изданий очень мало, по формату в какой-либо "Таймс" особо много о концерте не напишешь, и, как следствие, репортажи всегда только о лицевой стороне медали: эта легенда выглядела так-то, народу было столько-то, звук был такой-то. А вот, скажем, о том, откуда, собственно, берется сцена (она ведь не сама по себе, как гриб после дождя, вырастает), как происходит техническая организация мероприятия - об этом ни-ни. И такие термины, как промоутер и стэйджинг, остаются для рядового зрителя темными лошадками.

Так что в связи с вышеперечисленным предлагаю вам отвлечься от суетных дел и уделить несколько минут вашего внимания нижеследующему повествованию, из которого вы узнаете все о том, как ЭТО было: DEEP PURPLE, Alice Cooper, J. M. Jarre, ROLLING STONES... О том, как привезти "звезду", создать ей необходимые "тепличные" условия, организовать шоу - обо всем этом расскажут директор компании "JSA" Александр Стрижак и пресс-атташе Алексей Котельников. Но, дабы нам не начинать все с бухты-барахты, предлагаю в качестве затравки вкратце узнать о том, что ж это за зверь такой скрывается за аббревиатурой "JSA".
Компания образовалась в сентября 96-го года. Основные направления деятельности:
- первое направление связано с построением любых сценических площадок и конструкций;
- вторым направлением компании является организация полного технического обеспечения шоу-программ, включающая в себя решение всего комплекса технических вопросов масштабного мероприятия;
- третьим направлением является продюсерское; продюсерский центр принимает на себя обязательства по детальному обеспечению проекта, включая аренду концертной площадки, предоставление технического обеспечения шоу, предоставление гостиницы, автотранспорта, питания и т. д.
В процессе становления компании возникло три отдела: "Продакшн отдел" - осуществляющий профессиональную разработку и построение любых сценических площадок и конструкций; "Промоутерский отдел" - осуществляющий организацию и проведение любых концертов западных и российских исполнителей; "Отдел строительных лесов" - занимающийся продажей, сдачей в аренду и монтажом строительных лесов немецкой фирмы "Layher". И напоследок хочу привести список наиболее заметных акций, проведенных при непосредственном участии компании: концерты M. Jackson, ROLLING STONES, Jean Michel Jarre, Chris Rea, Brian May, Dio, STATUS QUO, DEEP PURPLE, Alice Cooper; фестивали "Максидром-98", "MTV-Party\\\\\\\\\\\\\\\\'я", "Нашествие", "Московский международный кинофестиваль"...

- Ну что ж, начнем с самого начала. Как, когда и почему вы решили заняться шоу-бизнесом?
Александр Стрижак: Начну с того, что всегда увлекался музыкой. Когда-то сам играл, потом занимался дискотеками в советское время. Потом, на заре возрождения большого шоу-бизнеса, тогда еще в Советском Союзе как раз был переходный период между 91-м годом, была своя дискотека, где можно было как-то выражаться.
В это время начал развиваться большой бизнес, тогда был большой всплеск, очень много было всего, и как раз в этот период я потихонечку столкнулся с этим миром, стал работать в одной из компаний - "Grand Show System", - которая существует и поныне. Проработав там какое-то время, многому научившись и посмотрев, что к чему, я по ряду причин покинул "GSS", решив двигаться самостоятельно, потому что многое в этой компании мне перестало нравиться. В промежуток с 95-го по 96-й произошло становление и понимание того, как и что делать, как войти в этот бизнес, приобрести репутацию и прочее. В этот момент у меня родилась идея организовать компанию, которая занималась бы организацией полного технического обеспечения любых мероприятий, благо опыт позволял, да и связи были хорошие. Так, переезжая из одной компании в другую, я доказывал, что это нужно делать, и процесс, в общем-то, пошел.
К сентябрю 96-го года сложилась определенная позиция, уже была собрана команда и можно было начинать делать свою фирму. В то время, кстати говоря, мне помогал Денис Стасков. И, слава Богу, так совпало, что в тот момент Майкл Джексон приезжал в Россию. Случилось так, что выбор организаторов пал на меня и мою команду. Тогда еще мы не имели какого-то конкретного названия, было только личное имя, была хорошая репутация, что я могу делать большие сцены, тем более, что, опять же, я и являлся техническим директором, то есть сам следил практически за всем - пожарные, энергетика, пиротехника, парковка машин, контролировал быстрое и качественное выполнение всех вышеперечисленных моментов. И, собственно говоря, с 17-го сентября, когда на стадионе "Динамо" прошел концерт Джексона, и родилась компания, потому что на следующий день я поехал, снял офис в аренду, оснастил все техникой, собрал людей и приготовился работать.
- После столь заметного проекта изменилась ли ситуация, появились ли какие-то серьезные предложения от промоутеров и так далее?
А.С.: Самое удивительное, на мой взгляд, это то, что, существуя полгода, мы уже весной 97-го знали, что будем работать в проектах 850-летия Москвы. А это был самый крупный проект, и практически все наиболее заметные мероприятия были за нами: Жан Мишель Жарр, концерт Ларисы Долиной на Манежной площади и ретро-фестиваль. То есть мы взяли на себя очень многое, как раз тогда-то и сформировался основной костяк компании и собрался тот штат сотрудников, который до сих пор и работает. К тому времени мы организовали материальную базу и решили сделать упор на сценические конструкции, учитывая то, что тогда профессионально этим никто не занимался. К весне 98-го года получилось так, что мы заняли практически 80 % всего рынка.
Алексей Котельников: А рынок заключается не только в проведении концертов. Помимо прочего, проходит очень много различных рекламных акций, презентаций и так далее. И на каждое такое мероприятие строятся какие-то сцены, какие-то декорации, арки и тому подобное. Это и есть те самые 80 %, на которых основывается бизнес стэйджинговой компании.
А.С.: Соответственно, потом в жизни случился концерт Монсеррат Кабалье на Соборной площади, на котором мы впервые использовали крышное покрытие 36х18 метров с очень серьезными подвесными характеристиками, причем крыша не тентовая, а стальная, то есть возможности той же пиротехники безграничны.
- Тогда, я думаю, надо сказать пару слов о материалах, которые вы используете. С какой фирмой-производителем вы сотрудничаете?
А.С.: В нашей работе мы используем строительные леса немецкой фирмы "Layher". Из них подбирается определенный комплект, который пригоден для определенного места. В принципе, сейчас на них работает вся Европа и Америка, а в России, получается, мы - единственные, кто использует разработку этой немецкой фирмы.
- Коль уж вы упомянули Россию, то тогда в каких городах можно было наблюдать вашу работу?
А.С.: Ну, например, "Camel-тур": Ростов-на-Дону, Сочи, Екатеринбург. Недавно мы ездили с "Золотой Явой": Екатеринбург, Нижний Новгород, Самара. Под поездками имеется в виду, что мы разрабатывали одну определенную сцену и устанавливали ее в разных городах. Практически все время мы работали на празднике Дня города Курска, в общем-то, я бы не сказал, что охвачено было очень много городов, так как на тот момент не все имели возможности, да и желание работать с гарантированным оборудованием за соответствующую плату, предпочитая сэкономить на качестве. Но на сегодняшний день ситуация несколько меняется, происходит понимание того, что надо брать качественную сертифицированную продукцию.
- Ну а самая большая сцена в вашей практике?
А.С.: Это была акция "Оркестр мира", где была самая большая сцена: 2400 квадратных метров. Ну и, соответственно, концерты ROLLING STONES. Шикарная была работа, очень приятно было работать с фирмачами, дело в том, что мы уже были подготовлены более профессионально. С того времени сохранилась легенда, абсолютно правдивая, суть которой в том, что мы собрали сцену на сутки раньше до "роллингов" и эти сутки не знали, чего делать, пока не привезли декорации и остальное. И Инн Кинерсли, стэйдж-менеджер англичан, сказал мне: "Знаешь, твои ребята так хорошо работали, мне будет очень жалко, если они этот день не будут работать и им не заплатят денег. Я вот думаю, чем бы их занять?". А я ему и говорю: "Ты, мол, не беспокойся, у нас и своей работы хватает". Благодаря этому "окну" мы всех людей бросили на закрытие "фанерного безумия", когда надо было закрыть все "Лужники" фанерой, дабы не потоптали гаревые дорожки. Когда же дошел черед разбирать сцену, то опять же мы ее разобрали всего за 3 часа, в то время как везде они разбирали ее за 4 часа, а для России планировали 5 часов. В результате англичане уехали отсюда довольные и счастливые. Ну и самое крупнейшее мероприятие - это, безусловно, Жан Мишель Жарр - 3,5 миллиона зрителей. Причем многие журналисты потом очень негативно высказывались по поводу этого мероприятия, исходя из такой позиции: а вот не всем было слышно. Надо думать, за три-то километра, естественно, что далеко не всем было слышно. Никто не понимал, никто не учитывал самого жанра шоу, его зрелищности. Многие сетовали на то, что не смогли добраться.
А.К: Люди были не готовы к такому мероприятию. Для них все было плохо, потому что они не понимали, что с этим делать. Все подумали, что это концерт или кино, когда можно прийти, спокойно встать и смотреть.
А.С.: Поэтому, к сожалению, не очень-то нам тогда воздали по заслугам. Хотя строительство было действительно грандиозное. Построили мы за две недели и гримерный городок, и лестницу из этого колодца МГУ наверх, чтобы можно было подниматься, дабы не обегать вокруг, саму сцену огромную, потом башни высотой 27 метров, для света и проекционной аппаратуры. Поначалу люди работали в одну смену, потом уже работы начались в две-три смены - порядка 500 человек только одних монтажников было задействовано. Очень приятно было работать, да и само шоу было потрясающее - такие технологии использовались, конечно. Меня поражало, что французы приезжали всего два раза в Москву и привезли такое огромное шоу, в то время как нашим режиссерам нужно десять раз прийти на площадку, все замерить, перемерить, а тут люди два раза прошлись с обычной рулеткой - и все. Это не к тому, что наши такие плохие - просто у нас в стране шоу-бизнес до такой степени не развит, наверное.
- Ну а как же вы дошли до полностью самостоятельного устроительства концертов различных рок-звезд?
А.С.: Параллельно с этим мы занимались оснащением различных концертов гораздо менее масштабных, таких как Брайан Мэй, Дио, Крис Ри, Хулио Иглесиас, и, работая там, видя, как происходит вся история проведения концерта, мы научились тому, как делать целиком все шоу, если берешь его "под ключ". И в 99-м году родилась идея о том, что надо переходить на следующий этап, потому что то оборудование, которое у нас есть, да и вообще сила и энергия, которыми мы располагали, позволяли считать, что мы способны на большее, а оборудование должно работать. Но, как показывала на тот момент практика, не все промоутеры, которые существовали на этом рынке, приносили нам достаточный объем работ. И в январе 2000 года так совпало, что к нам присоединилась группа сотрудников-профессионалов в своей области из другой компании. Первой ласточкой в этом направлении был концерт DEEP PURPLE, ну а затем - Элис Купер.
- Почему ваш выбор пал на легенд рока, а не на, скажем, каких-то модных исполнителей?
А.С.: На самом деле, если говорить напрямую, нет какого-либо четкого разделения, что мы хотим работать в этом направлении или в том. Весь шоу-бизнес достаточно широкий, существует много спектров, где можно работать. По большому счету, зависимость привоза того или иного артиста - это стечение обстоятельств и возможностей в абсолютно любой компании. Взять, к примеру, г-на Ратникова, который занимает какую-то свою нишу, но, тем не менее, он привозит и VACUUM, и MOTORHEAD. Может быть, в процессе, когда рынок у нас будет развит, тогда компании начнут специализироваться на каких-то конкретных вещах. А сейчас, по большому счету, все зависит от того, какой артист в туре, сколько он денег стоит, какой на сегодняшний день свободный зал, есть ли на это спонсоры. Так что все достаточно тривиально.
А.К.: На данный момент мы работаем не только с западными артистами, помимо этого мы активно принимаем участие в российских проектах, как то: "Нашествие", "Брат-2", для которых мы строили сцены. Так сложилось, что мы собирались заниматься только западными артистами, а в итоге к нам как-то все притягивается, и мы почувствовали потенциал в этой области.
- И какие предложения поступали к вам в последнее время от наших исполнителей?
А.С.: Сейчас мы рассматриваем возможность сотрудничества с Найком Борзовым, с ДДТ, ведем переговоры о проведении с технической точки зрения трибьюта группе КИНО и Виктору Цою в Москве, а в Питере, может быть, мы возьмемся за проведение целиком этого концерта.
- Не приходилось ли вам участвовать в организации "Байк-шоу"?
А.С.: Да, было такое дело. Когда я еще работал в "GSS", первое и второе "Байк-шоу" было сделано под моим руководством, а потом они организовали свою базу в Крылатском. И как бы необходимость в наших услугах временно отпала. Но мы продолжаем общаться с байкерами и приглашаем их на те заказы, которые связаны с мотоциклами и тому подобным.
- Присутствуют ли личные симпатии в вопросах выбора привозимых артистов?
А.К.: Да, безусловно, это присутствует, но только исключительно на уровне личных привязанностей. В любом случае, если артист нам не очень будет нравиться и мы будем знать, что он не очень хорош, м


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 42 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2022 Музыкальная газета