Чуфелла Марзуфелла
Не бойся…


Так уж получилось, что "Музыкалка" отчего-то обходила вниманием эту замечательную питерскую группу, хотя мы еще на прошлом фесте "Калининград In Rock" договаривались с ее лидером Павлом Рябухиным об интервью. Сегодня мы этот пробел ликвидируем...

- Напомни нашим читателям историю группы...
- Мы начали играть году в 94-ом, первый концерт был в "ТаМ-тАме". И буквально сразу же стали... не то что популярны, а волна какая-то пошла, мгновенная. Все мы были студентами Института киноинженеров, ЛИКИ, сейчас он называется Академия киноискусств, что ли. Никто из нас никогда не думал, что мы будем рок-музыкантами, несмотря на то, что в детстве каждый из нас как-то музыкой занимался. (Лично я занимался баяном, брал частные уроки, играл в капелле, в детском ансамбле баянистов, но на этом мое детское музыкальное образование и закончилось.) Мы собирались побаловаться и потом распасться.
- Насколько я понимаю, в "ТаМ-тАм" приглашали играть далеко не каждого...
- Ну, я придумал пару-тройку песен, мы порепетировали, смотрим - в общаге всем нравится, давай еще. Короче, еще до фига напридумали вещей, штук тридцать, и песен двадцать включили в демо-запись. Принесли в клуб, где нам сказали: "Давайте, чуваки, играйте, все нормально, вы канаете". Все очень просто.
- Вопрос задам, который тебе никогда не задавали. Почему - ЧУФЕЛЛА МАРЗУФЕЛЛА?
- Надо читать детские сказки, вообще больше книжек, и тогда таких вопросов возникать не будет... Скажу только тебе, но ты никому не говори. Есть такая детская книжка, я не помню название, в которой присутствует главный герой по имени Чуфелло Марзуфелло. Это очень плохой чувак, очень плохой ребенок, гнусный такой: дети строят куличики, а он приходит, топчет их и тащится. А к концу книги он врубается, что все, что он делал, это плохо, и он становится хорошим чуваком. То есть он был не то чтобы отвергнутый, но какой-то такой... панк...
- ...И через ваше творчество пошло красной нитью разрушение канонов...
- Нет. Ничего такого мы себе не придумывали, а просто немного поменяли имя того парня и сделали его своим названием. А на самом деле была куча вариантов, типа - КИШЕЧНИК, миллионы всяких сумасшедших названий.
- Сразу определились, что будете играть?
- Не-е-ет. Мы никогда вообще ни к какому стилю не приклеивались, мы играли то, что получается... И до сих пор так играем... Хотя дело... не столько публики, сколько музыкальных критиков - приклеивать какие-то ярлыки. Одно время нас называли лидерами питерского панк-рока или постпанк-рока, и я врубаюсь почему: поначалу мы вообще не умели играть, и пусть в песне даже и была мелодия, но, с другой стороны, там был такой агрессив, который эту мелодию забивал на фиг.
Потом мы сами зае...сь от этой х...ни. Я, например, не люблю такой музыки, мне не нравится панк, современный панк, мне нравится все настоящее.
- Настоящее - это...
- В первую очередь это люди, это личности, которые создают ауру в музыке, и неважно, что они исполняют. Пусть даже стиль не очень продвинут. Для меня самая крупная личность - это Фрэнк Синатра, я его поклонник. Ринго Старр для меня великая личность, Джонни Роттен.
- Панк...
- Он не панк. Мы со Свином были в хороших отношениях, не друзья, но... и мы с ним вычислили формулу панка. Панк - это тот человек, который много знает, и от многих знаний он автоматически становится панком.
- От знаний колбасит...
- От знаний колбасит, да, действительно. Не обязательно оттого, что ты начитался много книжек, или оттого, что ты кожей или душой много чего знаешь. Это... состояние многого... знания. Когда человек врубился, что он научился чувствовать, не тупо оху...ть, а именно отдаваться чувствам, вызывать чувства, не физическими действиями, а когда это происходит на духовном уровне. Всему когда-нибудь навешивается какой-нибудь ярлык, вот такому состоянию души присваивается название "панк". Тогда для тебя перестают иметь значение все остальные вещи... Понимаешь, можно даже сказать, что лама - это самый главный панк, вот о чем речь.
- Как ты относишься к публике, что приходит на ваши концерты?
- ...Я ее... наверное... люблю... По-настоящему... Я никогда не считал никого глупее себя, я всегда думал так, что если я что-то понимаю и говорю об этом, то это же должен понять и первый встречный. Какими бы наши песни ни казались отталкивающими по содержанию текстов (совершенно свободно можно сказать, что они тупые), но у каждой медали есть две стороны: некоторые люди воспринимают песни так, как воспринимаю их я, а некоторые находят в них то, во что я уже не врубаюсь. Музыка у нас пишется легко. Тексты же пишутся... непросто, всегда есть некая энергия, не то что - пришел Бог, и ты написал, нет, ни фига - нужно суметь смыслово обосновать музыку. И это дается очень тяжело. Это можно было увидеть, и во многом видно сегодня, на примере русской музыки, это ж полная лажа какая-то. Все эти рэпы сегодняшние... за исключением тех, что пишет группа КИРПИЧИ, но и то нужно еще будет подождать года два-три, чтобы убедиться, что группа уже точно стала исторической.
- Во как!..
- Я действительно считаю, что в КИРПИЧАХ играют очень сильные личности, переживающие в себе такое... и при этом они остаются совершенно нормальными людьми, без заморочек.
- Паш, а Питер - гиблый город?..
- ...Не понял...
- Для рок-музыкантов?.. Смотри, кто у вас умер в этом году: Женя Назаров, Дюша Романов, Никита Зайцев...
- ...Когда Женька помер, у нас в этот день должен был состояться концерт. Когда Дюша помер, в этот день у нас должен был состояться концерт... Что это может означать, если отнестись к твоему вопросу духовно? Смерть рождает жизнь, Питер - город, конечно, большой, но не настолько, чтобы люди в нем были разрознены между собой, всегда присутствует некая незримая связь между музыкантами. Мы редко общаемся между собой по меркам Калининграда, допустим, но по меркам Питера мы общаемся часто. Питер - это город общительный, там не проходит дня, чтобы нашего барабанщика, например, не попросили сыграть в какой-нибудь группе, на подмене. Я не скажу, что мы все друзья, все питерские музыканты, далеко все не так, но мы все имеем какой-то стержень. В Питере присутствует такая тема, что если ты ничего из себя не представляешь, то рок-музыкой тебе заниматься не следует. Если ты хочешь играть рок-музыку, то должен играть рок-музыку от начала и до конца, и к этому у тебя должны быть данные. Это не просто мои домыслы, я неоднократно такое наблюдал на практике... Чего-то мы отвлеклись... Питер - не гиблый город, нет, абсолютно все не так. Он... тихий и... дикий... Это реальный город, в нем, по сравнению с той же Москвой, меньше вранья. В нем есть музыканты, имеющие такой успех на Западе, который тем же москвичам никогда и не снился. Мы просто об этом не знаем, а вы про это не пишете. Я про ОЛЕ ЛУКОЙЕ говорю. Такой группы, кроме как в Питере, не могло родиться нигде. Уже хотя бы поэтому нельзя говорить о Питере как о гиблом городе, рождающем гиблую музыку. А с другой стороны, про ОЛЕ ЛУКОЙЕ можно говорить, что это - гиблая группа, потому что она играет такую музыку, от которой можно просто свихнуться. Можно про нее говорить и как про экстремальную группу, и как про транс-группу - отсюда можно и вырулить на то, что Питер - это и самый экстремальный город, и самый транс-город, и город наркоманов и шизиков. Это многоликий город, я бы не стал вешать на него какого-нибудь одного ярлыка. В Питере все очень весело и одновременно все монументально. Питер - задумчивый город. Питер подчиняет себе. Но я бы не стал говорить о Питере как о культурной столице России, о чем говорят все кому не лень. И без Питера в России культурных столиц хватает. Вот в Питере все... ну, не все, многие... ругают Москву, а можно и Москву назвать культурной столицей России. Просто существуют два менталитета - питерский и московский. Питерский распространен в западных областях России, московский - в восточных. И с точки зрения Питера в Москве все делается не так, с точки зрения Москвы - в Питере все делается не так. И это не плохо на самом деле, от этого, как мне кажется, даже все выигрывают... Мы уже где с тобой находимся?..
- ...Не знаю... Давай к группе вернемся. Ты сказал, что ЧУФЕЛЛА очень мощно начала, потом, по-моему, у нее наступил какой-то спад...
- Был момент, в 98-ом году, когда группа находилась на грани распада: из группы ушел человек, почему-то объявивший, что ЧУФЕЛЛА МАРЗУФЕЛЛА распалась. Это было абсолютно безосновательное заявление пришлого человека, не имевшего никакого отношения к созданию группы. Но отчего-то с этого момента в группе образовался какой-то застой, начался поиск выхода из создавшегося положения, и реально ушло не меньше полугода на восстановление баланса между музыкантами. Искали новый баланс, заново распределяли энергию - музыкальную и человеческую. Потом мы с этим справились, и 99-й, 2000-й годы я считаю лучшими в биографии группы. Сегодня мы просто офигительно играем, нас принимают офигительно, мы лажаем офигительно, живняк, все ништяк! Мы не гоним друг на друга, ну, сремся, конечно, но на мелочах, и спустя минуту все снова становится на свои места.
- Ты говорил, что среди питерских существует некая взаимосвязь, братство. Несмотря на то, что вы запросто можете не любить музыку друг друга? Вот Черт из ПИЛОТА, к примеру, мягко говоря, не любит то, что играет ЧУФЕЛЛА МАРЗУФЕЛЛА...
- Я знаю, что ему... совсем... не нравится группа ЧУФЕЛЛА МАРЗУФЕЛЛА. Ты правильно расставил акценты: одно дело, когда мы с ним общаемся как с человеком, другое - как мы относимся к тому, что каждый из нас делает. Я тоже могу сказать, и это действительно так, что мне не нравится то, что делает группа ПИЛОТ. Но к Илье-то я ведь нормально отношусь, это прикольный чувак, с ним интересно разговаривать, он - музыкант, он - достойный человек. Я могу гнать телегу на его музыку, но на него самого я никогда телегу не покачу, просто потому... потому что... вот!..
- ПИЛОТ для тебя не Имя в российской рок-музыке...
- Для меня вообще нет ни одного Имени в российской рок-музыке, кроме ОЛЕ ЛУКОЙЕ.
- Мне трудно себе представить, как музыкант может взять и сочинить песню, исходя только из того расчета, что она должна продаться. Может, он просто действительно умеет сочинять музыку, которая будет пользоваться спросом у большого числа людей, ее будут покупать. И никаких душевных противоречий при этом он не испытывает. Вот, скажем, PUSHKING. Играют себе ребята нормальный коммерческий рок...
- Понимаешь, существует подоплека - ради чего ты занимаешься музыкой? То, что делает PUSHKING, - это плохо. С моей точки зрения. С точки зрения слушателя, я считаю, что это обман. Я врубаюсь, что весь этот шоу-бизнес замешан на каком-то обмане. Хотя люди из группы PUSHKING чуваки офигительные. Они верят в эти игры в "шоу-бизнес". У меня у самого был такой вруб, еще до момента создания ЧУФЕЛЛЫ, что нужно сочинить песню, которую бы люди покупали. Потом я понял, что нужно придумывать песни ради того, чтобы их придумывать: песни сочиняются только тогда, когда их появления просит твоя душа. Уже потом ты можешь заморачиваться - продадутся они или нет. У нас в группе так... Я понимаю, конечно, что я продаюсь, но я это делаю по-честному. Я придумываю то, что придумывается, без всякой конъюнктуры. И публика наша это знает. И она выбирает сегодня именно нас, оправившись от шока времен глобального тоталитаризма КИНО (тьфу-тьфу-тьфу), АЛИСЫ, ДДТ, АКВАРИУМА. Сейчас этот пласт пробит, в том числе и нами.
- Что означает твое "тьфу-тьфу-тьфу"?
- ...Я никогда бы не хотел говорить плохо о Викторе Цое, но для меня он никогда не являлся кумиром, его творчество мне никогда не нравилось, но как человек в моих глазах он был просто суперстар.
- Ты с мэтрами питерской рок-сцены позволяешь себе поговорить о чем-нибудь всерьез?
- Последний мой разговор из таких был с Юрием Шевчуком года полтора назад. Это очень умный человек, духовно умный. Я очень много от него прихватил по жизни... но не в музыке. Мне очень импонирует то, что Шевчук очень благосклонно относится к нашей группе. На мой взгляд, из всех наших видимых, осязаемых суперрокеров (хотя я не считаю Шевчука рокером и то, что он играет, мне не всегда нравится, особенно те песни, которые нравятся публике, да и Шевчуку они не нравятся тоже, насколько я знаю) он самый реальный. Когда-нибудь ему будет нужно поставить памятник.
Я в очень хороших отношениях с музыкантами ДДТ, с Доцей, с бывшим гитаристом ДДТ Андрюхой Васильевым, мы с ним вместе компьютер какой-то начали изучать. Вадик Курылев, с виду такой несколько "в себе", но очень трогательный человек. Такие врубы.
- Ты, без ложной скромности, можешь сказать, что из себя представляет ЧУФЕЛЛА МАРЗУФЕЛЛА на российской рок-сцене?
- ...Я считаю, что это - явление... Я понимаю, что ты пытаешься меня подъ...ть со всеми эти разговорами, что ЧУФЕЛЛА - это российский ROLLING STONES. Когда мы начали играть, мне очень сильно не нравилась группа ROLLING STONES. И вот когда мы уже, как я тебе говорил, решили распадаться, к нам подходят какие-то люди и говорят: "Парни, пожалуйста, не разваливайтесь, вы ох...но похожи на ROLLING STONES!". А я еще так подумал: вот, нашли, что выбрать для сравнения. А потом подумал, что да, между нами что-то такое есть, не ясно, правда, что. Что-то духовное, одинаковое понимание каких-то вещей. Голоса похожие, не стопроцентно, но... чувственность какая-то одинаковая в музыке. Ощущение драйва от музыки. Но сам для себя я сравниваю ЧУФЕЛЛУ больше с AC/DC, по эмоциональности, по внутреннему качу. А больше всего мне нравится группа WHO: из всех музыкальных коллективов, которые когда-либо существовали, абсолютные гении - это WHO. Гении концертов. Я бы всем сейчас посоветовал поднять этот слой, который сегодня забыт. Он периодически всплывает, но в России он абсолютно не востребован.
Главное, что хочет сказать ЧУФЕЛЛА людям, - уберите гнилье со своей души. Музыка может на человека влиять как снаружи, так и изнутри. Наиболее сильное влияние музыки происходит не на коммерческом уровне, а на ментальном, на уровне сознания, изнутри. Это как раз та музыка, которую отвергают форматные виды СМИ. Так вот, я е...л в рот эти СМИ, эти общественные устройства, эти государственные институты. Ничто не сможет извратить смысл общения человека с человеком. Человек человеку друг изначально, даже во время войны, когда противоположные стороны смотрят друг на друга не как на врагов, а как на врагов по приказу.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 39 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета