Monaco У Питера Хука все в порядке
Кто такой Питер Хук? Это Джими Хендрикс бас-гитары, человек, стоящий за уникальным доминантным стилем игры на этом музыкальном инструменте, воодушевленно подхваченным многими постпанковыми группами с мировым именем, такими как THE CURE и THE COCTEAU TWINS, и выведшим его родной манчестерский NEW ORDER в элиту мирового инди-дэнс-движения. Чтобы убедиться в гениальности Хука, достаточно вспомнить хотя бы такую культовую вещь NEW ORDER, как "Blue Monday", ставшую самым успешным виниловым (12\\\\\\\\'\\\\\\\\') синглом в истории британской музыки!.. Когда в начале 90-х он создал сайд-проект REVENGE, на разогреве у них выступал новичковый OASIS. Похожая история приключилась и с его последней группой MONACO, давшей свой первый концерт при поддержке малоизвестного еще TRAVIS. Вы знаете, какова сегодня популярность OASIS и TRAVIS!.. А что же маэстро Хук? Несмотря на то, что REVENGE остался пережитком прошлого, а легендарные NEW ORDER только приступили к записи своего долгожданного альбома-возвращения, Питер прочно стоит на ногах и не собирается ставить крест на MONACO, выпустившем в конце августа свой второй одноименный альбом на независимом лейбле Papillon Records. И не смотрите вы косо на то, что MONACO звучит как NEW ORDER, только без Бернарда Самнера. Просто басы Хукки стали настолько любимы и узнаваемы за последние двадцать с небольшим лет, что куда бы его ни заносило, его всегда вычислят, похвалят и попросят добавки...
Музыкальная карьера Питера Хука (Peter Hook, р. 13.02.1956 г.) стремительно стартовала во второй половине 70-х в его родном городе Манчестере, когда он был ключевым участником нескольких постпанковых групп (THE STIFF KITTENS, WARSAW), послуживших прообразом мрачных атмосферных гениев JOY DIVISION, черпавших свое вдохновение в лучших работах Дэвида Боуи, VELVET UNDERGROUND и Игги Попа. Питер оказался на басах совершенно случайно (только потому что лидер-гитаристом стал его друг по колледжу Бернард Дикен, он же Бернард Самнер). На самом деле никто из ребят не умел играть ни на каком музыкальном инструменте, но очень хотелось. И за короткий промежуток времени оба стали суперпрофессионалами в своей области. Позже оказалось, что Хук играет в очень не характерной для обычного басиста манере, громкой и мелодичной, а вовсе не ритмичной, как будто не Самнер, а он играет первую скрипку в общем звучании группы. Так родилась его главная фишка, сделавшая столь изысканными два альбома JOY DIVISION и все будущие работы NEW ORDER, после того, как 18 мая 1980 года вокалист и формальный лидер JOY DIVISION Йэн Кертис (Ian Curtis) покончил жизнь самоубийством, и Самнер, Хук, ударник Стивен Моррис (Stephen Morris) и приглашенная подружка Морриса клавишница Джиллиан Джилберт (Gillian Gilbert) превратились в NEW ORDER. Этот манкунианский квартет с бывшего лейбла Factory очень любят по обе стороны Атлантики как выдающуюся поп-группу своего поколения, умело использующую эмоциональность рока, богатство синтетических звуков и новизну электронной музыки. И с самого начала было бы невозможно представить себе характерное звучание NEW ORDER без фирменных активных басов Хука, которые он придумал, являясь большим поклонником SEX PISTOLS, TEMPTATIONS и HOT CHOCOLATE.
А тем временем другой (пускай и не такой опытный и видный) герой нашего рассказа Дэвид Поттс (David Potts) из Суинтона рос не только на рок-н-ролле 60-х, но и на музыке JOY DIVISION и NEW ORDER. Работая продавцом в музыкальном магазинчике, он имел постоянный доступ ко всем новинкам и прекрасно разбирался в музыке. К тому же умел играть на гитаре и в теории знал премудрости студийной работы. И вот в 1989 году судьба предоставила ему шанс встретиться с одним из своих кумиров, Питером Хуком.
NEW ORDER только что выпустили свой очередной и один из самых великолепных дисков "Technique", но погода внутри коллектива оставляла желать лучшего, и поэтому Самнер предложил на время расстаться, чтобы успеть соскучиться и набраться новых идей. В результате образовалось три осколка NEW ORDER: ELECTRONIC, где вокалист/гитарист/текстовик/ клавишник Бернард Самнер скооперировался с бывшим гитаристом другой легендарной британской группы THE SMITHS Джонни Марром (Johnny Marr), THE OTHER TWO, полюбовный дуэт поженившихся Морриса и Джилберт, и REVENGE (месть, реванш), проект Питера Хука, в котором он, в отличие от всех остальных, пытался смастерить нечто не похожее на NEW ORDER.
Хук организовал REVENGE в 1989 году в основном потому, что его тянуло в дорогу, а NEW ORDER очень давно не гастролировали и вообще неизвестно, существовали еще или нет. На правах гастрольных музыкантов к нему присоединились гитарист Дэйв Хикс (Dave Hicks), ударник Майк Хеджис (Mike Hedges) и клавишник Си Джей (CJ). Дэвид Поттс также оказался в команде Хука, но довольствовался лишь ролью студийного звукоинженера.
В 1990 году REVENGE выпустили свой дебютный диск "On True Passion" с единственным более-менее заметным треком "Pineapple Face". Работа получила противоречивые рецензии (отрицательных было не намного больше, чем одобрительных), но все, что Хуку было нужно, - это успешные гастроли. И он их организовал, когда в 1991 году Поттс сменил Хука на басах, а Питер впервые получил реальную возможность всерьез заняться авторским и вокальным ремеслом. А когда в следующем году в REVENGE освободилось место гитариста, оно осталось за Дэвидом, который часто показывал новым гитаристам коллектива некоторые свои наработки, и вместе с Хуком они записали EP "Gun World Porn".
Возможно, судьба REVENGE не оказалась бы такой фатальной, если бы не внезапные сборы для записи шестого альбома NEW ORDER "Republic". Без предварительных соглашений и репетиций вся четверка вновь собралась и на одном дыхании сочинила и записала альбом, который стал едва ли не самым лучшим в их дискографии. Вроде бы был повод для оптимизма и планов на будущее, но подвела их звукозаписывающая компания Factory Communications, которая в конце 1992 года (перед самым выходом их нового детища) была признана банкротом и фактически сделала их бездомными. Благо на такой ценный товар нашелся новый, более могущественный купец в лице лейбла London Records, и альбом вышел практически в запланированные сроки, а группа подписала долговременный контракт. Но, как оказалось, после записи нового материала последней мыслью, которая могла посетить их светлые головы, было желание выступать вместе и сочинить что-нибудь еще. Таким образом, без единого бранного слова они разошлись по домам еще раз, а Питер Хук, пожалуй, самый приземленный в группе человек, вообще предпочел отстраниться от музыки, женился на актрисе и телеведущей Кэролайн Ахерн (Caroline Aherne), с головой погрузился в тихую семейную жизнь, но долго не продержался. Очень скоро они развелись, и Питер женился повторно (его жену зовут Ребекка), а 12 октября 1998 года у них родилась дочка Джесс.
Но все это было позже. А пока Хук дописывал свои партии для "Republic", хорошо ему и нам знакомый Дэвид Поттс вовсю хозяйничал в пустующей студии Питера "Suite 16", где сочинил немало интересного. Хук вернулся к работе только в 1996 году после того, как впервые "одолжил" свои басы на сторону (его великолепную игру можно услышать на альбома DURUTTI COLUMN "Sex & Death" 1995 года), но также был полон свежих идей. Но чтобы закончить старое дело или начать все с начала, ему нужен был кто-нибудь молодой и энергичный вроде 26-летнего Поттса. И Дэвид существенно повлиял на Хука, доказав более опытному коллеге, что ему не нужно заниматься не своим делом, как в REVENGE, а лучше сосредоточиться на том, в чем он дока. Так Хукки и Поттси оказались в дуэте MONACO. Это название было взято из какой-то газеты, где друг Дэвида обводил симпатичные, на его взгляд, слова. MONACO им почему-то приглянулось больше, чем Cooper, Kosmos или Blue.
Полтора года им потребовалось для того, чтобы оформить свои идеи на пленке и предоставить материал дебютного альбома "Music For Pleasure" своей новой группы MONACO в распоряжение Алана Мейерсона (Alan Meyerson), здорово смикшировавшего ньюодеровский "Technique". Дэвид Поттс, чей голос ранее использовался разве что для караоке, взял на себя главный вокал. К его собственному удивлению, его голос звучал как нечто среднее между голосами Бернарда Самнера и Ноэла Гэллахера из OASIS. А как идеально он подошел к басам Хукки!.. И уже их первый сингл "What Do You Want From Me?", построенный в лучших традициях легендарной манкунианской четверки (с сильными басами и крайне запоминающимся припевом) оказался как бальзам на сердце измученным долгими ожиданиями воссоединения любимой группы фэнам NEW ORDER, которых не впечатлили новые работы ELECTRONIC и THE OTHER TWO. Эта песня попала в первую двадцатку Великобритании и США, то же самое проделал и второй их сингл "Sweet Lips", пропитанный диско 70-х и синти-поп-роком 80-х. Все это позволило альбому "Music For Pleasure", выпущенному лейблом Polydor Records, также закрепиться в первой двадцатке британских чартов и разойтись по миру тиражом более полумиллиона экземпляров. Если NEW ORDER в основном известен своими инди-танцевальными хитами, то MONACO смогли предложить этой же слушательской аудитории более мощные роковые обработки, сохранив альтернативный дух дэнсинга ("What Do You Want From Me?" и третий сингл "Shine"), впрочем, не забыв и о старом добром электронном диско ("Sweet Lips", "Junk"). Примечательно также, что на американской версии "Music For Pleasure" в качестве бонус-трека была включена инструментальная тема для телешоу "Mrs. Merton Show" (трек называется "Under The Stars"), которое вела его первая жена.
Их постмодернистский эмоциональный электро-поп с вдумчивыми текстами и одновременно бодрыми и грустными интонациями был просто обречен на успех, как на радиостанциях, которым надоело крутить мейнстримный рок и слезливо-смазливый поп, так и на концертах. Особенно тепло их встретила альтернативная тусовка Штатов, где традиционно сильно уважали NEW ORDER. Неслучайно MONACO начали свой первый гастрольный тур с Америки, когда в команду были приняты клавишник Анди Пул (позже его заменил Пол Спенсер), гитарист Марк и ударник Пол Кеху, который также активно помогал им в студии, а уж потом заглянули к себе на родину. Тогда Хукки даже пошутил, что учитывая то, что в 1993 году OASIS открывали один из концертов REVENGE, он подумает над тем, чтобы дать им шанс разогреть публику перед выступлением MONACO.
Однако в 1998 году, когда было объявлено о воссоединении NEW ORDER, Хук сразу же заявил, что старая дружба ему дорога, но бросать MONACO на произвол судьбы он не собирается. И, отыграв несколько летних концертов с Самнером, Моррисом и Джилберт, он вернулся в свою уютную студию, где не переставал трудиться его компаньон Дэвид, которого так и не удалось переманить к себе Ноэлу Гэллахеру после ухода Гуигзи, и они вместе стали готовить к выходу свой второй диск с рабочим названием "Be Careful What You Wish For". Но тут опять проблемы с лейблом. Polydor, на котором имел в своем активе множество звучных инди-имен (CAST, GENE, Ian Brown, MONACO) решил сосредоточиться на более коммерчески прибыльной музыке и попросту их отфутболил, когда их новый альбом был практически готов. Конечно, они нашли нового, более независимого партнера Papillon Records (на нем записывается Клифф Ричард), но все равно было очень обидно, так как чувствовали, что написали очень хорошие песни, и их релиз пришлось сдвинуть почти на год вперед.
Тем не менее, главное, что их новый сингл "I\\\\\\\\'ve Got A Feeling" и второй альбом "Monaco" все-таки появились в продаже. Это те же самые MONACO, только в гораздо более варьированном звучании, венчающем рок, диско, синти-поп и даже эмбиент с драм-энд-бэйсом. MONACO не раз сравнивали с NEW ORDER, но теперь для Питера Хука это звучит как комплимент. NEW ORDER были и остаются его домом, крепостью, если хотите, очень похожей на добровольную тюрьму, но, проведя столько лет там, он никогда не получал такого удовольствия от работы, как за несколько лет в MONACO с Дэвидом Поттсом.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 40 за 2000 год в рубрике музыкальная газета