DJ Кошкин
Все зашифровано и запрятано...

Некто Коля Кошкин в своем еще не очень философском возрасте обладает некоторыми исключительными способностями, в числе которых - развитое ораторское искусство...

- Самой интересной работой для тебя был АКВАРИУМ?
- Да, самая удачная работа и самое полное воплощение всех идей. Была, на самом деле, пара-тройка других проектов, но они не настолько социально значимы, что бы их обозначать. Была масса групп, у которых были разные смешные названия, и их мало кто запомнил. Все это было постольку поскольку, это были опыты. Относительно удачной работой, если только это можно назвать проектом, но в качестве сотрудничества, была работа на студии Добролет. Все очень хорошо ко мне отнеслись, я тоже всех любил. И мы хорошо поработали вместе. Из того, что будет, это такая группа КУРИТЬ. Больше я ничего назвать не могу, если о чем-то серьезном говорить. Я не музыкально-популярный человек, единственная моя популярность заключается в том, что я год проработал техником в группе АКВАРИУМ и потом год - музыкантом. Это я совершенно честно говорю.
- Как это произошло?
- Была замечательная история о том, как я практически случайно попал на концерт группы EXPLOITED, там так же случайно встретил Стаса Гагаринова, который работал директором в этой группе. Я бы даже сказал, был директором, а не работал. Слово "работал" в отношении этого коллектива мне не очень нравится. Хотя по существу оно, наверное, больше выражает суть. Изначально мне Стас сформулировал идею так: круглое катай, квадратное носи. И я сказал, что готов. Насколько я понял, для группы это был первый опыт, когда появились техники. Был я и еще один персонаж, Денис Воробьев, с которым мы все делали, чинили, носили. Но я не думаю, что мы там были какие-то особенно приближенные.
Потом начался новый состав, и произошла традиционная история, когда никто никогда не знал, будет ли он музыкантом или не будет, или будет еще кем-то. И случилось так, что Боря мне сказал - будешь перкуссионистом. Я сначала немного удивился, сказал - согласен, давай, буду. Мне выдали шейкер, яйцо с рисом внутри и так далее. Я относительно знаком и с теорией музыки, и с ее практикой, и мог легко вписаться в любую ситуацию. Сначала, на первых концертах в Москве, были такие ситуации, когда я совершенно не понимал, что я делаю на сцене. Потом я сказал, что мне хотелось бы быть либо техником, либо музыкантом совместно с техником. В том смысле, что мне хотелось бы иметь какое-то свое место в группе. Мне сказали - да, конечно, мы тебе дадим отдельный микрофон, в который ты будешь шуршать своим шейкером. Я сказал, что согласен на микрофон и на шейкер. И я полагаю, что в результате (к сожалению, в течение некоторого времени это зависело от многих причин) мне удалось воплотить концепцию шоумена. Мне так кажется, что иногда неплохо получалось. Боря говорил, что надо шейкером цементировать звук, но у меня было полное ощущение того, что звук был в тот момент мало для кого слышим и мало для кого существенен. Именно поэтому я начал развивать эту теорию, я совершенно не думал, что я буду шоуменом группы АКВАРИУМ, как я себя потом персонифицировал - "шоумен группы АКВАРИУМ". Изначально не было ничего такого, но потом все развилось в эту теорию, может быть, неожиданную. И для Бори такой контекст приобрел, может быть, неожиданный характер, а может быть, и нет. Он человек мудрый, он может понять, что откуда может получиться. Хотя на самом деле элемент случайности во всем этом присутствует.
- В чем заключалось твое ди-джейство?
- Как таковое ди-джейство и "MC-ейство" было, на самом деле, большой профанацией, которую Боря как человек, склонный к разного рода локальным мистификациям, развил. Не было бы никакого ди-джейства и не было бы ничего, но как-то я понял, что мне скучно просто быть с шейкером, с яйцом, с еще одним шейкером и каким-нибудь бубном и тамбурином. И не то чтобы я проявил себя, сказав, что хочу чего-то большего, но у меня было такое ощущение, что это была моя идея, когда я сказал, что, пожалуй, смогу играть скрэтчем. Профессиональные ди-джеи играют скрэтч. Яркий пример - у BEASTIE BOYS есть замечательный видеоклип, где все это показано и сделано правильно. Называется он "Три MC и один ди-джей". Человек с простой виниловой пластинки пилит такие ритмы, как будто целая группа работает. А парни кругом дурачатся и поют. (Но с другой стороны, BEASTIE BOYS - это такая пародийная группа, у них только последние один-два альбома были не пародийные. А до этого они были жестко таким КВНом американским.) И на одной из репетиций, хотя на самом деле очень редко такое бывает, чтобы группа АКВАРИУМ репетировала, я сказал, что можно внести элемент скрэтча. Это когда с пластинкой делают разные приятные звуки. А тогда была такая установка, что группа играет модную современную музыку. Слушались такие исполнители, как Triсky, MASSIVE ATTACK. Я не думаю, что к Боре это все пришло как-то неожиданно. Это было актуально в контексте мировой культуры. Все сказали - давай. Элементы скрэтча в результате внеслись таким образом, что я возил с собой концертный проигрыватель. Все нормальные люди играют с вертушек, что называется, в линию, они же зацепляются за пульт и так далее. И я возил с собой проигрыватель, который в советское время, видимо, лекторы какие-то возили с собой. Это был такой чемоданчик, наполовину кожаный, наполовину пластмассовый, с замочком. В нем был проигрыватель на сорок пять, тридцать три и семьдесят восемь оборотов. Я играл всегда на семидесяти восьми оборотах с пластинок Майи Кристалинской, Клавдии Шульженко. Но, к сожалению, настоящего ди-джейства в данном случае не было. У проигрывателя был внешний динамик, что вообще неприемлемо. Я прислонял его к микрофону. Все происходило именно таким образом. Звукорежиссер, видимо, не очень любил эти темы, поэтому постоянно приглушал. Причем я всегда очень серьезно к этому подходил, очень старался, сидел дома, тренировался. Но это нереально - сыграть хороший скрэтч в такой ситуации. Но какие-то свои, ни на что не похожие штуки получались, они смотрелись очень адекватно. Когда я в тот момент пришел в АКВАРИУМ, я на самом деле уже не очень хорошо относился к их творчеству - ну, звезды, что с них взять. Мое отношение к АКВАРИУМУ, условно говоря, прошло несколько фаз. Тогда у них была программа "Лилит", где все было достаточно персонифицированно. Музыканты много привнесли в то, что было сыграно на записи в Америке. Например, там есть песня "Тень", на самом деле суперпесня, но на записи она звучит плохо, значительно проигрывает в сравнении с тем, что они сделали с ней в концертном варианте. Саша Ляпин на концерте сделал из нее "конфетку", он просто проникался ей. Не знаю, как всем остальным, но мне это всегда вставляло: когда я стоял за сценой и слышал эту песню, я всегда был готов быстренько выскочить, барабаны подправить или еще что-нибудь. Поскольку у техников какие задачи? Струна порвалась - побежал натянул, барабан упал - пошел поставил, микрофон упал - скотчем прикрутил, пошел поставил. Причем обычно же везде плохо очень с аппаратом и техникой, поэтому приходилось иногда по десять-пятнадцать раз за концерт выбегать на сцену. Я выбегал, быстренько чинил и убегал. И обычно техники выбегают и поправляют все не стесняясь. А мне все время казалось, что нельзя так Борьку перебить, нужно подождать, пусть он допоет, тогда я уже пойду поправлю микрофон. Такие были моменты. Особенно барабанные установки много проблем вызывали. Потом, когда началось немножко ди-джейство, статус мой изменился для всех, видимо, кроме меня. Я по-прежнему все носил, все делал, меня это абсолютно не напрягало.
- Что скажешь по поводу песни "С утра шел снег" и твоего участия в ней?..
- Была такая ситуация на концерте в КЗ "Россия" в Москве. Обычно каждый коллектив, который имеет какое-то звездное априори, обязательно засвечивается в "России". Это значит, что что-то произошло. Хотя по публике и по всему остальному, на мой взгляд, это такой зал, в котором не может быть хорошо. Вот играется программа, в которой пять песен - регги, а все сидят, смотрят, чисто пришли на БГ парни. Чего хотеть от них? Это было ужасно. И на этом концерте Боря сказал мне: Коля, у меня есть песня, может быть, ты ее исполнишь? Это была единственная песня, где был мой такой относительно сольный момент, песня "С утра шел снег", куда Боря решил вкрапить элемент рэпа. Причем песня исполнялась в размере ямайского регги, а я люблю регги, которое переходило бы в ска. У меня была идея исполнения от MC, не пропевания строчек в микрофон, а исполнения в таком относительно аутентичном стиле. Но Боря хотел, чтобы все это прозвучало как-то в унисон. Я сразу был против. Он долго меня анонсировал словами "а сейчас исполнит MC Кошкин", что тоже на меня относительно давило. Но в результате, надо признать, лажа получилось. Но потом это "MC" стало происходить немного по-другому, в другом ключе. Стало понятно, что в тот же микрофон, в который я шуршу шейкером, петь нельзя, потому что это связано с частотами, со звукорежиссерскими характеристиками. Я стал выбегать к Боре. И примерно в тот же момент я понял, что просто так стоять на сцене и шуршать шейкером я не могу, я еще буду веселиться. И в Москве, и в других городах были хорошие концерты - там, где было такое настроение и состояние, где можно было сделать реальное шоу. Это был восьмой или девятый концерт в сибирском туре, когда выступления происходили с промежутком в два дня, когда уже настолько уставали мышцы, что было нереально больше прыгать. Мышцы сводило во время концертов. И я уже пытался как-то уменьшить те движения, которые я делал на протяжении всего концерта, что снижало красочность представления. Потому что они были очень аутентичными и оригинальными, и я не мог просто взять и начать как-то по-другому прыгать.
Я очень люблю регги, пишу песни в этом стиле. После этого я понял, что я когда-нибудь сделаю регги-программу, не просто песни, которые я могу петь с друзьями в хорошей обстановке где-нибудь на кухне, а это будет именно программа в стиле немножко "MC", немножко регги, немножко даб, с элементами легкого рэпа. И это будет адекватно и, я думаю, приятно публике. Потому что публика хочет танцевальной музыки даже в клубах. Никто не хочет никаких депрессий, никакой ГО.
- Откуда в тебе взялось столько любви к регги и прочему, не очень свойственному для северного региона?
- Все эти штуки открылись для меня каким-то удивительным образом. И такое же было открытие рок-музыки, потому что ее для меня до какого-то времени не существовало. Я не могу сказать, что я застал какое-то золотое время АКВАРИУМА. Но у меня была такая ситуация, когда я знал только, что есть какой-то человек, который поет песню с названием "Мочалкин блюз". И по радио, что называется сейчас "старушечий интернет" - это когда радио просто включаешь в розетку, и оно начинает говорить, - я услышал в году, наверное, 85-86-ом обсуждение фильма "Асса". Мне было лет одиннадцать. Я тогда еще не знал и не представлял вообще, что могут быть такие фильмы. Это стало для меня альтернативой гораздо позже. Альтернативного кино тогда не было. Мы ходили в кинотеатр, смотрели "Ловушку для кошек" и так далее, и это казалось для нас такой альтернативой. Я посмотрел "Ассу", и мне было все равно, кто там поет в тот момент, но мне


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 41 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета